АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
600025, г. Владимир, Октябрьский пр-т, 14
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владимир Дело № А11-8382/2010
14 марта 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 14.03.2011.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 04.03.2011 был объявлен перерыв до 14.03.2011.
Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Тимчука Н.Г. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Доничевым О.О., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Фаворит» о признании незаконным решения Департамента развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации Владимирской области от 07.10.2010 № 47/04-51 о запрете проведения стимулирующей лотереи, при участии представителей: от заявителя ФИО1 по доверенности от 01.12.2010; от заинтересованного лица ФИО2 по доверенности от 28.12.2010, установил.
Общество с ограниченной ответственностью «Фаворит»» (далее – Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации Владимирской области (далее - Департамент, заинтересованное лицо) от 07.10.2010 № 47/04-51 о запрете проведения стимулирующей лотереи.
В обоснование заявленного требования Общество указало, что условиями стимулирующей лотерей не предусмотрено использование лотерейного или иного оборудования, в связи с чем оспариваемое решение незаконно и нарушает права и законные интересы Общества с сфере предпринимательской и экономической деятельности.
Департамент требования Общества не признал, отметив, что оспариваемое решение законно и обосновано, поскольку по условиям стимулирующей лотереи «Легион» в качестве выигрыша участнику предлагаются лотерейные билеты, являющиеся номиналом указанной в них денежной суммы, которую получает участник игры. В связи с чем услуга по предоставлению в прокат игр с электронным дисплеем становится самостоятельной лотерей с получением вознаграждения, что нарушает требования статей 3, 9 и 12.1 Федерального закона Федерального закона от 11.11.2003 « 138-ФЗ «О лотереях» (далее – Закон о лотереях).
Кроме того, Департамент ссылается на статью 1062 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой требования граждан и юридических лиц, связанные с организацией игр и пари или с участием в них, не подлежат судебной защите.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, арбитражный суд установил следующее.
05.10.2010 Общество обратилось в Департамент с уведомлением о проведении с 15.10.2010 по 10.10.2011 стимулирующей лотереи «Легион» с приложением соответствующих документов, предусмотренных Законом о лотереях.
Рассмотрев данное обращение, заинтересованное лицо, приняло решение от 07.10.2010 № 47/04-51 о запрете проведения стимулирующей лотереи.
Полагая, что принятое Департаментом решение не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с требованиями статьи 200 названного Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно постановлению Губернатора Владимирской области от 06.04.2004 № 227 «О регулировании отношений, возникающих в области организации региональных лотерей и их проведения на территории Владимирской области» Департамент является уполномоченным органом, осуществляющим рассмотрение уведомлений о проведении региональных стимулирующих лотерей.
В соответствии с пунктом 5 статьи 24 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» действия (бездействия) и решения Федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.
Статьей 2 Федерального закона "О лотереях" установлено, что лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом; лотерейное оборудование - оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами.
Согласно статье 7 Федерального закона "О лотереях" право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Уведомление о проведении стимулирующей лотереи должно содержать указание на срок, способ, территорию ее проведения и организатора такой лотереи, а также наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи. К уведомлению прилагаются следующие документы: условия стимулирующей лотереи; описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о сроках проведения стимулирующей лотереи и ее условиях; описание признаков или свойств товара (услуги), позволяющих установить взаимосвязь такого товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи; описание способа заключения договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником; описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о досрочном прекращении ее проведения; засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов организатора стимулирующей лотереи; порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей.
Из содержания указанной нормы следует, что стимулирующая лотерея является лотерей непосредственно связанной с реализацией товара (услуги) и используется в целях более активного привлечения потребителя к приобретению товара (услуги) и без непосредственной взаимосвязи с реализуемым товаром (услугой) ее проведение невозможно.
Проведение стимулирующих лотерей с помощью механических, электрических, электронных или иных технических устройств, используемых для определения выигрышей, призов и (или) подарков, в том числе в денежных и натуральных показателях, запрещено (часть 8 статьи 3 Федерального закона «О лотереях»).
Пунктом 5 статьи 12.1. названного Закона также установлен запрет на использование лотерейного оборудования при проведении стимулирующих лотерей.
Более того, условия стимулирующей лотереи не должны включать в себя положения, позволяющие совершать участником стимулирующей лотереи действия с использованием механических, электрических, электронных или иных технических устройств для определения и (или) получения выигрышей, призов и (или) подарков (часть 3 статьи 9 Федерального закона «О лотереях»).
Как следует из материалов дела, основанием для принятия оспариваемого решения послужило несоответствие представленных Обществом документов требованиям Федерального закона «О лотереях», а именно: оказание услуги, с которой непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи, допускает использование лотерейного оборудования, что запрещено пунктом 8 статьи 3 , пунктом 3 статьи 9, пунктом 5 статьи 12.1 Закона о лотереях.
