ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А11-8184/2023 от 09.11.2023 АС Владимирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

600005, г. Владимир, Октябрьский проспект, 19

тел. (4922) 47-23-41, факс (4922) 47-23-98

http://vladimir.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владимир                                                                                       Дело № А11-8184/2023

9 ноября 2023 года

Резолютивная часть решения объявлена 1 ноября 2023 года.

Решение в полном объёме изготовлено 9 ноября 2023 года.

Арбитражный суд Владимирской области в составе: судьи Тимчука Н.Г. при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания
ФИО1, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Киржачская типография" (601010, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным и отмене постановления Отделения по Владимирской области  Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (107016, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>; 600000, Владимирская область,
<...>) от 04.07.2023 № 23-4093/3110-1 о привлечении к административной ответственности, при участии представителей сторон: от открытого акционерного общества "Киржачская типография" –                  ФИО2 (по доверенности от 03.10.2022 № 22-10/1-28 сроком действия на три года, диплом 107724 0061048); от Отделения по Владимирской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу – ФИО3 (по доверенности
от 07.04.2021 сроком действия по 09.03.2026, диплом ИВС 0466931); информация о движении дела размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет по веб-адресу: http://vladimir.arbitr.ru, установил.

Открытое акционерное общество "Киржачская типография" (далее – Общество, ОАО "Киржачская типография") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отделения по Владимирской области  Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (далее – Банк, административный орган) от 04.07.2023 № 23-4093/3110-1 о привлечении к административной ответственности.

По мнению Общества, оспариваемое постановление вынесено Банком без учёта фактических обстоятельств, касающихся непередачи бывшим финансовым директором ОАО "Киржачская типография" ФИО4 документов при увольнении в 2022 году. При этом факт пропажи (утраты) документов Общество не оспаривает, указывает на принятие мер по восстановлению утраченных документов и считает возможным признать совершённое правонарушение малозначительным (возражения от 23.10.2023 № 26-ЮД).

Банк с требованием не согласился по основаниям, изложенным в отзыве
от 28.08.2023 № 117-6-АПБР/1297, дополнении к нему от 27.10.2023
№ 117-6-АПБР/1937. Административный орган подтвердил законность и обоснованность оспариваемого постановления, наличие в действиях Общества состава вменяемого правонарушение и отсутствие оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялись перерывы.

Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

В рамках реализации Банком России полномочий в области защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов, установленных статьёй 76.2 Федерального закона от 10.07.2022 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Центром защиты прав потребителей в г. Нижний Новгород Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России (далее - Центр защиты прав потребителей) рассмотрены обращения ФИО4 от 09.12.2022 вх. № О-247437, от 13.12.2022 вх. № О-249969, от 20.12.2022 № О-255021, от 26.12.2022 № О-258773,
от 13.03.2023 вх. № ОТ4-3223, содержащие сведения о возможном нарушении ОАО "Киржачская типография" требований Федерального закона от 26.12.1995
№ 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее – Федеральный закон
"Об акционерных обществах").

В целях проверки сведений, изложенных в обращениях ФИО4, Центром защиты прав потребителей в адрес ОАО "Киржачская типография" направлялись предписания о представлении документов от 21.12.2022
№ С59-1/36715, от 09.02.2023 № С59-1/5243, от 23.03.2023 № С59-1/12745, во исполнение которых Общество письмом от 10.04.2023 № 0484-К сообщило, что у него отсутствуют внутренние документы организации, регламентирующие порядок подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров Общества, копии решений уполномоченного органа Общества, связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания акционеров, копии документов, подтверждающих доведение до ФИО4 сообщений о проведении собраний, выписки из списка лиц, имеющих право на участие в собрании, в отношении ФИО4 за прошедшие периоды. При этом
ОАО "Киржачская типография" пояснило, что отсутствие большинства истребуемых документов обусловлено тем, что все эти документы находились у финансового директора ОАО "Киржачская типография" ФИО4, который при увольнении с занимаемой должности в 2022 году не произвёл их передачу.

В связи с указанными обстоятельствами в адрес ОАО "Киржачская типография" было направлено предписание о представлении документов
от 19.04.2023 № С59-1/18426, в соответствии с которым Обществу предписывалось предоставить информацию и документы, касающиеся утраты документов Общества, в том числе перечень утраченных (утерянных) документов Общества, копии внутренних документов Общества, регламентирующих порядок хранения документов Общества, акты об утрате или повреждении подлинников документов Общества, перечень восстановленных документов Общества, письменные объяснения по фактам утраты документов Общества, о принятых Обществом мерах по восстановлению утраченных документов.

