ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А11-7951/2010 от 02.02.2011 АС Владимирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

  600025, г. Владимир, Октябрьский пр-т, 14

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Владимир Дело № А11-7951/2010

03 февраля 2011 года

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 02.02.2011 был объявлен перерыв до 03.02.2011.

Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Андриановой Н.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Журавлевой В.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Протрейд» о признании незаконным решения Департамента развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации Владимирской области от 27.09.2010 № 46/04-51 о запрете проведения стимулирующей лотереи,

при участии представителей:

от заявителя – не явился. Извещен (почтовое уведомление № 04345),

от заинтересованного лица – ФИО1 – по доверенности от 11.01.2010 № ДРПТ-10-01-12 сроком действия три года,

информация о движении дела была размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в разделе "Судебное делопроизводство" по веб-адресу: http://vladimir.arbitr.ru,

установил.

Общество с ограниченной ответственностью «Протрейд»» (далее – Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации Владимирской области (далее - Департамент, заинтересованное лицо) от 27.09.2010 № 46/04-51 о запрете проведения стимулирующей лотереи.

В обоснование заявленного требования Общество указало на то, что оспариваемое решение нарушает права и законные интересы Общества с сфере предпринимательской и экономической деятельности, поскольку стимулирующая лотерея является одним из инструментов рекламы товаров и услуг и продвижением их на рынке, а следовательно, запрещение ее проведения может привести к недополучению Обществом прибыли от своей деятельности.

Кроме того Общество сослалось на то, что условиями проведения лотереи «Час досуга» не предусмотрено применение каких-либо лотерейных терминалов, в связи с чем ссылка Департамента на части 2 и 3 статьи 7 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» (несоответствие представленных документов требованиям Федерального закона) является несостоятельной, а принятое им решение незаконным.

Департамент требования Общества не признал, указав в отзыве на несоответствие представленных Обществом документов требованиям Федерального закона от 11.11.2003 « 138-ФЗ «О лотереях», а именно: условия стимулирующей лотереи не должны включать в себя положения, позволяющие совершать участником стимулирующей лотереи действия с использованием механических, электрических, электронных или иных технических устройств для определения и (или) получения выигрышей, призов и (или) подарков; не допускается использование лотерейного оборудования для проведения стимулирующих лотерей; услугой, с которой связана проводимая Обществом лотерея, является предоставление в пользование (прокат) сеансов игры на развлекательном оборудовании.

Кроме того, Департамент ссылается на статью 1062 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой требования граждан и юридических лиц, связанные с организацией игр и пари или с участием в них, не подлежат судебной защите.

Выслушав пояснения представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Общество, разработав условия проведения бестиражной региональной стимулирующей лотереи «Час досуга» сроком проведения с 06.10.2010 по 05.10.2011, обратилось в Департамент с уведомлением о проведении стимулирующей лотереи с приложением пакета документов, предусмотренных Федеральным законом от 11.11.2003 №138-ФЗ «О лотереях».

Департамент, рассмотрев представленные Обществом документы, принял решение от 27.09.2010 № 46/04-51 о запрете проведения стимулирующей лотереи.

Полагая, что принятое Департаментом решение не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, Общество обратился в суд с требованием о признании указанного решения незаконным.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных (иных) органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону (иному нормативному правовому акту); устанавливает наличие полномочий у органа (лица), которые приняли оспариваемое решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемое решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статья 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 5 статьи 24 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» действия (бездействия) и решения Федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.

Согласно постановлению Губернатора Владимирской области от 06.04.2004 № 227 «О регулировании отношений, возникающих в области организации региональных лотерей и их проведения на территории Владимирской области» Департамент развития предпринимательства, торговли и сферы услуг является уполномоченным органом, осуществляющим рассмотрение уведомлений о проведении региональных стимулирующих лотерей.

Статьей 2 Федерального закона "О лотереях" установлено, что лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом; лотерейное оборудование - оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами.

