ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А11-9214/18 от 23.04.2019 АС Владимирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 14

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владимир                                                             Дело №  А11-9214/2018

23 апреля 2019 года

В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального  кодекса  Российской Федерации резолютивная часть объявлена 16.04.2019. Полный текст решения изготовлен 23.04.2019.

Арбитражный суд Владимирской области в составе:

судьи Киселевой М.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кульковой К.К.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску

федерального государственного бюджетного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны окружающей среды»,
г. Москва, 36-й километр МКАД, двлд. 1, строение 4;
ОГРН 1037700251126, ИНН 7727084790,

к администрации Владимирской области, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 21; ОГРН 1033302005527, ИНН 3328101358,

третьи лица:

1) Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, г. Москва, ул. Б. Грузинская, д. 4/6;

2) Общество с ограниченной ответственностью «СтройСервис», г. Нижний Новгород, ул. Артельная, д. 37а, оф. 5;

3) Муниципальное унитарное предприятие «Владимирводоканал»,
г. Владимир, ул. Горького, д. 95;

4) Департамент природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области, г. Владимир, ул. Гагарина, д. 31,

о признании незаконным бездействия; об обязании устранить допущенные нарушения,

при участии:

от истца – Горин М.Р. – по доверенности от 10.01.2019 № 1, сроком на один год;

от ответчика – Петрова Е.И. – по доверенности от 19.09.2018 № 01/02-02;

от третьего лица (Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации) – представитель не явился, извещен;

от третьего лица (Общества с ограниченной ответственностью «СтройСервис») – представитель не явился, извещен;

от третьего лица (Муниципального унитарного предприятия «Владимирводоканал») – Калинина В.В. – по доверенности от 09.01.2019 № 1, сроком до 31.12.2019;

от третьего лица (Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области) – Петрова Е.И. – по доверенности от 05.02.2019 № ДПП-360-07-16, сроком на три года.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны окружающей среды», г. Москва (далее – ФГБУ «ВНИИ Экология», истец), обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к администрации Владимирской области, г. Владимир (далее - администрация Владимирской области, администрация, ответчик), о признании незаконным бездействия  администрации Владимирской области в рамках неисполнения условий трехстороннего соглашения от 12.02.2015 и об обязании устранить допущенные нарушения, в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Впоследствии истец уточнял исковые требования и в заявлении от 04.04.2019 № 01-48/552 просит признать бездействия администрации Владимирской области в рамках заключенного трехстороннего соглашения незаконными и способствующими недостижению целевых показателей, а именно: невыполнение трехстороннего соглашения от 12.02.2015 по  выделению средств консолидированного бюджета Владимирской области в размере 2 500 000 руб. (нарушение пункта 1.3 соглашения от 12.02.2015); невыполнение пункта 1.2 трехстороннего соглашения от 12.02.2015 по обеспечению эффективного взаимодействия между сторонами при организации и осуществлении работ по Мероприятию «Ликвидация накопленного экологического ущерба и экологическая реабилитация территории отработанных иловых карт, расположенных в г. Владимире (Владимирская область)». Обязать администрацию Владимирской области выделить из средств консолидированного бюджета Владимирской области денежные средства в размере 2 500 000 руб. для завершения работ по мероприятию «Ликвидация накопленного экологического ущерба и экологическая реабилитация территории отработанных иловых карт, расположенных в г. Владимире (Владимирская область)». Обязать администрацию Владимирской области обеспечить эффективное взаимодействие при организации осуществления работ по Мероприятию и достижению целевых показателей, предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.12.2014 № 2462-р в виде обеспечения взаимодействия по завозу биокомпоста «В» (и/или грунта в соответствии с внесенными изменениями в проектную документацию) по проекту технического задания, подготовленного для реализации мероприятия в соответствии с подпунктом 1 пункта 2.2 соглашения от 12.02.2015, для обеспечения в дальнейшем проведения работ по мероприятию в целях достижения целевых показателей. Обязать администрацию Владимирской области совершить указанные действия в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Поскольку в силу статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований, отказаться от иска полностью или частично, арбитражный суд принимает уточнение исковых требований.

Дело подлежит рассмотрению по уточненным требованиям истца.

Ответчик (администрация Владимирской области) в отзывах от 27.09.2018 № 7750-01/02-02, от 26.02.2019 № 1545-01/02-02, в дополнительных пояснениях от 03.12.2018,  от 24.12.2018 исковые требования не признал и сообщил, что между министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды), ФГБУ «ВНИИ Экология» и администрацией Владимирской области 12.02.2015 заключено соглашение о реализации первоочередных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности (далее - соглашение). Целью соглашения (пункт 1.1) является выполнение мероприятия ликвидация накопленного экологического ущерба и экологическая реабилитация территории отработанных иловых карт, расположенных в г. Владимире (Владимирская область). Предметом соглашения является обеспечение эффективного взаимодействия между его сторонами для организации и осуществления работ по мероприятию (пункт 1.2). Финансовое обеспечение мероприятия осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Минприроды в размере
47 млн. 600 тыс. руб., а также средств консолидированного бюджета Владимирской области в размере 2 млн. 500 тыс. руб.

