АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 14
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владимир Дело № А11-9505/2012
09 апреля 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена – 02.04.2013.
Полный текст решения изготовлен – 09.04.2013.
В судебном заседании 28.03.2013 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бы объявлен перерыв до 02.04.2013 до 11 час. 30 мин.
Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Ушаковой Е.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению администрации муниципального образования Небыловское Юрьев-Польского района Владимирской области о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области в лице Юрьев-Польского отдела от 12.09.2012 № 95,
при участии в судебном заседании представителей:
от администрации муниципального образования Небыловское Юрьев-Польского района Владимирской области: ФИО1 – по доверенности от 23.01.2013 (сроком действия до 31.12.2013);
от Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области: ФИО2 – по доверенности от 09.01.2013 № 54 (сроком действия до 31.12.2013),
установил:
администрация муниципального образования Небыловское Юрьев-Польского района Владимирской области (далее – Администрация, заявитель) обратилась в арбитражный суд с требованием о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области в лице Юрьев-Польского отдела (далее – Управление, заинтересованное лицо) от 12.09.2012 № 95.
В обоснование предъявленного требования заявитель указал на отсутствие состава вмененного ему административного правонарушения.
При этом заявитель пояснил, что Администрация в силу пункта 22 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 1.5 Положения о порядке оказания ритуальных и похоронных услуг на территории муниципального образования Небыловское, утвержденного решением Совета народных депутатов муниципального образования Небыловское от 24.08.2006 № 50, раздела 2 Правил содержания муниципальных мест захоронения, утвержденных решением Совета народных депутатов муниципального образования Небыловское от 24.08.2006 № 51, осуществляет содержание мест погребения и обеспечение порядка на кладбищах муниципального образования Небыловское, что, в свою очередь, использованием земельного участка не является.
Кроме того Администрация указала, что земельный участок с кадастровым номером 33:04:120102:105 площадью 3500 кв.м и земельный участок площадью 10 370 кв.м, использование которого без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю вменяется заявителю, не являются земельными участками в том смысле, который придается этому понятию статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации и, следовательно, не могут быть предметом административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Управление в отзыве на заявление от 11.12.2012 № 09-11198 и дополнении к нему от 12.02.2013 № 12-1218 просило в удовлетворении требования отказать, указав на законность и обоснованность обжалуемого постановления.
В ходатайстве от 12.03.2013 № 12-2220, поступившим в суд 12.03.2013, Управление оставило рассмотрение настоящего заявления на усмотрение суда.
Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, 05.09.2012 Управлением на основании плана проверок соблюдения земельного законодательства и проверок соблюдения законодательства в области геодезии и картографии юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории Владимирской области на 2012 год, утвержденного приказом от 31.10.2011 № 238, распоряжения заместителя главного государственного инспектора Владимирской области по использованию и охране земель ФИО3 от 17.08.2012 № 1277, была проведена плановая выездная проверка в отношении Администрации.
В ходе проверки соблюдения земельного законодательства административным органом было установлено использование Администрацией без надлежащим образом оформленных правоустанавливающих документов занятого под кладбище земельного участка общей площадью примерно 10 370 кв.м, с местоположением: Владимирская область, Юрьев-Польского района, с. Шихобалово, в 300 м на юго-запад от д.20.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 05.09.2012 № 25.
05.09.2012 Управлением в присутствии представителя Администрации составлен протокол об административном правонарушении, в котором зафиксировано выявленное нарушение, квалифицированное Управлением в качестве правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
К данному выводу административный орган пришел, исходя из следующих установленных им в ходе проверки и зафиксированных в протоколе об административном правонарушении от 05.09.2012 обстоятельств: земельный участок, расположенный по адресу: Владимирская область, Юрьев-Польский район, с. Шихобалово, в 300 м на юго-запад от д.20, занятый старым кладбищем, площадью примерно 3500 кв.м стоит на государственном кадастровом учете с кадастровым номером 33:04:120102:105, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под кладбище, сведения о регистрации прав отсутствуют.
В 2006 году был подготовлен акт о выборе земельного участка под расширение существующего кладбища площадью 6 875 кв. м.
Управлением было установлено, что в настоящее время используется земельный участок общей площадью примерно 10 370 кв.м. Отвод земельного участка для захоронения и контроль за подготовкой могил на муниципальных кладбищах в населенных пунктах муниципального образования Небыловское производится уполномоченным работником администрации муниципального образования Небыловское (решение Совета народных депутатов муниципального образования Небыловское от 22.03.2007 № 6). Каждое захоронение регистрируется уполномоченным работником Администрации в специальном журнале установленной формы с указанием фамилии, имени и отчества захороненного, даты захоронения умершего, а также реквизиты лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего (решение Совета народных депутатов муниципального образования Небыловское от 24.08.2006 № 51). Финансирование расходов на материально-техническое и организационное обеспечение органов местного самоуправления муниципального образования Небыловское осуществляется в пределах средств бюджета муниципального образования Небыловское на соответствующий финансовый год (решение Совета народных депутатов муниципального образования Небыловское от 10.09.2008 № 67).
В настоящее время муниципальное образование Небыловское занимает и использует земельный участок под кладбище, расположенный на землях государственной собственности, не закрепленной за конкретным лицом без оформления правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на землю.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 12.09.2012 заместителем главного государственного инспектора Управления ФИО4 вынесено постановление о признании Администрации виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении ей наказания в размере 10 000 руб.
