ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А11-9941/15 от 29.09.2016 АС Владимирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

  600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, 14

тел. (4922) 32-29-10, факс (4922) 42-32-13

http://vladimir.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Владимир

6 октября 2016 года Дело № А11-9941/2015

Резолютивная часть решения объявлена 29 сентября 2016 года.

Решение в полном объёме изготовлено 6 октября 2016 года.

Арбитражный суд Владимирской области в составе: судьи Тимчука Н.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коршуновым А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества "Ополье-Владимир" (600017, г. Владимир, ул. Батурина, д. 28; ИНН 3302000620, ОГРН 1103328000885) о признании недействительным и отмене решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому г. Владимира (600960, г. Владимир, 1-й Коллективный проезд, д. 2-а; ИНН 3328009708, ОГРН 1043302100555) от 13.07.2015 № 14015 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, при участии представителей сторон: от закрытого акционерного общества "Ополье-Владимир" – Мелехина Ю.П. (по доверенности); от Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Владимира – Исентаева Р.Р. (по доверенности); от третьего лица - открытого акционерного общества "Владимирский завод "Электроприбор" – не явились, извещены надлежащим образом; информация о движении дела размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по веб-адресу: http://vladimir.arbitr.ru, установил.

Закрытое акционерное общество "Ополье-Владимир" (далее – Общество, ЗАО "Ополье-Владимир") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным и отмене решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому г. Владимира (далее – Инспекция, налоговый орган) от 13.07.2015 № 14015 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В обоснование заявленного требования Общество указало, что не совершало операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость (далее - НДС). Договор доверительного управления с открытым акционерным обществом "Владимирский завод "Электроприбор" (далее - ОАО "ВЗ "Электроприбор") не заключён и Общество не являлся доверительным управляющим, а в силу фактически сложившихся хозяйственных отношений выступает посредником (агентом). По мнению Общества, оно должно было исчислять только налог по упрощённой системе налогообложения от суммы вознаграждения по договору доверительного управления. Общество также полагает, что Инспекцией не учтены все смягчающие обстоятельства при определении размера штрафа на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

Инспекция требование ОАО "ВЗ "Электроприбор" не признала, указав на отсутствие оснований для признания оспариваемого решения недействительным (протоколы предварительных судебных заседаний от 29.10.2015, от 27.11.2015, от 23.09.2016). Налоговый орган полагает, что доходы, получаемые учредителем управления по договору доверительного управления имуществом, НДС не облагаются; вычетам подлежат только суммы НДС, предъявленные налогоплательщику в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения. Передача имущества не является реализацией товаров (работ, услуг) и, соответственно, не является объектом обложения НДС. Таким образом, по мнению Инспекции, Общество неправомерно отразило в налоговой декларации по НДС за III квартал 2014 года   суммы налога, предъявленные учредителем управления. Инспекция считает, что налогоплательщик заключил и действовал именно в рамках договора доверительного управления имуществом, что соответствует его учётной политике и документообороту. Инспекция обращает внимание на то, что ведение налогоплательщиком книг покупок и продаж также подтверждает отношения сторон как учредителя управления и доверительного управляющего. Кроме того, квалификация договора, заключённого между ЗАО "Ополье-Владимир" и ОАО "ВЗ "Электроприбор", как агентского договора не предоставляет Обществу право на получение налогового вычета. Налоговый орган отметил, что при вынесении решения о привлечении к налоговой ответственности размер штрафных санкций снижен в два раза, при этом в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность, учтено отсутствие у налогоплательщика задолженности по налогам и сборам.

ОАО "ВЗ "Электроприбор", привлечённое к участию в деле в качестве третьего лица, поддержало позицию Общества (протокол предварительного судебного заседания от 27.11.2015). По мнению ОАО "ВЗ "Электроприбор", заключённый договор, несмотря на то, что он поименован как договор доверительного управления, фактически является и исполнялся сторонами как агентский договор. При этом ОАО "ВЗ "Электроприбор" отметило, что, поскольку по своей правовой природе договор от 30.06.2012 является агентским договором, ЗАО "Ополье-Владимир", применяя упрощенную систему налогообложения, не может быть признано плательщиком НДС, и ОАО "ВЗ "Электроприбор", получив доход от использования Торгового цента как принципал, исчислило НДС в полном объёме, в связи с чем ЗАО "Ополье-Владимир", выступая посредником (агентом), не является плательщиком НДС и не может уплачивать НДС за тот же самый период вторично от той же суммы арендной платы и коммунальных услуг. Кроме того, ОАО "ВЗ "Электроприбор" обратило внимание, что уплатило сумму НДС, вменяемого ЗАО "Ополье-Владимир", в полном объёме в бюджет и по результатам камеральных и выездных проверок нарушений в этом направлении не выявлено.

