ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А11-8789/2010 от 27.01.2011 АС Владимирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

  600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 14

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владимир Дело № А11-8789/2010

«01» февраля 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена – 31.01.2011.

Решение в полном объеме изготовлено – 01.02.2011.

В судебном заседании 27.01.2011 на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 31.01.2011 до 10 час. 00 мин.

Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Ушаковой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Молиной А.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Верхне-Волжского управления по технологическому и экологическому надзору о привлечении общества с ограниченной ответственностью «МИДАС» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения,

Третье лицо: товарищество собственников жилья «Новосел»,

при участии представителей до перерыва:

от заявителя: ФИО1 – по доверенности от 23.12.2010 (сроком действия до 01.02.2011), ФИО2 - по доверенности от 23.12.2010 (сроком действия до 01.02.2011);

от заинтересованного лица: ФИО3 – по доверенности от 15.11.2010 № 4 (сроком действия на 1 год), ФИО4 – по доверенности от 01.10.2009 № 1/1 (сроком действия на 3 года);

от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: не явились (почтовое уведомление № 03113);

при участии представителей после перерыва:

от заявителя: ФИО1 – по доверенности от 23.12.2010 (сроком действия до 01.02.2011), ФИО2 - по доверенности от 23.12.2010 (сроком действия до 01.02.2011);

от заинтересованного лица: ФИО4 – по доверенности от 01.10.2009 № 1/1 (сроком действия на 3 года);

от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: не явились;

установил,

Верхне-Волжское управление по технологическому и экологическому надзору (далее - Ростехнадзор, заявитель) обратилось в арбитражный суд Владимирской области с требованием о привлечении общества с ограниченной ответственностью «МИДАС» (далее - ООО «МИДАС», Общество, заинтересованное лицо) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.

ООО «МИДАС» в отзыве на заявление и в дополнении к отзыву возразило против удовлетворения требования.

В частности, Общество указало, что не было извещено о проведении плановой проверки и составлении по результатам ее проведения соответствующего акта, что, по мнению Общества, является нарушением пункта 12 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Также Общество указало, что оно не является субъектом инкриминированного ему правонарушения в силу нижеследующего.

Статья 17, пунктом 7 статьи 18 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» акцентируют внимание на то, что лицензирование деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов прекращается со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности. К деятельности ООО «МИДАС» по обслуживанию многоквартирного дома применяются с 2009 года Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Данными техническими регламентами устанавливаются конкретные требования пожарной безопасности к производственным объектам. Регламентами введен принцип обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации. Этим подходом основной объем ответственности в рамках обеспечения пожарной безопасности на объектах защиты перенесли на собственников. Собственники должны самостоятельно определить какие нормативные требования нужно выполнить на конкретном объекте для обеспечения его пожарной безопасности. Вышеуказанными регламентами необходимость в получении лицензии отпадает.

Кроме того, деятельность ООО «МИДАС» контролируется и регулируется компетентными организациями на договорных условиях и других законных основаниях. Среди них: долгосрочные договора поставки газа с обществом с ограниченной ответственностью «Владимиррегионгаз» № 01-02/4323-10 от 10.12.2009 и № 01-02/5169-10 от 31.08.2010; договор с открытым акционерным обществом «Владимироблгаз» № 2661 на техническое обслуживание, текущий ремонт газового оборудования, газопроводов и сооружений на них и аварийно-диспетчерское обеспечение от 01.01.2010; договор с обществом с ограниченной ответственностью «Реомюр» № 1-10 доверительного управления недвижимым имуществом от  01.11.2009; договор с обществом с ограниченной ответственностью «Истопник» на техническое обслуживание котельной № 1-10 от 01.04.2010.

ООО «МИДАС» указало, что в действиях управляющей компании отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям, связанным с жизнью, здоровью, имуществом граждан. Действия по осуществлению контроля за работой автоматизированной котельной, не требующей постоянного присутствия обслуживающего персонала на крыше дома без лицензии, не причинили вреда жителям дома.

Рассмотрев материалы дела и заслушав представителей сторон, арбитражный суд установил следующее.

10.11.2010 - 11.11.2010 Ростехнадзором была проведена проверка ООО «МИДАС». В ходе проверки было установлено, что ООО «МИДАС» осуществлялась деятельность по эксплуатации опасного производственного объекта при отсутствии лицензии на такую деятельность.

Усмотрев в действиях ООО «МИДАС» признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Ростехнадзором был составлен 29.11.2010 протокол об административном правонарушении № ОТН/0430-10-253 в отношении ООО «МИДАС».

Указанный протокол и материалы дела об административном правонарушении с соответствующим заявлением были направлены в арбитражный суд для рассмотрения по существу.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд пришел к выводу о наличии в действиях ООО «МИДАС» признаков вменяемого состава административного правонарушения, исходя из следующего.