Поскольку ФГБУ «ВНИИ Экология» заключен государственный контракт от 15.04.2016 № 0373100000216000020-0044666-02 с подрядчиком ООО «СтройСервис», полагает, что данное обстоятельство подтверждает исполнение администрацией мероприятий, предусмотренных соглашением.

Также ответчик указал, что соглашение от 12.02.2015 не содержит условий о том, когда и в каком порядке необходимо выделить 2 млн. 500 тыс. руб. из консолидированного бюджета Владимирской области. Консолидированный бюджет не является элементом бюджетной системы. Это юридическое понятие, объединяющее бюджеты соответствующей территории (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Следовательно, консолидированный бюджет Владимирской области - это бюджет не только областной, но и также бюджеты городских и сельских поселений, в том числе города Владимир. Администрация Владимирской области не вправе выделять средства из бюджетов муниципальных образований.

Также ответчик сообщил, что в установленном порядке в ФГБУ «ВНИИ Экология» направлялись ежеквартальные отчеты о ходе реализации мероприятия (письма от 04.10.2017 № ДПП-3820-04-06; от 26.12.2017 № ДПП-5323-04-06; от 29.03.2018 № ДПП-1133-04-03; от 04.07.2018 № ДПП-2942-04-06).

13.06.2018 между департаментом природопользования, администрацией города Владимира и МУП «Владимирводоканал» подписано соглашение по вопросу сроков и объемов завоза грунта на иловые карты. Земельный участок с кадастровым номером 33:05:174106:169, в пределах которого расположены иловые карты, подлежащие рекультивации, находится в муниципальной собственности муниципального образования г. Владимир и находится в аренде МУП «Владимирводоканал» сроком до 2020 года. Таким образом, образование иловых карт является результатом деятельности муниципального предприятия и вопросом местного значения, земельный участок также относится к муниципальной собственности; нейтральный грунт, которым осуществляется рекультивация иловых карт образуется и вывозится муниципальным предприятием МУП «Владимирводоканал». По данным на январь 2019 года МУП «Водоканал» завезено компоста 46 045 куб.м. За январь 2019 года завезено еще 1600 куб.м.

Как пояснил ответчик все вышеперечисленные документы и действия администрации области, а также органов исполнительной власти области - Департамента природопользования и Департамента строительства и архитектуры, свидетельствуют об исполнении соглашения, постоянном мониторинге ситуации на объекте, участии в решении возникших проблем.

Ответчик полагает, что истец пропустил срок исковой давности для обращения в суд. Пункт 1.3 соглашения предусматривает федеральные средства 2014 года, иных сроков соглашение не содержит. С момента окончания финансового 2014 года, то есть с 01.01.2015 началось течение трехлетнего срока исковой давности. В январе 2018 года срок истек.

Третье лицо (Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации) в отзыве (вх. от 06.12.2018) считает требования ФГБУ «ВНИИ Экология» законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Минприроды России сообщило следующее. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №326 утверждена государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 - 2020 годы». Согласно пункту 6 Программы в рамках подпрограммы П «Приоритетный проект «Чистая страна» реализуются мероприятия по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на приоритетных территориях Российской Федерации. В реализацию данной программы распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.12.2014 №2462-р утвержден комплекс первоочередных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности. Пунктом 9 указанного комплекса мероприятий предусмотрена ликвидация накопленного экологического ущерба и экологическая реабилитация территории отработанных иловых карт, расположенных в г. Владимире (Владимирская область). Предметом соглашения являются мероприятия по ликвидации накопленного экологического ущерба и экологическая реабилитация территории отработанных иловых карт, расположенных в городе Владимире (далее - Мероприятия). Во исполнение пункта 2.2 соглашения администрацией Владимирской области было подготовлено техническое задание на выполнение работ по Мероприятию и заключение о достаточности запланированных работ. Пунктом 2.5 соглашения предусмотрено, что администрация Владимирской области самостоятельно осуществляет подготовку объекта к проведению работ. Вместе с тем из уточненного искового заявления следует, что данное соглашение до настоящего времени не исполнено, грунт в нужном количестве не поставлен. Указанные обстоятельства повлекли нарушение срока выполнения работ по государственному контракту, а также недостижение целевых показателей, предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 04.12.2014 № 2462-р. Следовательно, в нарушение статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации Администрацией Владимирской области не исполнено установленное соглашением обязательство по надлежащей разработке Технического задания и подготовке объекта (поставка биокомпоста) для проведения технической рекультивации. Согласно пункту 1.3 соглашения финансовое обеспечение проведения работ по Мероприятию осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на 2014 год в размере 47 600 000,00 руб., а также средств консолидированного бюджета Владимирской области в размере
2 5000 000 руб. Из письма Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области в адрес ФГБУ «ВНИИ Экология» от 20.05.2016 следует, что работы по последовательному заполнению иловых карт будут производиться за счет средств консолидированного бюджета Владимирской области в рамках этапа технической рекультивации в соответствии с календарным планом.

