АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
600005, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 19
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Владимир Дело № А11-850/2022
27 июня 2022 года
Резолютивная часть принятого решения объявлена 27.06.2022. Полный текст решения изготовлен 27.06.2022.
Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Поповой З.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Леонтьевой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению государственной компании «Российские автомобильные дороги», 127006, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>, к индивидуальному предпринимателю ФИО1, ИНН <***>, ОГРНИП <***>, к индивидуальному предпринимателю ФИО2, ИНН <***>, ОГРНИП <***>, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (600033, <...>), ФИО3, об изъятии объектов недвижимости, при участии в судебном заседании представителей: от истца – ФИО4, по доверенности от 23.08.2021, представлен диплом о высшем юридическом образовании; от ответчиков (от ФИО1) – ФИО5, по доверенности от 11.04.2022, без номера, сроком действия один года, (от ФИО2) – представитель не явился, надлежащим образом извещен, от третьих лиц – представители не явились, надлежащим образом извещены, в судебном заседании судебном заседании 20.06.2022 по делу № А11-850/22 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 27.06.2022 08 час. 40 мин. и до 27.06.2022 до 14 час. 10 мин.,
установил следующее:
Государственная компания «Российские автомобильные дороги» (далее по тексту – ГК «Российский автомобильный дороги», истец, Государственная компания) обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее по тексту – ИП ФИО1, Предприниматель, ответчик), к индивидуальному предпринимателю ФИО2 (далее по тексту – ИП ФИО2, Предприниматель, ответчик) о принудительном изъятии объектов недвижимости для государственных нужд Российской Федерации с предоставлением возмещения за изъятие за счет субсидий из федерального бюджета:
1) земельного участка с кадастровым номером 33:10:001320:222, адрес (местоположение) земельного участка: Российская Федерация, Владимирская область, Селивановский район, МО Малышевское (сельское поселение), севернее д. Глебово, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, площадью 45 000 кв.м;
2) земельного участка с кадастровым номером 33:10:001320:215, адрес (местоположение) земельного участка: Российская Федерация, Владимирская область, Селивановский район, МО Малышевское (сельское поселение), северо-западнее д. Глебово, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, площадью 5403 кв.м;
3) земельного участка с кадастровым номером 33:10:001318:568, адрес (местоположение) земельного участка: Российская Федерация, Владимирская область, Селивановский район, МО Малышевское (сельское поселение), южнее д. Савково, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, площадью 84 597 кв. м.
Истец указал, что Государственная компания осуществляет деятельность по реализации проекта: скоростная автомобильная дорога Москва - Нижний Новгород - Казань. Строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Нижний- Новгород - Казань, 3 этап км 116 – км 224, Владимирская область (от пресечения с автомобильной дорогой регионального значения 17Р-2 «Владимир-Гусь-Хрустальный-Тума» до пересечения с автомобильной дорогой федерального значения 17К-2 «Муром-М7-Волга»).
В качестве правового обоснования истец сослался на часть 2 статьи 37, пункт 1 статьи 56.2, пункт 11 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 279, 281 Земельного кодекса Российской Федерации. Указал, что в соответствии с распоряжением Федерального дорожного агентства (РОСАВТОДОР) от 14.05.2021 № 1838-р спорные земельные участки подлежат изъятию. Размер возмещения определен в отчете от 20.09.2021 № 06-ЕЗК-Д-07/21, в отчете от 23.09.2021 № 07-1-ЕЗК-Д-07/21, в отчете № 06-2-ЕЗК-Д-07/21, выполненных обществом с ограниченной ответственностью «Землестрой» по состоянию на 13.05.2021, всего подлежит возмещению - 1 321 490 руб., из них ФИО1 – 500 789 руб., ФИО2 – 820 701 руб.
