АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
600025, город Владимир, Октябрьский проспект, дом 14
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владимир Дело № А11-8840/2009
«21» октября 2009 года
Резолютивная часть решения объявлена 15.10.2009.
Решение в полном объеме изготовлено 21.10.2009.
Арбитражный суд Владимирской области в составе: судьи Л.М.Давыдовой при ведении протокола судебного заседания судьёй Л.М.Давыдовой, рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кама» о признании незаконными действий администрации Петушинского района Владимирской области, выразившихся в отказе в выдаче разрешения на строительство АЗС с автостоянкой по адресу: 115км + 400 м (справа) ФАД М-7 «Волга» в районе д. Леоново Петушинского района Владимирской области, оформленном письмом от 24.07.2009 № ОАГ-3749/01-26, и обязании администрации Петушинского района Владимирской области (в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Кама») выдать ему разрешение на строительство АЗС с автостоянкой по адресу: 115 км + 400 м (справа) ФАД М-7 «Волга» в районе д. Леоново Петушинского района Владимирской области,
при участии представителей:
от заявителя – ФИО1 – по доверенности от 21.08.2009;
от заинтересованного лица лиц – ФИО2 – по доверенности от 14.10.2009 № ПУ-5682/01-72;
установил.
Общество с ограниченной ответственностью «Кама» (далее – Общество) обратилось в арбитражный суд с требованиями, изложенными в исковом заявлении от 04.08.2009 № 17, о признании незаконным отказа администрации Петушинского района Владимирской области (далее – Администрация) от 24.07.2009 № ОАГ-3749/01-26 в выдаче разрешения на строительство и обязании Администрации выдать разрешение на строительство АЗС с автостоянкой по адресу: Владимирская область, Петушинский район, деревня Леоново (115 км + 400 м справа) ФАД М-7 «Волга».
До принятия судебного акта по делу Общество уточнило заявленные требования и просило признать незаконными действия Администрации, выразившиеся в отказе в выдаче разрешения на строительство АЗС с автостоянкой по адресу: 115 км + 400 м (справа) ФАД М-7 «Волга» в районе д. Леоново Петушинского района Владимирской области, оформленном письмом от 24.07.2009 № ОАГ-3749/01-26, и в целях устранения допущенных нарушений его прав и законных интересов обязать Администрацию выдать ему разрешение на строительство АЗС с автостоянкой по адресу: 115 км + 400 м (справа) ФАД М-7 «Волга» в районе д. Леоново Петушинского района Владимирской области, а также взыскать расходы по государственной пошлине в сумме 2 000 руб., что судом принято в силу статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
В обоснование заявленных требований Общество указало на несоответствие оспариваемых действий статьям 49 (часть 2), 51 (часть 10) Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) и нарушение ими его прав, предусмотренных статьей 34 Конституции Российской Федерации, статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), на пользование принадлежащим ему на праве собственности земельным участком путем возведения на нем объекта капитального строительства.
Общество считает, что, отказывая в выдаче разрешения на строительство АЗС с автостоянкой, Администрация препятствует в строительстве объекта на принадлежащем ему земельном участке, незаконно возлагая на него обязанность предоставить положительное заключение государственной экспертизы проектной документации.
Администрация не признала требования Общества, указав на то, что оспариваемые действия являются правомерными, совершены уполномоченным органом и не нарушают права и законные интересы Общества. По мнению Администрации, АЗС с автостоянкой является объектом, который предназначен для осуществления производственной деятельности и для которого требуется установление санитарно-защитных зон. Необходимость представления положительного заключения экспертизы проектной документации, как указывает Администрация, подтверждается полученными ею заключениями Министерства регионального развития Российской Федерации от 16.06.2002 № 18246-ИМ/08, Департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области от 30.06.2009 № ДСА/403-06-07.
Выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, арбитражный суд установил, что 25.05.2009 Общество обратилось в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство АЗС с автостоянкой на земельном участке с кадастровым номером 33:13:07 01 36:0120, принадлежащим ему на праве собственности, приложив к заявлению соответствующие документы.