Третье лицо (ООО «СтройСервис») в отзыве от 30.09.2018 считает, что в удовлетворении заявленных требований необходимо отказать. ООО «СтройСервис» также сообщило, что было вынуждено обратиться в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга с требованием о расторжении государственного контракта, хотя при его надлежащем исполнении всеми сторонами, было бы заинтересовано в его окончании, поскольку это соответствует уставным целям общества.

Третье лицо (МУП «Владимирводоканал») в отзыве от 04.12.2018 сообщило, что МУП «Владимирводоканал» не является стороной по государственному контракту от 15.04.2016 № 03731000 0216000020-0044666-02 на выполнение работ по объекту «Ликвидация накопленного экологического ущерба и экологическая реабилитация территории отработанных иловых карт, расположенных в г. Владимире (Владимирская область), заключенному между ООО «СтройСервис» (подрядчик) и федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны окружающей среды» (заказчик), в связи с чем не располагает информацией и документами о ходе выполнения работ по объекту. С момента предоставления ООО «СтройСервис» возможности завоза готового компоста, с 2017 года по настоящее время, компост вывозится силами и средствами МУП «Владимирводоканал» на иловые карты в район деревни Кусуново Владимирской области в рамках хозяйственной деятельности предприятия и соглашения с администрацией Владимирской области. МУП «Владимирводоканал» денежные средства для погрузки, транспортировки, разгрузки, перемещения (разравнивания) компоста на иловых картах в районе деревни Кусуново Владимирской области, не выделялись, поскольку предприятие вывозит компост в рамках своей хозяйственной деятельности, в объёмах, которыми располагает. Увеличить объём компоста невозможно в силу технологии его изготовления и исходя из объёма, поступающих канализационных стоков от абонентов предприятия.

Третье лицо (Департамент природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области) в отзыве от 04.12.2018 № ДПП-5525 07-16 полагает  заявленные исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Также пояснило, что соглашение заключено до определения подрядчика в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Именно государственный контракт от 15.04.2016 № 0373100000216000020-0044666-02 определил предмет работ и их стоимость. МУП «Владимирводоканал» производил и производит завоз компоста на объект по собственной инициативе, учитывая образование и наличие биокомпоста в результате своей хозяйственной деятельности. Кроме того, срок реализации работ по проекту составлял 5 лет, а заказчики (ФГБУ) снизили его до 2-х лет. Следовательно, обеспечить те же объемы в сроки, сжатые в 2 раза, объективно не представилось возможным. В пункте 1.3 соглашения указано, что финансовое обеспечение работ по мероприятию осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Минприроды России организатору работ на 2014 год в размере 47 600 000 руб., а также средств консолидированного бюджета Владимирской области в размере 2 500 000 руб. Из этого пункта не следует, что средства из консолидированного бюджета выделяются именно администрацией Владимирской области. Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации консолидированный бюджет – свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории. Следовательно, консолидированный бюджет Владимирской области - это бюджет не только областной, но и также бюджеты городских и сельских поселений, в том числе города Владимир. Администрация области не вправе выделять средства из бюджетов муниципальных образований. Соглашение также не содержит  срока выделения этих денег.

Департамент природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области, считает, что обязательства предусмотренные соглашением, администрацией области исполнены. Работа по взаимодействию между участниками соглашения и направлению отчетов осуществлялась департаментом природопользования. Департамент природопользования письмом от 14.12.2017 № ДПП-5119-04-06 обращался в администрацию города Владимира по вопросу решения проблемы завоза грунта на объект. В адрес строительных организаций области департаментом строительства и архитектуры администрации области 16.02.2018 отправлено письмо № ДСА-98-04-03 с просьбой направлять свободный чистый грунт, образовавшийся при производстве земляных работ, на заполнение иловых карт в мкр. Кусуново. Департамент природопользования проинформировал ФГБУ «ВНИИ Экология» письмом ото28.04.2018№ ДПП-1751-04-06 о мерах, принимаемых администрацией области и органами исполнительной власти области. Также, в адрес Минприроды России администрация направила письмо от 16.05.2018 № 01/02-53-546 о продлении срока выполнения мероприятия.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Распоряжением Правительства РФ от 04.12.2014 № 2462-р «Об утверждении комплекса первоочередных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности» (далее - распоряжение Правительства РФ от 04.12.2014 № 2462-р) утвержден прилагаемый комплекс первоочередных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности (далее - первоочередные мероприятия).

