ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А11-9437/13 от 14.02.2014 АС Владимирской области

  АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 14

тел. (4922) 32-29-10, факс (4922) 42-32-13

http://vladimir.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владимир Дело № А11-9437/2013

21 февраля 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 14.02.2014.

Решение в полном объеме изготовлено 21.02.2014.

Арбитражный суд Владимирской области в составе: судьи Фиохиной Е.А., при ведении протокола судебного секретарем судебного заседания А.Ю. Некрасовой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кварц", г. Владимир (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным постановления губернатора Владимирской области от 25.07.2013 № 851 "О признании утратившими силу отдельных постановлений Губернатора области в сфере недропользования",

с участием :

департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,

прокуратуры Владимирской области,

при участии представителей:

от общества с ограниченной ответственностью "Кварц" – не явились, извещены;

от администрации Владимирской области – ФИО1 (по доверенности от 23.09.2013);

от департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области – ФИО2 (по доверенности от 05.02.2013 № ДПП-07-16);

от прокуратуры Владимирской области – ФИО3 (удостоверение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Владимирской области ТО № 155726, выдано 18.10.2013);

информация о движении дела была размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в разделе «Судебное делопроизводство» по веб-адресу: http://vladimir.arbitr.ru,

установил.

Общество с ограниченной ответственностью "Кварц" (далее – Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления губернатора Владимирской области от 25.07.2013 № 851 "О признании утратившими силу отдельных постановлений Губернатора области в сфере недропользования".

В обоснование заявленного требования Общество указало на отсутствие полномочий органа государственной власти на отмену ранее принятых им ненормативных актов. По мнению Общества, такие акты могут быть отменены только в судебном порядке. Кроме того, Общество считает, что статья 20 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах), содержит исчерпывающий перечень оснований для прекращения права пользования недрами, а статья 21 этого же закона устанавливает процедуру прекращения права. Оспариваемое постановление вынесено, по мнению Общества, с нарушением указанных норм.

Общество указало на необоснованность и недоказанность утверждений администрации Владимирской области (далее – Администрация) и департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области (далее – Департамент) о непредставлении в полном объеме документов к заявлениям о предоставлении права пользования участками недр.

Общество считает, что им были представлены все документы, указанные в пункте 2.2 постановления Губернатора Владимирской области от 11.03.2009 № 181 «О порядке оформления, переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения».

Общество также несогласно с утверждением Администрации, Департамента и прокуратуры Владимирской области о том, что им допускалось систематическое несоблюдение условий пользования недрами, считая данный вывод документально неподтвержденным.

Администрация возражала против удовлетворения заявленных требований ввиду их необоснованности, пояснила, что постановления Губернатора Владимирской области от 12.02.2013 № 132 и от 22.03.2013 № 344 были приняты с нарушением установленного областным законодательством порядка, в связи с чем не могли являться основаниями возникновения права пользования участками недр. Следовательно, по мнению Администрации, оспариваемым постановлением вышеуказанные постановления были правомерно признаны утратившими силу, а право пользования прекращено.

Департамент поддержал возражения Администрации, в свою очередь пояснил, что вышеназванные постановления изначально являлись незаконными, Обществом не был представлен полный пакет документов, в связи с чем отсутствовали основания для разработки проектов постановлений Губернатора Аладимирской области о предоставлении права пользования недрами для геологического изучения и добычи полезных ископаемых и последующего их принятия.

Департамент пояснил, что Обществом было допущено систематическое несоблюдение условий пользования недрами на участках недр, ранее предоставленных в пользование, заявителем велись геологоразведочные работы до получения соответствующей лицензии, в установленном порядке разрешение на проведение работ в лесном фонде Обществом не было получено.

Прокуратура Владимирской области в своем заключении указала на необоснованность заявленных требований. Пояснила, что по коллективным обращениям жителей д.Бынино Киржачского района Владимирской области была проведена проверка законности предоставления Обществу права пользования участком недр местного значения. В ходе проверки было установлено, что такое предоставление было произведено с нарушением действующего законодательства. Кроме того, при проверке выявлено нарушение Обществом статьи 28 Закона о недрах, а также пунктов 21, 22 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 08.10.2007 № 261 (далее – Административный регламент), выразившееся в проведении работ по геологическому изучению недр в целях поиска и оценки месторождения «Бынино-1» до получения на это лицензии.

По результатам проверки прокурором Владимирской области 17.07.2013 принесены протесты на постановления Губернатора Владимирской области от 12.02.2013 № 132, от 22.03.2013 № 344 с требованием их отмены.