В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения - лицензии.

Статьей 4 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что лицензированию подлежит дея­тельность, осуществление которой может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности госу­дарства, а также деятельность, регулирование которой не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Согласно пункту 28 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2007 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» эксплуатация взрывопо­жароопасных производственных объектов подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 599 утверждено Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производствен­ных объектов.

Согласно пункту 2 названного Положения и пунктам 2, 7 Приложения к нему эксплуа­тация взрывопожароопасных производственных объектов предусматривает среди прочего выполнение следующих работ и услуг на опасных производственных объектах: использование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышлен­ной безопасности опасных производственных объектов».

При этом в силу пунктов 1, 2 Приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», к категории опасных производственных объектов относятся, в том числе, объекты, на которых используются, перерабатываются, хранятся горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажи­гания и самостоятельно гореть после его удаления.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышлен­ной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Оценив представленные в дело доказательства, суд установил, что ООО «МИДАС» по договору от 01.10.2009 № 133 об оказании услуг по управлению многоквартирным домом по адресу: <...>, осуществляет полномочия по управлению вышеназванным многоквартирным домом. Целью указанной деятельности Общества, как следует из пункта 1.1 договора, является: обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан и пользования нежилыми помещениями собственниками нежилых помещений; обеспечение надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме; обеспечение собственников и иных лиц, пользующихся помещениями жилищно-коммунальными услугами; решение вопросов пользования общим имуществом в многоквартирном доме; обеспечение уставных целей Общества.

В силу приложения № 2 к договору от 01.10.2009 № 133 к перечню услуг, предоставляемых Обществом собственникам и пользователям помещений многоквартирного жилого дома относится, в том числе, газоснабжение. Обеспечение теплом многоквартирного жилого дома по пр-ту Ленина, д. 42 г. Владимира на нужды отопления, вентиляции и горячего водоснабжения осуществляется при помощи эксплуатации крышной котельной с двумя автоматизированными стальными водогрейными котлами, работающими на природном газе низкого давления (согласно проекта, разработанного ГУП «Владимиргражданпроект» и утвержденного Ростехнадзором).

Указанная котельная зарегистрирована в государственном реестре опасных производственных объектов Ростехнадзора за № А15-03347 от 31.03.2005 (система газопотребления предприятия).

ООО «МИДАС» с 01.10.2009 и до настоящего времени осуществляет эксплуатацию данного опасного производственного объекта.

Факт работы котельной Обществом не опровергается и подтверждается, в том числе, письмом общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Владимир» от 16.11.2010 № СФ-01/2641, информирующим о заключенных договорах поставки газа; договором от 01.01.2010 № 2161 о техническом обслуживании, текущем ремонте газового оборудования, газопроводов и сооружений на них и аварийно-диспечерского обеспечения, заключенным между открытым акционерным обществом «Владимироблгаз» (исполнителем) и ООО «МИДАС» (заказчиком); договором на техническое обслуживание котельной от 01.04.2010, заключенным между ООО «МИДАС» (заказчиком) и обществом с ограниченной ответственностью «Истопник» (исполнителем).

В качестве топлива при эксплуатации названной котельной используется природный газ, способный самовозгораться, а также возгораться от источника за­жигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Из указанных выше обстоятельств следует, что котельная, расположенная по адресу: <...>, является взрывопожароопасным объектом, для эксплуатации ко­торого необходима соответствующая лицензия.

Однако лицензия на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта у ООО «МИДАС» отсутствует. Данное обстоятельство Обществом также не опровергнуто.

Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), установлена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Факт осуществления ООО «МИДАС» деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов без специального разрешения (лицензии) на право осуществления данной деятельности подтверждается материалами дела и ООО «МИДАС» не оспорен.

Довод заинтересованного лица о том, что ООО «МИДАС» не является субъектом рассматриваемого административного правонарушения, признан арбитражным судом несостоятельным.

В контексте статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» эксплуатация опасного производственного объекта предполагает не только использование данного объекта по назначению, извлечение из него промышленных выгод, доходов (пользование), но и осуществление комплекса мероприятий, связанных с получением разрешительной документации на осуществление экологически опасной деятельности (получение лицензии и т.п.), которые не возможны без реализации правомочия пользования опасным производственным объектом.

Таким образом, эксплуатирующей организацией может являться не только собственник, но и юридическое лицо, в пользовании которого находится опасный производственный объект.

