ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А11-9573/18 от 27.11.2019 АС Владимирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 14

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Владимир Дело № А11-9573/2018

27 ноября 2019 года

В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации резолютивная часть объявлена 12.11.2019. Полный текст решения изготовлен 27.11.2019.

Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Поповой З.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу: 600025, <...>, дело по иску администрации <...>, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>, к Владимирской региональной общественной организации «Спасатель», 600000, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент природопользования и охраны окружающей среды, г. Владимир, Управление муниципальным имуществом города Владимира, г. Владимир, о взыскании 239 898 руб. 92 коп., при участии представителей: от администрации города Владимира –
ФИО1, по доверенности от 28.12.2018 № 01-17/99; от Владимирской региональной общественной организации «Спасатель» – ФИО2, председатель совета, ФИО3, по доверенности от 14.01.2019; от Управления муниципальным имуществом города Владимира – представитель не явился, извещен; от Департамента природопользования и охраны окружающей среды – представитель не явился, извещен, в судебном заседании 11.11.2019 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 12.11.2019 до
16 час. 00 мин., установил.

Администрация города Владимира (далее по тексту - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с исковым заявлением к Владимирской региональной общественной организации «Спасатель» (далее по тексту – ВРОО «Спасатель», Организация, ответчик) о взыскании задолженности по арендным платежам по договору аренды земельного участка от 15.10.2012 за период с 01.10.2015 по 31.12.2017 в размере 192 112 руб. 64 коп., пеней, начисленных за просрочку внесения арендной платы, в размере 47 786 руб. 28 коп., за период с 26.06.2014 по 31.12.2017.

В ходе рассмотрения дела истец уменьшил размер требований и указал, что просит взыскать плату за пользование земельным участком за период с 01.10.2015 по 31.12.2017 в размере 189 199 руб. 33 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные за период с 26.06.2014 по 31.12.2017, в размере 42 786 руб. 28 коп. (письменное уточнение от 14.02.2019 № 149).

В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данное уменьшение размера исковых требований принимается судом, так как оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Спор подлежит рассмотрению по существу по уточненным требованиям.

Ответчик требование не признал, указал, что, во-первых, земельный участок поставлен на кадастровый учет с нарушением законодательства при его формировании, выразившемся во включении части береговой полосы реки в состав земельного участка, приобщил к материалам дела представление Прокуратуры города Владимира от 16.01.2019 № 7-1-2019/34, письмо Департамента природопользования и охраны окружающей среды от 08.11.2018 № ДПП-4935-06-08.

Во-вторых, Организация указала, что при расчете платы за пользование неверно применена ставка от кадастровой стоимости земельного участка в размере 4%, так как с учетом вида разрешенного использования, вида уставной и фактической деятельности ВРОО «Спасатель», должна применяться ставка 1,58 % «причалы для маломерных судов» (справка о постановке на баланс моторных лодок, катеров, судна на воздушной подушке).

В третьих, ответчик, считает, что отсутствуют правовые основания для взыскания платы за пользование участком, который не используется в связи с отсутствием договорных отношений, отметил, что срок действия договора аренды участка от 15.10.2012 № 14179 истек 19.04.2015. Уведомление о прекращении использования участка и оплаты аренды с 19.04.2015 представлено в Управление архитектуры, строительства и земельных ресурсов администрации города Владимира 19.03.2015. За время действия договора № 14179 арендная плата за его использование вносилась в полном объеме и в установленные сроки. С 19.04. 2015 участок не используется.

В четвертых, Организация пояснила, что считает договор незаключенным, так как не оговорен его предмет.

Кроме того, ответчик указал на пропуск срока исковой давности обращения в арбитражный суд.

Истец, возражая против доводов ответчика, указал, что здание, в котором расположены арендуемые помещения и часть прилегающей территории, расположены за границами береговой линии водного объекта общего пользования. Администрация пояснила, что работы по разделу земельного участка по вопросу исключения береговой полосы из состава участка с кадастровым номером 33622:032049:28 включены в план на 2019 год.