Арбитражный суд, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и приведенные сторонами доводы и возражения, считает требование заявителя необоснованным и не подлежащим удовлетворению исходя из следующего.

Статьей 4 Закона о недрах к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования отнесено установление порядка пользования участками недр местного значения.

В соответствии со статьей 18 Закона о недрах законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации устанавливаются порядок предоставления участков недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, для разведки и добычи полезных ископаемых, для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.

На основании статьи 16 Закона о недрах оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр местного значения осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование данными участками недр устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 5 Закона Владимирской области от 10.07.2002 № 65-03 «О порядке предоставления и порядке пользования участками недр местного значения на территории Владимирской области» (далее - Закон Владимирской области от 10.07.2002 № 65-03) участки недр местного значения предоставляются на основе аукциона или без проведения такового. В частности, без проведения аукциона предоставляется участок недр местного значения, содержащий месторождение общераспространенных полезных ископаемых и включенный в перечень участков недр местного значения для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению такого участка недр в целях поисков и оценки месторождений.

Постановлением Губернатора области от 11.03.2009 № 181 «О порядке оформления, переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения» Департамент определен органом администрации области, уполномоченным оформлять, переоформлять, выдавать лицензии на пользование участками недр местного значения, производить их государственную регистрацию, хранение и учет.

Согласно пунктам 2.1 и 2.6 Положения о порядке оформления, переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения, утвержденного постановлением Губернатора области от 11.03.2009 № 181 (далее -Положение) основанием для оформления и выдачи лицензии является постановление Губернатора области о предоставлении права пользования участком недр, подготовку которого по результатам рассмотрения заявки осуществляет Департамент.

Пунктом 2.2 Положения определен конкретный перечень документов, направляемых заявителем в Департамент для получения права пользования участком недр с целью разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения без проведения аукциона.

В силу пункта 2.7 Положения Департамент отказывает в предоставлении права пользования участком недр без проведения аукциона в следующих случаях: непредставления всех необходимых документов; представления заявителем неверных сведений о себе; если заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ, при систематическом несоблюдении заявителем условий пользования недрами на участках недр, ранее предоставленных в пользование.

В соответствии со статьей 5 Закона Владимирской области от 10.07.2002 № 65-03 на основании заявки без проведения аукциона постановлениями Губернатора области от 12.02.2013 № 132 и от 22.03.2013 № 344 Обществу предоставлено, соответственно, право пользования участком недр местного значения «Бынино-1» в Киржачском районе Владимирской области площадью 150 га для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождения строительных песков сроком на 2 года и право пользования участком недр местного значения «Бынино-1» в Киржачском районе Владимирской области площадью 107 га для разведки и добычи строительных песков сроком на 10 лет. Департаментом оформлены соответствующие лицензии на пользование заявленными участками недр.

Однако, как следует из материалов дела, в нарушение пункта 2.2 постановления Губернатора Владимирской области от 11.03.2009 № 181 и пункта 2.7 Административного регламента Обществом для получения права пользования недрами был представлен неполный пакет документов.

В частности, не были представлены данные о финансовых возможностях заявителя, необходимых для эффективного и безопасного проведения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами, об уставном капитале и размере доли государственной собственности в нем, о технических и технологических возможностях заявителя, а также других организаций, привлекаемых им в качестве подрядчиков (данные о наличии технологического оборудования, квалифицированных специалистов, которые будут непосредственно осуществлять работы по освоению участка недр, или наличии договоров со сторонними организациями, привлекаемыми в качестве подрядчиков), бизнес-план, технико-экономическое обоснование либо технико-экономический расчет планируемой хозяйственной деятельности, связанной с пользованием недрами (технико-экономические показатели (расчеты) ведения работ, расчеты экономической эффективности от вложенных средств (срок окупаемости, приведенные затраты).

Кроме того, Обществом было допущено систематическое несоблюдение условий пользования недрами на участках недр, ранее предоставленных в пользование по лицензии ВЛМ 80176 ТП, а именно: Общество производило работы по геологическому изучению до получения соответствующей лицензии. Указанное нарушение подтверждается договором на выполнение геологоразведочных работ от 17.12.2012, заключенным с ЗАО «Комплексная геологическая экспедиция Центральных районов», приложениями к договору, техническим заданием, отчетом по геологическому изучению в целях поисков и оценки месторождения строительных песков на участке недр «Бынино-1», платежными поручениями.

Представленные Обществом изменения к отчету по геологическому изучению в отношении дат произведенных работ не могут быть приняты в качестве доказательств.

Отчет является отработанным документом, который сдан в фонды геологической информации, прошел государственную экспертизу запасов полезных ископаемых в Департаменте.

