ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А11-8914/19 от 27.07.2020 АС Владимирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 14

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Владимир                                                                 Дело № А11-8914/2019

27 июля 2020 года

В соответствии со статьей 176 Арбитражного  процессуального  кодекса Российской Федерации резолютивная часть объявлена 20.07.2020. Полный текст решения изготовлен 27.07.2020.   

Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи
Поповой З.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу: 600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, 14, дело по иску филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Владимирской области, 600017, г. Владимир, ул. Луначарского, д. 13А, к администрации Александровского района Владимирской области, Владимирская обл., г. Александров, ул. Красной молодежи, д. 7, третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, общество с ограниченной ответственностью «АФК-АУДИТ» (195027, г. Санкт-Петербург, ул. Магнитогорская, д.11, лит. Б, пом. 6-Н, ИНН 7802169879, ОГРН 1027801551106), общероссийская общественная организация «Российское общество оценщиков» (105066, Москва, 1-й Басманный переулок, д.2А, офис 5, 107078, Москва, а/я 308, ОГРН: 1027700149146, ИНН: 7708022445), о взыскании 107 000 руб., при участии представителей: от истца – Маловой И.С., по доверенности от 24.10.2017 № 147; от администрации Александровского района Владимирской области –  Горбачевой М.А., по доверенности от 24.05.2019 № 01-42-1038; от третьих лиц – представители не явились, надлежащим образом извещены, установил следующее:

Филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области» (далее по тексту - Кадастровая палата, истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к администрации Александровского района Владимирской области (далее по тексту - Администрация, ответчик) о взыскании с ответчика в порядке регресса 107 000 руб.

Истец сообщил суду, что результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории муниципального образования г. Александров по состоянию на 01.01.2016 утверждены постановлением администрации Александровского района Владимирской области от 18.11.2016 № 1982.   По сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельные участки с кадастровыми номерами 33:17:000510:387, 33:17:000510:388, 33:17:000510:389 образованы в результате раздела  участка - 33:17:000510:5 и поставлены на кадастровый учет 27.03.2017, Кадастровой палатой определена кадастровая стоимость участков (акт от 27.03.2017 № 33-0-1-93/3002/2017-206).

Гражданин Каленов А.В. обратился во Владимирский областной суд с административным исковым заявлением от 02.02.2018 об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равной их рыночной стоимости, решением Владимирского областного суда от 01.11.2018 требования удовлетворены и установлена кадастровая участков - 33:17:000510:387, 33:17:000510:388, 33:17:000510:389 по состоянию на 27.03.2017 в размере их рыночной - 5 078 493 руб. 87 коп., 1 736 034 руб. 94 коп., 3 492 055 руб. 64 коп. соответственно. На основании заявления Каленова А.В. судом с Кадастровой палаты взысканы судебные расходы в размере 107 000 рублей, связанные с рассмотрением указанного административного дела, который и заявлены ко взысканию по настоящему делу.

В обоснование  истец пояснил, что в соответствии с абзацем 1 пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, Федеральная служба  государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, приказом от 12.05.2015 № П/210, изданным на основании части 3 статьи 24.19 Федерального  закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности», Кадастровая палата наделена только полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь и ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

Истец отметил, что Администрация, утвердившая результаты оценки кадастровой стоимости земель, в том числе удельного показателя, использованного истцом при расчете кадастровой стоимости участков - 33:17:000510:387, 33:17:000510:388, 33:17:000510:389 привлечена в качестве ответчика по делу № 3-а-390/2018, рассмотренному Владимирским областным судом, однако, судом данное не учтено и судебные расходы в полном объеме (107 000 руб.) взысканы с Кадастровой палаты.

Истец указал, что учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также то, что удельный показатель для определения кадастровой стоимости земельных участков утвержден ответчиком, сведения о рассчитанной кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости в пределах установленных полномочий органа кадастрового учета с соблюдением требований методических указаний об определении кадастровой стоимости некоторых объектов недвижимости, виновность действий в нарушении указанного порядка не установлена.

Ответчик иск не признал по мотивам, изложенным в отзыве и дополнениях к нему.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, общество с ограниченной ответственностью «АФК-АУДИТ», общероссийская общественная организация «Российское общество оценщиков».

