ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А11-9623/13 от 27.02.2014 АС Владимирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 14

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Владимир Дело № А11-9623/2013

«12» марта 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена – 04.03.2014.

Решение в полном объеме изготовлено – 12.03.2014.

В судебном заседании 27.02.2014 на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации были объявлены перерывы до 03.03.2014 до 13 час. 30 мин., до 04.03.2014 до 13 час. 00 мин., до 04.04.2014 до 15 час. 00 мин.

Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Е.В. Ушаковой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.А. Молиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Лакинская сетевая компания» (ОГРН 1103335000614, местонахождение: Владимирская область, Собинский район, г. Лакинск, ул. Мира, д. 49-Е) о признании незаконным и отмене постановления Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (местонахождение: г. Москва, ул. Рождественка, д. 5/7) от 15.10.2013 № 11.1-0761вн-Пс/0452-2013,

при участии представителей:

от ООО «Лакинская сетевая компания»: Зиминой К.М. – по доверенности от 31.12.2013 № 02/13 (сроком действия по 31.12.2014);

от Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: Долгих М.С. – по доверенности от 30.12.2013 № 250 (сроком действия до 31.12.2014);

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Лакинская сетевая компания» (далее – Общество, ООО «Лакинская сетевая компания», заявитель) обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным и отмене постановления Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Управление, административный орган) от 15.10.2013 № 11.1-0761вн-Пс/0452-2013.

В обоснование предъявленного требования Общество указало на нарушение административным органом требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а именно подпункта 3 пункта 2 статьи 10 указанного Закона, что выразилось в проведении внеплановой проверки в отсутствие законных оснований.

Мотивируя свою позицию, заявитель указал, что согласно пункту 5 распоряжения от 11.09.2013 № В-761-пр проверка в отношении Общества проводилась с целью реализации приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10.07.2013 № 298 "О контроле хода подготовки предприятий жилищно-коммунального хозяйства электро- и теплоэнергетики к работе в осенне-зимний период 2013-2014 годов".

Однако, в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора) должен быть издан в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Управление в своем распоряжении о проведении внеплановой проверки Общества от 11.09.2013 № В-761-пр в качестве основания проведения проверки ссылается на приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10.07.2013 № 298 "О контроле хода подготовки предприятий жилищно-коммунального хозяйства электро- и теплоэнергетики к работе в осенне-зимний период 2013-2014 годов", который, в свою очередь, издан в обеспечение исполнения протокольного решения заседания Правительства Российской Федерации от 23.05.2013 № 16 и поручения заместителя председателя Правительства Российской Федерации от 03.07.2013 № ДК-П9-4695.

Проанализировав в совокупности нормы права, содержащиеся в части 4 статьи 1, пункте 2 части 2 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", пункте 3, подпункте "в" пункта 7 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", заявитель пришел к выводу о том, что а приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10.07.2013 № 298 "О контроле хода подготовки предприятий жилищно-коммунального хозяйства электро- и теплоэнергетики к работе в осенне-зимний период 2013-2014 годов" не является основанием для проведения внеплановой проверки Общества, исходя из следующего.

Так, в тексте подпункта "в" пункта 7 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в качестве основания для проведения внеплановой проверки говориться о наличии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности о проведении внеплановой проверки. Подобная формулировка, по мнению заявителя, предполагает наличие приказа руководителя соответствующего федерального органа власти о проведении проверки конкретного юридического лица.

Между тем приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10.07.2013 № 298 "О контроле хода подготовки предприятий жилищно-коммунального хозяйства электро- и теплоэнергетики к работе в осенне-зимний период 2013-2014 годов" не содержит указания на проведение внеплановой проверки конкретного юридического лица - ООО "Лакинская сетевая компания", в нем лишь содержится поручение руководителям территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору организовать проведение внеплановых проверок хода подготовки электро- и теплоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период 2013-2014 годов, что, само по себе, не исключает необходимость соблюдения указанными территориальными органами Ростехнадзора общих правил проведения внеплановых проверок, в том числе, и в части соблюдения требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", касающихся оснований таких проверок.

