ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А11-9472/20 от 22.01.2021 АС Владимирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, 14

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владимир                                                                 Дело № А11-9472/2020

29 января 2021 года

Резолютивная часть объявлена 22.01.2021.

Полный текст решения изготовлен 29.01.2021.

Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Степановой Р.К.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Соловьевой К.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению федерального казенного учреждения "Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области" (601443, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным и отмене постановления Вязниковского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (601441, <...>) от 19.08.2020 № 45 о назначении административного наказания,

В заседании суда приняли участие представители:

от федерального казенного учреждения "Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области" - ФИО1, по доверенности от 11.10.2019, сроком действия до 11.10.2022;

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области - представитель не явился, извещен.

Суд установил:

Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области" (далее – заявитель, ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением от 21.08.2020, в котором просит признать незаконным и отменить постановление Вязниковского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (далее – заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Владимирской области) от 19.08.2020 № 45 о привлечении ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

В судебном заседании представитель ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области поддержал заявленное требование; ходатайствует о замене штрафа на предупреждение.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что в ходе проведения проверки точки, снятие координат, подсчеты ориентировочной площади используемого земельного участка были выставлены без присутствия и участия представителей ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области, должностными лицами самостоятельно, в связи с чем, отсутствие согласования границ участка может свидетельствовать о недействительности установленной самовольно занятой площади  земельного участка 2442, 65 кв.м. в кадастровом квартале 33:21:020116. В ходе проверки, документы должностными лицами не запрашивались, сотрудниками учреждения пояснения не давались.

Заявитель пояснил, что земельный участок с кадастровым номером 33:21:020120:2 предоставлен ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании Постановления Главы местной администрации г. Вязники Владимирской области от 29.01.1993 № 36, Постановления Главы местной местного самоуправления города Вязники Владимирской области от 11.11.1996 № 899, находится в собственности Российской Федерации. Рядом с границей земельного участка располагается объект застройки - нежилое строение - свинарник со складом, находящийся в собственности Российской Федерации, и предоставленный на праве оперативного управления федеральному казенному учреждению "Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области", основание договор оперативного управления недвижимого имущества            № 11-04 от 04.06.2016. Данное право зарегистрировано в ЕГРП о государственной регистрации права 33-33-03/025/2010-191 21 августа 2010 года.

Вдоль границы земельного участка с кадастровым номером 33:21:020120:2, расположен лесной овраг, расположенный в кадастровом квартале 33:21:020116. В результате начавшегося обрушения прилегающего оврага, исправительное учреждение было вынуждено пойти на крайние меры и произвести засыпку границы земельного участка с целью предотвращения риска случайной гибели имущества - здания свинарника. Данные границы, так же, являются внутренней режимной территорией учреждения, попадающей под действие "Положения о режимных требованиях на территории, прилегающей к учреждениям подведомственному территориальному органу УИС" Приказ Минюста Российской Федерации               № 178 от 03.09.2007.

В целях восстановления подъездной грунтовой дороги для перегона сельскохозяйственных животных на пастбище, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 33:21:020117:1, находящегося в федеральной собственности Российской Федерации и предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области, исправительным учреждением была произведена частичная засыпка оврага кадастрового квартала 33:21:020116. В виду отсутствия другого подъездного пути к данному участку 33:21:020117:1 со стороны ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области, учреждение будет вынуждено перегонять животных через мкр.Южный, что не представляется возможным, в виду того, что будут созданы дополнительные неудобства, что приведет к жалобам со стороны местных жителей, а так же, возникновения возможности совершения противоправных (побеговых) действий со стороны осужденных отбывающих наказание на участке колонии-поселения ФКУ ИК-4,  осуществляющих перегон животных и в целях безопасности   местных жителей.

14.08.2020 исправительным учреждением были направлены заявления главе администрации МО город Вязники, с целью получения разрешения на использование части земель кадастрового квартала 33:21:020116.

Заявитель также указал, что является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовное наказание в виде лишения свободы. Учреждение по своей организационно-правовой форме является федеральным казенным учреждением и имеет статус исправительного учреждения. Территория учреждения является режимной и регламентируется внутренними нормативными актами.