Во исполнение предписания Центра защиты прав потребителей от 19.04.2023 № С59-1/18426 Общество письмом от 16.05.2023 № 0604-К (вх. № 62277
от 17.05.2023) представило перечень утраченных документов, подлежащих хранению в соответствии с требованиями статьи 89 Федерального закона
"Об акционерных обществах", согласно которому Обществом утрачены следующие документы:

- внутренние документы Общества, регламентирующие порядок подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров Общества;

- решения уполномоченного органа Общества, связанные с подготовкой, созывом и проведением общих собраний акционеров Общества;

- документы,  подтверждающие доведение до  акционеров  сообщений  о проведении собраний (в том числе описи почтовых вложений, реестры, квитанции и т.д.);

- выписки из списка лиц, имеющих право на участие в собраниях за прошедшие годы;

- протоколы собраний и документы, подтверждающие принятие собраниями решений;

- протоколы счетной комиссии об итогах голосования на собраниях; отчеты об итогах голосования на собраниях;

- документы, подтверждающие доведение до акционеров Общества решений, принятых собраниями, и итогов голосования (в соответствии с пунктом 4
статьи 62 Федерального закона "Об акционерных обществах"), в том числе описи почтовых вложений, реестры, квитанции и т.д.;

- внутренние документы, регламентирующие порядок предоставления информации акционерам в соответствии со статьёй 91 Федерального закона
"Об акционерных обществах";

- приказы и распоряжения генерального директора; списки аффилированных лиц Общества;

- проспекты ценных бумаг, отчеты эмитента и иные документы, содержащие информацию, подлежащую опубликованию или раскрытию иным способом;

- внутренние документы, определяющие перечень информации, составляющей коммерческую тайну;

- внутренние документы, регламентирующие требования к конфиденциальной информации, в том числе информации, составляющей коммерческую тайну;

- договор (ы) (соглашение (я)) о доступе правомочных лиц к документам, содержащим информацию, составляющую коммерческую тайну (в порядке пункта 29 Указания Банка России от 28.06.2019 № 5182-У "О дополнительных требованиях к процедурам предоставления акционерными обществами документов или копий документов в соответствии со статьей 91 Федерального закона "Об акционерных обществах", касающегося документов общества, содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну).

При этом ОАО "Киржачская типография" сообщило, что указанный перечень не является исчерпывающим, и им ведётся работа по выявлению утраченных документов, разрабатываются внутренние документы Общества, регламентирующие порядок хранения документов Общества, положение о хранении документов Общества, организовывается хранение документов, формируются дела с документами, оконченными делопроизводством, составляется номенклатура дел Общества, принимаются все возможные меры для соблюдения правил и норм, регулирующих порядок хранения документов в Обществе. Одновременно ОАО "Киржачская типография" представило перечень восстановленных документов (дубликатов) Общества.

По факту неисполнения Обществом обязанности по хранению документов  в отношении последнего 21.06.2023 составлен протокол об административном правонарушении № ТУ-17-ЮЛ-23-4093/1020-1, которым действия Общества квалифицированы по части 1 статьи 13.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

04.07.2023 Банком вынесено постановление № 23-4093/3110-1 о привлечении ОАО "Киржачская типография" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 200 000 руб.

Общество, не согласившись с данным постановлением, оспорило его в арбитражный  суд.

Арбитражный суд, изучив материалы дела, оценив в рамках статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, приведённые ими доводы и возражения, пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.

Согласно частям 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие  значение для дела. При этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет обжалуемое решение в полном объёме.

В процессе рассмотрения дела арбитражный суд установил, что факт совершения Обществом вменяемого административного правонарушения подтверждён документально.

Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с пунктом 10.2 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России в пределах предоставленных полномочий  осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах.

В силу статьи 76.2 названного Федерального закона Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов.

Банк России вправе проводить проверки деятельности эмитентов и участников корпоративных отношений, направлять им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также применяет иные меры, предусмотренные федеральными законами.

Согласно пункту 1 статьи 65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1
статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями), к ним относятся, в том числе, общества.

Акционерным обществом признаётся коммерческая организация, уставный капитал   которой   разделён   на   определённое   число   акций,   удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу (пункт 2 статьи 2 Федерального закона "Об акционерных обществах", пункт 1 статьи 96 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Пунктом 3 статьи 96 Гражданского кодекса Российской Федерации  установлено, что правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации  и Федеральным законом "Об акционерных обществах".

В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона "Об акционерных обществах" последний определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров.

Пункт 1 статьи 89 рассматриваемого Федерального закона устанавливает обязанность акционерного общества хранить документы, предусмотренные Федеральным законом "Об акционерных обществах", уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества, органов управления общества, а также документы, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К указанным нормативным правовым актам относятся: Положение о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утверждённое постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16.07.2003
№ 03-33/пс (далее - Постановление № 03-33/пс), Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утверждённый приказом Росархива от 20.12.2019 № 236.