Кроме того, как подчеркнул заявитель, из материалов дела следует, что внеплановая выездная проверка в отношении Общества с целью контроля хода подготовки к прохождению осенне-зимнего периода 2013-2014 годов была проведена Управлением не на основании вышеуказанного Приказа, а на основании распоряжения заместителя руководителя Управления от 11.09.2013 № В-761-пр.

В соответствии с подпунктом "в" пункта 7 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" возможность издания руководителем федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности приказа (распоряжения) о проведении внеплановой проверки того или иного лица обусловлено наличием соответствующего поручения Правительства Российской Федерации на издание подобного приказа (распоряжения).

Представленное Управлением поручение от 28.06.2013, изданное во исполнение протокольного решения заседания Правительства Российской Федерации от 23.05.2013 № 16, во исполнение которого был издан приказ от 10.07.2013 № 298, не содержит указания на необходимость проведения внеплановых проверок каких-либо юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, поскольку в нем говорится лишь об обеспечении, в том числе, Ростехнадзором контроля за ходом подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства и энергетики к работе в осенне-зимний период 2013-2014 годов.

Кроме того, Общество обратило внимание суда на то, что в протоколе заседания Правительства Российской Федерации от 23.05.2013 № 16, содержится информация о совместном поручении Минрегиону России (которое курирует, в том числе, вопросы осуществление полномочий органами местного самоуправления), Минэнерго России и Ростехнадзору "обеспечить контроль за ходом подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства и энергетики к работе в осенне-зимний период", что не равнозначно поручению на проведение проверок готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду.

Также заявитель пояснил, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в
 сфере теплоснабжения, относится утверждение правил оценки готовности к отопительному периоду.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 6  Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного
 самоуправления относится выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений,
 городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.  Также в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой
 энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.

Порядок оценки готовности к отопительному периоду определяется "Правилами оценки готовности к отопительному периоду", утвержденными приказом Минэнерго России от 12.03.2013 №103 (далее - Правила).

В пункте 2 Правил также указано, что проверка теплоснабжающих организаций осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.

Согласно абзацу 4 пункта 5 Правил в целях проведения проверки теплоснабжающих и теплосетевых организаций в состав комиссии могут включаться  по согласованию представители Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Таким образом, по мнению заявителя, проверка хода подготовки Общества к отопительному сезону 2013-2014 годов была проведена неуполномоченными на ее проведение лицами.

В соответствии с пунктом 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

По существу правонарушений, указанных в оспариваемом постановлении, Общество пояснило следующее.

По мнению заявителя, нарушения, указанные в обжалуемом постановлении, не входят в перечень "Требований по готовности к отопительному периоду для теплоснабжающих и теплосетевых организаций", установленных Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.03.2013 №103 и разделом II Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок.

Выявленные в ходе проверки нарушения не влияют на готовность Общества как теплоснабжающей компании к отопительному периоду в соответствии с пунктом 13 Правил, что и должно было являться целью проверки. Выявленные в ходе проверки нарушения не оказывают прямого влияния на надежность работы организации в отопительный период 2013-2014 годов.

Паспорт готовности Общества к работе в отопительный период 2013-2014 годов был выдан комиссией администрации г. Лакинска.

Изложенные выше обстоятельства, по мнению Общества, являются достаточными основаниями для признания оспариваемого постановления незаконным.

В случае установления судом состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Общество просило применить положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Управление в отзыве на заявление и в дополнении к нему от 28.01.2014 просило отказать в удовлетворении заявленного требования, указав на законность и обоснованность оспариваемого постановления и отсутствие нарушений требований действующего законодательства при проведении внеплановой проверки Общества.

Заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

На основании распоряжения от 11.09.2013 № В-761-пр должностными лицами Управления была проведена внеплановая выездная проверка хода подготовки Общества к работе в осенне-зимний период 2013 – 2014 годы и проверка соответствия его деятельности нормативным правовым актам Российской Федерации в области безопасности в энергетике с целью повышения состояния защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий, производственного травматизма и других негативных явлений на объектах.

