ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А11-8989/20 от 31.05.2021 АС Владимирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, 14

тел. (4922) 32-29-10, факс (4922) 42-32-13

http://vladimir.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Владимир                                                                         Дело № А11-8989/2020

"07" июня 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена – 31.05.2021.

Решение в полном объеме изготовлено – 07.06.2021.

Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи
Ушаковой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мельник И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению  общества с ограниченной ответственностью "Газэлектрострой-Эксплуатация" (127566, г. Москва, Высоковольтный проезд, д. 13А, этаж 1, комната 22В; ОГРН 1107746896674, ИНН 7715835586) о признании незаконными действий Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Александровского района Владимирской области (601650, Владимирская область, г. Александров,                        пер. Казарменный, д. 3; ОГРН 1023303153037, ИНН 3301014838) и решений администрации Александровского района Владимирской области (601650, Владимирская область, г. Александров, ул. Красной молодежи, д. 7, каб. 31;
ОГРН 1033303207024, ИНН 3311004500), выразившиеся в письмах 
от 20.08.2020 № 01-25-1921, от 21.08.2020 № 01-25-1963, от 27.08.2020
№ 01-25-1970; об обязании администрации Александровского района Владимирской области согласовать расположение газопроводов
на земельных участках, находящихся в ее распоряжении, согласно схемам
на размещение земельного участка: д. Воскресенское ЗУ1-13675 кв.м;
д. Григорово ЗУ1-9651 кв.м; д. Каменка ЗУ1-3287 кв.м; д. Нововоскресенское ЗУ1-8109 кв.м; д. Плеханы ЗУ1-3554 кв.м; ДПК "Хуторок" ЗУ1-2043 кв.м; ДПК "Шаблыкино-3" ЗУ1-1902 кв.м, ЗУ2-533 кв.м; СК "Рябинушка"
ЗУ1-653 кв.м; СНТ "Губкино" ЗУ1-1239 кв.м; СНТ "Зарница" ЗУ1-1642 кв.м; СНТ "Луч" ЗУ1-44 кв.м; СНТ "Плеханы" ЗУ1-3493 кв.м; СНТ "Россиянка" ЗУ1-5277 кв.м; д. Площево ЗУ1-2835 кв.м, ЗУ2-3016 кв.м (с учетом уточнения заявленных требований),

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Земля" (601654, Владимирская область, г. Александров, ул. Октябрьская, д. 6,
корпус 4А; ОГРН 1103339002084, ИНН 3301027932), администрация Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области (601603, Владимирская область, Александровский район, с. Большое Каринское, ул. Деревенская, д. 98; ОГРН 1053303325613, ИНН 3311015213),

при участии представителей:

от общества с ограниченной ответственностью "Газэлектрострой-Эксплуатация": не явились, извещены, имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие;

от администрации Александровского района Владимирской области:
не явились, извещены;

от Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Александровского района Владимирской области: не явились, извещены;

от общества с ограниченной ответственностью "Земля": не явились, извещены;

от администрации Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области: не явились, извещены,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Газэлектрострой-Эксплуатация" (далее – Общество, ООО "Газэлектрострой-Эксплуатация") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Александровского района Владимирской области (далее – Комитет) и решений администрации Александровского района Владимирской области (далее – Администрация Александровского района), выразившиеся в письмах  от 20.08.2020 № 01-25-1921, от 21.08.2020
№ 01-25-1963, от 27.08.2020 № 01-25-197, об отказе в выдаче разрешений на использование земельных участков.

В качестве способа восстановления нарушенных прав и законных интересов Общество просило суд обязать Администрацию Александровского района согласовать расположение газопроводов на земельных участках, находящихся в ее распоряжении, согласно схемам на размещение земельного участка: д. Воскресенское ЗУ1-13675 кв.м; д. Григорово ЗУ1-9651 кв.м;
д. Каменка ЗУ1-3287 кв.м; д. Нововоскресенское ЗУ1-8109 кв.м; д. Плеханы ЗУ1-3554 кв.м; ДПК "Хуторок" ЗУ1-2043 кв.м; ДПК "Шаблыкино-3"
ЗУ1-1902 кв.м, ЗУ2-533 кв.м; СК "Рябинушка" ЗУ1-653 кв.м; СНТ "Губкино" ЗУ1-1239 кв.м; СНТ "Зарница" ЗУ1-1642 кв.м; СНТ "Луч" ЗУ1-44 кв.м;
СНТ "Плеханы" ЗУ1-3493 кв.м; СНТ "Россиянка" ЗУ1-5277 кв.м; д. Площево ЗУ1-2835 кв.м, ЗУ2-3016 кв.м (с учетом уточнения заявленных требований).