Определением от 17.12.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены: Департамент природопользования и охраны окружающей среды, Управление муниципальным имуществом города Владимира (далее по тексту – УМИ г. Владимира).

УМИ г. Владимира в отзыве от 18.01.2019 № 7 исковые требования истца поддержало в полном объеме.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации спор рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, по имеющимся в нем доказательствам.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

17.04.2012 между УМИ г. Владимира (арендодатель) и ВРОО «Спасатель» (арендатор) заключен договор № 5260 аренды нежилых помещений общей площадью 70,8 кв.м, расположенных по адресу: <...>, срок действия договора установлен с 20.04.2012 по 19.04.2015.

Нежилые помещения переданы ВРОО «Спасатель» по акту приема-передачи 20.04.2012.

Между УМИ г. Владимира (арендодатель) и ВРОО «Спасатель» (арендатор) заключен договор аренды нежилых помещений, являющихся муниципальной собственностью, от 20.04.2015, в соответствии с пунктом 1.1 которого передаются нежилые помещения, расположенные по адресу: <...>, общей площадью 70, 8 кв.м (№№ 21, 23 по плану первого этажа здания), на срок – с 20.04.2015 по 18.04.2016.

В пункте 1.1 договора указано, что помещения передаются для размещения офиса и гаража, в целях поддержки социально ориентированной некоммерческой организации, направленной на охрану здоровья и жизни граждан.

В пункте 2.3.3 договора указано, что арендатор обязуется в двухнедельный срок после подписания договора обратиться в Управление архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов администрации г. Владимира с заявлением об оформлении соответствующих земельно-правовых документов на земельный участок.

Согласно пункту 3.1 договора расчет арендной платы производится по «Методике расчёта арендной платы за нежилые помещения», утвержденной решением Владимирского городского Совета народных депутатов от 24.10.2002 № 170.

При подписании договора арендатором вносится арендная плата за 2 квартал 2015 года (за период с 20.04.2015 по 30.06.2015) в сумме12 801,56 руб. на расчётный счет арендодателя, НДС за 2 квартал 2015 года (за период с 20.04.2015 по 30.06.2015) в сумме 2 304,28 руб. - в налоговый орган по месту регистрации арендатора как налогового агента.

На момент заключения договора сумма годовой платы на 2015 год составляет 64 718,99 руб. (без учета НДС).

Помещение передано ВРОО «Спасатель» по акту от 19.04.2015.

Между УМИ г. Владимира (арендодатель) и ВРОО «Спасатель» (арендатор) заключен договор аренды нежилых помещений, являющихся муниципальной собственностью, от 11.04.2016, в соответствии с пунктом 1.1 которого передаются нежилые помещения, расположенные по адресу: <...>, общей площадью 70,8 кв.м (помещения №№ 21, 23 по плану первого этажа здания).

В пункте 1.1 договора указано, что помещения передаются арендатору для размещения офиса и гаража, в целях поддержки социально ориентированной некоммерческой организации, направленной на охрану здоровья и жизни граждан.

Срок договора определен в пункте 1.3 - с 19.04.2016 по 17.04.2017.

Согласно пункту 3.1 договора расчет арендной платы производится по «Методике расчёта арендной платы за нежилые помещения», утвержденной решением Владимирского городского Совета народных депутатов от 24.10.2002 № 170.

Помещение передано ВРОО «Спасатель» по акту от 19.04.2016.

Дополнительным соглашением от 07.04.2017 стороны продлили срок действия договора с 18.04.2017 по 16.04.2018.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами здание, в котором расположены вышеуказанные помещения, переданные ответчику по договору аренды, расположено на земельном участке с кадастровым номером 33:22:032049:29 общей площадью 12 435 кв.м, расположенном по адресу: <...> в районе дом 1-а.

Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет 26.11.2009, площадь 12 435 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - строительство и эксплуатация береговой спасательной станции с другими помещениями.

Согласно сведениям публичной кадастровой карты часть земельного участка с кадастровым номером 33:22:032049:29 находится в прибрежной защитной полосе реки Клязьма на территории Владимирской области, вынесенной в Единый государственный реестр недвижимости 11.01.2019, а также во втором поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого значения, внесенной в соответствующие сведения 12.06.2016.