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы и пояснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд установил следующее.

Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории муниципального образования г. Александров по состоянию на 01.01.2016 утверждены постановлением администрации Александровского района от 18.11.2016 № 1982, в том числе земельного участка с кадастровым номером 33:17:000510:5 в размере 45 837 032 руб.

Земельные участки с кадастровыми номерами 33:17:000510:387, 33:17:000510:388; 33:17:000510389, расположенные по адресу
Владимирская обл., Александровский р-н, г. Александров, хутор Слесарево, образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 33:17:00510:5, площадью 37 512 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - индивидуальное жилищное строительство, поставлены на кадастровый учет - 27.02.2017. 

Кадастровой палатой определена кадастровая стоимость земельных участков и сформирован акт определения кадастровой стоимости земельных участков от 27.03.2017 № 33-0-1-93/3002/2017-206.  

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, определение кадастровой стоимости выполнено в соответствии с требованиями подпункта 2.1.17, 2.6 Приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 № 222 «Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка», в соответствии с которым в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.    

Удельным показателем для расчета кадастровой стоимости указанных земельных участков, образованных в результате раздела, является удельный показатель, используемый для расчета кадастровой стоимости исходного земельного участка.

Каленов А.В. обратился во Владимирский областной суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, Кадастровой палате, Администрации об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости по состоянию на 27.03.2017.

Решением Владимирского областного суда от 01 ноября 2018 года по делу № 3а-390/2018  удовлетворено административное исковое заявление Каленова А.В.. Так по состояния  на 27.03.2017 актом Кадастрвоой палаты установлена кадастровая стоимость указанных участков - 387 - 22 536 947 руб.  09 коп.; 388 - 7 705 741 руб. 47 коп. ; 389 - 15 487 065 руб.  28 коп., решением Владимирского областного суда установлена кадастровая стоимость земельных участков в размере их рыночной (387 - 5 078 493 руб. 87 коп., 388 - 1 736 034 руб. 94 коп., 389 - 3 492 055 руб. 64 коп.).  

От Каленова А.В. во Владимирский областной суд поступило заявление о взыскании судебных расходов в размере 107 000 руб., связанных с рассмотрением указанного административного дела, включающих в себя оплату услуг представителя - 35 000 руб., расходы на проведение судебной экспертизы по определению стоимости участков - 72 000 руб.

Кадастровая палата и Администрация против удовлетворения заявления о взыскании судебных расходов возражали, поясняя, что установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной само по себе не опровергает достоверность ранее установленной кадастровой стоимости данного объекта недвижимости и оно не наделено полномочиями по утверждению кадастровой стоимости. Кадастровая палата указывала, что выполняет только технические расчеты на основе удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных органом местного самоуправления.

Решением Владимирского областного суда с Кадастровой палаты взысканы расходы, связанные с рассмотрением административного дела об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, в размере 107 000 руб.

Платежным поручением от 26.03.2019 № 436076 истец перечислил Каленову  А.В. в возмещение судебных расходов 107 000 руб.

Истцом в адрес ответчика направлена претензия от 26.04.2019 с требованием возместить в порядке регресса необоснованно взысканные судебные расходы в размере 107 000 руб.

  В ответе от 22.05.2019 № 2008-01-15 ответчик возразил против возмещения 107 000 руб.

Полагая, что Кадастровая палата возместило вред, причиненный Администрацией, истец на основании статьи 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации обратился в суд с настоящим иском.

Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, в том числу доводы и пояснения участвующих в деле лиц, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со статьями 16, 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно части 1 статьи 1081 ГК РФ лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом, имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.

 На основании пункта 3 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Согласно части 1 статьи 103, статье 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации расходы на оплату услуг представителей, суммы, подлежащие выплате экспертам, другие признанные судом необходимые расходы отнесены к издержкам, связанным с рассмотрением дела, которые в свою очередь, наряду с государственной пошлиной, входят в судебные расходы.

Статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 данного Кодекса.