20.06.2022 от ИП ФИО2 поступило заявление об исключении из состава ответчиков, в связи с продажей доли в праве собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 33:10:001320:215, 33:10:001320:222, 33:10:001318:568 ИП ФИО1
Заявлением от 27.06.2022 истец отказался от части требований к индивидуальному предпринимателю ФИО2, в связи с тем, что 08.06.2022 проданы доли в праве собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 33:10:001320:215, 33:10:001320:222, 33:10:001318:568 ИП ФИО1
В материалы дела представлены Выписки из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 17.06.2022 на земельные участки с кадастровыми номерами 33:10:001320:215, 33:10:001320:222, 33:10:001318:568 в соответствии с которыми право собственности на участки зарегистрировано за ИП ФИО1
Определениями суда в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, ФИО3.
В ходе рассмотрения дела ответчики указали, что не возражают против изъятия участков, однако, возражают против размера возмещения, предлагаемого истцом, заявили ходатайство о назначении судебной экспертизы по делу для определения стоимости земельных участков и размера возмещения (письменное ходатайство приобщено к материалам дела и поддержано представителем в заседании суда). Указали, что проведение экспертизы необходимо поручить: обществу с ограниченной ответственностью «Аникс» 601900, <...>, обществу с ограниченной ответственностью «НИЖЕГОРОДЭКСПЕРТОЦЕНКА», 606400, Нижегородская обл., Балахнинский р-он., <...>, обществу с ограниченной ответственностью «Нижегородский капитал», 603003, <...>.
В судебном заседании истец и ответчик указали, что размер возмещения подлежит определению на основании заключения экспертизы, проведенной в ходе рассмотрения дела (заключение эксперта от 08.05.2021 № 929Д/02-2021).
В судебное заседание 27.06.2022 третьи лица не явились, дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, по имеющимся доказательствам в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Частью 2 статьи 37 Федерального закона от 17.07.2009 № 145-ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены полномочия Государственной компании в целях изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог.
Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) Министерства транспорта Российской Федерации принято распоряжение от 14.05.2021 № 1838-р «Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в целях обеспечения реализации проекта «Скоростная автомобильная дорога Москва – Нижний Новгород - Казань. Строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Нижний Новгород - Казань, 3 этап км 116 – км 224, Владимирская области (от пересечения с автомобильной дорогой федерального значения 17Р-2 «Владимир – Гусь-Хрустальный - Тума» до пересечения с автомобильной дорогой федерального значения 17К-2 «Владимир-Гусь-Хрустальный-Тума» до пересечения с автомобильной дорогой федерального значения 17К-2 «Муром-М7-Волга»), в соответствии с которым принято решение об изъятии земельных участков:
1) земельного участка с кадастровым номером 33:10:001320:222, адрес (местоположение) земельного участка: Российская Федерация, Владимирская область, Селивановский район, МО Малышевское (сельское поселение), севернее д. Глебово, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, общая площадь: 45000 кв. м;
2) земельного участка с кадастровым номером 33:10:001320:215, адрес (местоположение) земельного участка: Российская Федерация, Владимирская область, Селивановский район, МО Малышевское (сельское поселение), северо-западнее д. Глебово, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, общая площадь: 5403 кв. м;
3) земельного участка с кадастровым номером 33:10:001318:568, адрес (местоположение) земельного участка: Российская Федерация, Владимирская область, Селивановский район, МО Малышевское (сельское поселение), южнее д. Савково, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, общая площадь: 84597 кв. м.
Истец письмом от 24.09.2021 № 26788-22 направил в адрес ответчиков копию распоряжения от 14.05.2021 № 1838-р, проект соглашения об изъятии спорных земельных участков и копию отчетов об оценке от 20.09.2021 № 06-ЕЗК-Д-07/21, от 23.09.2021 № 07-1-ЕЗК-Д-07/21. № 07-2-ЕЗК-Д-07/21.
