ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А11-92/2011 от 03.03.2011 АС Владимирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

600025 г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 14

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Владимир Дело № А11-92/2011

«05» марта 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена – 04.03.2011.

Решение в полном объеме изготовлено – 05.03.2011.

В судебном заседании 03.03.2011 на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 04.03.2011 до 13 час. 45 мин.

Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Е.В. Ушаковой,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.Л. Виноградовой, по окончании перерыва в судебном заседании - секретарем судебного заседания А.А. Молиной,

рассмотрев в судебном заседании заявление прокуратуры города Владимира о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Феникс» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии представителей до перерыва:

от заявителя: не явился (почтовое уведомление № 17989);

от заинтересованного лица: ФИО1 – по доверенности от 10.03.2010 (сроком действия на 3 года);

при участии представителей после перерыва:

от заявителя: ФИО2 – удостоверение ТО № 067729 от 16.12.2009 (действительно до 16.12.2012);

от заинтересованного лица: ФИО1 – по доверенности от 10.03.2010 (сроком действия на 3 года);

установил:

прокуратура города Владимира (далее – Прокуратура, заявитель) обратилась в арбитражный суд с требованием о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Феникс» (далее – Общество, заинтересованное лицо) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Общество в судебном заседании 03.03.2011 – 04.03.2011 возразило против удовлетворения требования.

Выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 24.06.2009, сведения о нем внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>.

Общество поставлено на учет 24.06.2009 в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации ИНН/КПП <***>/330501001, что подтверждено свидетельством серия 33 № 001476323.

Нежилое помещение, расположенное по адресу: <...>, используется Обществом на основании договора аренды нежилого помещения от 01.06.2010.

07.12.2010 Прокуратурой проведена проверка предпринимательской деятельности Общества, осуществляемой по вышеуказанному адресу.

В ходе проверки было установлено, что Общество в помещении по адресу: <...>, осуществляет деятельность по проведению азартных игр, с использованием игровых автоматов под видом лотерейных без специального разрешения (лицензии).

Установив в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Прокуратура приняла 29.12.2010 в отношении Общества постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.

Согласно указанному постановлению процесс игры на лотерейных аппаратах в Обществе подразумевает собой основанную на риске игру, в результате которой игрок может выиграть или проиграть денежные средства.

В соответствии с частью 1 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 12.01.2011 Прокуратура обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд признал требование заявителя обоснованным в силу нижеследующего.

В части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Согласно статье 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 244-ФЗ) государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, - игорных зон; выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах; выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, в том числе вне игорных зон.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 5 Закона № 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных этим же Законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, и исключительно в игорных заведениях, отвечающих установленным требованиям.

Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах (часть 4 статьи 5 Закона № 244-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 9 Закона № 244-ФЗ игорные зоны создаются на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайского края, Приморского края, Калининградской области, Краснодарского края и Ростовской области.

В силу пункта 3 части 1 статьи 3, пункта 8 статьи 4, части 2 статьи 13 Закона № 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне осуществляется на основании разрешения, выдаваемого органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.

Исходя из системного толкования норм Закона № 244-ФЗ существует запрет на деятельность по организации и проведению азартных игр вне игорных зон.

Таким образом, запрещенная деятельность по организации азартных игр вне игорной зоны подлежит квалификации по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.

В силу пунктов 1, 16, 18 статьи 4 Закона № 244 - ФЗ азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры. Игровое оборудование - устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр. Игровой автомат - игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.

Документом, подтверждающим, по мнению заявителя, организацию и проведение Обществом азартной игры, является акт проверочной закупки (контрольной игры) от 07.12.2010, из которого следует, что для осуществления контрольной игры в помещении по адресу: <...> присутствии понятых оперуполномоченный ОБЭП КМ УВД по г.Владимир лейтенант милиции ФИО3 с целью проведения «контрольной игры» зашел в указанный клуб.

При входе ФИО3 обратился к оператору ФИО4 с вопросом об организации игры. После чего ФИО3 передал оператору ФИО4 денежные средства в размере 300 руб. ФИО4 подошла к аппарату № 27 (модель ЛТ-2, серийный номер 05070129) и с помощью специального ключа начислила на указанный аппарат сумму баллов в размере 300 единиц, что эквивалентно полученной сумме денежных средств в размере 300 руб. В графе «Credit» в левом нижнем углу монитора появилась сумма баллов в количестве 300 единиц, после чего ФИО3 начал игру. В процессе игры ФИО3 имел возможность самостоятельно делать ставки и выбирать линии игры. В момент игры оператор ФИО4 передала ФИО3 лотерейный билет «Стимул», а также квитанцию. По окончании игры в поле «Credit» появилась сумма баллов в размере 66 единиц. ФИО3 обратился к оператору ФИО4 с целью получения выигрыша, на что оператор ФИО4 ответила, что выигрыш ниже 300 руб. игровой клуб не выдает. Ни перед началом игры, ни в процессе, ни по окончании игры ФИО3 о том, что проводится лотерея, сообщено не было, условия игры не оговаривались.