Функции заказчика по управлению первоочередными мероприятиями и их реализации, за исключением мероприятий, реализуемых на особо охраняемых природных территориях федерального значения, возложены на федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны окружающей среды», находящееся в ведении Минприроды России; функции заказчиков по управлению первоочередными мероприятиями и их реализации на соответствующих особо охраняемых природных территориях федерального значения возложены на федеральные государственные бюджетные учреждения «Объединенная дирекция государственного природного биосферного заповедника «Кедровая падь» и национального парка «Земля леопарда», «Сочинский национальный парк», «Кроноцкий государственный природный биосферный заповедник» и «Государственный природный заповедник «Ненецкий», находящиеся в ведении Минприроды России.

Минприроды России заключить в месячный срок трехсторонние соглашения о реализации первоочередных мероприятий с федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны окружающей среды» и соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 9 комплекса первоочередных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности, утвержденных распоряжениям Правительства РФ от 04.12.2014 № 2462-р, предусмотрено мероприятие -ликвидация накопленного экологического ущерба и экологическая реабилитация территории отработанных иловых карт, расположенных в г. Владимире (Владимирская область); ответственный исполнитель – Минприроды России, федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны окружающей среды», администрация Владимирской области. Объемы ресурсного обеспечения: федеральный бюджет -  47,6 млн. руб., бюджет субъекта Российской Федерации - 2,5 млн. руб.; целевой показатель реализации проекта - улучшение экологических условий проживания более 200 тыс. человек, рекультивация и вовлечение в хозяйственный оборот 0,01 тыс. га земель.

Во исполнение распоряжения Правительства РФ от 04.12.2014 № 2462-р, в целях реализации комплекса первоочередных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и инойдеятельности (далее - комплекс мероприятий), между Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России), федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны окружающей среды» (организатор работ), администрацией Владимирской области (заинтересованный субъект РФ) 12.02.2015 заключено соглашение о реализации первоочередных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности (далее – соглашение).

Согласно пункту 1.1 соглашения от 12.02.2015 для целей исполнения настоящего соглашения под Мероприятиемпонимается полный перечень работ по пункту 9 Комплекса мероприятий «Ликвидация накопленного экологического ущерба и экологическая реабилитация территории отработанных иловых карт, расположенных в г.Владимире (Владимирская область)»,реализация которых предусмотрена за счет федерального бюджета и средств консолидированного бюджета Владимирской области и направлена на достижение целевых показателей, предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.12.2014 № 2462-р.

В силу пункта 1.2 соглашения предметом настоящего соглашения является обеспечение эффективного взаимодействия между сторонами при организации и осуществлении работ по Мероприятию.

В соответствии с пунктом 1.3 соглашения финансовое обеспечение проведения работ по Мероприятию осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Минприроды России, организатору работ в федеральном бюджете на 2014 год в размере 47 600 000 руб., а также средств консолидированного бюджета Владимирской области в размере 2 500 000 руб.

В пункте 1.4 соглашения установлено, что правовыми основаниями для взаимодействия сторон являются: государственная    программа    Российской    Федерации    «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 326; Федеральный закон от 02.12.2013
№ 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов»; распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.12.2014 № 2462-р.

Согласно пункту  2.2 соглашения заинтересованный субъект Российской Федерации с учетом необходимости достижения целевых показателей по Мероприятию готовит и в течение 5 (пяти) рабочих дней после подписания настоящего соглашения официально направляет организатору работ: проект технического задания на выполнение работ по Мероприятию, реализация которых предусмотрена за счет средств федерального бюджета; заключение о достаточности запланированных к реализации работ за счет федерального бюджета и за счет средств консолидированного бюджета Владимирской области для достижения следующего целевого показателя по Мероприятию, определенного распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.12.2014 № 2462-р: улучшение экологических условий проживания более 200 тыс. человек, рекультивация и вовлечение в хозяйственный оборот 0,01 тыс. га земель.

В случае выявления организатором работ отклонений технической документации от задач и состава работ, определенных техническим заданием, и/или невозможности достижения целевых показателей организатор работ направляет заинтересованному субъекту Российской Федерации замечания для дальнейшей корректировки технической документации и ее повторного представления (пункт 2.3 соглашения).

В силу пункта 2.4 соглашения организатор работ в объемах выделенных средств федерального бюджета осуществляет выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) работ по Мероприятию в порядке и с соблюдением требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Состав комиссии по осуществлению закупок формируется с учетом требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Состав и Положение о комиссии по организации закупок утверждается приказом организатора работ.

