600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 14
г. Владимир Дело № А11-8062/2017
“07” декабря 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена – 30.11.2017.
Решение в полном объеме изготовлено – 07.12.2017.
В судебном заседании 30.11.2017 на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 30.11.2017 до 16 час. 30 мин.
Арбитражный суд Владимирской области в составе: судьи Ушаковой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мельник И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Владимирской области об аннулировании лицензии от 29.10.2013 серии 033 № 00126 на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1 – 4 класса опасности, выданную обществу с ограниченной ответственностью "Радуга" (ОГРН <***>),
при участии представителей:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Владимирской области: ФИО1 – по доверенности от 10.05.2017 № 19 (сроком действия на 1 год);
от ООО "Радуга": ФИО2 – по доверенности от 04.09.2017 (сроком действия на 1 год);
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Владимирской области (далее – Управление) обратилось в арбитражный суд с требованием об аннулировании лицензии от 29.10.2013 серии 033 № 00126 на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1 – 4 класса опасности, выданной обществу с ограниченной ответственностью "Радуга" (далее – ООО "Радуга", Общество).
Мотивируя правомерность обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением, Управление указало на нарушение Обществом требований, установленных подпунктом а) пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановление Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062 (далее – Положение), что выразилось в осуществление Обществом приема и размещения отходов на земельном участке с кадастровым номером 33:01:000513:204, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов, и отсутствие у ООО "Радуга" объекта для осуществления лицензионной деятельности по размещению отходов I - IV классов опасности.
Подробнее позиция Управления отражена в заявлении от 28.07.2017 № 04-01-12/3471.
Общество в отзыве на заявление просило в удовлетворении заявленного требования отказать.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.
ООО "Радуга"зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 12 по Владимирской области 15.08.2011 внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц (основной государственный регистрационный номер <***>).
Обществу выдана лицензия от 29.10.2019 серии 033 № 00126, разрешающая осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классовопасности.
Место осуществления лицензируемого вида деятельности в соответствии с выданной лицензией является: Владимирская область, Александровский район, МО Следневское сельское поселение, д. Машково-Александровская городская свалка ТБО.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 33:01:000513:204 предоставлен Обществу на основании договора субаренды от 07.12.2015 № 07121501, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью "ТехноСонус-Урал", площадью 111 463 кв.м.
Между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Александровского района и муниципальным предприятием "Специализированная автомобильная база" Александровского района 14.11.2014 заключен договор аренды № 747-01/14 сроком действия до 31.10.2034, в том числе земельного участка с кадастровым номером 33:01:000513:204, площадью 111 463 кв.м, с разрешенным использованием: для полигона твердых бытовых отходов.
Между муниципальным предприятием "Специализированная автомобильная база" Александровского района и обществом с ограниченной ответственностью "ТехноСонус-Урал" 27.02.2015 заключен договор субаренды № 01 указанного земельного участка со сроком действия до 31.10.2034.
В соответствии с соглашением от 01.12.2016, заключенным между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Александровского района и муниципальным предприятием "Специализированная автомобильная база" Александровского района, договор аренды земельного участка от 14.11.2014 № 747-01/14 расторгнут.
Согласно пункту 1 статьи 618 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором аренды, досрочное прекращение договора аренды влечет прекращение заключенного в соответствии с ним договора субаренды.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 33:01:000513:204 Обществу на каком-либо праве на момент обращения Управления в суд с рассматриваемым требованием не принадлежал.
Установив, что Общество осуществляет лицензируемый вид деятельности с нарушением требований, установленных подпунктом а) пункта 3 Положения, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ), статье 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов 1 - 4 классов опасности подлежит обязательному лицензированию.
В силу части 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Подпунктом а) пункта 3 Положения установлено, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются, в том числе: для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I - IV классов опасности) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям.