В соответствии с отчетами от 20.09.2021 № 06-ЕЗК-Д-07/21, от 23.09.2021 № 07-1-ЕЗК-Д-07/21, № 07-2-ЕЗК-Д-07/21 «Об определении рыночной стоимости земельных участков, убытков, причиненных изъятием и упущенной выгоды», выполненным обществом с ограниченной ответственностью «ЗемлеСтрой», в связи с изъятием земельных участков для нужд Российской Федерации в целях строительства, реконструкций автомобильный дороги федерального значения, на основании информации, представленной и проанализированной в отчете, с учетом ограничивающих условий и сделанных допущений, по состоянию на 13 мая 2021 года размер возмещения в связи с изъятием:
- земельного участка с кадастровым номером № 33:10:001320:222 (площадью 45000 кв. м) составляет: 460 800 руб. (рыночная стоимость земельных участков - 460 800 руб., убытки - 0 руб.) (ФИО2 – 1/10 доля в праве – 46 080 руб., ФИО1 – 9/10 доля в праве – 460 800 руб.);
- земельного участка с кадастровым номером № 33:10:001320:215 (площадью 5403 кв. м) составляет: 55 327 руб. (рыночная стоимость земельных участков - 55 327 руб., убытки - 0 руб.) (ФИО2 – 1/10 доля в праве – 5 532 руб. 7 коп., ФИО1 – 9/10 доля в праве – 49 794 руб. 3 коп.);
- земельного участка с кадастровым номером № 33:10:001318:568 (площадью 84 597 кв. м) составляет: 805 363 руб. (рыночная стоимость земельных участков – 805 363 руб., убытки - 0 руб.) (ФИО2 – 1/10 доля в праве – 80 636 руб. 3 коп., ФИО1 – 9/10 доля в праве – 724 826 руб. 7 коп.).
Государственная компания уведомила об изъятии земельных участков и направила проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных нужд, (почтовый идентификатор 10100063103049,
10100063103032).
В связи с тем, что в досудебном порядке ответчики не подписали соглашение об изъятии земельных участков для государственных нужд, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Определением суда от 30.03.2022 по ходатайству ответчика назначена по делу № А11-850/2022 судебная экспертиза, проведение которой поручено Союзу «Торгово-промышленная палата Владимирской области» (600001, <...>, Бизнес-центр, 6 этаж), экспертам ФИО6, ФИО7 перед экспертом поставлены следующие вопросы:
- каков размер возмещения (рыночная стоимость объекта недвижимости, убытки и упущенная выгода) за следующие объекты недвижимости, изымаемые для государственных нужд, по состоянию на дату проведения экспертизы (с учетом категории земель и вида разрешенного использования земельного участка по состоянию на 13.05.2021 - день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка - Распоряжения Федерального дорожного агентства (РОСАВТОДОР) от 14.05.2021 № 1838-р) с учетом особенностей согласно положениям ст. 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации:
- земельный участок с кадастровым номером 33:10:001320:222, адрес (местоположение) земельного участка: Российская Федерация, Владимирская область, Селивановский район, МО Малышевское (сельское поселение), севернее д. Глебово, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, общая площадь: 45000 кв. м;
- земельный участок с кадастровым номером 33:10:001320:215, адрес (местоположение) земельного участка: Российская Федерация, Владимирская область, Селивановский район, МО Малышевское (сельское поселение), северо-западнее д. Глебово, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, общая площадь: 5403 кв. м;
- земельный участок с кадастровым номером 33:10:001318:568, адрес (местоположение) земельного участка: Российская Федерация, Владимирская область, Селивановский район, МО Малышевское (сельское поселение), южнее д. Савково, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, общая площадь: 84597 кв. м.
Производство по делу приостанавливалось до получения результатов судебной экспертизы.
03.06.2022 в материалы дела поступила судебная экспертиза.
В заключении от 27.05.2022 № 030-02-00981/2022 по делу № А11-850/2022 эксперты пришли к выводу, что:
1. Размер возмещения (рыночная стоимость объекта недвижимости, убытки и упущенная выгода) за земельный участок с кадастровым номером 33:10:001320:222, адрес (местоположение): Российская Федерация, Владимирская область. Селивановский район, МО Малышевское (сельское поселение), севернее д. Глебово, категория земель: земли сельско-хозяйственного назначения, общая площадь: 45 000 кв. м;, изымаемый для государственные нужд (с учетом категории земель и вида разрешенного использования земельного участка по состоянию на 13.05.2021 - день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка - Распоряжения Федерального дорожного агентства (РОСАВТОДОР) от14.05.2021 № 1838-р) с учетом особенностей согласно положениям ст. 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации, по состоянию на 21.04.2022 составляет: 469 108рублей (НДС не облагается).