Таким образом, одним из обстоятельств, имеющих значение для настоящего дела является наличие в представленных Обществом в Департамент документов положений, позволяющих совершать участником стимулирующей лотереи действия с использованием механических, электрических, электронных или иных технических устройств, лотерейного оборудования для определения и (или) получения выигрышей, призов и (или) подарков.
Согласно Уведомлению о проведении стимулирующей лотереи «Легион», пунктам 1.2; 7.2; 8.2; 8.3; 8.4 Условий стимулирующей лотереи «Легион» и приложениям к Условиям, целью проведения стимулирующей лотерей является стимулирование реализации услуги по сдаче в прокат игр с электронным дисплеем, реализуемой обществом с ограниченной ответственностью «Фаворит» - организатором лотереи. Лотерея проводится последним среди приобрететелей услуги в местах реализации услуги по сдаче в прокат игр с электронным дисплеем. Для того, чтобы стать участником розыгрыша призового фонда гражданин должен приобрести услугу и обратиться к представителю организатора лотереи, предъявив документ о покупке услуги, выбрать из количества, предложенного организатором, не более 5 скрэтч-карт. Под защитным слоем данных карт находятся пустые поля или скрытые надписи с указанием номинала выигрыша. При выявлении под защитным слоем игрового поля скрэтч-карты надписи с номиналом выигрыша, участник признается победителем и имеет право на получение выигрыша соответствующего номинала. При проведении розыгрыша призового фонда лотерейное и иное оборудование, в том числе игорное, не используется.
Из вышеперечисленных условий не следует, что проведение стимулирующей лотереи допускает совершать участником стимулирующей лотереи действия с использованием механических, электрических, электронных или иных технических устройств для определения и (или) получения выигрышей, призов и (или) подарков. Само по себе участие в стимулирующей лотерее, выдача участнику розыгрыша скрэтч-карт, определение их количества, номинала выигрыша, содержащегося под защитным слоем скрэтч-карты, не ставится в зависимость от результатов игры с электронным дисплеем, переданной участнику в прокат.
Единственным условием участия в стимулирующей лотерее является факт приобретения участником услуги по сдаче в прокат игры с электронным дисплеем, то есть ее оплаты, и предоставление организатору документа о ее покупке. Более того, из условий стимулирующей лотереи не следует, что после приобретения услуги участник лотереи обязан осуществить игру на передаваемом ему в прокат оборудования с электронным дисплеем, по результатам которой определяется выигрыш.
В нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Департамент не представил достоверных и убедительных доказательств, что Условиями стимулирующей лотереи «Легион», иными представленными Обществом документов, предусмотрено использование технических устройств, лотерейного оборудования для определения выигрыша стимулирующей лотереи.
Так же не подтверждены доказательствами доводы заинтересованного лица, изложенные в дополнении к отзыву от 15.02.2010 на заявление, содержащие описание игры и выводы о том, что в качестве выигрыша участнику предлагаются лотерейные билеты, являющиеся номиналом указанной в них денежной суммы, а услуга по предоставлению в прокат игр становится самостоятельной лотереей.
Представленные заинтересованным лицом в материалы дела письмо от 15.02.2011 № 2-9-2011 Ковровской городской прокуратуры и приложенные к нему постановления мировых судей о привлечении ФИО3 к административной ответственности судом не принимаются в качестве доказательств в обоснование возражений Департамента, как несоответствующие признакам относимости и допустимости доказательств (статьи 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Указанные в перечисленных документах фактические данные не входят в круг обстоятельств, подлежащих установлению в рамках настоящего спора, то есть оценки содержания представленных в Департамент документов стимулирующей лотереи «Легион».
Таким образом, доводы заинтересованного лица не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и не подтверждены надлежащими доказательствами, в связи с чем, судом не принимаются.
Ссылка Департамента на статью 1062 Гражданского кодекса Российской Федерации не состоятельна, поскольку данная правовая норма не регулирует спорные правоотношения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Уведомление Общества о проведении стимулирующей лотереи и представленные им в Департамент документы соответствуют положениям Закона о лотереях, а оспариваемое решение в свою очередь не законно и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В этой связи требования заявителя подлежат удовлетворению.
В силу статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации заявителю подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина в сумме 2000 руб., как уплаченная в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Кодекса.
В остальной части расходы понесенные Обществом по государственной пошлине в размере 2000 руб. относятся на Департамент на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 210, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
1. Решение от 07.10.2010 № 47/04-51 Департамента развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации Владимирской области признать незаконным, как несоответствующее Федеральному закону от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях».
2. Взыскать с Департамента развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации Владимирской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Фаворит" (ИНН <***>, основной государственный регистрационный номер 1103332002102) расходы по государственной пошлине в сумме 2000 руб.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
3. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Фаворит" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 руб., уплаченную по платёжному поручению от 10.11.2010 № 01.
Справку на возврат государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.
Подлинное платёжное поручение остаётся в материалах дела, так как государственная пошлина возвращается частично.
4. Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд, г.Владимир через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, г. Нижний Новгород, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Н.Г. Тимчук