ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А11-9429/19 от 03.03.2020 АС Владимирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 14
тел. (4922) 32-29-10, факс (4922) 42-32-13
http://vladimir.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

г. Владимир Дело № А11-9429/2019  10 марта 2020 года 

Резолютивная часть решения объявлена - 03 марта 2020 года.

Решение в полном объеме изготовлено - 10 марта 2020 года. 

Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Рыжковой О.Ю.,  при ведении протокола судебного заседания до перерыва – секретарем судебного  заседания Волковой А.С., после перерыва – секретарем судебного заседания  Корочкиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению  Департамента развития предпринимательства, торговли и сферы услуг  администрации Владимирской области (600017, <...>)  о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Аз"  (600901, г. Владимир, мкр. Юрьевец, ул. Ноябрьская, д. 139, литер АЮ пом. 38,  ОГРН <***>) к административной ответственности, предусмотренной  частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, 

при участии представителей сторон:

от Департамента развития предпринимательства, торговли и сферы услуг  администрации Владимирской области – ФИО1 (по доверенности от 14.01.2020 

 № ДРПТ-64-07-03, сроком действия по 31.12.2020); ФИО2 (по доверенности  от 14.01.2020 № ДРПТ-63-07-03, сроком действия по 31.12.2020); 

от общества с ограниченной ответственностью "Аз" – ФИО3  (по доверенности от 03.02.2020, сроком действия один год); 


информация о движении дела была размещена на официальном сайте  арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по веб- адресу: http://vladimir.arbitr.ru, установил. 

Департамент развития предпринимательства, торговли и сферы услуг  администрации Владимирской области обратился в арбитражный суд с заявлением  о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Аз" к административной  ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

Представители Департамента развития предпринимательства, торговли и сферы  услуг администрации Владимирской области в судебном заседании поддержали  заявленное требование. 

Представитель Общества в судебном заседании просил отказать в  удовлетворении заявленных требований. 

На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации в судебном заседании 27.02.2020 был объявлен перерыв до 03.03.2020  до 16 час. 00 мин. 

Проанализировав доводы участвующих в судебном заседании лиц, а также  представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил  следующее. 

Как следует из материалов дела, ООО "Аз" зарегистрировано в качестве  юридического лица 28.10.2013, о чем Инспекцией Федеральной налоговой службы  по Октябрьскому району г. Владимира внесена соответствующая запись в единый  государственный реестр юридических лиц. 

Департаментом ООО "Аз" выдана лицензия от 09.07.2014 № 33РПА0001509  на осуществление розничной продажи алкогольной продукции сроком действия  с 09.07.2014 по 08.07.2019. 

На основании приказа Департамента от 05.07.2019 № 1381/04-44 проведена  внеплановая документарная проверка ООО "Аз" в целях лицензионного контроля  за розничной продажей алкогольной продукции. 

В ходе проверки установлено, что в период с 01.11.2018 по 05.07.2019  в помещении магазина "Аз" Владимир-20, расположенном по адресу: г. Владимир, 


ул. Усти-на-Лабе, д. 29/18, Общество осуществляло оборот (розничную продажу и  хранение) алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных  требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании  производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей  продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции. 

Департаментом в ходе проверки на основании предоставленных Обществом  объяснений и документов в отношении осуществления деятельности в магазине  "Владимир-20" по адресу: <...>, установлено  следующее. 

Согласно договору субаренды от 25.01.2017 № 98 ООО "Аз" арендует  помещение (магазин), по адресу: <...>, площадью  84,6 кв.м, срок субаренды с 10.02.2017 по 30.11.2020. 

При этом, в соответствии с договором краткосрочной субсубаренды нежилого  помещения от 25.01.2017 № 98 ООО "Аз" сдает в субаренду индивидуальному  предпринимателю ФИО4 помещения площадью 34,6 кв.м, по адресу: 

<...>. Согласно дополнительному соглашению к  договору № 98 краткосрочной субаренды нежилого помещения от 25.01.2017 срок  субаренды составляет 11 месяцев с 25.11.2018 по 25.10.2019. 

Кроме того, между ООО "Аз" (заказчик) и гр. ФИО4 (подрядчик)  заключен договор подряда от 01.11.2018 № 98 сроком действия до 31.12.2023,  согласно которому подрядчик обязуется по заданию заказчика оказывать работы  (услуги) по приемке продукции поставленной ООО "АЗ", по механическому  внесению данных о продукции поставляемой ООО "АЗ", по отпуску продукции  заказчика. 

Работы (услуги) выполняются подрядчиком (гр. ФИО4) в  соответствии с лицензией на розничную продажу алкогольной продукции  от 09.07.2014 № 33РПА0001509, сроком действия по 08.07.2019. 

Департамент полагает, что ООО "Аз" по договору подряда передало  ФИО4 право розничной продажи алкогольной продукции и уполномочило  указанное физическое лицо на оказание услуг, составляющих лицензируемый вид  деятельности в соответствии с имеющейся у ООО "Аз" лицензией на розничную 


продажу алкогольной продукции от 09.07.2014 № 33РПА0001509 сроком действия  по 08.07.2019. 