Исследовав представленные в материалы дела документы, арбитражный суд пришел к выводу, что заявитель не представил в материалы дела доказательства, опровергающие утверждение Общества об использовании развлекательного оборудования (аппаратно-программного комплекса «ЭлектронК») в целях проведения соревнований по поинтболу.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения являются обстоятельствами, подлежащими обязательному выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении.

По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности (часть 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых

находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В силу части 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

Как следует из представленного заинтересованным лицом Положения о развлекательных клубах ООО «Феникс» в развлекательных клубах Общества устанавливаются аппаратно-программные комплексы «ЭлектронК» производства общества с ограниченной ответственностью «Электрон-Эксперт» (далее - развлекательный комплекс), предназначенные для организации досуга и получения эмоционально-психологических ощущений, в виде развлекательной игры без денежного выигрыша.

Развлекательные комплексы не предназначены для использования или участия в азартных играх с материальным выигрышем, а также не предназначены для приема и выдачи ставок на события. Электронная оболочка аттракциона только имитирует игровой процесс для удовлетворения развлекательных потребностей посетителя.

Для запуска развлекательного комплекса, посетитель приобретает необходимое ему количество времени работы, в соответствии с которым ему кассиром-опперационистом клуба (кассир может управлять развлекательными комплексами через локальную сеть зала), либо через купюро-приемник аппарата (если таковой присутствует) начисляется приобретенное время. При этом, стоимость 20  минут пользования развлекательным комплексом составляет 300 рублей. Для имитации игрового процесса на мониторе аттракциона высвечивается цифра соответствующего оплаченному времени. При этом, при оплате 20  минут пользования аттракционом высвечивается при запуске работы аппарата цифра в 300  пойнтов (при оплате большего количества времени данная цифра возрастает кратно произведенной оплате). Процесс работы аттракциона длится, пока не истечет оплаченное время. При этом количество пойнтов на экране развлекательного аппарата может быть как больше нуля, так и опускаться ниже нулевой отметки.

По окончании оплаченного времени развлекательный комплекс автоматически отключается, о чем сигнализирует соответствующей надписью на мониторе и подачей звукового сигнала. Если на момент окончания работы развлекательного комплекса у посетителя имеется любое положительное количество пойнтов, ему выдается поинт-карта клуба, в которую заносится данный результат.

Посетитель имеет право закончить работу досрочно, не используя все оплаченное им время. При этом в случае имеющегося положительного количество пойнтов, ему также выдается поинт-карта клуба, в которую заносится данный результат.

Выдача поинт-карты происходит с целью установления в конце отчетного периода самого активного игрока клуба, вследствие чего данный игрок получает возможность участвовать в различных межклубных чемпионатах и турнирах.

Согласно регламенту соревнований по поинтболу во время работы на любом из развлекательных аппаратов организатора, посетителю, в случае успешного выполнения задания, в качестве морального поощрения начисляются баллы (пойнты).

По завершению сеанса работы на развлекательных аппаратах, посетитель может при желании получить поинт-карту (квитанцию с подписью и печатью организатора), на которой будет написано, сколько пойнтов посетитель набрал.

Таким образом, посетитель автоматически становится участником соревнований по поинтболу.

В конце соревнований участник, набравший наибольшее количество
 пойнтов, объявляется чемпионом по поинтболу, который в качестве поощрения получает от организатора Кубок чемпиона по поинтболу.

01.09.2010 между обществом с ограниченной ответственностью «Титан» (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор № 11/2010 аренды оборудования – аппаратно-программых комплексов «ЭлктронК», предназначенных, согласно сертификату соответствия № 06.0001.0382, для использования в качестве развлекательного оборудования без материального выигрыша для организации досуга.

Из материалов дела также следует, что Общество является организатором стимулирующей лотереи «Мавритания», проводимой на территории Владимирской области в период с 10.11.2010 по 09.11.2011.

Указанная лотерея проводится Обществом с целью оказания услуги по участию в соревновании по поинт-болу, проводимому Обществом.

Согласно условиям стимулирующей лотереи «Мавритания» для того, чтобы стать ее участником необходимо совершить следующие действия (пункты 5.2.1, 5.2.3, 5.2.4):

- приобрести услугу – принять участие в соревновании по поинт-болу, проводимому Обществом и оплатить время участника на определенную сумму;

- по истечении времени участия в соревновании, оплаченного участником, организатор лотереи выдает билет бестиражной стимулирующей лотереи, под скретч-слоем которого находится информация о выигрыше в денежном эквиваленте или об отсутствии выигрыша. Количество выданных билетов не зависит от количества поинтов, полученных участником соревнования, которые вносятся в поинт-карту участника соревнования и используются для определения победителя по окончании соревнования;

- участником соревнования может стать участник, оплативший время участия в соревновании по поинт-болу, проводимому Обществом.

