600005, г. Владимир, Октябрьский проспект, 19
http://www.vladimir.arbitr.ru; http://www.my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владимир
2 февраля 2022 года Дело № А11-9221/2021
Резолютивная часть решения объявлена 26.01.2022
В полном объеме решение изготовлено 02.02.2022
Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Давыдовой Н.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Угрюмовой М.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление публичного акционерного общества "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" (150023, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании недействительным приказа Владимирской таможни (600005,
<...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)
от 23.04.2021 № 204 о внесении изменений и дополнений в приказ Владимирской таможни.
В судебном заседании приняли участие:
ПАО"Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез": ФИО1 – представитель (доверенность от20.12.2021 №011/231 сроком действия по31.12.2022, диплом, паспорт); ФИО2 – представитель (доверенность от13.12.2021 №011/221 сроком действия по31.12.2022, паспорт);
Владимирская таможня: ФИО3 – представитель (доверенность от29.12.2021 №05-54/130 сроком действия до 31.12.2022, диплом, удостоверение).
Публичное акционерное общество "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" (далее – ПАО "Славнефть-ЯНОС") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, в котором просит признать недействительным приказ Владимирской таможни от 23.04.2021 № 204 о внесении изменений и дополнений в приказ Владимирской таможни от 22.09.2020 №404.
В судебном заседании 26.01.2022 представитель ПАО"Славнефть-ЯНОС" поддержал заявленное требование.
Владимирская таможня представила в материалы дела отзыв, в котором указывает на необоснованность заявленного ПАО"Славнефть-ЯНОС" требования.
Представители Владимирская таможни в заседании суда поддержали изложенную в отзыве позицию.
Проанализировав доводы участвующих в деле лиц, а также представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, приказом Ярославской таможни от 21.05.2018 № 302 создана постоянная зона таможенного контроля на открытой площадке, расположенной по адресу: <...> территория производственной зоны ПАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез", участок 10.
Приказом Федеральной таможенной службы от 27.03.2020 № 332
"О реорганизации Ярославской и Владимирской таможен" утверждены мероприятия по реорганизации таможенных органов в форме присоединения с 01.10.2020 Ярославской таможни к Владимирской таможне. Таможенные посты Ярославской таможни переподчинены Владимирской таможне.
Владимирской таможней издан приказ от 22.09.2020 № 404, в соответствии с которым создана постоянная зона таможенного контроля в месте расположения Ново-Ярославского таможенного поста на открытой площадке, расположенной по адресу <...> территория производственной зоны ПАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез", участок 10. Приложением к приказу является план постоянной зоны таможенного контроля.
В период с 11.11.2020 по 11.12.2020 Владимирской таможней проведена проверка правомерности создания зон таможенного контроля в регионе деятельности Ново-Ярославского таможенного поста.
В результате проведения проверки Владимирской таможней установлено, что постоянная зона таможенного контроля по адресу <...> территория производственной зоны ПАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез", участок 10 фактически не находится в месте расположения Ново-Ярославского таможенного поста.
Таможенный орган пришел к выводу о том, что товары, перевозимые из места их прибытия, не доставляются в место нахождения Ново-Ярославского таможенного поста, совершение в данной постоянной зоне таможенного контроля таможенных операций, связанных с доставкой ввозимых товаров и их размещением до завершения процедуры таможенного транзита является нарушением пункта 2 статьи 145 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС).
По результатам проверки Владимирской таможней издан приказ от 14.01.2021 № 13 о ликвидации постоянной зоны таможенного контроля, созданной приказом Владимирской таможни от 22.09.2020 № 404.
Не согласившись с данным решением Владимирской таможни, ПАО"Славнефть-ЯНОС" обжаловало его в Центральное таможенное управление.
Решением Центрального таможенного управления от 05.04.2021 № 83-12/120 приказ Владимирской таможни от 14.01.2021 № 13 "О ликвидации постоянной зоны таможенного контроля" отменен. При этом, Центральное таможенное управление указало, что перечень таможенных операций, для совершения которых создана постоянная зона таможенного контроля, приказом Владимирской таможни от 22.09.2020 №404 не определен. Данная постоянная зона таможенного контроля могла использоваться для временного хранения товаров (при условии получения разрешения таможенного органа на временное хранение в иных местах), совершения грузовых и иных операций в отношении товаров и транспортных средств, проведения таможенного контроля в форме таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров.
Владимирской таможней издан приказ от 23.04.2021 № 204 о внесении изменений и дополнений в приказ Владимирской таможни от 22.09.2020 №404, которым определен перечень таможенных операций, для совершения которых создана постоянная зона таможенного контроля: для проведения таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра товаров и транспортных средств, совершения грузовых и иных операций, за исключением совершения таможенных операций в постоянной зоне таможенного контроля, связанных с завершением действия таможенной процедуры таможенного транзита.
ПАО"Славнефть-ЯНОС" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании недействительным приказа Владимирской таможни от 23.04.2021 № 204.
Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела документы, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных норм права для признания ненормативного правового акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение данным актом, решением и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае отсутствует совокупность обстоятельств, необходимых для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2021 № 636, Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 257 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" таможенные органы находятся в пунктах пропуска, за исключением пунктов пропуска, находящихся на участках Государственной границы Российской Федерации, где сопредельной стороной является государство - член Союза.
Иные места нахождения таможенных органов, на территориях которых могут совершаться таможенные операции и может проводиться таможенный контроль, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, исходя из объема пассажиро- и товаропотоков, степени интенсивности развития внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, уровня развития транспортных коридоров и транспортной инфраструктуры, потребностей участников внешнеэкономической деятельности и транспортных организаций.
Согласно пункту 2 статьи 9 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее – Союз), подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.
Товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза (пункт 1 статьи 14 ТК ЕАЭС).
Пунктом 1 статьи 319 ТК ЕАЭС установлено, что зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу Союза, территории складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, территории магазинов беспошлинной торговли и иные места, установленные настоящим Кодексом и (или) устанавливаемые законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
В иных местах зоны таможенного контроля создаются для временного хранения товаров, совершения грузовых и иных операций в отношении товаров и транспортных средств, проведения таможенного контроля в форме таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 3 статьи 319 ТК ЕАЭС зоны таможенного контроля могут быть постоянными, если они предназначены для регулярного размещения в них товаров, находящихся под таможенным контролем, или временными - в случае их создания на время проведения таможенного контроля, совершения грузовых и иных операций в отношении товаров и транспортных средств.
Пунктом 4 статьи 319 ТК ЕАЭС определено, что порядок создания, прекращения функционирования (ликвидации) и обозначения зон таможенного контроля, требования к ним, а также правовой режим зоны таможенного контроля устанавливаются законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 145 ТК ЕАЭС при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенный орган отправления определяет место, куда должны быть доставлены товары, помещаемые под таможенную процедуру таможенного транзита (далее – место доставки товаров).
Местом доставки товаров является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения. При этом товары, перевозимые из места их прибытия, доставляются в место нахождения таможенного органа, если иное не установлено ТК ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
В соответствии с пунктом 14 Инструкции о порядке заполнения транзитной декларации, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010
№ 289, в графе 53 транзитной декларации указываются предполагаемые код и наименование таможенного органа назначения в соответствии с классификатором таможенных органов, за исключением случаев, когда местом доставки товаров являются помещения, открытые площадки и иные территории уполномоченного экономического оператора.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 150 ТК ЕАЭС при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, являлся ли он декларантом товаров, помещенных под такую таможенную процедуру, обязан доставить товары и документы на них в установленный таможенным органом отправления срок в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту перевозки (транспортировки) товаров, если он установлен.
В соответствии с пунктом 1 статьи 151 Кодекса действие таможенной процедуры таможенного транзита завершается после доставки товаров в место доставки товаров, определенное таможенным органом отправления.
В месте доставки товаров до завершения таможенной процедуры таможенного транзита товары размещаются в зоне таможенного контроля, в том числе без выгрузки товаров из транспортного средства, в котором они доставлены. Товары размещаются в зоне таможенного контроля в любое время суток (пункт 2 статьи 151 ТК ЕАЭС).
Как усматривается из материалов дела, Ново-Ярославский таможенный пост находится по адресу: г. Ярославль, железнодорожная станция Новоярославская.
Постоянная зона таможенного контроля находится по адресу: <...> территория производственной зоны ПАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез", участок 10.
В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 145 ТК ЕАЭС, постоянная зона таможенного контроля, расположенная в месте, отличном от места расположения Ново-Ярославского таможенного поста, не может являться местом доставки товаров, перемещаемых по таможенной процедуре таможенного транзита.
Оспариваемым приказом Владимирской таможни от 23.04.2021 № 204 внесены изменения в приказ Владимирской таможни от 22.09.2020 № 404. Данным приказом установлено, что в постоянной зоне таможенного контроля могут проводиться таможенный осмотр и (или) таможенный досмотр товаров и транспортных средств, совершаться грузовые и иные операции, за исключением совершения таможенных операций, связанных с завершением действия таможенной процедуры таможенного транзита.
Внесение изменений в приказ Владимирской таможни от 22.09.2020 № 404 в части определения перечня таможенных операций, для совершения которых создана постоянная зона таможенного контроля, не противоречит действующему законодательству.
Кроме того, приказом Владимирской таможни от 14.10.2021 № 555 внесены изменения в приказ Владимирской таможни от 22.09.2020 № 404. В соответствии с данными изменениями, из заголовка и пункта 1 приказа, а также из приложения к приказу исключены слова "в месте расположения Ново-Ярославского таможенного поста". В результате устранено несоответствие заголовка и текста приказа от 22.09.2020 № 404 в части указания на создание постоянной зоны таможенного контроля в месте расположения Ново-Ярославского таможенного поста.
На основании изложенного, оспариваемый приказ Владимирской таможни соответствует требованиям действующего законодательства в области таможенного регулирования и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления
ПАО"Славнефть-ЯНОС" не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления публичного акционерного общества "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца со дня его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Н.Ю. Давыдова