В соответствии с пунктом 2 статьи 89 Федерального закона
"Об акционерных обществах" Общество хранит документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 89 указанного Федерального закона, по месту нахождения его исполнительного органа в порядке и в течение сроков, которые установлены Банком России.

В силу пункта 2.1 Постановления № 03-33/пс общество обязано хранить постоянно, в том числе, решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, проспекты (проспекты эмиссии) ценных бумаг, изменения и (или) дополнения в решения о выпуске (дополнительном выпуске) и (или) проспекты (проспекты эмиссии) ценных бумаг, отчеты об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, зарегистрированные в установленном порядке регистрирующими органами, протоколы общих собраний акционеров (решения акционера, являющегося владельцем всех голосующих акций общества), ревизионной комиссии (ревизора) общества, протоколы заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества, протоколы заседаний коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), решения единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора, президента), списки аффилированных лиц общества, списки лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, имеющих право на получение дивидендов, а также иные списки, составляемые обществом для осуществления акционерами своих прав в соответствии с требованиями Федерального закона "Об акционерных обществах".

Согласно пункту 2.2 Постановления № 03-33/пс устав общества, внутренние документы общества, регулирующие порядок хранения документов общества, могут предусматривать более длительные сроки хранения документов, чём установленные пунктом 2.1 Постановления № 03-33/пс.

Пунктом 3.1 Постановления № 03-33/пс установлено, что организация хранения документов общества обеспечивается его единоличным исполнительным органом.

В силу пункта 3.4 Постановления № 03-33/пс хранению подлежат подлинники документов общества. В случае утраты или повреждения подлинника документа общества хранению подлежит заверенная в установленном порядке копия такого документа. О каждом случае утраты или повреждения подлинника документа общества должен быть составлен соответствующий акт с указанием причины утраты или повреждения, приобщаемый к передаваемой на хранение копии документа общества и подлежащий хранению вместе с ней. Указанный акт должен быть подписан руководителем структурного подразделения и утверждён единоличным исполнительным органом общества, а в случае утраты или повреждения документов бухгалтерского учета, бухгалтерской отчётности - также главным бухгалтером общества.

Банком при рассмотрении материалов административного дела установлено, что в соответствии с пунктом 13.1 Устава ОАО "Киржачская типография", утверждённого внеочередным собранием Общества (протокол от 09.08.2010 № 4), хранению подлежат следующие документы: договор о создании Общества; устав Общества и внесенные в него изменения и дополнения, которые зарегистрированы в установленном порядке, решение о создании Общества, документ о государственной регистрации Общества; документы, подтверждающие права Общества на имущество, находящееся на его балансе; внутренние документы Общества; положение о филиале или представительстве Общества; годовые отчеты; документы бухгалтерского учета; документы бухгалтерской отчетности; протоколы общих собраний акционеров (решения акционера, являющегося владельцем всех голосующих акций Общества), заседаний Совета директоров (Наблюдательного совета) Общества, Ревизионной комиссии (ревизора) Общества и коллегиального исполнительного органа Общества (Правления, Дирекции); бюллетени для голосования, а также доверенности (копия доверенностей) на участие в общем собрании акционеров; отчеты независимых оценщиков; списки аффилированных лиц Общества; списки лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и лиц, имеющих право на получение дивидендов, а также иные списки, составляемые Обществом для осуществления акционерами своих прав в соответствии с требованиями Федерального закона "Об акционерных обществах"; заключения ревизионной комиссии (ревизора) Общества, аудитора Общества, государственных и муниципальных органов финансового контроля; проспекты эмиссии, ежеквартальные отчеты эмитента и иные документы, содержащие информацию, подлежащую опубликованию или раскрытию иным способом в соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах" и другими федеральными законами; уведомления о заключении акционерных соглашений, направленные Обществу, а также списки лиц, заключивших такие соглашения; судебные акты по спорам, связанным с созданием Общества, управлением им или участием в нём; иные документы, предусмотренные Федеральным законом "Об акционерных обществах", настоящим уставом, внутренними документами Общества, решениями общего собрания акционеров, органов управления Общества, а также документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 13.2 Устава Общество хранит документы по месту нахождения его исполнительного органа в порядке и в течение сроков, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Таким образом, Уставом ОАО "Киржачская типография" иные сроки хранения документов, чем установленные пунктом 2.1 Постановления
№ 03-33/пс, не предусмотрены.

Согласно сведениям Общества, по его запросу у нотариуса Киржачского нотариального округа 08.04.2023 восстановлена лишь часть документов, подлежащих хранению, и им ведётся работа по выявлению утраченных документов.

Неисполнение акционерным обществом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда обязанности по хранению документов, которые предусмотрены законодательством об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами и хранение которых является обязательным, а также нарушение установленных порядка и сроков хранения таких документов, влечёт в соответствии с частью 1 статьи 13.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административную ответственностью в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трёхсот тысяч рублей.