В обоснование заявленных требований Общество указало, что поименованные в оспариваемых решениях от 20.08.2020 № 01-25-1921,                от 21.08.2020 № 01-25-1936 основания для отказа в выдаче разрешений на использование земельных участков не предусмотрены в качестве таковых действующим законодательством.

Указывая на незаконность решения от 27.08.2020 № 01-25-1970, заявитель отметил, что законодательством не предусмотрены допустимые пределы отклонения или несоответствия значения координат характерных точек границ земельного участка. В связи с этим округление координат характерных точек границ земельного участка до 0,01 метра или до метра на стадии подготовки схемы земельного участка на бумажном носителе, не может являться основанием для отказа в согласовании указанной схемы, так как на данном этапе определяются проектируемые положение границ и площадь земельного участка, который предполагается образовать.

Более подробно позиция  Общества изложена в заявлении и в письменных пояснениях по делу.

Администрация Александровского района в отзывах от 11.09.2020
№ 226/20 и от 05.11.2020 № 226/20 просила в удовлетворении требования отказать, указав на несоответствие предоставленных ООО "Газэлектрострой-Эксплуатация" схем расположения земельных участков форме, формату и требованиям к ее подготовке в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, а также на установленный в ходе осмотра земель факт расположения на испрашиваемых для использования земельных участках подземных линейных сооружений, их наземных частей и сооружений, необходимых для их использования. Следовательно, рассмотрение заявлений Общества в порядке статей 39.33, 39.36 Земельного Кодекса Российской Федерации, по мнению заинтересованного лица, невозможно.

Определением арбитражного суда от 14.12.2020 к участию в деле,
в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Александровского района Владимирской области (далее – Комитет).

Комитет в заключении от 30.10.2020 № 01-31-2615 и в отзыве
от 06.04.2021 № 01-31-867 просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

Определениями арбитражного суда от 10.11.2020, от 07.04.2021
к участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество
с ограниченной ответственностью "Земля" (далее – ООО "Земля"), администрация Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области (далее – Администрация Каринского сельского поселения).

ООО "Земля" в судебном заседании поддержало заявленные требования.

Администрация Каринского сельского поселения в отзыве
от 22.04.2021 № 453 указала на необоснованность рассматриваемых требований.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил.

Как следует из материалов дела, 20.07.2020 ООО "Газэлектрострой-Эксплуатация" обратилось в Администрацию Александровского района с заявлениями о выдаче разрешения на размещение  газопроводов высокого давления для газоснабжения индивидуальных жилых домов (строений) и строений промышленного комплекса на следующих земельных участках:               д. Воскресенское ЗУ1-13675 кв.м; д. Григорово ЗУ1-9651 кв.м;
д. Каменка ЗУ1-3287 кв.м; д. Нововоскресенское ЗУ1-8109 кв.м; д. Плеханы ЗУ1-3554 кв.м; ДПК "Хуторок" ЗУ1-2043 кв.м; ДПК "Шаблыкино-3"
ЗУ1-1902 кв.м, ЗУ2-533 кв.м; СК "Рябинушка" ЗУ1-653 кв.м; СНТ "Губкино" ЗУ1-1239 кв.м; СНТ "Зарница" ЗУ1-1642 кв.м; СНТ "Луч" ЗУ1-44 кв.м;
СНТ "Плеханы" ЗУ1-3493 кв.м; СНТ "Россиянка" ЗУ1-5277 кв.м; д. Площево ЗУ1-2835 кв.м, ЗУ2-3016 кв.м,  сроком на 5 лет, приложив к указанным заявлениям схемы расположения земельных участков или земельных участков на кадастровом плане территории.