В ходе контрольных мероприятий были выявлены следующие нарушения:

- установлено, что у проверяемой организации отсутствуют программы производственного обучения по новой должности для персонала предприятия; не проводятся занятия по специальной подготовке; отсутствуют программы противоаварийных и противопожарных тренировок (нарушение пунктов 2.3.4, 2.3.48, 2.3.52, 2.3.53 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115).

По результатам проверки оформлен акт от 10.10.2013 № 11.1-0761вн-А/0465-2013.

Установив в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо Управления составило в отношении него протокол об административном правонарушении от 10.10.2013 № 11.1-0761вн-Пр/0492-2013.

Рассмотрев названный протокол и материалы проверки, 15.10.2013 государственный инспектор Управления принял постановление № 11.1-0761вн-Пс/0452-2013 о назначении Обществу административного наказания по вышеуказанной статье в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Общество, не согласившись с данным постановлением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В силу статьи 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до четырех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективной стороной данного правонарушения является нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.

В целях обеспечения надежной, безопасной и рациональной эксплуатации тепловых энергоустановок и содержания их в исправном состоянии приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее - Правила).

В силу пункта 1.1 данные Правила устанавливают требования по технической эксплуатации следующих тепловых энергоустановок: производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200 градусов Цельсия на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов; паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений); систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения.

При этом под тепловой установкой, в целях применения Правил, понимается энергоустановка, предназначенная для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления тепловой энергии и теплоносителя.

Под теплопотребляющей энергоустановкой, в целях применения Правил, понимается тепловая энергоустановка или комплекс устройств, предназначенные для использования теплоты и теплоносителя на нужды отопления, вентиляции, кондиционирования, горячего водоснабжения и технологические нужды.

Административным органом установлено, что основным видом деятельности заявителя являются передача и транспортировка тепловой энергии в виде горячей воды на нужды отопления и горячего водоснабжения г. Лакинска. Указанная деятельность осуществляется Обществом с использованием (эксплуатацией) системы теплоснабжения, включающей в себя трубопроводы тепловых сетей и котельных.

Согласно пункту 2.3.1 Правил эксплуатация тепловых энергоустановок осуществляется подготовленным персоналом. Специалисты должны иметь соответствующее их должности образование, а рабочие - подготовку в объеме требований квалификационных характеристик.

В силу пункта 2.3.3 правил персонал организации до допуска к самостоятельной работе или при переходе на другую работу (должность), связанную с эксплуатацией тепловых энергоустановок, а также при перерыве в работе по специальности свыше 6-ти месяцев, проходит подготовку по новой должности.

В соответствии с пунктом 2.3.4 Правил для подготовки по новой должности работнику предоставляется срок, достаточный для ознакомления с оборудованием, аппаратурой, схемами и т.п. организации в соответствии с программой, утвержденной руководителем организации.

Пунктом 2.3.5 Правил регламентировано, что программа производственного обучения по новой должности предусматривает:

- изучение настоящих правил и нормативно-технических документов по эксплуатации тепловых энергоустановок;

- изучение правил безопасности и других специальных правил, если это требуется при выполнении работы;

- изучение должностных, эксплуатационных инструкций и инструкций по охране труда, планов (инструкций) ликвидации аварий, аварийных режимов;

- изучение устройства и принципов действия технических средств безопасности, средств противоаварийной защиты;

- изучение устройства и принципов действия оборудования, контрольно-измерительных приборов и средств управления;

- изучение технологических схем и процессов;

- приобретение практических навыков пользования средствами защиты, средствами пожаротушения и оказания первой помощи пострадавшим при несчастном случае; приобретение практических навыков управления тепловыми энергоустановками (на тренажерах и других технических средствах обучения).

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на момент проверки заявителя (10.10.2013) у Общества отсутствовала программа производственного обучения по новой должности для персонала предприятия.

Данное обстоятельство заявителем не оспорено.

Соответствующая программа производственного обучения по новой должности оперативно-ремонтного персонала была утверждена только 14.10.2013, то есть после проведения проверки Общества административным органом.

Согласно пунктам 2.3.44, 2.3.45 Правил работники из числа оперативного, оперативно-ремонтного персонала, оперативных руководителей проверяются в контрольной противоаварийной тренировке один раз в три месяца.