15.10.2012 между Администрацией (арендодатель) и ВРОО «Спасатель» (арендатор) подписан договор аренды, в соответствии с пунктом 1.1 которого передается доля 1034/12435 кв.м в праве собственности на земельный участок площадью 12 435 кв.м, кадастровый номер 33:22:032049:29, адрес: <...> в районе дома 1-а.

В пункте 1.2 договора указано, что цель аренды (разрешенное использование): офис, гараж.

Согласно пункту 2.1 договора арендная плата устанавливается с 20.04.2012 в сумме 14 579 руб. 82 коп. в год, вносится ежеквартально не позднее 25 числа последнего месяца квартала.

В соответствии с пунктами 2.2, 2.4 договора размер платы может быть пересмотрен арендодателем в одностороннем порядке в связи с решениями органов местного самоуправления г. Владимира, а также в случае с изменения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка или процентной ставки от кадастровой стоимости в зависимости от категории арендаторов и видов функционального использования земель.

В случае изменения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка или процентной ставки от кадастровой стоимости в зависимости от категории арендаторов и видов функционального использования земель в соответствии с законодательными и нормативными актами Российской Федерации и Владимирской области, а также решениями органов местного самоуправления города Владимира, арендатор самостоятельно производит перерасчет и оплачивает измененную арендную плату с перерасчётом с начала года без внесения изменений и дополнений к настоящему договору. Исчисление и уплата измененной арендной платы производится с квартала, следующего за кварталом, в котором приняты законодательный или нормативный акт Российской Федерации и Владимирской области, а также решение органов местного самоуправления города Владимира об изменении удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка или процентной ставки от кадастровой стоимости в зависимости от категории арендаторов и видов функционального использования земств.

Пунктами 8.1, 8.2, 83 договора установлен срок действия – с 20.04.2012 по 18.04.2013, он ограничен сроком действия договора аренды здания и в случае досрочного прекращения последнего подлежит расторжению.

В письме от 06.05.2015 № 27-01-10/252 Администрация указала ответчику на расторжение договора аренды земельного участка от 15.10.2012 № 14179 с 19.04.2015.

Департамент природопользования и охраны окружающей среды в письме от 08.11.2018 № ДПП-4935-06-06 сообщил Организации, что земельный участок с кадастровым номером 33:22:032049:29 полностью располагается в прибрежной защитной полосе (50 м) и водоохранной зоне (200 м) реки Клязьма. Кроме того, конфигурация сформированного участка не соответствует границам фактического участка в виду отсутствия существующей протоки между р. Клязьмой и затоном. Режим использования прибрежных защитных полос и водоохранных зон устанавливается в соответствии со ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, в том числе запрещается движение и стоянка транспортных средств, размещение станций технического обслуживания, осуществление ремонта и мойки транспортных средств и т.д.

Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Владимирской и Ивановской областях в письме от 07.12.2018 № 03-0309/9389 сообщило Организации, что земельный участок с кадастровым номером 33:22:032049:29 расположен в городской черте города Владимира, находится в границах прибрежной защитной полосы водоохранной зоны реки Клязьмы (ширина прибрежной полосы - 50 м, водоохранной зоны - 200 м, береговой полосы - 20 м). Считает недопустимым предоставление в аренду земельного участка с кадастровым номером 33:22:032049:29 под офисные и гаражные помещения.

Прокуратурой города Владимира вынесено предписание от 16.01.2019 № 7-1-2019/34, в котором указано, что земельный участок с кадастровым номером 33:22:032049:29 поставлен на государственным кадастровый учет 26.11.2009 одновременно с земельным участком с кадастровым номером 33:22:032049:28, указанные участки сформированы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 33:22:032049:27 с разрешенным видом использования: строительство и эксплуатация береговой спасательной станции с другими помещениями. Образование участков с кадастровыми утверждено постановлением главы Администрации на основании обращения ВРОО «Всероссийское общество спасения на водах». Согласно сведениям публичной кадастровой карты часть земельного участка с кадастровым номером 33:22:032049:29 находится в прибрежной защитной полосе реки Клязьма, во втором поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (ширина прибрежной защитной полосы - 50 м, водоохраной зоны - 200 м, береговой полосы - 20 метров). В соответствии с п.3, п. 14 ч.5 ст.27 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а также в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничены в обороте.