Письмом от 24.07.2009 № ОАГ-3749/01-26 Администрация отказала в выдаче разрешения на строительство по причине отсутствия положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
Общество, не согласившись с указанным отказом, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Оценив представленные в дело доказательства и приведенные сторонами доводы, арбитражный суд признал требования Общества обоснованными в связи с нижеследующим.
Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно частям 4, 5 данной статьи разрешение на строительство на земельном участке, не указанном в части 5 настоящей статьи, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения данного земельного участка. Разрешение на строительство на земельном участке, на который не распространяется действие градостроительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент, выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
Исходя из указанной нормы и в силу Соглашения о передаче осуществления части полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета поселения в бюджет муниципального района на 2009 год, заключенного между муниципальным образованием «Петушинский район» и муниципальным образованием «Петушинское сельское поселение» в порядке части 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», Администрация в данном случае является полномочным органом по выдаче разрешений на строительство на указанном выше земельном участке.
В части 7 статьи 51 ГрК РФ установлено, что в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство с приложением документов, перечисленных в настоящей части данной статьи.
В частности, в составе прилагаемых к заявлению документов в пункте 4 части 7 статьи 51 ГрК РФ указано положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса).
Непредставление положительного заключения государственной экспертизы служит основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство (часть 13 статьи 51 ГрК РФ).
В статье 49 ГрК РФ предусмотрен перечень объектов капитального строительства, государственная экспертиза проектной документации которых не проводится. В частности, к таким объектам отнесены: отдельно стоящие объекты капитально строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 кв.м и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами (пункт 4 части 1 статьи 49 ГрК РФ); отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 кв.м, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами (пункт 5 части 2 статьи 49 ГрК РФ).
В соответствии со статьей 48.1 ГрК РФ к особо опасным и технически сложным объектам отнесены, в том числе, опасные производственные объекты, на которых: получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, превышающих предельные. Такие вещества и предельные количества опасных веществ, соответственно, указаны в приложениях 1 и 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон о промышленной безопасности). Не относятся к особо опасным и технически сложным объектам градостроительные системы, на которых используется, хранится, транспортируется природный газ под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженный углеводородный газ под давлением до 1,6 мегапаскаля включительно.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор) в своем письме от 02. 06.2005 № 11-12/1593 указала, что отдельно стоящие автозаправочные станции, как объекты розничной торговли нефтепродуктами, не относятся к опасным производственным объектам и не входят в сферу действия Закона о промышленной безопасности.
Во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 09.04.2008 № В3-П16-2160 «По устранению необоснованных административных барьеров в виде регистрации автозаправочных станций, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизтопливом, в государственном реестре опасных производственных объектов и распространения на них действия законодательства в области промышленной безопасности» Ростехнадзор своим приказом от 15.04.2008 № 241 приказал прекратить регистрацию автозаправочных станций, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизтопливом, в государственном реестре опасных производственных объектов (согласно письму Министерства Юстиции России от 14.05.2008 № 01/4726-АБ данный приказ не нуждается в государственной регистрации).
Понятие производственной деятельности содержится в статье 209 Трудового кодекса Российской Федерации, определяющей ее как совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.
Согласно пункту 2.1 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утвержденных приказом Минэнерго России от 01.08.2001 № 229, АЗС предназначены для обеспечения потребителей нефтепродуктами; на АЗС осуществляются следующие технологические процессы: прием, хранение, выдача (отпуск) и учет количества нефтепродуктов; дополнительно на АЗС реализуются смазки, специальные жидкости, запасные чести к автомобилям и другим транспортным средствам, а также оказываются услуги владельцам и пассажирам транспортных средств.
Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред.1.1), утвержденным приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст, торговля моторным топливом, охлаждающими жидкостями, отнесена к подразделу GA- оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования». Производство нефтепродуктов отнесено к иному подразделу классификатора, а именно: DF. Таким образом, два указанных вида экономической деятельности несут самостоятельный характер.
Поскольку АЗС не осуществляют производство или переработку сырья, их деятельность не связана с превращением ресурсов в готовую продукцию, постольку они не могут быть отнесены к производственным объектам.