На основании пункта 2.5 соглашения заинтересованный субъект Российской Федерации осуществляет подготовку объекта, указанного в пункте 9 Комплекса мероприятий, к проведению работ, обеспечивает доступ поставщика (подрядчика, исполнителя) на объект, оказывает содействие в рамках установленных законодательством
Российской Федерации полномочий при проведении работ (необходимые подключения, разрешения, согласования). По запросу поставщика (подрядчика, исполнителя) работ заинтересованный субъект Российской Федерации представляет документацию, необходимую для выполнения работ.

В соответствии с пунктом 3.2 соглашения заинтересованный субъект Российской Федерации готовит и направляет в Минприроды России и организатору работ: ежеквартальные отчеты о ходе выполнения работ по Мероприятию, выполняемых за счет средств консолидированного бюджета Владимирской области (ежеквартально, в срок до 10 числа следующего за отчетным кварталом), с приложением фото и/или видеоматериалов; заключительный отчет о выполнении работ по Мероприятию, финансируемых за счет средств консолидированного бюджета Владимирской области, в том числе заключение о достижении целевых показателей (в срок до 15.02.2016 года).

Организатор работ готовит и направляет Минприроды России: ежеквартальные отчеты о ходе выполнения работ по Мероприятию (ежеквартально, в срок до 10 числа следующего за отчетным кварталом), с приложением фото и/или видеоматериалов; сводный аналитический отчет о выполнении работ по Мероприятию, в том числе заключение о достижении целевых показателей по Мероприятию, установленных Комплексом мероприятий (в срок до 15.03.2016).

Пунктом 5.1 соглашения установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему соглашению стороны несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В силу пунктов 6.1, 6.2 соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует до полного исполнения обязательств по настоящему соглашению. Днем подписания соглашения считается дата подписания Минприроды России подписанного организатором работ и заинтересованным субъектом Российской Федерации настоящего соглашения.

На основании пункта 7.2 соглашения споры (разногласия), возникающие между сторонами в связи с исполнением настоящего соглашения, разрешаются ими, по возможности, путем
проведения переговоров, с оформлением соответствующих протоколов или иных документов. В случае невозможности урегулирования, споры (разногласия) решаются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Администрацией Владимирской области в рамках реализации «Комплекса первоочередных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности», утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.12.2014 № 2462-р, направило в адрес ФГБУ «ВНИИ Экология» техническое задание и заключение о достаточности на выполнение работ «Ликвидация накопленного экологического ущерба и экологическая реабилитация территории отработанных иловых карт, расположенных в городе Владимир (Владимирская область)».

В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 29.03.2016, в целях исполнения распоряжения Правительства РФ от 04.12.2014 № 2462-р между федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны окружающей среды» (ФГБУ «ВНИИ Экология») (Заказчик)  и обществом с ограничен­ной ответственностью «СтройСервис» (подрядчик) подписан государственный контракт от 15.04.2016 № 0373100000216000020-0044666-02 (далее - контракт), согласно пункту 1.1 которого подрядчик обязался выполнить работы по объекту «Ликвидация накопленного эколо­гического ущерба и экологическая реабилитация территории отработанных иловых карт, расположенных в г. Владимире (Владимирская область)», а заказчик обязался принять ре­зультат работ и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим кон­трактом.

Цена контракта составляет 44 900 000 руб., в том числе НДС - 18%,
6 849 152 руб. 54 коп. (далее - цена контракта), является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотрен­ных настоящим контрактом и Федеральным законом
№ 44-ФЗ (пункт 2.1 контракта).

Согласно пункту 2.7 контракта оплата производится путем безналичного расчета путем перечисления на банковский счет подрядчика, реквизиты которого указаны в разделе 14 контракта, за счет средств федерального бюджета в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты подписания заказ­чиком акта сдачи-приемки работ (этапа работ) (приложение № 2 к контракту). Днем оплаты считается день списания денежных средств с лицевого счета заказчика. За дальнейшее прохождение денежных средств заказчик ответственности не несет.

На основании пунктов 3.1, 3.2 контракта подрядчик производит выполнение работ (этапов работ) в соответствии с Календар­ным планом (приложение № 1.2. к Техническому заданию настоящего контракта). Срок исполнения подрядчиком своих обязательств по настоящему контракту: с да­ты подписания государственного контракта до полного выполнения сторонами всех своих обязательств по государственному контракту, но не позднее 18.04.2018.

В силу пунктов 12.1, 12.2 контракт вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до 30.04.2018. Обязательства сторон, не исполненные до даты истечения срока действия насто­ящего контракта, указанного в пункте 12.1 контракта, подлежат исполнению в полном объеме.