На основании статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд завершил подготовку по делу и перешёл из предварительного судебного заседания в судебное заседание суда первой инстанции для рассмотрения спора по существу.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 23.09.2016 был объявлен перерыв до 29.09.2016.

В соответствии со статьёй 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей ОАО "ВЗ "Электроприбор", надлежащим образом извещённого о месте и времени проведения судебного заседания.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения сторон, арбитражный суд установил следующее.

Инспекция в период с 18.10.2014 по 19.01.2015 провела камеральную проверку представленной Обществом декларации по НДС за III квартал 2014 года, по результатам которой составила акт от 02.02.2015 № 15911.

В ходе проверки налоговый орган установил занижение НДС за указанный период на сумму 1 963 510 руб.

Начальник Инспекции, рассмотрев материалы проверки и представленные возражения, принял решение от 13.07.2015 № 14015 о привлечении ЗАО "Ополье-Владимир" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 198 069 руб. 10 коп. (с учётом смягчающих ответственность обстоятельств). Кроме того, данным решением Обществу доначислены и предложены к уплате НДС в сумме 1 995 691 руб. и пени по указанному налогу в сумме 125 630 руб. 97 коп.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Владимирской области от 24.08.2015 № 13-15-02/7989@ решение Инспекции утверждено.

ЗАО "Ополье-Владимир", полагая, что решение Инспекции от 13.07.2015 № 14015 с учётом вышеназванного решения Управления Федеральной налоговой службы по Владимирской области не соответствует закону и нарушает его права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд заявлением о признании данного решения недействительным.

В соответствии со статьями 65, 71, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, проанализировав во взаимосвязи и исследовав в совокупности представленные сторонами доказательства, пришёл к выводу о правомерности предъявленного Обществом требования.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощённая система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно пункту 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации применение упрощённой системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций. Организации, применяющие упрощённую систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под её юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со статьёй 174.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

В силу пункта 1 статьи 174.1 Налогового кодекса Российской Федерации при совершении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), концессионным соглашением или договором доверительного управления имуществом на участника товарищества, концессионера или доверительного управляющего возлагаются обязанности налогоплательщика, установленные главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), концессионным соглашением или договором доверительного управления имуществом участник товарищества, концессионер или доверительный управляющий обязан выставить соответствующие счета-фактуры в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт 2 статьи 174.1 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налоговый вычет по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и по имущественным правам, приобретаемым для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), признаваемых объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), концессионным соглашением или договором доверительного управления имуществом предоставляется только участнику товарищества, концессионеру либо доверительному управляющему при наличии счетов-фактур, выставленных продавцами этим лицам, в порядке, установленном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 174.1 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счёт принципала либо от имени и за счёт принципала. По сделке, совершённой агентом с третьим лицом от своего имени и за счёт принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. По сделке, совершённой агентом с третьим лицом от имени и за счёт принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

Принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленных в агентском договоре (статья 1006 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В ходе исполнения агентского договора агент обязан представлять принципалу отчёты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором. При отсутствии в договоре соответствующих условий отчёты представляются агентом по мере исполнения им договора либо по окончании действия договора. Если агентским договором не предусмотрено иное, к отчёту агента должны быть приложены необходимые доказательства расходов, произведённых агентом за счёт принципала (статья 1008 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктами 1-3 статьи 1012 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передаёт другой стороне (доверительному управляющему) на определённый срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).

Осуществляя доверительное управление имуществом, доверительный управляющий вправе совершать в отношении этого имущества в соответствии с договором доверительного управления любые юридические и фактические действия в интересах выгодоприобретателя.

Сделки с переданным в доверительное управление имуществом доверительный управляющий совершает от своего имени, указывая при этом, что он действует в качестве такого управляющего. Это условие считается соблюдённым, если при совершении действий, не требующих письменного оформления, другая сторона информирована об их совершении доверительным управляющим в этом качестве, а в письменных документах после имени или наименования доверительного управляющего сделана пометка "Д.У.".

При отсутствии указания о действии доверительного управляющего в этом качестве доверительный управляющий обязывается перед третьими лицами лично и отвечает перед ними только принадлежащим ему имуществом.

Пунктом 1 статьи 1021 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что доверительный управляющий осуществляет доверительное управление имуществом лично, кроме случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Согласно пункту 1 статьи 1016 Гражданского кодекса Российской Федерации существенными условиями договора доверительного управления имуществом являются: состав имущества, передаваемого в доверительное управление; наименование юридического лица или имя гражданина, в интересах которых осуществляется управление имуществом (учредителя управления или выгодоприобретателя); размер и форма вознаграждения управляющему, если выплата вознаграждения предусмотрена договором; срок действия договора.