Таким образом, из вышеуказанного следует, что АЗС не относятся к числу особо опасных, технически сложных или уникальных объектов, перечень которых содержится в статье 48.1 ГрК РФ, а также не являются производственными объектами.
При указанных обстоятельствах приведенные Администрацией доводы и ее ссылки на заключения Министерства регионального развития Российской Федерации от 16.06.2002 № 18246-ИМ/08 и Департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области от 30.06.2009 № ДСА/403-06-07 являются необоснованными и не принимаются судом.
С учетом вышеизложенного у Администрации отсутствовали основания для отказа в выдаче Обществу разрешения на строительство АЗС с автостоянкой.
Арбитражным судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 33:13:07 01 36:0120 принадлежит Обществу на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 10.06.2008.
Согласно указанному свидетельству объектом права определен: земельный участок для размещения торгового комплекса, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, общая площадь – 5 000 кв.м.
Постановлением главы Петушинского района от 03.03.2009 № 319 утвержден градостроительный план данного земельного участка с кадастровым номером 33:13:07 01 36:0120, расположенного по адресу:
Владимирская область, Петушинский район, 115 км + 400 м (справа) ФАД М-7, для строительства АЗС с автостоянкой, заказчик - Общество.
Согласно градостроительному плану земельного участка указанный градостроительный план подготовлен на основании заявления Общества от 24.02.2009 № 999/01-26, разрешенное использование земельного участка - для размещения торгового комплекса, назначение объекта капитального строительства - АЗС, предельное количество этажей - 2, площадь - 708 кв. м.
Санитарно - эпидемиологическим заключением от 17.02.2009 удостоверено, что проект «Обоснование расчетного размера санитарно-эпидемиологической зоны» для АЗС с автостоянкой, расположенной на 115 + 400 м от автодороги ФАД М-7 Москва – Нижний Новгород с правой стороны у д. Леоново Петушинского района, проект «Обоснование санитарно-защитной зоны», соответствуют санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам - СанПин 2.1.6. 1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» раздел 2.3, СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» разделы 2.1, 2.2, 3.4, 3.10. Основанием для признания указанных документов соответствующими государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам является экспертное заключение от 05.02.2009 № 13.
Обращаясь в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство АЗС с автостоянкой, Общество представило все необходимые документы, предусмотренные ГрК РФ.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт, решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической
деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая, что в данном случае арбитражным судом установлено несоответствие оспариваемых действий требованиям ГрК РФ и нарушение ими прав и законных интересов Общества как субъекта предпринимательской деятельности, являющегося собственником земельного участка, заявленные им требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьёй 101 АПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, установлены в статье 333.21 НК РФ.
В пункте 3 части 1 данной статьи предусмотрено, что по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается организациями в размере 2 000 руб.
Глава 24 АПК РФ не устанавливает каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц. Следовательно, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, подлежит разрешению судом по правилам главы 9 АПК РФ в отношении сторон по делам искового производства.
Учитывая, что в данном случае заявленные Обществом требования удовлетворены и, принимая во внимание доказательства оплаты им государственной пошлины по платежному поручению от 03.08.2009 № 91, уплаченная им государственная пошлина подлежит взысканию с Администрации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
действия администрации Петушинского района Владимирской области, выразившиеся в отказе в выдаче разрешения на строительство АЗС с автостоянкой по адресу: 115 км + 400 м (справа) ФАД М-7 «Волга» в районе д. Леоново Петушинского района Владимирской области, оформленном письмом от 24.07.2009 № ОАГ-3749/01-26, признать незаконными.
Обязать администрацию Петушинского района Владимирской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Кама» путем выдачи ему в установленном порядке разрешения на строительство АЗС с автостоянкой по адресу: 115км + 400 м (справа) ФАД М-7 «Волга» в районе д.Леоново Петушинского района Владимирской области.
Взыскать с администрации Петушинского района Владимирской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Кама» расходы по государственной пошлине в сумме 2 000 руб.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.
Судья Л.М.Давыдова