В соответствии с техническим заданием на выполнение работ «Ликвидация накопленного экологического ущерба и экологическая реабилитация территории отработанных иловых карт, расположенных в
г. Владимире (Владимирская область)» (приложение № 1 к
государственному контракту от 15.04.2016 № 0373100000216000020-0044666-02) (далее – техническое  задание) целью выполнения работ является ликвидация экологического ущерба и экологическая реабилитация иловых карт. Целевые показатели: улучшение экологических условий проживания более 200 тыс. человек, рекультивация и вовлечение в хозяйственный оборот 0,01 тыс. га земель. Работы выполняются в рамках реализации проектной документации «Ликвидация накопленного экологического ущерба и экологическая реабилитация территории отработанных иловых карт, расположенных в г. Владимир (Владимирская область)», разработанной ООО «Афина+», в 2010 г. (раздел 1 технического задания). 

В разделе 2 технического задания установлено, что  правовым основанием для выполнения работ является распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.12.2014 № 2462-р об утверждении комплекса первоочередных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности.

Источником финансирования государственного заказа является бюджет Российской Федерации (раздел 3 технического задания).

Вид строительства - рекультивация, восстановление ландшафта (раздел 4 технического задания).

В силу раздела 5 технического задания  местом выполнения работ является мкр. Кусуново, г. Владимир, Владимирская область. Участок иловых карт расположен в 540 м по направлению на северо-восток от населенного пункта д. Кусуново. Карты построены без использования гидроизоляционного покрытия в 1975 году. Иловые осадки на картах размещались на естественном песчаном грунтовом покрытии. Загрязнение территории возникло в результате ввода в эксплуатацию иловых карт в 1962 году для естественного обезвоживания осадков сточных вод. Накопленный экологический ущерб на данном объекте связан с проникновением загрязняющих веществ в незащищенный водоносный горизонт. Данный объект выведен из эксплуатации в 1998 году. Численность населения, проживающего в зоне негативного воздействия объекта составляет 349,53 тыс. чел. Площадь загрязненной территории - 5,906 га, объем загрязнений - 61925,332 тонн. В ходе подготовки объекта выполнялись работы по снятию плодородного слоя грунта на поверхности иловых карт - первой, второй, четвертой и пятой, разработке грунта перемычки между первой и второй картами, четвертой и пятой картами. На территории четвертой карты производилась выборка грунта с перемещением на пятую карту и в кавальер на территории шестой карты. Испытания разрабатываемого грунта по техническим характеристикам, бактериологическим и химическим показателям не проводились. Перемещенный грунт складировался без уплотнения, предположительно в ходе временного складирования, что не может быть учтено в качестве выполнения работ по устройству вертикальной планировки территории (насыпей). Выемка грунта проведена хаотично, поверхность не спланирована и не уплотнена. По всем выполненным работам отсутствует документальное подтверждение фактически выполненных объемов работ.

В разделе 6 технического задания установлен перечень выполняемых работ и их объемы: разработка и утверждения ППР, согласование с заказчиком; подготовительные работы; техническая рекультивация; завершающий этап восстановления ландшафта. Ведомость объемов выполнения работ приведена в приложении 1.1 к техническому заданию.

В 7 разделе технического задания установлено, что календарный план выполнения работ приведен в приложении 1.2. к техническому заданию.

Календарным планом выполнения работ (приложение 1.2 к техническому заданию) предусмотрено выполнение работ в 4 этапа:
1. Разработка и утверждение ППР, согласование с Заказчиком (0% от общей стоимости; срок выполнения – 1 месяц); 2. Подготовительные работы (23% от общей стоимости; срок выполнения – 3 месяца); 3. Техническая рекультивация (52% от общей стоимости; срок выполнения – 18 месяцев); 4. Завершающий этап восстановления ландшафта (25% от общей стоимости; срок выполнения – 2 месяца). В примечании к третьему этапу указано, что в период проведения работ по технической рекультивации будет производиться последовательное заполнение выемки иловых карт биокомпостом «В» собственными силами МУП «Владимирводоканал». Весь период выполнения работ по мероприятию – 24 месяца.

Как указал истец, в нарушение пунктов 1.2, 1.3 трехстороннего соглашения от 12.02.2015, администрацией Владимирской области до настоящего момента не предприняты меры для выделения денежных средств из консолидированного бюджета Владимирской области, обязательства по завозу материалов для заполнения выемки  иловых карт не выполнены, что влечет за собой срыв мероприятия и недостижение целевых показателей, которые являются основной целью трехстороннего соглашения.

Также истец пояснил, что из-за бездействия администрации Владимирской области подрядчик несет финансовые потери. В целях возмещения убытков подрядчик обратился в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области о взыскании вышеуказанных издержек с ФГБУ «ВНИИ Экология» и о расторжении контракта от 15.04.2016 № 0373100000216000020-0044666-02.

В связи с ненадлежащим исполнением соглашения о реализации первоочередных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности от 12.02.2015, ФГБУ «ВНИИ Экология» направило в адрес администрация Владимирской области претензию от 16.05.2018 № 01-48/831, в которой указало на неисполнение надлежащим образом администрацией Владимирской области обязанностей, возложенных заключенным трехсторонним соглашением, что влечет за собой неисполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.12.2014 № 2462-р, а также недостижение целевых показателей.

