600005, г. Владимир, Октябрьский проспект, 19
http://www.vladimir.arbitr.ru; http://www.my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владимир
4 апреля 2022 года Дело № А11-9326/2021
Резолютивная часть решения объявлена 28.03.2022
В полном объеме решение изготовлено 04.04.2022
Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Давыдовой Н.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Угрюмовой М.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление Департамента транспорта и дорожного хозяйства Владимирской области (600023, Владимирская область,
<...>; ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании недействительным предписания Управления Федерального казначейства по Владимирской области (600000, <...>,
ОГРН <***>, ИНН <***>) от 08.07.2021 № 28-11-20/22-2750.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
Федеральное дорожное агентство (129085,<...>,
ОГРН <***>, ИНН <***>),
Департамент финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области (600000, <...>,
ОГРН <***>, ИНН <***>);
Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Москва - Нижний Новгород Федерального дорожного агентства" (603159, <...>, ОГРН: <***>, ИНН <***>).
В судебном заседании приняли участие:
Департамент транспорта и дорожного хозяйства Владимирской области: ФИО1 – представитель (доверенность от 16.11.2020 сроком действия три года, диплом, паспорт); ФИО2 – представитель (доверенность от 14.10.2021 сроком действия один год, паспорт);
Управление Федерального казначейства по Владимирской области: ФИО3 – представитель (доверенность от 20.08.2019
№ 28-18-32/25 сроком действия по 20.08.2022, диплом, паспорт).
Департамент транспорта и дорожного хозяйства Владимирской области (далее – Департамент транспорта) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, в котором просит признать незаконным предписание Управления Федерального казначейства по Владимирской области (далее – УФК по Владимирской области) от 08.07.2021 № 28-11-20/22-2750.
В судебном заседании 21.03.2022, в котором в порядке части 1 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 28.03.2022, представители Департамента транспорта поддержали заявленное требование.
УФК по Владимирской области представило в материалы дела отзыв, в котором указывает на необоснованность заявленного Департаментом транспорта требования.
Представитель УФК по Владимирской области в заседании суда поддержал изложенную в отзыве позицию.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное дорожное агентство, Департамент финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области, Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Москва - Нижний Новгород Федерального дорожного агентства" (далее – ФКУ Упрдор Москва - Нижний Новгород).
ОтФКУ Упрдор Москва - Нижний Новгород в материалы дела поступил отзыв, в котором третье лицо оставляет разрешение спора на усмотрение суда.
Проанализировав доводы лиц, участвующих в деле, а также представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, УФК по Владимирской области проведена внеплановая выездная проверка соблюдения Департаментом транспорта условий предоставления и использования иных межбюджетных трансферов из федерального бюджета на реализацию национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" за период с 01.01.2019 по 31.12 2019. По результатам проверки УФК по Владимирской области составлен акт от 14.08.2020.
В результате проверки установлено, что в связи с необеспечением достижения в 2019 году целевого показателя регионального проекта "Дорожная сеть Владимирской области": "Доля автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки", в нарушение требований, установленных пунктом 20 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2019 № 193, пунктом 4.3.8.5 Соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансфера, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету Владимирской области от 25.03.2019 № 108-17-2019-084, Департаментом транспорта не исполнено обязательство об обеспечении возврата средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета (иной межбюджетный трансферт) в федеральный бюджет в сумме 5 991 496 руб. 83 коп.
Департаменту транспорта выдано представление от 30.09.2020
№ 28-11-20/22-3588, пунктом 4 которого на Департамент транспорта возложена обязанность устранить выявленные нарушения в срок до 31.01.2021.
В связи с поступившими от Департамента транспорта письмами от 15.01.2021 и от 26.01.2021, УФК по Владимирской области было принято решение о продлении срока исполнения требования, содержащегося в пункте 4 представления, до 01.07.2021.
Неисполнение Департаментом транспорта требований пункта 4 представления послужило основанием для вынесения предписания от 08.07.2021
№ 28-11-20/22-2750, которым на Департамент транспорта возложена обязанность возвратить денежные средства в сумме 5 991 496 руб. 83 коп. в доход федерального бюджета в течение 30 календарных дней с даты получения настоящего предписания.
Департамент транспорта обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании недействительным указанного предписания УФК по Владимирской области.
Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела документы, арбитражный суд считает заявление Департамента транспорта подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (пункт 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703, Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операции со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
Пунктом 4 настоящего Положения установлено, что Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, к которым относится УФК по Владимирской области.
Согласно подпункту "а" пункта 6 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 (далее – Правила № 1092) Федеральное казначейство при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
При осуществлении данных полномочий Федеральное казначейство направляет предписания, содержащие обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, целей, порядка и условий размещения средств федерального бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации (подпункт "б" пункта 68 Правил № 1092).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2019 № 193 утверждены Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетами субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" (далее – Правила № 193).
Пунктом 3 Правил № 193 предусмотрено, что характеристикой результата реализации регионального проекта является достижение показателей реализации регионального проекта, предусмотренных паспортом федерального проекта.
В соответствии с пунктом 20 Правил № 193 в случае, если субъектом Российской Федерации по состоянию на 31 декабря текущего года не достигнуты установленные соглашением результаты реализации регионального проекта, то до
1 мая года, следующего за годом предоставления иных межбюджетных трансфертов, из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет подлежат возврату средства, в размере, определяемом по соответствующей формуле.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 17.10.2013 № 1155 утверждена государственная программа Владимирской области "Дорожное хозяйство Владимирской области на 2014 - 2025 годы", ответственный исполнитель – Департамент транспорта.
В рамках Национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" разработан Региональный проект Владимирской области, а так же Владимирской городской агломерации на 2019 - 2024 годы "Безопасные и качественные автомобильные дороги Владимирской области", утвержденный 14.12.2018.
Из имеющихся в материалах дела документов усматривается, что 14.02.2019 между руководителем федерального проекта "Дорожная сеть" и руководителем регионального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги Владимирской области" заключено соглашение о реализации регионального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги Владимирской области"
№ 103-2019-R1005-1 (далее – Соглашение № 103 -2019-R1005-1).
В приложении № 1 к Соглашению № 103-2019-R1005-1 перечислены плановые значения показателей федерального проекта по субъекту Российской Федерации на период 2019 - 2024 годов (в процентах), в том числе: "Доля автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки" – 8,5% (2019 год реализации).
Пунктом 2.2.3 Соглашения № 103-2019-R1005-1 предусмотрено, что руководитель регионального проекта обеспечивает достижение значений показателей, выполнение задач, результатов федерального проекта по субъекту, а также выполнение плана мероприятий по реализации регионального проекта (при наличии), определенных в соответствии с пунктом 2.2.2 Соглашения
№ 103-2019-R1005-1.
Между Федеральным дорожным агентством (далее – Росавтодор) и администрацией Владимирской области (далее – Субъект) заключено соглашение
от 25.03.2019 № 108-17-2019-084 "О предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету Владимирской области" (далее – Соглашение № 108-17-2019-084) в целях софинансирования мероприятий, направленных на достижение результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение результатов федерального проекта "Дорожная сеть" в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги".
Пунктом 4.3.3 Соглашения № 108-17-2019-084 установлено, что Субъект обязуется обеспечить достижение значений результатов регионального проекта, установленных в соответствии с приложением № 1 к Соглашению, являющимся его неотъемлемой частью.
В соответствии с подпунктом 4.3.8.3 пункта 4.3.8 Соглашения
№ 108-17-2019-084 Субъект обязуется обеспечить достижение целевых показателей регионального проекта, предусмотренных паспортом федерального проекта.
В соответствии с приложением № 1 к Соглашению № 108-17-2019-084 значение результата регионального проекта на сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, дорожной сети городских агломераций выполнены дорожные работы в целях приведения в нормативное состояние, снижения уровня перегрузки и ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий, по состоянию на 01.12.2019 определено как "1".
В рамках проверки установлено, что Департаментом транспорта значение целевого показателя "Доля автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки" по состоянию на 01.12.2019 не достигнуто.
Так, в соответствии с паспортом федерального проекта "Дорожная сеть" и паспортом регионального проекта "Дорожная сеть Владимирской области" на
2019 год для Владимирской области установлено плановое значение показателя "Доля автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки" – 8,5%. По итогам 2019 года значение данного показателя, с учетом уточнения Департамента транспорта от 23.06.2020, составило 12,77%, то есть невыполнение показателя за 2019 год составило 4,27%.