Письмом от 16.05.2019 № 27-10/2276 Администрация сообщила ответчику, что с целью исключения береговой полосы из состава вышеуказанного земельного участка управление считает возможным его раздел путем образования нового земельного участка и сохранением земельного участка с кадастровым номером 33:22:032049:29 в измененных границах, который будет полностью находиться в береговой полосе.

Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, в том числе доводы и пояснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

По смыслу пунктов 1 и 2 статьи 652 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор здания может пользоваться земельным участком, занятым арендуемым зданием, без соответствующего договора в силу закона в течение срока аренды недвижимости; вопросы арендной платы за пользование в данном случае решаются с учетом положений пункта 2 статьи 654 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Из буквального толкования пункта 2 статьи 654 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что плата за пользование земельным участком включена в размер арендной платы за пользование зданием лишь в том случае, если договор аренды недвижимости, расположенной на земельном участке, не содержит каких-либо иных условий по этому поводу.

В рассматриваемом случае вышеуказанными пунктами 2.3 договора арендынежилых помещений, являющихся муниципальной собственностью, расположенных по адресу: <...>, общей площадью 70, 8 кв.м, установлен факт передачи прав на земельный участок, занимаемый арендуемым помещением, и закреплена обязанность арендатора заключить договор аренды земли.

Суд, протолковав условия договора аренды по правилам статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о том, что в арендную плату за помещение не вошла плата за пользование земельным участком, занимаемым этим помещением.

В пункте 7 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Фактическое использование ответчиком объекта недвижимости в период, за который начислена сумма внесения платы за пользование земельным участком, установлено материалами дела.

Арендная плата за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, в силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливается уполномоченными на то государственными органами.

Существенными обстоятельствами для рассмотрения настоящего спора являются установление факта пользования ответчиком земельным участком истца, его площади, размера пользования.

Согласно пункту 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды может быть заключен на определенный срок.

В соответствии с пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.

При отсутствии доказательств того, что у сторон имелись возражения против возобновления договора аренды, здание, расположенное в спорный период, находилось в пользовании Организации на основании договора аренды, договор следует считать возобновленным на неопределенный срок в порядке пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Организация осуществляла пользование земельным участком и после получения отказа от договора от Администрации, таким образом, на ответчика возлагается обязанность по оплате землепользования в заявленный истцом период с 01.10.2015 по 31.12.2017.

Определяя размер землепользования, суд руководствуется следующим.

В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 № 13 «О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных со взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее.

В силу абзаца второго части 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.

К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее – регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.

Расчет платы за пользование земельным участком, а также расчет доли ВРОО «Спасатель» за пользование земельным участков произведен истцом на основании: постановления администрации города Владимира от 12.11.2012 № 4720; решения Совета народных депутатов г. Владимира от 19.03.2008 № 56 «О порядке определения размера арендной платы, а также условий и сроков внесения арендной платы на территории города Владимира за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города» (приложение п.1.17.8, 2.8, 3.8); постановления администрации города Владимира от 29.11.2016 № 3742, исходя из доли 1034/12435 кв.м в земельном участке общей площадью 12 435 кв.м.