Факты оборота (розничной продажи) алкогольной продукции в магазине  ООО "Аз", расположенном по адресу: <...>,  подтверждается отчетом из информационной системы ЕГАИС ФСРАР: "Журнал  учета объема розничной продажи маркированной алкогольной и спиртосодержащей  продукции по чекам за период с 27.06.2019 по 05.07.2019, по указанному времени  за каждые сутки с 00:00 по 00:00". 

За указанный период времени ООО "Аз" реализовало в вышеуказанном магазине  маркированную алкогольную продукцию различных наименований общим объемом  28,74 л, на сумму 12 834 руб. 

Результаты проверки отражены в акте проверки от 08.07.2019 № 1381/1.

Департамент, усмотрев в действиях Общества признаки состава  административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составил  в отношении него протокол об административном правонарушении от 08.07.2019   № 457/07-08. 

В соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях материалы административных дел переданы  для рассмотрения в Арбитражный суд Владимирской области. 

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд  пришел к следующим выводам. 

Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной  ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли  событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения  лицом, в отношении которого составлен протокол об административном  правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об  административном правонарушении и полномочия административного органа,  составившего протокол, предусмотрена ли законом административная 


ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для  привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого  составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности. 

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях административным правонарушением  признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или  юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов  Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена  административная ответственность. 

Часть 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях предусматривает административную ответственность за  производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей  продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных  законодательством о государственном регулировании производства и оборота  этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении  потребления (распития) алкогольной продукции. 

Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 14.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, являются  общественные отношения по обеспечению соблюдения правил производства и  оборота этилового спирта, главным образом лицензирования и соблюдения  лицензионных требований и условий в области производства и оборота этилового  спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. 

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной  статьи, выражается в производстве или обороте этилового спирта, алкогольной и  спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований,  предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства  и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об  ограничении потребления (распития) алкогольной продукции. 

Субъектами данного административного правонарушения являются  юридические лица, ответственные за производство или оборот этилового спирта,  алкогольной и спиртосодержащей продукции. 


Данный состав административного правонарушения является формальным  и не требует наступления каких-либо последствий. 

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и  спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной  продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом  от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота  этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении  потребления (распития) алкогольной продукции" (далее – Федеральный закон 

 № 171-ФЗ).

Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта,  алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития)  алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья,  прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской  Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей  в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил  в регулируемой области (часть 1 статьи 1). 

Пунктом 7 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ установлено,  что алкогольная продукция – это пищевая продукция, которая произведена с  использованием или без использования этилового спирта, произведенного из  пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием  этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением  пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством  Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как  спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино,  игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на  основе пива, сидр, пуаре, медовуха. 

Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ под оборотом  алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том  числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа такой продукции, на  которые распространяется действие настоящего Федерального закона. 


При этом неотъемлемой частью деятельности по розничной продаже какого- либо товара является его хранение розничным продавцом в необходимых количествах  (пункт 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 11.07.2014 № 47 "О некоторых вопросах практики применения  арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании  производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей  продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"). 

Следовательно, объективную сторону рассматриваемого административного  правонарушения образует, в том числе, хранение и реализация розничным продавцом  алкогольной продукции с нарушением лицензионных требований и без документов,  удостоверяющих легальность производства и оборота такой продукции. 

В соответствии с частью 1 статьи 18 указанного закона лицензированию  подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта,  алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением видов продукции,  в ней перечисленных. 

Лицензии выдаются, в том числе, и на розничную продажу алкогольной  продукции (часть 2 статьи 18 Федерального закона № 171-ФЗ). 

Согласно пунктам 19, 20 статьи 19 Федерального закона № 171-ФЗ, в лицензии,  в том числе, указываются места нахождения его обособленных подразделений  (независимо от того, отражено или не отражено их создание в учредительных и иных  организационно-распорядительных документах лицензиата, и от полномочий,  которыми наделяются указанные подразделения), действие лицензии на производство  и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выданной  организации, распространяется на деятельность ее обособленных подразделений  только при условии указания в лицензии мест их нахождения. 

Статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что  обособленное подразделение организации это любое территориально обособленное  от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные  рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым  производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в  учредительных или иных организационно-распорядительных документах 


организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.  При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более  одного месяца. 

Пунктом 10 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ указано, что организации,  осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива,  пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских населенных пунктах, должны  иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном  управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и  более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не  менее 50 квадратных метров по каждому месту нахождения обособленного  подразделения, в котором осуществляется розничная продажа алкогольной  продукции. 

В статье 26 Федерального закона № 171-ФЗ установлен запрет, в том числе на  производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей  продукции без соответствующих лицензий, а также передача лицензии другому лицу  и оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, другому лицу,  за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской  Федерации; а также без сопроводительных документов, предусмотренных  статьей 10.2 настоящего Федерального закона, подтверждающих легальность такой  продукции. 