Решениями от 20.08.2020 № 01-25-1921, от 21.08.2020
№ 01-25-1963, от 27.08.2020 № 01-25-197 Обществу отказано в выдаче разрешений на использования земельных участков для размещений вышепоименованных объектов в связи с несоответствием предоставленных схем расположения земельных участков форме, формату и требованиям к ее подготовке, установленным пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (решение от 20.08.2020 № 01-25-1921 по земельным участкам в д. Нововоскресенсоке, СНТ "Губкино", СНТ "Луч",                           СНТ "Россиянка), а также в связи с расположением на земельных участках, расположенных в д. Шаблыкино, д. Воскресенское, СНТ "Зарница",                     СК "Рябинушка", д. Каменка, д. Григорово, ДПК "Хуторок", СНТ "Плеханы, д. Плошево, подземных линейных сооружений, их надземных частей и сооружений, технологически необходимых для использования линейных объектов.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно пункту 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях:

1) проведение инженерных изысканий;

2) капитальный или текущий ремонт линейного объекта;

3) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;

4) осуществление геологического изучения недр;

5) осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;

6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пунктам 2, 3 статьи 39.33 ЗК РФ, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 названной статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.

В соответствии с частью 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014  № 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень N 1300).

В Перечень № 1300, в том числе, включены подземные линейные сооружения и их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешение на строительство (пункт 1); нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 МПа, для размещения которых не требуется разрешение на строительство (пункт 6).

Порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен Правилами выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 № 1244 (далее – Правила № 1244).

В соответствии с пунктом 7 Правил № 1244, решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в течение 25 дней со дня поступления заявления и в течение 3 рабочих дней со дня принятия указанного решения направляется заявителю заказным письмом с приложением представленных им документов.

Согласно пункту 9 Правил № 1244, решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если:

а) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 и 4 правил;

б) в заявлении указаны цели использования земель или земельного участка или объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ;

в) земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.

Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Постановлением администрации Владимирской области от 03.06.2015 № 506 утверждены Порядок и условия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (далее – Постановление № 506).

Пунктом 5 Постановления № 506 установлено, что в заявлении о размещении объектов должны быть указаны:

1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, - в случае, если заявление подается физическим лицом;

2) наименование, место нахождения, организационно-правовая форма и сведения о государственной регистрации заявителя в Едином государственном реестре юридических лиц - в случае, если заявление подается юридическим лицом;

3) фамилия, имя и (при наличии) отчество представителя заявителя и реквизиты документа, подтверждающего его полномочия, - в случае, если заявление подается представителем заявителя;

4) почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона для связи с заявителем или представителем заявителя;

5) вид размещаемого объекта в соответствии с Перечнем видов объектов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300;

6) кадастровый номер и адресные ориентиры земельного участка;

7) срок использования земель или земельного участка в связи с размещением объекта.

Согласно пункту 6 Постановления № 506 к заявлению прилагаются:

1) копии документов, удостоверяющих личность заявителя и представителя заявителя, и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, в случае, если заявление подается представителем заявителя;

2) схема границ земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории - в случае, если планируется использовать земли или часть земельного участка (с использованием системы координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости), на которых предполагается размещение объекта;

3) выписка из Единого государственного реестра недвижимости;

4) справка, выдаваемая уполномоченным органом в сфере строительства, подтверждающая, что для строительства объекта не требуется разрешения на строительство.

В случае, если указанные в подпунктах 3 и 4 пункта 6 Порядка документы не представлены заявителем, такие документы запрашиваются уполномоченным органом в порядке межведомственного информационного взаимодействия (пункт 7 Постановления № 506).

Пунктом 9 Постановления № 506 установлены основания для отказа в использовании земель или земельного участка:

1) заявление подано в иной уполномоченный орган;

2) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 5 - 6 Порядка;

3) предполагается размещение объектов, не предусмотренных Перечнем видов объектов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300;

4) размещение объектов (объекта) приведет к невозможности использования земель или земельного участка в соответствии с разрешенным использованием;

5) указанный в заявлении земельный участок предоставлен физическому или юридическом лицу.

Постановлением администрации Александровского района                            от 16.03.2020 № 434 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Размещение объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации и размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов (далее – Административный регламент).

В силу пункта 1.2 указанного Постановления настоящий Регламент регулирует отношения по размещению на территории сельских поселения Александровского района и муниципального образования город Александров объектов, перечень видов которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 (далее - объекты), без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия по распоряжению которыми в соответствии с федеральным законодательством возложены на органы местного самоуправления (далее - земельные участки).