Работники из числа оперативного, оперативно-ремонтного и ремонтного персонала, оперативных руководителей организаций, персонал постоянных участков ремонтных подразделений, обслуживающий тепловые энергоустановки, проверяются один раз в полугодие в одной контрольной противопожарной тренировке.

В соответствии с пунктом 2.3.48 Правил, противоаварийные тренировки по специально разработанным программам и в соответствии с тематическим планом проводятся на рабочих местах или на тренажерах. Допускается использование других технических средств. Результаты проведения противоаварийных и противопожарных тренировок заносятся в специальный журнал.

По окончании тренировки ее руководителем проводится разбор действий с оценкой общих результатов тренировки и индивидуальных действий ее участников. Результаты отражаются в журнале с общей оценкой тренировки, замечаниями по действиям ее участников. Если действия большинства участников тренировки получили неудовлетворительную оценку, то тренировка по этой же теме проводится вторично в течение следующих 10 дней, при этом повторная тренировка как плановая не учитывается.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ни на момент проверки Общества и составления протокола об административном правонарушении (10.10.2013), ни на дату вынесения оспариваемого постановления (15.10.2013) заявителем не были представлены документы, подтверждающие проведение в организации противоаварийных и противопожарных тренировок с занесением результатов их проведения в соответствующие журналы.

Вместе с тем, заявитель, воспользовавшись правом, предоставленным ему статьей 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приобщил к материалам дела журнал по учету противоаварийных, противопожарных тренировок и выписку из журнала проведения специальной подготовки оперативного и оперативно-ремонтного персонала, свидетельствующие о соблюдении ООО «Лакинская сетевая компания" положений пункта 2.3.48 Правил.

В данной части в действиях Общества отсутствует объективная сторона вмененного ему правонарушения.

В соответствии с пунктом 2.3.52 Правил требование специальной подготовки распространяется на работников, эксплуатирующих тепловые энергоустановки, из числа оперативного, оперативно-ремонтного персонала, оперативных руководителей организаций.

Пунктом 2.3.53 Правил установлено, что специальная подготовка персонала, эксплуатирующего тепловые энергоустановки, проводится с отрывом от выполнения основных функций не реже одного раза в месяц.

В силу пункта 2.3.54 Правил в объем специальной подготовки входит:

- выполнение учебных противоаварийных и противопожарных тренировок, имитационных упражнений и других операций, приближенных к производственным;

- изучение изменений, внесенных в схемы обслуживаемого оборудования;

- ознакомление с текущими распорядительными документами по вопросам аварийности и травматизма;

- проработка обзоров несчастных случаев и технологических нарушений, происшедших на тепловых энергоустановках;

- проведение инструктажей по вопросам соблюдения правил технической эксплуатации, эксплуатационных и должностных инструкций;

- разбор отклонений технологических процессов, пусков и остановок оборудования.

Перечень тематики специальной подготовки в зависимости от местных условий может быть дополнен руководителем организации.

Пунктом 2.3.55 Правил установлено, что программу специальной подготовки и порядок ее реализации определяет руководитель организации.

Согласно оспариваемому постановлению, в качестве нарушения Обществу вменено отсутствие программ противоаварийных и противопожарных тренировок.

Материалами дела подтверждено отсутствие у заявителя вышеназванных программ на момент проведения проверки Общества.

ООО "Лакинская сетевая компания" представлены в материалы дела программы организации и проведения противоаварийной (противопожарной) тренировки по состоянию на 14.10.2013 и 08.12.2013 (то есть после выявления правонарушения). Иных программ по состоянию на даты, предшествующие проверке Общества или даты непосредственного проведения соответствующих тренировок, либо программу таких тренировок, регулирующую их проведение в течение 2013 года, заявителем в материалы дела не представлено.

Таким образом, вывод Управления о наличии в действиях (бездействии) Общества события административного правонарушения в данной части является правомерным.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд пришел к выводу о наличии в деянии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт несоблюдения Обществом требований Правил установлен судом и подтвержден материалами дела (актом проверки от 10.10.2013 № 11.1-0761вн-А/0465-2013, протоколом об административном правонарушении от 10.10.2013 № 11.1-0761вн-Пр/0492-2013, оспариваемым постановлением).