Исследовав представленные в материалы дела доказательства и оценив в  совокупности доводы участвующих в деле лиц, суд расценил фактические отношения  Общества и гр. ФИО4, осуществлявшей реализацию алкогольной  продукции в магазине "Аз", расположенного по адресу: <...>, как трудовые отношения. 

Основными признаками, позволяющими разграничить трудовой договор от  гражданско-правового договора оказания услуг, являются: выполнение работы  личным трудом и включение работника в производственную деятельность  предприятия; подчинение работника внутреннему трудовому распорядку;  выполнение работ определенного рода (трудовой функции), а не разового задания;  гарантии социальной защищенности. 


Трудовые отношения имеют своим предметом не результат услуги, а сам  процесс ее оказания, тогда как целью договора об оказании услуг является конкретно- определенный результат деятельности исполнителя, предметом такого договора  служит конечный результат труда. 

Материалами дела подтверждается, что Общество (заказчик) заключило с  гр. ФИО4 (подрядчиком) договор подряда от 01.11.2018 № 98 сроком  действия до 31.12.2023. Согласно указанному договору ФИО4  осуществляется: приемка продукции поставляемой ООО "АЗ", отпуск продукции  заказчика, который включает в себя обслуживание покупателей, подсчет стоимости  покупки, механическая фиксация факта отпуска продукции в ЕГАИС, печать чека на  кассовом аппарате заказчика и передача чека покупателю, прием и сдача денежных  средств, внесение денежных средств за отпускаемую продукцию в кассу заказчика,  передача отпускаемой продукции покупателю, передача (сдача) денежных средств из  кассы за отпускаемую продукцию непосредственно заказчику. 

Условиями договора подряда от 01.11.2018 № 98 установлено, что оказание  услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, осуществляется  непосредственно заказчиком и его передача, равно как передача лицензии на  осуществление розничной продажи алкогольной продукции, подрядчику не  осуществляется (пункт 1.2 договора). 

Судом установлено, что договор с гр. ФИО4 содержат все элементы  трудового договора, предусмотренные статьей 56 Трудового кодекса Российской  Федерации, а именно: предметом договора является выполнение лицом трудовой  функции (выполнение работником лично работ определенного рода, а не разового  задания заказчика в конкретном объеме); выполнение работ имело длящийся  характер, потребность Общества в названных работах имелась постоянно, с  установлением ответственности за вверенное имущество, продукцию и за действия,  повлекшие их утрату либо порчу. 

Обществом не представлены акты выполненных работ, которые позволили бы  установить индивидуализирующие признаков, а также установить, какие именно  работы, в каком объеме были выполнены подрядчиком и приняты заказчиком. 


Совокупностью представленных в материалы дела доказательств  подтверждается, что посредством заключения договора подряда Общество, являясь  работодателем, скрывало наличие фактических трудовых отношений. 

При этом судом принято во внимание то обстоятельство, что в материалах дела  отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие иных сотрудников в магазине  ООО "Аз" "Владимиир-20", расположенного по адресу: г. Владимир, 

ул. Усти-на-Лабе, д. 29/18, с которым были бы заключены трудовые договоры.

С учетом изложенного суд пришел к выводу о том, что Общество при  реализации алкогольной продукции в магазине "Аз" Владимир-20 по адресу:  <...>, фактически установило с физическим лицом  (гр. ФИО4) трудовые отношения, и, следовательно, не передавало  указанному лицу права по осуществлению оборота алкогольной продукции,  составляющих лицензируемый вид деятельности. 

Кроме того, фактически гр. ФИО4 осуществляла реализацию  алкогольной продукции, принадлежавшей ООО "АЗ". 

Исходя из того, что обязанность доказывания лежит на административном  органе, которая не была надлежащем образом исполнена, суд пришел к выводу,  что требование Департамента о привлечении Общества к административной  ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях удовлетворению не подлежит  в связи с недоказанностью события и состава административного правонарушения  по части 1 статьи 14.17 Кодекса. 

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом не  рассматривается, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения  административного органа о привлечении к административной ответственности  государственной пошлиной не облагается. 

Руководствуясь статьями 4, 17, 65, 71, 167–170, 176, 206 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

Р Е Ш И Л:

отказать Департаменту развития предпринимательства, торговли и сферы услуг 


в привлечении общества с ограниченной ответственностью "Аз" (600901,  г. Владимир, мкр. Юрьевец, ул. Ноябрьская, д. 139, литер АЮ пом. 38,  ОГРН 1133328005436) к административной ответственности, предусмотренной  частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд  (г. Владимир) через Арбитражный суд Владимирской области в течение десяти дней  со дня его принятия. 

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд  Волго-Вятского округа (г. Нижний Новгород) в срок, не превышающий двух месяцев  со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что  оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или  суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи  апелляционной жалобы. 

Судья О.Ю. Рыжкова


администрации Владимирской области (600017, <...>)