2.Размер возмещения (рыночная стоимость объекта недвижимости, убытки и упущенная выгода) за земельный участок с кадастровым номером 33:10:001320:215, адрес (местоположение): Российская Федерация, Владимирская область, Селивановский район, МО Малышевское (сельское поселение), северо-западнее д. Глебово, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, общая площадь: 5403 кв. м, изымаемый для государственных нужд (с учетом категории земель и вида разрешенного использования земельного участка по состоянию на 13.05.2021 - день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка - Распоряжения Федерального дорожного агентства (РОСАВТОДОР) от 14.05.2021 № 1838-р) с учетом особенностей согласно положениям ст. 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации, по состоянию на 21.04.2022 составляет: 56 324 рубля (НДС не облагается).
3.Размер возмещения (рыночная стоимость объекта недвижимости, убытки и упущенная выгода) за земельный участок с кадастровым номером 33:10:001318:568, адрес (местоположение): Российская Федерация. Владимирская область, Селивановский район. МО Малышевское (сельское поселение), южнее д. Савково. категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, общая площадь: 84597 кв. м;. изымаемый для государственных нужд с учетом категории земель и вида разрешенного использования земельного участка по состоянию на 13.05.2021 - день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка - Распоряжения Федерального дорожного агентства (РОСАВТОДОР) от 14,05.2021 № 1838-р) с учетом особенностей согласно положениям ст. 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации, по состоянию на 21.04.2022 составляет: 879 821 рубль (НДС не облагается).
Определением от 24.05.2022 производство по делу судом возобновлено.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе доводы и пояснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Частью 2 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется:
1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок;
2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности;
3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (часть 3 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом (часть 6 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 281 Гражданского кодекса Российской Федерации за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
Земельным кодексом Российской Федерации допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Согласно пункту 2 статьи 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения.
В пункте 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с принудительным изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд путем его выкупа (статьи 49, 63 Земельного кодекса Российской Федерации и статья 279 Гражданского кодекса Российской Федерации), арбитражным судам следует иметь в виду, что принудительное изъятие земельного участка может осуществляться в соответствии с решением федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Согласно разъяснениям, данным в Обзоре судебной практики по гражданским делам, связанным с изъятием для государственных и муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, статьей 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд не только по инициативе уполномоченных федеральных органов государственной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, но и по ходатайству организаций, перечисленных в пункте 1 указанной нормы. Перечень таких организаций утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2015 № 442.
Кроме того, с ходатайством об изъятии в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации вправе обратиться орган государственной власти, государственное унитарное предприятие, государственное учреждение.
Частью 2 статьи 37 Федерального закона от 17.07.2009 № 145-ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены полномочия Государственной компании в целях изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог:
1) обращение в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти с ходатайством об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Российской Федерации в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;
1.1) подготовка проектов решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Российской Федерации в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;
2) уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;
3) подготовка и заключение с оценщиком договоров об оценке изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества и об оценке убытков, причиненных таким изъятием;
4) подготовка и заключение от имени Российской Федерации соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд для размещения автомобильных дорог Государственной компании (далее - соглашение);
5) обращение от имени Российской Федерации в суд с исками об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;
6) обращение с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, а также с заявлениями об учете изменений таких земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества;
7) обращение от имени Российской Федерации с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на изъятые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании.
Государственная компания осуществляет деятельность по реализации проекты «Скоростная автомобильная дорога Москва – Нижний Новгород - Казань. Строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Нижний Новгород - Казань, 3 этап км 116 – км 224, Владимирская области (от пересечения с автомобильной дорогой федерального значения 17Р-2 «Владимир – Гусь-Хрустальный - Тума» до пересечения с автомобильной дорогой федерального значения 17К-2 «Муром-М-7 «Волга»), в соответствии Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 № 1596 «Об утверждении государственной программы «Развитие транспортной системы», приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13.10.2010 № 5 «Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения».
В соответствии с пунктом 1 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.
Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия (пункт 2 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации в решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие. В случае, если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, поданного лицом, указанным в статье 56.4 настоящего Кодекса, в решении об изъятии указывается это лицо. В решении об изъятии указываются сооружения, изъятие которых в соответствии с гражданским законодательством не осуществляется, а также сервитуты, которые установлены в отношении изымаемых земельных участков и которые сохраняются.
Пунктом 7 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что решение об изъятии не может быть принято в случае, если:
- земельные участки являются выморочным имуществом и на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимого имущества, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц;
- земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимого имущества, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц;
- земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких земельных участках расположены объекты недвижимого имущества, которые являются выморочным или бесхозяйным имуществом.
В соответствии с пунктом 10 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, в течение 10 дней со дня принятия решения направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а при отсутствии указанных адресов по почтовым адресам правообладателей изымаемой недвижимости, указанным в государственном кадастре недвижимости. В случае, если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений. Если правообладатель изымаемой недвижимости сообщил адрес для связи в виде электронной почты, ему также отправляется копия решения об изъятии в электронной форме. В отсутствие сведений об адресах, указанных в настоящем пункте, копия решения об изъятии по указанным адресам не направляется.
В силу положений пункта 2 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
В соответствии со статьей 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.
В соответствии с пунктом 6 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
Согласно пункту 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации при расчетах размеров возмещения убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков, о временном занятии земельных участков или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности, на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством (пункт 2 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации).
В целях определения размера возмещения рыночная стоимость земельного участка, право частной собственности, на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка (пункт 5).
В случае, если в результате изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества у правообладателей изымаемой недвижимости возникают убытки в связи с невозможностью исполнения ими обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, правообладатели изымаемой недвижимости обязаны представить лицу, выполняющему работы по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, документы, подтверждающие возникновение у правообладателей изымаемой недвижимости убытков в связи с невозможностью исполнения указанных обязательств (пункт 6).
Размер возмещения определяется не позднее, чем за шестьдесят дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости (пункт 7).
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.11.2009 № 1464-О-О, закрепленное в статье 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации право лиц, участвующих в деле, ходатайствовать о назначении экспертизы является дополнительной процессуальной гарантией их конституционного права на судебную защиту, поскольку предоставляет возможность обосновать правомерность занимаемой ими позиции по делу в случае, когда для этого необходимы специальные знания в различных областях науки, техники, искусства, ремесла.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, при рассмотрении судом дела о выкупе земельного участка выкупная цена определяется исходя из рыночной стоимости земельного участка на момент рассмотрения спора. По смыслу статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 55, пункта 1 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации, в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, суд определяет стоимость объекта исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.
Между сторонами имеются разногласия относительно стоимости размера возмещения, подлежащего компенсации при изъятии спорных земельных участков для государственных нужд, для урегулирования которых судом по ходатайству ответчика назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено Союзу «Торгово-промышленная палата Владимирской области», экспертам ФИО6, ФИО7.
В соответствии с заключением судебной экспертизы от 27.05.2022 № 030-02-00981/2022, размер возмещения (рыночная стоимость объекта, убытки и упущенная выгода) за объекты, изымаемые для государственных нужд по состоянию на дату проведения экспертизы (с учетом категории земель и вида разрешенного использования земельного участка по состоянию на 13.05.2021 - день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка - Распоряжения Федерального дорожного агентства от 14.05.2021 № 1838-р), с учетом особенностей согласно положениями статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации составляет: рыночная стоимость изымаемых участков:
1. за земельный участок с кадастровым номером 33:10:001320:222, составляет: 469 108рублей (НДС не облагается).
2. за земельный участок с кадастровым номером 33:10:001320:215, составляет: 56 324 рубля (НДС не облагается).
3. за земельный участок с кадастровым номером 33:10:001318:568, составляет: 879 821 рубль (НДС не облагается).