В силу частей 1 и 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом случае чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, объективно препятствующих Обществу в соблюдении установленных законодательством требований, судом не установлено. Общество имело возможность для соблюдения правил технической эксплуатации тепловых установок, что свидетельствует о наличии вины Общества в совершенном правонарушении.

Таким образом, Управление пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьи 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы Общества о возможности признания правонарушения малозначительным и освобождении его от административной ответственности, отклоняются арбитражным судом с учетом нижеследующего.

Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить вопрос об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При этом указанная норма может быть применена в отношении любого административного правонарушения; каких-либо исключений Кодекс на этот счет не содержит.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно пункту 18.1 постановления при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Малозначительность деяния является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Критериями для определения малозначительности правонарушения являются объект противоправного посягательства, степень выраженности признаков объективной стороны правонарушения, характер совершенных действий и другие обстоятельства, характеризующие противоправность деяния.

С учетом оценки конкретных обстоятельств арбитражный суд приходит к выводу о том, что совершенное Обществом правонарушение наносит вред охраняемым правом общественным отношениям, поскольку создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, а поэтому не может быть признано малозначительным. Исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения, по настоящему делу судом не установлено.

Устранение нарушений не может свидетельствовать о малозначительности правонарушения, поскольку эти нарушения связаны с пренебрежительным отношением Общества к требованиям законодательства о пользовании тепловой энергией, несоблюдение которых влечет угрозу жизни и здоровью людей.

При рассмотрении настоящего дела арбитражный суд не усмотрел нарушений при проведении проверки Общества, а также нарушений процедуры привлечения ООО "Лакинская сетевая компания" к административной ответственности.

В соответствии с пунктом 46
 постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2004 № 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" с целью организации исполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, а также поручений и указаний Президента Российской Федерации Правительству издаются распоряжения Правительства, даются поручения Председателя Правительства и заместителей Председателя Правительства (в соответствии с распределением обязанностей).

Исполнение поручений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, а также поручений, содержащихся в актах Правительства, протоколах заседаний Правительства, координационных и совещательных органов Правительства, возглавляемых Председателем Правительства или одним из заместителей Председателя Правительства (в соответствии с распределением обязанностей), Заместителем Председателя Правительства - Руководителем Аппарата Правительства, поручений Председателя Правительства и его заместителей, содержащихся в протоколах проведенных ими совещаний и в резолюциях (далее - поручения), организуется федеральными министрами, руководителями федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство, и руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым адресованы поручения.

Постановлением Правительства Российской Федерации
 от 01.06.2004 № 260 утвержден Типовой регламент взаимодействий федеральных органов исполнительной власти (далее – Типовой регламент).

Согласно пункту 1.1 Типового регламента, настоящий Типовой регламент в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации", иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации (далее - Правительство) устанавливает общие правила организации деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации их полномочий и взаимодействия этих органов, в том числе правила организации взаимодействия федеральных министерств с находящимися в их ведении федеральными службами и федеральными агентствами.

В силу пункта 1.3 Типового регламента федеральный орган исполнительной власти самостоятелен в осуществлении своих полномочий, установленных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства.

При осуществлении своих полномочий федеральные органы исполнительной власти, включая федеральные службы и федеральные агентства, находящиеся в ведении федерального министерства, непосредственно взаимодействуют с другими органами государственной власти и органами местного самоуправления, если иной порядок не установлен федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства.

В соответствии с пунктом 1.5 Типового регламента Федеральная служба:

а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа;

б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федеральной службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства;

в) не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства, а федеральная служба по надзору - также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

В соответствии с Положением "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401 (далее – Положение № 401), Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является органом федерального государственного энергетического надзора. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использования атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок; сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является: органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии; уполномоченным органом в области промышленной безопасности; органом государственного горного надзора; органом государственного энергетического надзора; органом государственного строительного надзора; регулирующим органом в соответствии с Конвенцией о ядерной безопасности и Объединенной конвенцией о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами, а также компетентным органом Российской Федерации в соответствии с Поправкой к Конвенции о физической защите ядерного материала.