Подпунктом 4.3.8.5 пункта 4.3.8 Соглашения № 108-17-2019-084 предусмотрена обязанность Субъекта обеспечить возврат средств в федеральный бюджет в случаях и порядке, предусмотренными пунктами 20 и 23 Правил № 193.
Как установлено в ходе контрольного мероприятия, предусмотренное подпунктом 4.3.8.5 пункта 4.3.8 Соглашения № 108-17-2019-084 обязательство об обеспечении возврата средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета (иной межбюджетный трансферт), Департаментом транспорта по состоянию на 01.07.2021 не исполнено.
Согласно пункту 25 Правил № 193 возврат средств из бюджета субъектов Российской Федерации в федеральный бюджет в соответствии с пунктами 20 и 23 Правил осуществляется по предложению Федерального дорожного агентства в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, возврату бюджетных средств предшествует поступление предложения Федерального дорожного агентства, которое является обязательным условием процедуры возврата средств.
С целью получения разъяснений по вопросу возврата средств из бюджета субъекта Российской Федерации (Владимирской области) в федеральный бюджет в адрес Министерства транспорта Российской Федерации администрацией Владимирской области было направлено обращение от 30.11.2020 № 01/02-15-1624.
Из указанного обращения следует, что недостижение показателя "Доля автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки" произошло из-за уточнения протяженности автомобильных дорог федерального значения, проходящих по территории Владимирской области и работающих в режиме перегрузки. При составлении уточненного отчета по форме федерального статистического наблюдения протяженность таких автомобильных дорог увеличилась более чем в 3 раза по сравнению с базовым показателем, включенным в паспорт регионального проекта.
В ответе от 03.12.2020 № 01-25/34872 Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации сообщило, что поскольку согласно данным ежегодной статистической отчетности, протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального значения, работающих в режиме перегрузки, снизилась и составила на конец 2019 года 412,66 км при базовом значении 428,46 км, Федеральное дорожное агентство считает нецелесообразным применение пункта 20 Правил № 193 и пункта 4.3.8.5 Соглашения № 108-17-2019-084 в отношении Владимирской области.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2020 № 2263 "О неприменении отдельных положений актов Правительства Российской Федерации, касающихся предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" установлено, что при предоставлении иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2020 - 2022 годах (за исключением иных межбюджетных трансфертов из резервного фонда Правительства Российской Федерации, предоставляемых в 2021 году) не применяются положения пунктов 20 - 25 Правил № 193.
Департамент транспорта повторно обратился в адрес Федерального дорожного агентства с письмом от 19.07.2021 № ДТДХ-3746-03-05 по вопросу о необходимости возврата денежных средств в сумме 5 991 496 руб. 83 коп. в доход федерального бюджета на основании предписания УФК по Владимирской области от 08.07.2021 № 28-11-20/22-2750.
В письме Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации от 23.08.2021 № 01-25/37730 указано, что позиция Федерального дорожного агентства, изложенная в письме от 03.12.2020
№ 01-25/34872, является актуальной. Кроме того, Федеральное дорожное агентство сообщило, что в соответствии с пунктом 1 раздела II протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 02.12.2020 № МХ-П16-225пр при предоставлении иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации в 2020 - 2022 годах не применяются положения пунктов 20 - 25 Правил № 193 в части возврата средств из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет за недостижение результатов в период 2019 - 2021 годов.
Исходя из письма от 03.12.2020 № 01-25/34872, Федеральным дорожным агентством велась работа по изменению показателя "Доля автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки" в паспорте федерального проекта "Дорожная сеть" за базовый период и на период
2019 года в соответствии с данными официальной статистической отчетности.
Однако с 01.01.2021 показатель "Доля автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки" был исключен из паспорта федерального проекта "Дорожная сеть", в связи с чем основания для внесения изменений в паспорт федерального проекта отсутствуют.
В силу статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В рассматриваемом случае УФК по Владимирской области не представлены доказательства нецелевого использования бюджетных средств.
Оспариваемое предписание УФК по Владимирской области не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах заявление Департамента транспорта подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
признать недействительным предписание Управления Федерального казначейства по Владимирской области от 08.07.2021 № 28-11-20/22-2750.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца со дня его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Н.Ю. Давыдова