При этом в пункте 4 Положения указано, грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, а также:
а) допуск к деятельности в области обращения с отходами лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности;
б) использование объекта размещения и (или) обезвреживания отходов I - IV классов опасности с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 89-ФЗ объектом размещения отходов является специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Пунктом 4.11 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт ресурсосбережение. Обращение с отходами термины и определения" установлено, что объектом размещения отходов являются полигоны, шламохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки.
Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792 утвержден порядок ведения государственного кадастра отходов, в соответствии с которым порядок ведения государственного кадастра отходов (далее -Порядок) устанавливает процедуры сбора, обработки, систематизации и представления информации о видак отходов, их происхождении, химическом и (или)компонентном составе, агрегатном состоянии и физической форме, классе опасности, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов (пункт 1). Государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных виде в и ведется по единой для Российской Федерации системе (пункт 2).
В силу статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Частью 6 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 16 Порядка государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО) включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 17 Порядка не подлежат включению в ГРОРО: объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком; объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации; специальные объекты размещения радиоактивных отходов; скотомогильники.
Согласно части 7 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Статьей 20 Федерального закона № 99-ФЗ установлен порядок приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии и аннулирования лицензии.
В силу части 11 статьи 20 Федерального закона № 99-ФЗ в случае, если в установленный судом, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, срок административного наказания в виде административного приостановления деятельности и приостановления действия лицензии или в установленный лицензирующим органом срок исполнения вновь выданного предписания лицензиат не устранил грубое нарушение лицензионных требований, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
В соответствии с частью 12 статьи 20 Федерального закона № 99-ФЗ лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии.
Таким образом, основаниями для обращения лицензирующего органа в суд с заявлением об аннулировании лицензии являются:
- неустранение лицензиатом грубого нарушения лицензионных требований в срок административного наказания в виде административного приостановления деятельности;
- неустранение лицензиатом грубого нарушения лицензионных требований в срок приостановления действия лицензии;
- неустранение лицензиатом грубого нарушения лицензионных требований в срок, установленный вновь выданным предписанием.
В рассматриваемом случае, таких оснований Управлением не приведено и доказательств их наличия в материалы дела не представлено.
Судом установлено, что в отношении ООО "Радуга" по делам об административных правонарушениях по фактам грубых нарушений лицензионных требований решений о приостановлении деятельности или действия лицензии не принималось, Общество привлекалось к административной ответственности в виде административного штрафа.
Кроме того, арбитражный суд считает необходимым отметить следующее.
Как следует из материалов дела, ООО "Радуга" осуществляет деятельность по приему и размещению отходов на земельном участке площадью 111 463 кв.м, с кадастровым номером 33:01:000513:204, с разрешенным использованием: для полигона твердых бытовых отходов, расположенном по адресу:Владимирская область, Александровский район, МО Следневское сельское поселение, д. Машково.
Указанный земельный участок предоставлен Обществу на основании договора аренды земельного участка от 29.08.2017 № 3654-02/17, заключенного с Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Александровского района сроком на 10 лет.
Таким образом, ссылка Управления на то, что у ООО "Радуга"отсутствуют необходимые для выполнения заявленных работ здания, строения, сооружения (в том числе объекты обезвреживания и (или) размещения отходов I - IV классов опасности) и помещения, принадлежащие ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующие установленным требованиям, на момент рассмотрения настоящего дела в суде является несостоятельной.
Как указано выше, в соответствии с частью 7 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Из материалов дела следует, что 10.08.2016 Обществом подано заявление в Управление о направлении на рассмотрение материалов для включения объекта размещения отходов (Александровская городская свалка ТБО) в Государственный реестр объектов размещения отходов (далее –ГРОРО). Письмом от 19.08.2016 № 02-09/3538 ООО "Радуга" отказано в направлении характеристики объекта размещения отходов в Федеральную службу по надзору и сфере природопользования для дальнейшего включения объекта размещения отходов (Александровская городская свалка ТБО) в ГРОРО. Основанием для отказа послужил факт несоответствия объекта размещения отходов (Александровская городская свалка ТБО) установленным проектом требованиям.