Пунктом 4 Положения № 401 предусмотрено, что Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

На основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе, осуществляет контроль и надзор за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике (технический контроль и надзор в электроэнергетике) (пункт 5.3.1.6 Положения № 401).

На основании пункта 5.3.8 Положения № 401 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору проводит проверки (инспекции) соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в силу пункта 6.6 Положения № 401 с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.

Согласно пункту 4 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.12.2012 № 723, Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет контроль и надзор в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике, включая требования безопасности электрических и тепловых установок и сетей.

Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" определены основания для проведения внеплановых выездных проверок органами государственного контроля, а именно: основанием для проведения внеплановой проверки является: 1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранений выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами; 2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Из материалов дела следует, что во исполнение протокольного решения заседания Правительства Российской Федерации от 23.05.2013 № 16 и поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 03.07.2013 № ДК-П9-4695, обязательность исполнения которых федеральными органами исполнительной власти предусмотрена вышеуказанными нормативными правовыми актами, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору 10.07.2013 издан приказ № 298 "О контроле хода подготовки предприятий жилищно-коммунального хозяйства и субъектов электро- и теплоэнергетики в осенне-зимний период 2013 – 2014 годов", в соответствии с которым руководителям территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору поручено:

1. организовать проведение внеплановых проверок хода подготовки предприятий жилищно-коммунального хозяйства и субъектов электро- и теплоэнергетики в осенне-зимний период 2013 – 2014 годов;

2. обеспечить участие представителей территориальных органов Ростехнадзора в комиссиях по проверке готовности электро- и теплоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период 2013 – 2014 годов.

С целью реализации вышеуказанного Приказа руководителем Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору издано распоряжение от 11.09.2013 № В-761-пр "О проведении внеплановой выездной проверки юридического лица" – ООО "Лакинская сетевая компания".

К числу задач данной проверки были отнесены: проверка хода подготовки проверяемого юридического лица к работе в осенне-зимний период 2013–2014 годов и проверка соответствия его деятельности нормативным правовым актам Российской Федерации в области безопасности в энергетике с целью повышения состояния защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий, производственного травматизма и других негативных явлений на объектам.

Предметом проверки явилось соблюдение юридическим лицом обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе обязательных требований безопасности в электроэнергетике; проверка готовности к работе в осенне-зимний период; выполнение ранее выданных предписаний Центрального управления Ростехнадзора.

Внеплановая выездная проверка в отношении Общества была проведена в соответствии с вышеназванным распоряжением.

Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

На основании статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" проверке готовности к отопительному периоду подлежат: 1) муниципальные образования; 2) теплоснабжающие организации и теплосетевые организации; 3) потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения.

Проверка готовности к отопительному периоду осуществляется органами, указанными в части 2 настоящей статьи, в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, и которыми, в частности, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке, требования к указанным потребителям и критерии надежности их теплоснабжения с учетом климатических условий, требования к теплосетевых организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей.

Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, тепло-сетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.

Управление в соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также в соответствии с нормативными правовыми актами, вправе осуществлять надзор за безопасностью электрических и тепловых установок и сетей, в том числе, с целью предупреждения аварийных ситуаций на тепловых сетях в осенне-зимний период и всестороннего контроля за ходом подготовки к осенне-зимнему периоду.

Проведенная Управлением на основании приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10.07.2013 № 298 "О контроле хода подготовки предприятий жилищно-коммунального хозяйства электро- и теплоэнергетики к работе в осенне-зимний период 2013-2014 годов", изданного во исполнение поручения Правительства Российской Федерации, внеплановая выездная проверка Общества осуществлена с соблюдением норм процессуального права и в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Иные доводы Общества признаны арбитражным судом несостоятельными, как основанные на ошибочном толковании норм действующего законодательства.

При таких обстоятельствах требование Общества удовлетворению не подлежит.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом не рассматривается, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 4, 17, 65, 71, 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

1. В удовлетворении заявленного требования обществу с ограниченной ответственностью «Лакинская сетевая компания» отказать.

2. Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Владимирской области в течение десяти дней с момента его принятия.

Судья Е.В. Ушакова