Настоящий Регламент не распространяется на отношения, связанные с использованием земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 5 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1.3 Административного регламента получателями муниципальной услуги являются физические и юридические лица либо их представители, наделенные полномочиями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, выступать от их имени при взаимодействии с уполномоченным органом при предоставлении муниципальной услуги.

Согласно пункту 1.4 Административного регламента муниципальная услуга предоставляется комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Александровского района.

Пунктом 2.6 Административного регламента установлено, что для получения муниципальной услуги - в целях выдачи решения о размещении объекта заявитель представляет следующие документы:

1) заявление о предоставлении муниципальной услуги, в котором указываются:

а) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, - в случае, если заявление подается физическим лицом;

б) наименование, место нахождения, организационно-правовая форма и сведения о государственной регистрации заявителя в Едином государственном реестре юридических лиц - в случае, если заявление подается юридическим лицом;

в) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) представителя заявителя и реквизиты документа, подтверждающего его полномочия, и документа, удостоверяющего личность, - в случае, если заявление подается представителем заявителя;

г) почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона для связи с заявителем или представителем заявителя;

д) виды объектов, предполагаемых к размещению, в соответствии с Перечнем видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300;

е) кадастровый номер земельного участка указывается при его наличии в случаях, если планируется использование образованного земельного участка или его части;

ж) кадастровый номер квартала - в случае, если планируется размещение объекта на землях, кадастровый учет которых в установленном порядке не произведен;

з) способ получения решения о размещении объекта и проекта договора о размещении объекта или решения об отказе в размещении объекта;

и) срок, на который требуется получение решения о размещении объекта и заключение договора о размещении объекта;

2) копию документа, удостоверяющего личность (для заявителя - физического лица, для представителя физического или юридического лица);

3) копию документа, подтверждающего полномочия представителя физического или юридического лица;

4) схему границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории, в масштабе 1:500 - в случае, если планируется использовать земли или часть земельного участка (с использованием системы координат, применяемой при ведении Единого государственного реестра недвижимости). Схема границ представляет собой документ, в котором в текстовой и графической форме отражены сведения о земельном участке, необходимые для размещения объекта без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута;

5) выписка из Единого государственного реестра недвижимости;

6) справка МКУ "Управление строительства и архитектуры" Александровского района подтверждающая, что для строительства объекта не требуется разрешения на строительство.

Не допускается требовать от заявителя предоставления документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги, в том числе документов, не предусмотренных Административным регламентом.

В случае, если указанные в подпунктах 5 и 6 пункта 2.6 настоящего регламента документы не представлены заявителем, такие документы запрашиваются комитетом в порядке межведомственного информационного взаимодействия (пункты 2.7, 2.7.1 Административного регламента).

В пункте 2.9 Административного регламента перечислены основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги:

1) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктом 2.6 настоящего Регламента;

2) в заявлении указаны объекты, не входящие в Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300;

3) размещение объекта приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;

4) размещение объектов не предусмотрено документами территориального планирования муниципального образования Александровский район или муниципального образования город Александров;

5) земельный участок предоставлен физическому или юридическому лицу, либо уполномоченным органом принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, либо уполномоченным органом принято решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в соответствии со статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации;

6) от заявителя поступило заявление о прекращении рассмотрения его обращения.3.3.14. Результатом административной процедуры является оформленные решение о размещении объекта, либо решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги.

Как указано выше, к видам объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в соответствии с пунктом 6 Перечня № 1300, в том числе, отнесены газопроводы давлением до 1,2 мегапаскаля, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

Из материалов дела следует, что Общество испрашивало разрешение на размещение на спорных земельных участках газопроводов высокого давления 0,3 Мпа давления < Р < 0,6 Мпа, распределительных газопроводов среднего давления Р < 0,3 Мпа и  распределительного газопровода низкого давления Р < 0,005 МПа (в д. Плошево).

Оспариваемые в настоящем деле отказы от 21.08.2020
№ 01-25-1963 и от 27.08.2020 № 01-25-197 мотивированы тем, что на испрашиваемых земельных участках уже расположены подземные линейные сооружения, их надземные части и сооружения, технологически необходимые для использования линейных объектов.

Вместе с тем, такое обстоятельство не поименовано в качестве основания для отказа в выдаче разрешения на размещение объекта ни ни Земельным кодексом Российской Федерации, ни Постановлением № 506, Правилами № 1244, ни Административным регламентом.