Для устранения вышеуказанной причины отказа, 07.09.2016 ООО "Радуга" с обществом с ограниченной ответственностью "Владимир Вторма Клининг" заключен договор № 2016-134/п на выполнение проектных работ, предметом которого является разработка проекта "Реконструкция объекта размещения отходов в МО Следневское сельское поселение Александровского района Владимирской области" и технической документации к проекту для целей строительства объекта размещения отходов с участком мусоросортировки на земельных участках из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, с разрешенным использованием: специальная деятельность (размещение, хранение, захоронение, утилизация, накопление, обработка, обезвреживание отходов производства и потребления), с кадастровым номером 33:01:000515:3 площадью 84 753 кв.м. и кадастровым номером 33:01:000513:204 площадью 111 463 кв.м., расположенные по адресу: Владимирская область, район Александровский, МО Следневское (сельское поселение), вблизи д. Машково.
Согласно пояснениям Общества, по результатам выполнения всех работ ООО "Радуга" планируется создание полигона для размещения отходов с участком мусоросортировки, отвечающего требованиям законодательства Российской Федерации, с дальнейшим включением его в ГРОРО.
Кроме того, в целях реализации договора от 07.09.2016 № 2016-134/п на выполнение проектных работ, Обществом также были заключены следующие договоры:
- договор от 04.10.2016 № 04/10 на выполнение инженерно-геодезических изысканий (сумма договора 160 000 руб.), оплата произведена полностью;
- договор от 13.12.2016 № 13/12 на выполнение инженерно-геодезических изысканий (сумма договора 100 000 руб.), оплата произведена полностью;
- договор от 14.12.2016 № 14/12 на выполнение инженерно-геологических изысканий (сумма договора 620 000 руб.), оплата произведена в размере 360 000 руб.
Договор от 07.09.2016 № 2016-134/пна выполнение проектных работ на настоящий момент исполнен, о чем свидетельствует справка ООО "Владимир Вторма Клининг" от 22.08.2017 № 94; 07.08.2017 проведены общественные обсуждения проектной документации; проектная документация проходит государственную экологическую экспертизу.
29.08.2017 Обществом вновь подано заявление в Управление на рассмотрение материалов для включения объекта размещения отходов (Александровская городская свалка ТБО) в ГРОРО; 28.0.2017 Обществом подано повторное заявление с дополнительными материалами, запрашиваемыми Управлением, которое на настоящий момент находится на рассмотрении.
Согласно правовой позиции, сформулированной в пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", аннулирование лицензии не является административным наказанием, представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.
По своей правовой природе аннулирование лицензии является административно-правовой санкцией и должно соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности. В частности, применение конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным и соответствующим характеру совершенного деяния.
Поскольку лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, так как не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.
Положения части 11 статьи 20 Закона № 99-ФЗ не устанавливают безусловной обязанности суда при наличии приведенных в ней оснований принять решение об аннулировании лицензии.
Таким образом, при разрешении вопроса об аннулировании лицензии суду в каждом конкретном случае надлежит оценить обстоятельства, являющиеся основанием для аннулирования лицензии, с учетом степени опасности, характера допущенных лицензиатом нарушений и их последствий.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд пришел к выводу о том, что ООО "Радуга" действовало добросовестно и предпринимало все необходимые меры для соблюдения норм действующего законодательства. При этом суд учитывает, что получение необходимой проектно-разрешительной документации на объект размещения отходов и включение такого объекта в ГРОРО зависит не только от воли и совершаемых Обществом действий.
При таких обстоятельствах основания для применения в отношении ООО "Радуга" такой меры как аннулирование лицензии отсутствуют.
На основании изложенного требование Управления удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 4, 65, 71, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении заявленного требования Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Владимирской области отказать.
2. Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд, г. Владимир через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа, г. Нижний Новгород, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья | Е.В. Ушакова |