Как усматривается из материалов дела, в состав судебных расходов, предъявленных Каленовым А.В. ко взысканию и взысканных с Кадастровой палаты, включены расходы, связанные с оплатой услуг представителя в сумме 35 000 руб. и судебной экспертизы в сумме 72 000 руб..

При взыскании расходов Владимирский областной суд указал, что оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков административного истца, установленная актом оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков административного истца, установленная актом Кадастровой палаты, превышает установленную судом их кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости более чем в 4, 4 раза, с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2017 № 20-П, административный истец имеет право на возмещение судебных расходов, поскольку значительное расхождение может свидетельствовать о повлекшей нарушение прав административного истца ошибке, допущенной при формировании методике определения кадастровой стоимости или при ее применении в ходе кадастровой оценки его земельных участков.

В соответствии с разъяснениями в абзаце 2 пункта 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.

Согласно разъяснениям в пункта 7 указанного Постановления на основании части 4 статьи 38 КАС РФ административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

В данном случае оспариваемая кадастровая стоимость вновь образованных земельных участков установлена актом Кадастровой палаты (филиал по Владимирской области).

Истец наделен полномочиями на определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в случаях, предусмотренных статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 г № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Приказом Росреестра от 12.05.2015 № П/210.

В соответствии со статьей 393 ГК РФ для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать факт нарушения обязательства, наличие причинной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками, размер требуемых убытков.

Одним из обязательных условий принятия судами решений о возмещении вреда (убытков), причиненных незаконными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов и (или) их должностных лиц, является установление в ходе судебного разбирательства как юридического факта наличия причинно-следственной связи между соответствующими незаконными решениями, действиями (бездействием) и наступившим вредом (убытками).

При предъявлении иска о возмещении вреда (убытков) государственными органами, должностными лицами истец должен представить доказательства, позволяющие сделать однозначный вывод о наличии взаимосвязи между незаконными действиями (бездействием) должностных лиц, государственных органов и возникшими убытками.

В данном случае суд приходит к выводу, что расходы, связанные с рассмотрением дела судом общей юрисдикции, не имеют причинно-следственной связи с действиями (бездействием Администрации), а обусловлены тем, что Каленов А.В.  реализовывал принадлежащее ему право на судебную защиту ввиду его несогласия с результатами определения кадастровой стоимости земельных участков.

При этом судебные расходы взысканы Владимирским областным судом именно с Кадастровой палаты, а не с Администрации  в соответствии с разъяснениями, данными  в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» на основании части 4 статьи 38 КАС РФ административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий по государственной кадастровой оценке.      

В соответствии с разъяснениями пункта 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с учетом того, что главой 23 ГПК РФ, главой 25 КАС РФ не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителем, административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 7 ГПК РФ, главы 10 КАС РФ.

При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.

Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.

В случае удовлетворения требований об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте оценки, в том числе в связи с исправлением кадастровой ошибки в сведениях, судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты государственной кадастровой оценки.

Если кадастровая стоимость была пересмотрена в связи с технической ошибкой в сведениях об объекте оценки, судебные расходы относятся на орган, допустивший такую ошибку.

Заявленные истцом расходы не связаны с действиями ответчика и не находятся в прямой причинной связи с допущенным нарушением, а потому не подлежат взысканию в качестве убытков. Данные расходы возникли в связи с рассмотрением иска физического лица об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночных, указанные расходы не обладают признаками, позволяющими отнести их к убыткам, понесенным истцом по причине ненадлежащего исполнения ответчиком принятых на себя в рамках спорного договора обязательств.

В рассматриваемом случае нормы статьи 1081 ГК РФ не применимы. При рассмотрении Владимирским областным судом дела, в рамках которого Кадастровая палата понесла судебные расходы, не установлен факт причинения Администрацией  вреда. На Администрацию, которая также  являлась административным ответчиком по делу, Владимирский областной суд судебные расходы не отнес.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 4, 11, 12, 17, 49, 65, 70, 71, 110, 167-171, 176, 318, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

Р Е Ш И Л:

1. В удовлетворении требования отказать. 

2.Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд, г. Владимир, через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца с момента принятия решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа, г. Нижний Новгород, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                 Попова З.В.