Учреждение сообщило, что сведения о  правах на  земельный участок площадью 2442, 65 кв.м. кадастрового квартала 33:21:020116 отсутствуют, гак как, относится к землям государственной неразграниченной собственности. ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области ни чьи права не ущемлены на данный земельный участок, не был причинен вред или угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам историк и культуры; народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного к техногенного характера.

 ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области полагает, что совершенное административное правонарушение носит формальный характер, является малозначительным и просит в силу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП РФ, Кодекс) освободить от административной ответственности.

Заинтересованное лицо в письменном отзыве заявленные требования не признало, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Дело рассматривается в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей заинтересованного лица по имеющимся в нем материалам.

Выслушав представителей заявителя, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

На основании распоряжения (приказа) управления общественной безопасности и административного контроля администрации района о проведении внеплановой, документарной и выездной проверки от 19.06.2020 № 87-рз, решения о согласовании проведения внеплановой проверки от 23.06.2020, выданного межрайонной прокуратурой с 21.07.2020 по 28.07.2020 проведена внеплановая документарная и выездная проверка федерального казенного учреждения "Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области".

Управлением общественной безопасности и административного контроля администрации МО Вязниковский район Владимирской области в период с 21.07.2020 по 28.07.2020 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства при использовании ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области земельного участка в кадастровом квартале 33:21:020116, расположенного по адресу: <...>.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ от 27.07.2020 основным видом деятельности ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области является деятельность по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы, а также по оказанию реабилитационной помощи бывшим заключенным. Дополнительные виды деятельности: выращивание однолетних, многолетних культур; животноводство; переработка и консервирование овощей и грибов; производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения и др.

Проверкой установлено, что в кадастровом квартале 33:21:020116, расположенном по адресу: <...> восточнее и северо-восточнее земельного участка с кадастровым номером 33:21:020120:2 ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области проведены земляные работы, а именно, засыпание оврага смесью из песка, глины, щебня и частей асфальтного покрытия. Также путем ссыпания смеси в овраг проложена дорога, соединяющая напрямую земельные участки с кадастровыми номерами 33:21:020120:2 и 33:21:020117:1.

Ранее учтенный земельный участок с кадастровым номером 33:21:020120:2 декларированной площадью 83763 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - жилой поселок, кадастровой стоимостью 45592200 (сорок пять миллионов пятьсот девяносто две тысячи двести) рублей 90 копеек, расположен по адресу: Владимирская обл., Вязниковский р-н, МО г.Вязники (городское поселение), <...> зарегистрирован на праве Российской Федерации и предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области, дата регистрации 05.05.2015 №33-33/017-33/017/001/2015-2653/1.

Ранее учтенный земельный участок с кадастровым номером 33:21:020117:1 уточненной площадью 113822 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения подсобного сельского хозяйства, кадастровой стоимостью 213985 (двести тринадцать тысяч девятьсот восемьдесят пять) рублей 36 копеек, расположен по адресу: <...> по направлению на юго-восток в 48м от д.9а.

При проведении проверки по периметру земельного участка, засыпанного смесью из песка, глины, щебня и частей асфальтного покрытия, а также по краям созданной дороги, при помощи GPS навигатора GARMIN GPSmap 64 st (инв.№1101342408) были выставлены точки, с которых с использованием программы SAS.Planet сняты координаты и произведены подсчеты ориентировочной площади используемого ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области земельного участка, расположенного в кадастровом квартале 33:21:020116 восточнее и северо-восточнее земельного участка с кадастровым номером 33:21:020120:2. По результатам измерений установлено, что площадь земельного участка, расположенного в кадастровом квартале 33:21:020116 восточнее и северо-восточнее земельного участка с кадастровым номером 33:21:020120:2 по адресу:

Владимирская обл., Вязниковский р-н, МО г.Вязники (городское поселение), <...> и используемого ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области для создания дороги и засыпания оврага ориентировочно составила 2442,65 кв.м.

Кроме того, засыпание оврага смесью из вышеуказанных материалов послужило образованию непроходимости сточных вод, а также сливаемых в овраг канализационных отходов, что привело к скоплению сточных и канализационных вод и возникновению стойкого резкого неприятного запаха.