Не согласившись с постановлением Управления, заявитель обжаловал его в арбитражный суд.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доводы лиц, участвующих в деле, и представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд не нашел оснований для удовлетворения предъявленного требования.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности.
Объективная сторона анализируемого правонарушения состоит в том, что виновный самовольно занимает земельный участок, либо использует земельный участок без оформления правоустанавливающих документов.
Под использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю следует понимать пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника или лица, им уполномоченного, но сопряженное с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю.
Субъектом правонарушения, предусмотренного данной нормой, является лицо, использующее земельные участки без правоустанавливающих документов или разрешения на ведение хозяйственной деятельности.
Согласно пункту 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения по организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения отнесены к полномочиям муниципальных образований поселений.
В соответствии с пунктом 13 части 2 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в муниципальной собственности находятся земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Земельный участок с кадастровым номером 33:04:120102:105 площадью 3500 кв.м, занимаемый кладбищем, расположен на территории муниципального образования Небыловское (Закон Владимирской области от 11.05.2005 № 55-ОЗ «О наделении Юрьев-Польского района и вновь образованных муниципальных образований, входящих в его состав, соответствующим статусом муниципальных образований и установлении их границ»).
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.102001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Из содержания части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения, муниципальные районы и городские округа обладают полномочиями, в частности, по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений, формированию и размещению муниципального заказа, установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Частью 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предусмотрено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 29 указанного Закона органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с названным Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
Статьей 9 названного Закона установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам на безвозмездной основе. Стоимость услуг, предоставляемых согласно данному перечню, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела за счет соответствующих бюджетов.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.05.2011 № 17206 указано, что погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Согласно решению Совета народных депутатов муниципального образования Небыловское от 22.03.2007 № 6, отвод земельного участка для захоронения и контроль за подготовкой могил на муниципальных кладбищах в населенных пункта муниципального образования Небыловское производится уполномоченным работником администрации данного муниципального образования.
Анализ вышеуказанных норм законодательства и положений муниципальных правовых актов позволяет суду сделать вывод о том, что администрация является субъектом вмененного ей административного правонарушения вне зависимости от осуществления специализированной службой деятельности по погребению умерших.
Между тем, исследовав представленные в материалы дела доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к выводу о недоказанности административным органом состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку представленные Управлением доказательства использования Администрацией земельного участка площадью 10 370 кв.м без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, не могут быть приняты судом как бесспорно и достоверно подтверждающие событие административного правонарушения и его состав в действиях Администрации.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, протокол (акт) осмотра территории земельного участка, занимаемого под кладбище, административным органом в порядке статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не составлялся.
В нарушение требований статьи 26.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ни акт обмера площади земельного участка от 05.09.2012, ни протокол об административном правонарушении от 05.09.2012 не содержат сведений о примененных специальных технических средствах при определении размера и конфигурации земельного участка, о прохождении ими поверки и соответствии сертификатам.
Согласно кадастровой выписки из государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 33:04:120102:105, площадью 3500 кв.м, расположенного по адресу: Владимирская область, Юрьев-Польский район, с. Шихобалово, границы данного земельного участка не установлены.
В судебном заседании стороны подтвердили факт отсутствия межевания (установления в натуре границ) вышеуказанного земельного участка, занимаемого кладбищем.
Акт обмера площади данного земельного участка от 05.09.2012 не содержит данных, от какой точки координат, от какой границы или обозначения производился соответствующий обмер площади земельного участка, позволивший административному органу сделать вывод об использовании Администрацией земельного участка площадью примерно10 370 кв.м., то есть за пределами основного земельного участка.
Доказательств захоронения умерших на земельном участке площадью примерно 10 370 кв.м, в том числе фотоматериалов, в настоящее дело не представлено.
Журнал регистрации захоронений с. Шихобалово таковым доказательством служить не может, поскольку содержит лишь сведения о дате регистрации, Ф.И.О. заказчика, Ф.И.О. умершего, номер и дату выдачи свидетельства о смерти, дату смерти и дату захоронения.
Ссылка административного органа на акт о выборе земельного участка под строительство от 28.08.2006, подтверждающий, по мнению заинтересованного лица, факт использования под кладбище земельного участка большей площадью, чем основной земельный участок, является несостоятельной.
Согласно указанному акту под расширение существующего кладбища пригоден земельный участок, расположенный примерно в 350 метрах по направлению на запад ориентира: <...>. Между тем Администрации вменено использование без правоустанавливающих документов на землю земельного участка, занятого под кладбище, площадью примерно 10 370 кв.м, с местоположением: Владимирская область, Юрьев-Польский район, с.Шихобалово, в 300 м на юго-запад от д.20. Доказательств, позволяющих идентифицировать, что речь идет об одном и том же земельном участке, в материалы дела не представлено.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
С учетом вышеизложенного оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене ввиду недоказанности в действиях Администрации состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом не рассматривается, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не облагается государственной пошлиной.
Руководствуясь статьями 4, 17, 65, 71, 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
1. Постановление Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области в лице Юрьев-Польского отдела от 12.09.2012 № 95 признать незаконным и отменить.
2. Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд (г. Владимир) в течение десяти дней со дня его принятия через Арбитражный суд Владимирской области.
Судья Е.В. Ушакова