Суд, оценив заключение эксперта от 27.05.2022 № 030-02-00981/2022, признает его допустимым доказательством, поскольку оно каких-либо противоречий не содержит, сомнений в его достоверности не имеется, заключение мотивировано, выводы экспертов обоснованы исследованными им обстоятельствами. У суда отсутствуют основания не доверять экспертам, имеющим специальные познания, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключений. Выводы экспертов подробно мотивированы в исследовательской части, последовательны. Эксперт ФИО6, ФИО7 имеют соответствующую экспертную специальность. Суд предупредил экспертов об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных заключений (подписка от 12.04.2022 приобщена к материалам заключения).
В соответствии со статей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В данном случае ответчик достоверных и достаточных доказательств, опровергающих, либо ставящих под сомнения выводы эксперта суду не предоставил. Доказательств недостоверности выводов, сделанных в заключении от 27.05.2022 № 030-02-00981/2022, не представлено, оснований не доверять выводам судебной экспертизы у суда не имеется.
При этом суд также указывает, что согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, при рассмотрении судом дела о выкупе земельного участка выкупная цена определяется исходя из рыночной стоимости земельного участка на момент рассмотрения спора.
По смыслу статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 55, пункта 1 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации, в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, суд определяет стоимость объекта исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.
С учетом того, что выкупная цена определяется исходя из рыночной стоимости земельного участка на момент рассмотрения спора судом, с учетом того, что судом принято экспертное заключение от 27.05.2022 № 030-02-00981/2022 как относимое и допустимое доказательство по делу для определения размера возмещения в связи с изъятием для государственных нужд земельных участков - земельного участка с кадастровым номером 33:10:001320:222 – 469 108 рублей, земельного участка с кадастровым номером 33:10:001320:215 – 56 324 рублей, земельного участка с кадастровым номером 33:10:001318:568 – 879 821 рублей (рыночная стоимость всех участков 1 405 253 руб.), суд приходит к выводу о необходимости возмещения индивидуальному предпринимателю ФИО1 за изымаемые земельные участки за счет субсидий из федерального бюджета – 1 405 253 руб.
Исходя из вышеизложенного суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Государственной компании «Российские автомобильные дороги» к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о принудительном изъятии объектов недвижимости для государственных нужд Российской Федерации, возмещении индивидуальному предпринимателю ФИО1 за изымаемые земельные участки за счет субсидий из федерального бюджета – 1 405 253 руб.
Производство по делу к ИП ФИО2 подлежит прекращению на основании
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины в сумме 6000 руб. подлежат отнесению на ответчика.
В связи с тем, что истец, согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета в соответствии со статьями 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 5620 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 4, 17, 49, 65, 70, 71, 110, 167-170, 176, 318, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
1. Изъять для государственных нужд Российской Федерации у индивидуального предпринимателя ФИО1, ИНН <***>, ОГРНИП <***>, следующие земельные участки:
1) земельный участок с кадастровым номером 33:10:001320:222, адрес (местоположение) земельного участка: Российская Федерация, Владимирская область, Селивановский район, МО Малышевское (сельское поселение), севернее д. Глебово, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, площадью 45000 кв. м;
2) земельный участок с кадастровым номером 33:10:001320:215, адрес (местоположение) земельного участка: Российская Федерация, Владимирская область, Селивановский район, МО Малышевское (сельское поселение), северо-западнее д. Глебово, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, площадью 5403 кв.м;
3) земельный участок с кадастровым номером 33:10:001318:568, адрес (местоположение) земельного участка: Российская Федерация, Владимирская область, Селивановский район, МО Малышевское (сельское поселение), южнее д. Савково, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, площадью 84 597 кв. м.
Установить возмещение за счет субсидий из федерального бюджета за изымаемые земельные участки в размере 1 405 253 руб.
2. Индивидуальному предпринимателю ФИО1, ИНН <***>, ОГРНИП <***>, в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу уплатить в федеральный бюджет государственную пошлину в сумме 5620 руб. в порядке, установленном статьей 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации, и представить доказательства ее уплаты в арбитражный суд.
Выдать исполнительный лист в случае непредставления доказательств уплаты.
3. По требованию к индивидуальному предпринимателю ФИО2, ИНН <***>, ОГРНИП <***>, производство по делу прекратить.
4. Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца с момента принятия решения.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья З.В. Попова