В лотерее разыгрывается призовой фонд, образующийся за счет средств организатора и используемый исключительно на выплату выигрышей участникам лотереи (пункт 7.1 условий проведения лотереи).

Розыгрыш призового фонда лотереи производится путем стирания защитного скретч-слоя на билете и сопоставлении выявленной информации с условиями лотереи. В лотереи разыгрываются денежные выигрыши (призы): 50 руб., 100 руб., 200 руб., 500 руб., 1000 руб. 2000 руб. При проведении розыгрыша призового фонда лотереи организатором не используются процедуры и алгоритмы, позволяющие предопределить результат проведения розыгрыша призового фонда до начала такого розыгрыша (пункты 7.3, 7.4, 7.6).

Нельзя стать участником стимулирующей лотереи без приобретения услуги, указанной в приложении № 4 к Условиям, таким образом, цена приобретаемой участником лотереи услуги и есть лотерейная ставка.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу, что материалы дела не содержат доказательств организации Обществом азартной игры.

Акт проверочной закупки (контрольной игры) от 07.12.2010, объяснение от 29.12.2010 ФИО5 сами по себе без доказательств организации Обществом 07.12.2010 азартной игры не могут служить достаточными основаниями для привлечения Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.

Более того, в своем объяснении от 07.12.2010 оперуполномоченный ОБЭП КМ УВД по г. Владимир ФИО3 указал на вручение ему лотерейного билета «Стимул» и квитанции.

В рассматриваемой ситуации, как следует из акта проверочной закупки от 07.12.2010 и вышеуказанных объяснений ФИО3, посетитель клуба оплатил время оказываемой Обществом услуги (соревнование по поинтболу) на аппаратно-программном комплексе, по истечении определенного времени получил безвозмездно лотерейный билет стимулирующей лотереи «Мавритания» (как то предусматривают условия стимулирующей лотереи – пункты 5.2.1, 5.2.3, 5.2.4).

Факт материального выигрыша в данном случае отсутствует.

Заявитель не исследовал иные обстоятельства, свидетельствующие или опровергающие использование Обществом в рассматриваемой ситуации аппаратно-программного оборудования в целях проведения соревнований по поинтболу без соответствующего материального выигрыша по результатам таких соревнований.

В материалы дела Обществом представлены: договор аренды оборудования от 01.09.2010 № 11/2010; положение о развлекательных клубах ООО «Феникс», согласно которым развлекательные комплексы не предназначены для использования или участия в азартных играх с материальным выигрышем, а также не предназначены для приёма и выдачи ставок на события. Электронная оболочка аттракциона только имитирует игровой процесс для удовлетворения развлекательных потребностей посетителя.

Из протокола об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий или находящихся там вещей и документов от 07.12.2010 следует, что у Общества изъято 77 аппаратов.

Между тем заявитель не представил доказательства того, что проводимые Обществом соревнования по поинтболу и стимулирующая лотерея «Мавритания» содержат признаки азартной игры с использованием игровых автоматов.

Представленные в дело доказательства не свидетельствуют о том, что на момент проведения проверки 07.12.2010 в клубе, расположенном по адресу: <...>, без специального разрешения Общество осуществляло деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования под видом лотерейных терминалов.

На основании вышеизложенного, арбитражный суд пришел к выводу, что имеющиеся в деле доказательства не подтверждают совершение Обществом вменяемого ему административного правонарушения.

При таких обстоятельствах у арбитражного суда не имеется оснований для удовлетворения требования заявителя.

Статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения определено, что в решении о привлечении либо об отказе в привлечении к административной ответственности должен быть решен вопрос об изъятых вещах.

Спорное оборудование, изъятое на основании протокола об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий или находящихся там вещей и документов от 07.12.2010, подлежит возврату Обществу, поскольку судом отказано в удовлетворении заявления о привлечении Общества к административной ответственности.

Арбитражным судом не рассматривался вопрос о распределении между сторонами расходов по государственной пошлине, так как действующим законодательством не предусмотрена уплата государственной пошлины при подаче заявления в арбитражный суд о привлечении к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

  1. Отказать в удовлетворении требования о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Феникс» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.

2. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Феникс» аппараты в количестве 77 штук, изъятые на основании протокола об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий или находящихся там вещей и документов от 07.12.2010 и переданные на ответственное хранение представителю общества с ограниченной ответственностью «Феникс» ФИО5

3. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его принятия в Первый арбитражный суд (г. Владимир) через Арбитражный суд Владимирской области.

Судья Е.В. Ушакова