При этом Администрацией Александровского района не представлено доказательств того, что находящиеся на спорных земельных участках объекты принадлежат иным лицам на законных основаниях; что земельные участки предоставлены иным физическим или юридическим лицам, либо уполномоченным органом принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, либо уполномоченным органом принято решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в соответствии со статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации; что размещение объектов приведет к невозможности использования земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием.

Материалами дела подтверждается, и заявителем  не отрицается, что на спорных земельных участках расположены газопроводы, эксплуатируемые Обществом.

При этом находящиеся на спорных земельных участках газопроводы не признаны самовольными постройками (вступившее в законную силу решение Арбитражн

Исходя из статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство проводится на основании разрешения на строительство. Перечень случаев, когда разрешение на строительство при выполнении строительных работ не требуется, приведен в пункте 17 указанной статьи. Данный перечень является открытым и региональным властям предоставлено право формировать дополнительные случаи, в которых получение разрешения на строительство не требуется.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что спорные объекты (газопроводы) не соответствует критериям объектов, на строительство которых в соответствии с вышеприведенными нормами разрешение не требуется, как и получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по правилам части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Поскольку срок ранее выданных разрешений на использование земельных участков истек (предоставлены на основании постановлений Администрации Александровского района от 23.09.2019 № 1824, № 1825,               № 1827, № 1830, № 1832 сроком на 6 месяцев), в целях соблюдения лицензионных требований в области промышленной безопасности, требований земельного законодательства, Общество повторно обратилось с заявлениями о выдаче разрешений на использования земельных участков в целях размещения газопроводов, отнесенных Постановлением № 1300 к перечню объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, приложив к заявлениям необходимые документы.

Доводы Администрации Александровского района  и Комитета о том, что Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено предоставление разрешений на использование земельных участков только для объектов, предстоящих к размещению, основаны на ошибочном толковании норм права.

Статья 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, положения Постановления № 506 таких императивных запретов, не содержат.

Более того, в силу части 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации, на которую ссылается Администрация Александровского района и Комитет в обоснование своего довода, разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации:

1) в целях проведения инженерных изысканий либо капитального или текущего ремонта линейного объекта на срок не более одного года;

2) в целях строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения на срок их строительства, реконструкции;

3) в целях осуществления геологического изучения недр на срок действия соответствующей лицензии;

4) в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинам без ограничения срока;

5) в целях возведения некапитальных строений, сооружений, предназначенных для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), на срок действия договора пользования рыбоводным участком.

Вместе с тем из материалов дела следует, что в указанных в вышеназванной норме целях Общество не обращалось за разрешением на использование земельных участков.

Относительно указанного в решении от 20.08.2020 № 01-25-1921 несоответствия предоставленных схем расположения земельных участков форме, формату и требованиям к ее подготовке, установленным пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, и требованиям, установленным сноской 3 приложения № 2 к приказу Минэкономразвития  России от 27.11.2014 № 762 (земельные участки, расположенные в д. Нововоскресенское, СНТ "Губкино", СНТ "Луч", СНТ "Россиянка"), арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).

Такие требования были утверждены приказом Минэкономразвития  России от 27.11.2014 № 762(далее – Приказ№ 762).

Пунктом 3 Приказа № 762 установлено, что схемой расположения земельного участка определяются проектируемые местоположение границ и площадь земельного участка или земельных участков, которые предполагается образовать и (или) изменить.

Согласно пункту 6 Приказа № 762 в схеме, в том числе указывается проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка, список координат характерных точек границ каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости.

Пунктом 9 приказа № 762 предусматривается, что проектная площадь образуемого земельного участка вычисляется с использованием технологических и программных средств, в том числе размещенных на официальном сайте, полученная при проведении кадастровых работ площадь образуемого земельного участка может превышать проектную площадь не более чем на десять процентовв.

В форме схемы, утвержденной приложением № 2 к Приказу № 762, предусмотрено указание площади земельного участка, которая согласно ссылке № 2 является проектной площадью образуемого земельного участка, вычисленной с использованием технологических и программных средств, с округлением до 1 квадратного метра. Указанное значение площади земельного участка может быть уточнено при проведении кадастровых работ не более чем на десять процентов.