В ответе от 18.06.2018 № ДПП-2639-04-06на указанную претензию  ответчик сообщил, что на основании соглашения от 12.02.2015,  между ФГБУ «ВНИИ Экология» и ООО «СтройСервис» заключен государственный контракт от 15.04.2016 № 0373100000216000020-0044666-02 на выполнение работ по реализации мероприятия. Администрация Владимирской области не является стороной контракта. Согласно календарному плану работ, заполнение иловых карт биокомпостом «Б» (3 этап) должно выполняться за счет собственных средств МУП «Владимирводоканал» в течение 1,5 лет вместо 5 лет, предусмотренных проектом. МУП «Владимирводоканал» также не является стороной контракта. Всвязи с существенным сокращением сроков 3 этапа и мероприятия в целом (до 2 лет), исполнение контракта подрядчиком в установленный срок невозможно из-за отсутствия у МУП «Владимирводоканал» необходимого для заполнения карт биокомпоста. Кроме того, ответчик сообщил о выполнении им соглашения от 12.02.2015.

Изложенные обстоятельства явились основанием для обращения ФГБУ «ВНИИ Экология» в арбитражный суд с настоящим иском.

В силу части 1  статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.

Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению частично, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В силу пункта 1 статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Пунктом 1 статьей 310 Гражданского кодекса Российской Федерации  установлено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Распоряжением Правительства РФ от 04.12.2014 № 2462-р «Об утверждении комплекса первоочередных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности» утвержден комплекс первоочередных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности..

Согласно пункту 9 комплекса первоочередных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности, утвержденных распоряжениям Правительства РФ от 04.12.2014 № 2462-р, предусмотрено мероприятие -ликвидация накопленного экологического ущерба и экологическая реабилитация территории отработанных иловых карт, расположенных в г. Владимире (Владимирская область); ответственный исполнитель – Минприроды России, федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны окружающей среды», администрация Владимирской области. Объемы ресурсного обеспечения: федеральный бюджет -  47,6 млн. руб., бюджет субъекта Российской Федерации - 2,5 млн. руб.; целевой показатель реализации проекта - улучшение экологических условий проживания более 200 тыс. человек, рекультивация и вовлечение в хозяйственный оборот 0,01 тыс. га земель.

Согласно пункту 1.1 соглашения от 12.02.2015, заключенного между Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России), ФГБУ «ВНИИ Экология» (организатор работ) и администрацией Владимирской области (заинтересованный субъект Российской Федерации), для целей исполнения настоящего соглашения под Мероприятиемпонимается полный перечень работ по пункту 9 Комплекса мероприятий «Ликвидация накопленного экологического ущерба и экологическая реабилитация территории отработанных иловых карт, расположенных в г.Владимире (Владимирская область)»,реализация которых предусмотрена за счет федерального бюджета и средств консолидированного бюджета Владимирской области и направлена на достижение целевых показателей, предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.12.2014 № 2462-р.

В силу пункта 1.2 соглашения предметом настоящего соглашения является обеспечение эффективного взаимодействия между сторонами при организации и осуществлении работ по Мероприятию.

В соответствии с пунктом 1.3 соглашения финансовое обеспечение проведения работ по Мероприятию осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Минприроды России, организатору работ в федеральном бюджете на 2014 год в размере 47 600 000 руб., а также средств консолидированного бюджета Владимирской области в размере 2 500 000 руб.

Из письма от 29.03.2018 № ДПП-1132-04-06 департамента   природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области, подготовленного по поручению первого заместителя Губернатора области Смолиной Л.Ф., и направленного в адрес ФГБУ «ВНИИ Экология» видно, что для реализации мероприятия «Ликвидация накопленного экологического ущерба и экологическая реабилитация территории отработанных иловых карт, расположенных в г. Владимир», в рамках заключенного соглашения между Минприроды России, ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны окружающей среды» и администрацией Владимирской области, департаментом природопользования предприняты следующие действия. Предприятием МУП «Владимирводоканал» осуществлен завоз биокомпоста «Б» на территорию иловых карт в объеме 39790 м3. В полном объеме обязательства по завозу биокомпоста «Б» на иловые карты в соответствии с проектом предприятием МУП «Владимирводоканал» не выполнены. Для решения задачи  по доставке грунта на объект, департаментом природопользования подготовлено техническое задание по выполнению данного вида работ, совместно с департаментом финансов, бюджетной и налоговой политики администрации области прорабатывается вопрос о выделении средств в сумме 2,5 млн. руб. из бюджета Владимирской области на проведение работ по данному мероприятию, а также проводится работа по поиску необходимых объемов чистого грунта для заполнения иловых карт. Также департамент природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области просил продлить срок реализации мероприятия «Ликвидация накопленного экологического ущерба и экологическая реабилитация территории отработанных иловых карт, расположенных в г. Владимир», до 1 ноября 2018 года.