Внесение изменений в отчет после утверждения его Обществом не предусмотрено ГОСТом 53579-2009 «Система стандартов в области геологического изучения недр (СОГИН). Отчет о геологическом изучении является основным информационным продуктом, отражающим результаты завершенных работ. Ответственность за достоверность данных, содержащихся в отчете, несет перед заказчиком организация-исполнитель, перед органами управления фондом недр - недропользователь (пункты 5.1, 5.5 СОГИН). Отчет до его представления заказчику подлежит обязательному нормоконтролю в организации-исполнителе на предмет соответствия требованиям стандартов и методических документов, а также рассмотрению коллегиальным органом исполнителя (пункты 5.8, 5.9 СОГИН). В протоколе коллегиального органа и должны отражаться его решения о внесении в отчет предложенных исправлений или об их отклонении (пункт 7.17 СОГИН). Таким образом, вопрос о внесении исправлений в отчет решается в установленном порядке до передачи отчета заказчику

Кроме того, Общество не получило в установленном порядке разрешения на проведение работ в лесном фонде, как того требует часть 3 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации. Данное нарушение подтверждается актом комиссии от 12.07.2013 и материалами дела в отношении директора ЗАО « Комплексная геологическая экспертиза Центральных районов» об административном правонарушении, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 «Нарушение правил использования лесов» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, договором на выполнение геологоразведочных работ от 17.12.2012.

В соответствии с пунктом 5.1 лицензионных условий лицензии ВЛМ 80176 ТП недропользователь обязан соблюдать требования Закона о недрах. Отношения, связанные с использованием и охраной земель, водных объектов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (статья 1 закона). Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ. Поскольку участок недр «Бынино-1» Киржачского района Владимирской области расположен на лесных участках, то порядок его предоставления регулируется Лесным законодательством.

Аналогичные положения содержатся в статье 25.1 Закона о недрах: земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом. Таким образом, несоблюдение порядка оформления в пользование лесного участка для проведения работ по геологическому изучению является нарушением законодательства о недропользовании.

При этом государственная регистрация работ по геологическому изучению в нарушение статьи 28 Закона о недрах и пунктов 21, 22 Административного регламента произведена не до начала их выполнения, а по окончании. Нарушение подтверждается письмом департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу от 07.03.2013 № 02-12/832 о сроках регистрации работ Общества.

При таких обстоятельствах на основании подпунктов 1, 4 пункта 2.7 Положения Обществу должно быть отказано в предоставлении права пользования участками недр.

Прокуратурой Владимирской области в ходе проверки были выявлены вышеуказанные нарушения законодательства со стороны Департамента при подготовке постановлений Губернатора Владимирской области от 12.02.2013 № 132 и от 22.03.2013 № 344 и внесены протесты с требованием их отмены.

Согласно пункту 6 статьи 10.1 Закона о недрах основанием возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении такого права.

Следовательно, постановления Губернатора области от 12.02.2013 № 132, от 22.03.2013 № 344, принятые с нарушением установленного законодательством порядка, не могут являться основаниями возникновения права пользования участками недр местного значения. В связи с этим постановлением Губернатора области от 25.07.2013 № 851 правомерно указанные постановления признаны утратившими силу, а право пользования заявителя соответствующими участками недр прекращено.

Оспариваемое постановление издано в пределах полномочий администрации области, поскольку вопросы недропользования в отношении участков недр местного значения согласно статье 4 Закона о недрах относятся к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Орган, принявший правовой акт в пределах своих полномочий, вправе внести в него изменения или признать его утратившим силу.

Ссылку Общества на статьи 20, 21 Закона о недрах, регулирующие основания и порядок прекращения права пользования недрами, суд считает несостоятельной.

Статьей 23 Закона о недрах установлены основные требования по рациональному использованию и охране недр, к числу которых отнесено соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование.

В данном случае постановления Губернатора Владимирской области от 12.02.2013 № 132, от 22.03.2013 № 344 были приняты с нарушением установленного федеральным и областным законодательством порядка, то есть изначально являлись незаконными. Оспариваемое постановление было вынесено в целях устранения допущенных нарушений.

Учитывая изложенное, суд признает требование заявителя необоснованным и неподлежащим удовлетворению.

Расходы по государственной пошлине в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 65, 71, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

1. Отказать в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "Кварц" о признании недействительным постановления губернатора Владимирской области от 25.07.2013 № 851 "О признании утратившими силу отдельных постановлений Губернатора области в сфере недропользования".

2. Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца с момента его принятия.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа (г. Нижний Новгород) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Е.А. Фиохина