Стимулирующей является лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (часть 3 статья 3 Федерального закона «О лотереях»).

Согласно статье 7 Федерального закона "О лотереях" право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Уведомление о проведении стимулирующей лотереи должно содержать указание на срок, способ, территорию ее проведения и организатора такой лотереи, а также наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи. К уведомлению прилагаются следующие документы: условия стимулирующей лотереи; описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о сроках проведения стимулирующей лотереи и ее условиях; описание признаков или свойств товара (услуги), позволяющих установить взаимосвязь такого товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи; описание способа заключения договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником; описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о досрочном прекращении ее проведения; засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов организатора стимулирующей лотереи; порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей.

Из содержания указанной нормы следует, что стимулирующая лотерея является лотерей непосредственно связанной с реализацией товара (услуги) и используется в целях более активного привлечения потребителя к приобретению товара (услуги) и без непосредственной взаимосвязи с реализуемым товаром (услугой) ее проведение невозможно.

Проведение стимулирующих лотерей с помощью механических, электрических, электронных или иных технических устройств, используемых для определения выигрышей, призов и (или) подарков, в том числе в денежных и натуральных показателях, запрещено (часть 8 статьи 3 Федерального закона «О лотереях»).

Условия стимулирующей лотереи не должны включать в себя положения, позволяющие совершать участником стимулирующей лотереи действия с использованием механических, электрических, электронных или иных технических устройств для определения и (или) получения выигрышей, призов и (или) подарков (часть 3 статьи 9 Федерального закона «О лотереях»).

Частью 5 статьи 12.1 Федерального закона «О лотереях» определено, что использование лотерейного оборудования при проведении стимулирующей лотереи не допускается.

Как следует из материалов дела, основанием для принятия оспариваемого решения послужило несоответствие представленных Обществом документов требованиям Федерального закона «О лотереях», а именно, оказание услуги (игра на развлекательном оборудовании), с которой непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи, допускает использование лотерейного оборудования, что противоречит нормам статьей 3 (пункт 8), 9 (пункт 3), 12.1 (пункт 5) Федерального закона "О лотереях».

Согласно пункту 5 Уведомления о проведении стимулирующей лотереи, пункту 5.2.1 Условий стимулирующей лотереи, Приложению № 3 к Уведомлению о проведении стимулирующей лотереи, представленных Обществом в Департамент, лотерея, проводимая им непосредственно связана с предоставлением в пользование (прокат) сеансов игры на развлекательном оборудовании – аттракционах-стимуляторах.

Чтобы стать участником игры необходимо приобрести указанную услугу, заключив, таким образом, договор на участие в игре. В соответствии с пунктом 5.2.3 Условий лотереи – по истечении сеанса игры, оплаченного участником, организатор лотереи выдает один или несколько билетов бестиражной стимулирующей лотереи, при вскрытии которых находится информация о выигрыше в денежном эквиваленте или об отсутствии выигрыша. Количество выданных билетов зависит от количества оставшихся у участников очков к концу сеанса.

К концу сеанса игры у участника игры остается определенное число очков. Данные очки случайным образом определяются игровым оборудованием. В зависимости о количества оставшихся очков участник игры получает соответствующее количество лотерейных билетов, которые содержат информацию о выигрыше в денежном эквиваленте.

Таким образом проведение стимулирующей лотереи допускает использование развлекательного оборудования , что противоречит части 8 статьи 3, части 3 статьи 9, части 5 статьи 12.1 Федерального закона «О лотереях».

Таким образом, вывод Департамента о несоответствии представленных Обществом документов требованиям Федерального закона «О лотереях» обоснован.

На основании изложенного требование Общества о признании незаконным решения Департамента развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации Владимирской области от 27.09.2010 № 46/04-51 о запрете проведения стимулирующей лотереи удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.

2. Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд (г.Владимир) через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца со дня его принятия.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.

Судья Н.В.Андрианова