Департаментом  природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области в адрес ФГБУ «ВНИИ Экология» направлялись отчеты о ходе реализации мероприятия «Ликвидация накопленного экологического ущерба и экологическая реабилитация территории отработанных иловых карт, расположенных в г. Владимире  (Владимирская область) (письма от 04.10.2017 № ДПП-3820-04-06, от 26.12.2017 № ДПП-5323-04-06, от 29.03.2018 № ДПП-1133-04-03, от 04.07.2018 № ДПП-2942-04-06).

В соответствии с пунктами 1, 2, 4 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Из материалов дела следует, что администрацией Владимирской области не выполнено соглашение от 12.02.2015, заключенное между Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России), ФГБУ «ВНИИ Экология» (организатор работ) и администрацией Владимирской области (заинтересованный субъект Российской Федерации), во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.12.2014 № 2462-р, в целях реализации комплекса первоочередных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности, в части выделения  денежных средств из консолидированного бюджета Владимирской области в размере 2 500 000 руб.

В соответствии с пунктом 9 комплекса первоочередных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности, утвержденных распоряжениям Правительства РФ от 04.12.2014 № 2462-р, предусмотрено мероприятие - ликвидация накопленного экологического ущерба и экологическая реабилитация территории отработанных иловых карт, расположенных в     г. Владимире (Владимирская область); ответственный исполнитель – Минприроды России, федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны окружающей среды», администрация Владимирской области. Объемы ресурсного обеспечения: федеральный бюджет -  47,6 млн. руб., бюджет субъекта Российской Федерации - 2,5 млн. руб.; целевой показатель реализации проекта - улучшение экологических условий проживания более 200 тыс. человек, рекультивация и вовлечение в хозяйственный оборот 0,01 тыс. га земель.

Согласно пункту 3.2. соглашения от 12.02.2015 заинтересованный субъект Российской Федерации готовит и направляет в Минприроды России и организатору работ заключительный отчет о выполнении работ по мероприятию, финансируемых за счет средств консолидированного бюджета Владимирской области, в том числе заключение о достижении целевых показателей, в срок до 15.02.2016 года.

В указанный срок денежные средства в размере 2 500 000 руб. во исполнение распоряжения Правительства  РФ от 04.12.2014 № 2462-р, соглашения о реализации первоочередных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности, от 12.02.2015, Администрацией Владимирской области не выделены.

Соглашение от 12.02.2015 не содержит обязательств Администрации Владимирской области в целях выполнения комплекса мероприятий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.12.2014 № 2462-р, в виде обеспечения завоза биокомпоста «В» и (или) грунта.

 В силу изложенного, требования истца в части признания незаконным бездействия администрации Владимирской области - невыполнение трехстороннего соглашения от 12.02.2015 по выделению средств из бюджета Владимирской области в размере 2 500 000 руб. и обязания администрации Владимирской области выделить из средств областного бюджета Владимирской области денежные средства в сумме 2 500 000 руб. для работ по Мероприятию «Ликвидация накопленного экологического ущерба и экологическая реабилитация территории отработанных иловых карт, расположенных в г. Владимире (Владимирская область)», в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу подлежат удовлетворению. В удовлетворении требований в остальной части иска суд отказывает.

В связи с вышеизложенным,  доводы ответчика, третьего лица (Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области) о необоснованности заявленных требований, в том числе по основаниям пропуска срока исковой давности, отсутствия в соглашении от 12.02.2015 сроков выделения денежных средств и конкретного источника их финансирования, не состоятельны.

 В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" расходы по оплате государственной пошлины в сумме 9000 руб. суд относит на ответчика.

Руководствуясь статьями 4, 11, 12, 17, 49, 65, 110, 167-171, 176, 318, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрации Владимирской области, г. Владимир, - невыполнение трехстороннего соглашения от 12.02.2015 по выделению средств из бюджета Владимирской области в размере 2 500 000 руб.

Обязать администрацию Владимирской области, г. Владимир,  выделить из средств областного бюджета Владимирской области денежные средства в сумме 2 500 000 руб. для работ по Мероприятию «Ликвидация накопленного экологического ущерба и экологическая реабилитация территории отработанных иловых карт, расположенных в
г. Владимире (Владимирская область)», в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении требований в остальной части иска отказать.

Взыскать с администрации Владимирской области, г. Владимир, в пользу федерального государственного бюджетного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны окружающей среды», г. Москва, государственную пошлину в сумме 9000 руб.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд, г. Владимир, через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца с момента принятия решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа, г. Нижний Новгород, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.   

Судья

               М.Ф. Киселева