Кроме того, из представленного Обществом договора № 1-10 доверительного управления недвижимым имуществом (котельной по адресу: <...>), заключенного между ООО «МИДАС» (доверителем) и обществом с ограниченной ответственностью «Реомюр» (доверительным управляющим), норм Гражданского кодекса Российской Федерации о доверительном управлении имуществом следует, что Общество осуществляет правомочия владения, пользования и распоряжения указанным объектом недвижимости.

В силу пунктов 3.1 – 3.3 Устава Общества данное юридическое лицо создано для удовлетворения общественных потребностей в товарах и услугах в процессе производственной и торговой деятельности с целью по­лучения прибыли. Для достижения своих целей Общество вправе заниматься любыми видами деятельности, не запрещенными законодательством Российской Федерации. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется Феде­ральными законами, Общество имеет право заниматься на основании специ­ального разрешения (лицензии) в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации.

Из договора от 01.10.2009 № 133 об оказании услуг по управлению многоквартирным домом следует, что выполнение Обществом возложенных на него обязанностей осуществляется на возмездной основе (т.е. оплачивается собственниками и пользователями помещений жилого дома № 42 по пр-ту Ленина г. Владимира).

Довод заинтересованного лица об отсутствии необходимости в получении лицензии в связи с утверждением и вступлением в действие Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» подлежит отклонению арбитражным судом, поскольку указанные нормативные правовые акты не подлежат применению в рассматриваемом случае.

Технический регламент, регламентирующий деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, в настоящее время отсутствует.

Таким образом, арбитражный суд пришел к выводу о наличии в действиях ООО «МИДАС» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу части 2 статьи 2.1, статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом умышленно или по неосторожности не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Представленные Обществом документы (договор поставки газа с обществом с ограниченной ответственностью «Владимиррегионгаз» № 01-02/4323-10 от 10.12.2009 и № 01-02/5169-10 от 31.08.2010; договор с открытым акционерным обществом «Владимироблгаз» № 2661 на техническое обслуживание, текущий ремонт газового оборудования, газопроводов и сооружений на них и аварийно-диспетчерское обеспечение от 01.01.2010; договор с обществом с ограниченной ответственностью «Реомюр» № 1-10 доверительного управления недвижимым имуществом от  01.11.2009; договор с обществом с ограниченной ответственностью «Истопник» на техническое обслуживание котельной № 1-10 от 01.04.2010 и другие) не свидетельствуют о принятии заинтересованным лицом всех необходимых и достаточных мер для соблюдения норм законодательства, а именно: для получения лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта, наличие которой является обязательным в силу Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышлен­ной безопасности опасных производственных объектов».

Оснований для применения в деле нормы статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях арбитражный суд не установил.

В соответствии с указанной правовой нормой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания и расцениваются в качестве смягчающих обстоятельств.

Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности правонарушения, суд не нашел оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.

На основании изложенного требование заявителя о привлечении Общества к административной ответственности подлежит удовлетворению.

С учетом положений части 2 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также совершения правонарушения впервые, суд пришел к выводу о возможности применения в отношении Общества минимальной меры наказания, предусмотренной санкцией части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ООО «МИДАС» подлежит привлечению к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

При рассмотрении настоящего дела арбитражный суд не установил нарушений административным органом процедуры привлечения Общества к административной ответственности.

Не извещение ООО «МИДАС» о проведении плановой проверки и составлении соответствующего акта не является нарушением Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», поскольку проверка производилась в отношении товарищества собственников жилья «Новосел».

В ходе проверочных мероприятий административным органом было установлено, что товарищество собственников жилья «Новосел» не является организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект – котельную по адресу: <...>, в связи с передачей функций управления данным жилым домом управляющей компании ООО «МИДАС» на основании общего собрания собственников помещений жилого дома (протокол общего внеочередного собрания от 30.09.2009).

О составлении протокола об административном правонарушении от 29.11.2010 Общество было надлежащим образом извещено, что заинтересованным лицом не опровергнуто. Присутствовавший при составлении протокола законный представитель Общества – директор ФИО4 отказался от подписи, что в соответствии с частью 5 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения зафиксировано должностным лицом Ростехнадзора.

Вопрос о государственной пошлине судом не рассматривался в связи с тем, что дела о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 180, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ :

1. Привлечь общество с ограниченной ответственностью «МИДАС», расположенное по адресу: <...>, зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц (ОГРН <***>, ИНН <***>), к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 40 000 (сорока тысяч) рублей.

Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, по следующим реквизитам: получатель - УФК по Владимирской области (Верхне-Волжское Управление Ростехнадзора), ИНН <***>, КПП 760401001, БИК 047888001, ОКАТО 78401000000, расчетный счет <***> в ГРКЦ ГУ Банка России по Владимирской области город Владимир, КБК 49811690040040000140.

2. Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Владимирской области в течение десяти дней с момента его принятия.

Судья Е.В. Ушакова