Расчет произведен:

- в 2014 году: кадастровая стоимость (13 241 036,7)/12435 х 1034 х 2,24 х 1,05/100 = 25 968 руб. 08 коп. в год и 6474 руб. 02 коп. в квартал;

- в 2015 году: кадастровая стоимость (13 241 036,7)/12435 х 1034 х 2,24 (с 01.04.2015 - 2,35) х 1,05 х 1,05/100 = 27 190 руб. 89 коп. в год и 6797 руб. 72 коп. в квартал и с 01.04.2015 = 28 526 руб. 15 коп. в год и 7131 руб. 54 коп. в квартал;

- в 2016 году: кадастровая стоимость (13 241 036,7)/12435 х 1034 х 2,24 (с 01.04.2016 - 4,0) х 1,05 х 1,05 х 1,07/100 = 30 522 руб. 98 коп. в год и 7630 руб. 75 коп. в квартал, с 01.04.2016 - 51 954 руб. 01 коп., 12 988 руб. 50 коп. в квартал;

- в 2017 году: кадастровая стоимость (41 762 201, 4)/12435 х 1034 х 4,0/100 = 138 905 руб. 08 коп. в год и 34 726 руб. 27 коп. в квартал.

Ставка 2,24 %, учитывающая вид разрешенного использования земель и деятельности арендаторов - объектов для размещения общественных организаций и организаций, занимающихся военно-патриотическим воспитанием.

Ставка 2,35 %, учитывающая вид разрешенного использования земель, (с 01.04.2015) - размещение объектов капитального строительства, предназначенных для размещения органов государственной власти, органов местного самоуправления, судов, а также организаций, непосредственно обеспечивающих их деятельность; размещение объектов капитального строительства, предназначенных для размещения органов управления политических партий, профессиональных и отраслевых союзов, творческих союзов и иных общественных объединений граждан по отраслевому или политическому признаку; размещение объектов капитального строительства для дипломатических представительств иностранных государств и консульских учреждений в Российской Федерации.

Ставка 4 %, учитывающая вид разрешенного использования земель, (с 01.04.2016) - размещение объектов капитального строительства, предназначенных для размещения органов государственной власти, органов местного самоуправления, судов, а также организаций, непосредственно обеспечивающих их деятельность; размещение объектов капитального строительства, предназначенных для размещения органов управления политических партий, профессиональных и отраслевых союзов, творческих союзов и иных общественных объединений граждан по отраслевому или политическому признаку; размещение объектов капитального строительства для дипломатических представительств иностранных государств и консульских учреждений в Российской Федерации

В то же время Решением Совета народных депутатов г. Владимира от 19.03.2008 № 56 установлена ставка 1,58 - размещение сооружений, предназначенных для причаливания, хранения и обслуживания яхт, катеров, лодок и других маломерных судов, которая и подлежит применению в данном случае с учетом фактического использования земельного участка и вида деятельности арендатора – Владимирской региональной общественного организацией «Спасатель», которая организует дежурство на водных объектах, обеспечивает безопасность на воде в местах массового отдыха населения, для чего имеет в собственности моторные лодки, катер, судно на воздушной подушке.

Кроме того, согласно пункту 14 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации под использованием водных объектов (водопользование) понимается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.

На основании статьи 4 Водного кодекса Российской Федерации водное законодательство регулирует водные отношения, имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы настоящим Кодексом.

В силу статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются, в частности, на поверхностные водные объекты, к которым, в свою очередь, относятся в том числе водотоки (реки, ручьи, каналы).

Статьей 8 (часть 1) Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

Физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Водного кодекса Российской Федерации, предусматривающей в статье 11, что на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях, в том числе, строительства и реконструкции мостов, подводных переходов, трубопроводов и других линейных объектов, если такие строительство и реконструкция связаны с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов.

Согласно статье 21 Водного кодекса Российской Федерации предоставление водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации (часть 1). В иных случаях, кроме предусмотренных частью 1 настоящей статьи случаев, предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса (часть 2).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в частности, полномочия по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом (пункт 1).

Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте.

Нормами пункта 2 статьи 27 и пункта 12 статьи 85 ЗК РФ установлено ограничение на приватизацию земельных участков общего пользования, занятых водными объектами.

Согласно пункта 1 статьи 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к определенным территориальным зонам, в том числе рекреационным зонам.

Между тем, статьями 27, 85 ЗК РФ, равно как и нормами Водного кодекса Российской Федерации земельные участки, в границах которых находятся водные объекты, не являются изъятыми из оборота, а установленный законодательством запрет на приватизацию земельных участков не может быть истолкован как запрет на оборот таких участков иными не запрещенными законом способами.