В силу статьи 1017 Гражданского кодекса Российской Федерации договор доверительного управления имуществом должен быть заключен в письменной форме.

Договор доверительного управления недвижимым имуществом должен быть заключён в форме, предусмотренной для договора продажи недвижимого имущества. Передача недвижимого имущества в доверительное управление подлежит государственной регистрации в том же порядке, что и переход права собственности на это имущество.

Несоблюдение формы договора доверительного управления имуществом или требования о регистрации передачи недвижимого имущества в доверительное управление влечёт недействительность договора.

Как следует из материалов дела, Общество с 01.01.2011 применяет упрощённую систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".

ОАО "ВЗ "Электроприбор" (учредитель управления) и ЗАО "Ополье-Владимир" (доверительный управляющий) подписали договор доверительного управления от 30.06.2012 № 1/АРН/061/71-12, согласно пункту 1.1 которого учредитель управления, являясь собственником нежилых помещений производственного корпуса № 4, литер Е, кадастровый номер 33-33-01/045/2009-247, общей площадью 15 550,3 кв.м, склада для хранения оборудования, литер 1Е, кадастровый номер 33-33-01/059/2008-529, общей площадью 1009,3 кв.м и земельного участка общей площадью 3713 кв.м, расположенных по адресу: г. Владимир, ул. Батурина, д. 28, используемых под размещение и функционирование Торгового центра "Городская ярмарка "Ополье" (далее - Торговый центр), передаёт Торговый центр доверительному управляющему в доверительное управление на условиях и в течение времени, предусмотренных договором. Доверительный управляющий принимает Торговый центр и обязуется осуществлять управлением им в интересах учредителя в целях использования этого Торгового центра по его прямому предназначению.

В соответствии с пунктом 2.1.6 договора учредитель управления, являясь собственником нежилых помещений производственного корпуса N 4 лит. Е, передает доверительному управляющему во временное пользование в целях осуществления функций доверительного управления офисные помещения площадью 195,3 кв. м без права их передачи в субаренду третьим лицам.

Доверительный управляющий обязан поддерживать Торговый рынок в работоспособном состоянии, содержать его и обеспечивать сохранность его объектов, проводить их техническое обслуживание и эксплуатацию в соответствии с действующими нормами и правилами. Обеспечивать выполнение косметического и текущего ремонта в расчете размера вознаграждения за осуществление им доверительного управления. Проведение капитального ремонта, включая обеспечение его проектно-сметной документацией, доверительный управляющий проводит за счет средств, получаемых от учредителя управления (пункт 2.3.5 договора).

Согласно пункту 2.3.8 договора доверительный управляющий обязан обеспечивать осуществление следующих видов деятельности с использованием Торгового центра: размещение платёжных терминалов; размещение офиса банка; размещение банкоматов; размещение автоматов "кофе, чай, вода"; деятельность по предоставлению в аренду тележек; осуществление платного въезда автотранспорта на территорию; розничную торговлю промышленными товарами народного потребления; розничную и оптовую торговлю продуктами питания; размещение и деятельность кафе; размещение мастерских по ремонту одежды, обуви, изготовлению ключей, ремонту часов.

Доверительный управляющий обязан эксплуатировать сети электроснабжения, водоснабжения, канализации, отопления и связи в соответствии с действующими правилами и нормативами (пункт 2.3.9 договора).

В пункте 2.3.16 договора предусмотрено, что доверительный управляющий обязан обеспечивать на территории Торгового центра организацию уборки внутренних помещений и прилегающей территории, вывоз ТБО, охрану Торгового центра путём заключения договоров с соответствующими организациями от своего имени. Расходы на оказание услуг по уборке внутренних помещений и прилегающей территории, вывоз ТБО, охрану Торгового центра и их размер, согласовываются в расчёте размера вознаграждения за осуществление им доверительного управления и осуществляются доверительным управляющим за счёт причитающегося ему вознаграждения и дополнительной компенсации не подлежат. В случае увеличения указанных расходов по обстоятельствам, не зависящим от доверительного управляющего, стороны вправе пересмотреть размер вознаграждения на основании нового обоснованного расчёта размера вознаграждения. Согласованный новый размер вознаграждения утверждается путём заключения соответствующего дополнительного соглашения к данному договору.

Доверительный управляющий обязан организовать и проводить работу с арендаторами торговых помещений (площадей, мест) Торгового центра, в том числе, документооборот в части заключения договоров аренды и соглашений между учредителем управления и арендаторами, обеспечить контроль за своевременностью внесения арендаторами арендной платы и платы за потребленные коммунальные услуги (пункт 2.3.17 договора).