В данном случае нарушение ОАО "Киржачская типография" требований статьи 89 Федерального закона "Об акционерных обществах", пунктов 2.1, 3.1, 3.4 Постановления № 03-33/пс и пунктов 13.1, 13.2 Устава ОАО "Киржачская типография", выразившееся в неисполнении обязанности Общества по хранению документов, которые предусмотрены законодательством об акционерных обществах, доказано материалами дела и подтверждается Обществом (возражения Общества от 23.10.2023 № 26-ЮД).

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях формы вины (статья 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Таким образом, при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности Общество обязано выполнять требования действующего законодательства. Общество, являясь профессиональным участником хозяйственных отношений, должно быть осведомлено о том, что несоблюдение ограничений и требований в сфере законодательства об акционерных обществах влечёт за собой административную ответственность.

В рассматриваемом случае у него имелась возможность для соблюдения требований действующего законодательства. При достаточной степени заботливости и осмотрительности, заведомой осведомлённости о требованиях закона, обязательности применимости закона и ответственности за невыполнение закона Общество могло и должно было обеспечить выполнение требований действующего законодательства. Однако  Обществом не были приняты все зависящие от него меры по их исполнению.

Положения части 4 статьи 2.1Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в рассматриваемом случае применению не подлежат.

Согласно указанной норме юридическое лицо не привлекается к административной ответственности при соблюдении в совокупности следующих условий:

- если за совершение административного правонарушения привлечены его должностное лицо или иной работник данного юридического лица, либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица;

- если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.

Привлечение генерального директора Общества к административной ответственности за это же правонарушение не является в данном конкретном  случае основанием для освобождения самого Общества от ответственности за вмененное правонарушение, поскольку материалами дела не подтверждено, что ОАО "Киржачская типография" приняло все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

 Обстоятельств, вызванных объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях соблюдения законодательно регламентированных требований, по делу не установлено.

При таких обстоятельствах вывод административного органа о виновности Общества в совершении вменяемого правонарушения является правильным.

В действиях Общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 13.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Процедура привлечения к административной ответственности соблюдена, существенных нарушений не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истёк.

Оценив представленные в дело доказательства, характер совершённого правонарушения, арбитражный не усмотрел в действиях Общества малозначительности вменённого деяния. Обстоятельства рассматриваемого правонарушения не имеют свойства исключительности, оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в настоящем случае не имеется.

Статьёй 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

При этом согласно пункту 18.1 указанного Постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учётом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершённого лицом деяния.

Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью суда.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Вменяемое Обществу правонарушение относится к административным правонарушениям с формальным составом, что предполагает существенность угрозы для охраняемых отношений в самом факте посягательства на них и не требует наступления общественно-опасных последствий или последствий для непосредственного объекта посягательства.

Наступление неблагоприятных последствий не является обязательным элементом рассматриваемого правонарушения. Обстоятельств, которые свидетельствовали бы об исключительности случая вменяемого Обществу административного правонарушения, что позволило бы признать его малозначительным, не установлено.

Суд считает, что Общество должно было и могло проявить осмотрительность в целях соблюдения требований действующего законодательства.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для применения     статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Основания для замены назначенного административного штрафа на предупреждение в порядке статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в рассматриваемом случае также отсутствуют.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за впервые совершённое административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В силу части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учётом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4. и части 1
статьи 4.1.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в этих нормах названного Кодекса.

В рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется, поскольку основания для отнесения противоправного действия к впервые совершённому административному правонарушению отсутствуют (постановлением от 15.03.2023 № 23-785/3110-1 Общество привлекалось к административной ответственности  по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Мера наказания (административный штраф) определена Банком исходя из конкретных обстоятельств дела с учётом положений статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В данной ситуации назначенный Обществу штраф соответствует тяжести совершённого правонарушения, а также принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности. Чрезмерности подлежащей взысканию суммы административного штрафа в настоящем деле не усматривается.

Положения статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в рассматриваемом случае также не подлежат применению, поскольку Общество отнесено к категории среднего предприятия (сведения из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства).

Таким образом, оснований для признания незаконным и отмены постановления Банка от 04.07.2023 № 23-4093/3110-1 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № ТУ-17-ЮЛ-23-4093 не имеется, в связи с чем требование Общества не подлежит удовлетворению.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по данному делу судом не рассматривается, так как согласно части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

отказать открытому акционерному обществу "Киржачская типография" в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления Отделения по Владимирской области  Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу от 04.07.2023
№ 23-4093/3110-1 о привлечении к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд (г. Владимир) через Арбитражный суд Владимирской области в течение десяти дней со дня его принятия.

            Судья                                                                                    Н.Г. Тимчук