В соответствии со статьей 102 ЗК РФ к землям водного фонда относятся земли: покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законам (статья 8 ЗК РФ).

Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 33622:032049:29 относится к категории «земли населенных пунктов». Нахождение на земельном участке водного объекта не свидетельствует о том, что этот земельный участок автоматически переходит в категорию земель водного фонда, распоряжение которыми регулируется положениями Водного кодекса Российской Федерации, равно как и само по себе нахождение в границах земельного участка водного объекта (его части) не свидетельствует о невозможности предоставления такого земельного участка в аренду (определение Верховного Суда Российской Федерации № 19КГ17-26 от 12.09.2017).

При изложенных обстоятельствах суд полагает, что ответчиком не доказаны правовые и фактические основания для признания договора аренды недействительным.

С учетом изложенного, следует признать, что правоотношения истца и ответчика по пользованию земельным участком с кадастровым номером 33:22:032049:29 основаны на договоре аренды.

В силу пункта 1 статьи 611 Гражданского кодекса Российской Федерации на арендодателя возлагается обязанность по передаче в пользование имущества, соответствующего условиям договора, и позволяющего его использовать по назначению.

Согласно правовым позициям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированным в постановлении Президиума от 09.04.2013 № 13689/12, пункте 10 информационного письма от 11.01.2002 № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой», исполнение обязательства арендатора по внесению арендной платы обусловлено исполнением обязательства арендодателя по передаче имущества во владение и пользование арендатору (п. 1 ст. 328 ГК РФ).

По смыслу указанных норм и разъяснений, сам по себе факт формального принятия арендатором по акту приема-передачи недвижимого имущества, в том числе земельного участка, не предоставляет арендодателю безусловного права требовать оплаты арендной платы в полном объеме при доказанности факта невозможности использования объекта аренды по назначению.

Судом установлено и не оспаривается участвующими в деле лицами (письмо Департамента природопользования и охраны окружающей среды от 08.11.2018 № ДПП-4935-06-06, представление Прокуратуры города Владимира от 16.01.2019 № 7-1-2019/34, приложение к постановлению города Владимира от 26.10.2010, кадастровый паспорт участка, письмо Администрации от 05.03.2019 № 03-01/253, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, фотоматериалы территории земельного участка от 05.11.2018), в границах земельного участка с кадастровым номером 33:22:032049:29 расположен водный объект. Указанное позволяет сделать вывод о том, что фактическое использование земельного участка с кадастровым номером 33:22:032049:29, в полном объеме было невозможно с учетом наличия объективно существующих препятствий природного характера.

По правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса).

Судом установлено, что при определении платы за пользование истец исходил из всей площади земельного участка – 12 435 кв.м, поскольку именно такой площадью земельный участок с кадастровым номером 336226032049:29 поставлен на учет. Однако, из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что участок формировался в существующей площади и границах без учета расположения на нем водного объекта, нахождение которого препятствует пользованию частью земельного участка, в том числе для размещения и эксплуатации расположенного на нем здания.

В материалы дела ВРОО «Спасатель» представлен расчет площади земельного участка, в который не включена береговая полоса и схема размежевания участка, согласно которым площадь земельного участка, которая возможна и необходима для содержания, использования, обслуживания здания, расположенного на участке, составляет 1955 кв.м.

В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расчет ответчика не оспорен Администрацией, контрсчет используемой площади, доказательства возможности использования земельного участка площадью, превышающей 1955 кв.м, с учетом береговой полосы, для содержания, использования, обслуживания здания, не представлены.

Согласно расчетам истца и ответчика при используемой площади земельного участка 1955 кв.м, ставки от кадастровой стоимости земельного участка – 1,8 %, задолженность по внесению арендной платы и просрочка ее внесения отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 4, 11, 12, 17, 49, 65, 70, 71, 110, 167-171, 176, 318, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. В удовлетворении требования отказать.

2. Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд, г. Владимир, через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца с момента принятия решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа, г. Нижний Новгород, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Попова З.В.