Разрешение на проведение земляных работ, а также документов, подтверждающих право на использование вышеуказанного земельного участка в кадастровом квартале 33:21:020116 по адресу: <...> восточнее и северо-восточнее земельного участка с кадастровым номером 33:21:020120:2, ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области, не представлено.

Таким образом, в результате проверки, выявлено нарушение ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области земельного законодательства Российской Федерации, выразившееся в использовании земельного участка площадью 2442,65 кв.м. кадастрового квартала 33:21:020116 из земель государственной неразграниченной собственности, примыкающего с восточной и северо-восточной стороны к земельному участку с кадастровым номером 33:21:020120:2 по адресу: Владимирская обл., Вязниковский р-н, МО г.Вязники (городское поселение), <...> не имея предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на него.

Установив в действиях Учреждения признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП РФ, Кодекс), должностное лицо Управления составило в отношении него протокол об административном правонарушении от 14.08.2020.                  

По итогам рассмотрения названного протокола и материалов проверки Управлением было принято постановление от 19.08.2020                                         по делу № 45 о назначении административного наказания (далее также - Постановление) в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

Не согласившись с Постановлением, ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассмотрев материалы дела, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, приведенные ими доводы и возражения, суд пришел к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Статьей 7.1 КоАП РФ установлена ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии с главами III и IV Земельного кодекса Земельного Кодекса Российской Федерации земля может находиться в собственности, ограниченном пользовании, аренде и безвозмездном пользовании.

Статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации  предусматривает, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.

Статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации указаны основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Факт совершения административного правонарушения и вина ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области в его совершении подтверждаются: актом проверки соблюдения земельного законодательства от 28.07.2020; фототаблицей от 28.07.2020; выпиской из ЕГРН; протоколом от 14.08.2020 об административном правонарушении.

В связи с изложенным, Росреестр пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ.

Процедура привлечения Учреждения к административной ответственности, регламентированная нормами Кодекса органом соблюдена, нарушений не установлено.

Между тем суд считает необходимым учесть при рассмотрении настоящего дела обстоятельства совершения административного правонарушения, указанные заявителем. Кроме того,в целях исполнения предписания в установленный срок на земельный участок в кадастровом квартале 33:31:020116 площадью 2442,65 кв.м были получены разрешения от Администрации муниципального образования Вязниковский район Владимирской области №65 21.09.2020 и № 58 от 01.09.2020.

Письмом администрации муниципального образования "Вязниковский район» за вх.9107 от 23.11.2020 подтверждено, что данные разрешения являются подтверждением исполнения предписания от 28.07.2020 № 79.

В настоящий момент получено разрешение № 78 от 23.11.2020 от Администрации муниципального образования Вязниковский район Владимирской области на продление использования земельного участка в кадастровом квартале 33:31:020116, согласно письма исправительного учреждения от 09.11.2020 исх. 34/ТО/44/10-10218.  

В связи с изложенным арбитражный суд приходит к выводу о наличии в рассматриваемом случае исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным и освободить Учреждение                    от административной ответственности в силу положений статьи 2.9                   КоАП РФ.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В силу пункта 18.1 названного постановления при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 Кодекса не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Руководствуясь положениями статьи 2.9 КоАП РФ, суд вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Принимая во внимание фактические обстоятельства данного конкретного дела, формальный характер нарушения, а также отсутствие общественно опасных последствий и пренебрежительного отношения Общества к исполнению публично-правовых обязанностей, суд, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности, считает возможным в данном случае применить статью 2.9 Кодекса и признать совершенное Учреждением правонарушение малозначительным.

По мнению суда, в рассматриваемой ситуации действиями административного органа по возбуждению и рассмотрению дела об административном правонарушении достигнута предупредительная цель административного производства.

Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 17 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10, установив при рассмотрении дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

На основании вышеизложенного требование заявителя подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 4, 17, 65, 71, 156, 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Постановление Вязниковского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области от 19.08.2020 № 45 о назначении административного наказания признать незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд (г. Владимир) через Арбитражный суд Владимирской области в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья                                                                                   Р.К. Степанова