В том же Приложении № 2 в разделе таблицы с обозначением характерных точек границ указано, что в столбцах 2 и 3 отображаются координаты. Ниже, в ссылке № 3, имеющей отношение к указанию координат, установлено, что значения координат, полученные с использованием технологических и программных средств, указываются с округлением до 0,01 метра.

При проведении кадастровых работ проектируемые местоположение границ и площадь земельного участка, определенные в схеме, могут быть уточнены, при этом определенная в схеме проектируемая площадь земельного участка может измениться в пределах, установленных пунктом 42 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ                        "О государственном кадастре недвижимости" (далее – Закон № 218-ФЗ).

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8 статьи 22 Закона № 218-ФЗ).

В Законе № 218-ФЗ отсутствует положение, устанавливающее допустимые пределы отклонения или несоответствия значения координат характерных точек границ земельного участка, указанных в схеме, от значений координат характерных точек границ земельного участка, указанных в соответствующих разделах межевого плана, а также основания приостановления или отказа в осуществлении государственного кадастрового учета образуемого земельного участка в случае несоответствия сведений о местоположении границ (конфигурации) такого земельного участка согласно межевому плану аналогичным сведениям в схеме.

Исходя из вышеназванных правоположений, округление координат характерных точек границ земельного участка до метра на стадии подготовки схемы земельного участка на бумажном носителе, не может являться основанием для отказа в согласовании такой схемы, так как на данном этапе определяются проектируемые положение границ и площадь земельного участка, который предполагается образовать.

Противоречий в представленных Обществом документах, приложенных к заявлениям о выдаче разрешений на использование земельных участков, судом не установлено. Такое основание для отказа в предоставлении рассматриваемой муниципальной услуги Комитетом и Администрацией Александровского района не доказано.

Доказательств несоответствия размещенных объектов, указанных в заявлениях, видам объектов, утвержденным Постановлением № 1300, а также невозможности использования земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием, заинтересованными лицами не представлено (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При таких обстоятельствах  арбитражный суд приходит к выводу о несоответствии оспоренных решений об отказе выдаче разрешений на использование земельных участков нормам земельного законодательства  нарушении ими прав Общества.

На основании изложенного требования заявителя подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на Администрацию Александровского района.

Руководствуясь статьями 4, 17, 65, 71, 110, 167-170, 176, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Требования общества с ограниченной ответственностью "Газэлектрострой-Эксплуатация" удовлетворить.

2. Проверенные на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации действия Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Александровского района Владимирской области и решения Администрации Александровского района Владимирской области, выразившиеся в отказах в выдаче разрешений на использование земельных участков, оформленных письмами от 20.08.2020 № 01-25-1921, от  21.08.2020 № 01-25-1936, от 27.08.2020 № 01-25-1970, признать незаконными.

3. Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Александровского района Владимирской области и Администрацию Александровского района Владимирской области в пределах своих полномочий в течение 10 дней с момента вступления настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Газэлектрострой-Эксплуатация" путем выдачи разрешений на использовании земельных участков для размещения газопроводов высокого давления, согласно схемам расположения земельных участков:                              д. Воскресенское ЗУ1-13675 кв.м; д. Григорово ЗУ 1-9651 кв. м; д. Каменка. ЗУ 1-3287 кв.м; д. Нововоскресенское ЗУ 1-8109 кв.м; д. Плеханы ЗУ 1-3554 кв. м; ДПК "Хуторок" ЗУ 1-2043 кв. м; ДПК "Шаблыкино-3" ЗУ1-1902кв.м и ЗУ2-553 кв.м; СК "Рябинушка" ЗУ1- 653 кв. м; СНТ "Губкино" ЗУ1-1239 кв.м; СНТ "Зарница" ЗУ 1-1642 кв. м; СНТ "Луч" ЗУ 1-44 кв.м;                           СНТ "Плеханы" ЗУ 1-3493 кв.м; СНТ "Россиянка" ЗУ 1-5277 кв.м;                         д. Площево ЗУ1-2835 кв.м., ЗУ2-3016 кв.м, в соответствии с установленным действующим законодательством порядке.

4. Взыскать с Администрации Александровского района Владимирской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газэлектрострой-Эксплуатация" расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб.

Выдача исполнительного листа осуществляется по правилам статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца с момента его принятия.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа (г. Нижний Новгород) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                          Е.В. Ушакова