В силу пункта 2.3.20 договора доверительный управляющий обязан осуществлять сбор и учёт платежей с арендаторов торговых помещений (мест) Торгового центра, вносимых в качестве платы за аренду торговых помещений (мест), и перечислять поступившие платежи на расчётный счёт учредителя управления в срок не позднее 15-го числа текущего месяца; осуществлять сбор платежей с арендаторов торговых помещений (мест) Торгового центра за потребляемые коммунальные услуги и перечислять поступившие платежи на расчетный счёт учредителя управления в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчётным.

На основании пункта 2.3.21 договора доверительный управляющий обязан направлять учредителю управления ежемесячный отчёт в бумажном и электронном виде по установленной форма (приложение 3 к настоящему договору).

В пункте 3.1 договора предусмотрена выплата вознаграждения доверительному управляющему в сумме 1 298 000 руб. в месяц.

Согласно пункту 3.2 договора вознаграждение, предусмотренное пунктом 3.1 договора, вычитается из суммы платежей перечисленных арендаторами торговых площадей Торгового центра и остается у доверительного управляющего после перечисления на расчетный счёт учредителю управления арендной платы и возмещения затрат по коммунальным услугам от арендаторов торговых помещений (площадей) Торгового центра.

Договор вступает в силу с 01.07.2012 (пункт 5.2.1 договора в редакции дополнительного соглашения от 30.06.2012).

Срок действия договора устанавливается до 31.12.2012 (пункт 5.2.2 договора).

Если по истечении одного месяца после окончания срока договора ни одна из сторон не обратилась к другой с предложением о прекращении действия договора. Договор считается продлённым на один год на тех же условиях (пункт 5.2.3 договора).

ОАО "ВЗ "Электроприбор" (арендодатель), индивидуальный предприниматель Тимощенко Евгений Станиславович (арендатор) и ЗАО "Ополье-Владимир" (доверительный управляющий) заключили договор аренды от 01.07.2012 № 1/2012, согласно пункту 1.1 которого арендодатель передаёт, а арендатор принимает во временное пользование следующие нежилые помещения общей площадью 38,90 кв.м, расположенные на 1 этаже нежилого здания - корпуса 4 (инвентарный номер 17:401:002:001181350, лит. Е, условный номер 33-33-01/045/2009-247, находящийся по адресу: г. Владимир, ул. Батурина, д. 28). Объект аренды - секция № 1, в соответствии с поэтажным планом, составленным Владимирским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по состоянию на 08.01.2011, и являющегося неотъемлемой частью настоящего договора (приложение № 1), состоит из торгового помещения № 187 площадью 14,70 кв.м, складского помещения № 187а, 187б площадью 24,20 кв.м.

Объект аренды используется арендатором для торговли оптом и в розницу (пункт 1.2 договора аренды).

В соответствии с пунктом 2.1. договора аренды арендодатель обязуется передать арендатору в аренду объект аренды с участием доверительного управляющего в состоянии, соответствующем условиям договора аренды, назначению объекта аренды и его пригодности для коммерческой эксплуатации; обеспечить отоплением, горячим и холодным водоснабжением и водоотведением, а также электроэнергией (на условиях оговоренных в настоящем договоре)

На основании пункта 2.3 договора аренды арендатор обязан принять объект аренды по акту приёма-передачи в порядке, установленном настоящим договором; поддерживать объект аренды в исправном состоянии, нести расходы по содержанию и проводить его текущий ремонт; производить оплату в порядке, установленном настоящим договором. Оплату постоянной и переменной частей арендной платы производить отдельно с указанием в платёжном документе даты и номера настоящего договора и назначения платежа; ежемесячно, не позднее 15-го числа каждого месяца, получить у доверительного управляющего счёт на оплату переменной части арендной платы; оформить пропуска продавцам для предъявления их на контрольно-пропускном пункте (КПП) территории Торгового центра. Пропуска оформляются в порядке, устанавливаемом доверительным управляющим по согласованию с арендодателем; при намерении арендатора расторгнуть настоящий договор, арендатор обязан письменно сообщить арендодателю через доверительного управляющего не позднее, чем за 1 месяц о предстоящем расторжении договора аренды объекта и его освобождении

Согласно пункту 2.4 договора аренды доверительный управляющий обязан обеспечивать деятельность объекта аренды в соответствии с его прямым предназначением и в соответствии с настоящим договором; техническое обслуживание и эксплуатацию средств жизнеобеспечения в соответствии с действующими правилами и нормативами; организацию уборки внутренних помещений, прилегающих территорий, вывоз ТБО и охрану Торгового центра; организовать работу с арендатором, в том числе документооборот в части заключения договоров аренды между арендодателем и арендатором; своевременно выставлять счета за постоянную и переменную части арендной платы, а также осуществлять сбор платежей с арендатора, вносимых в качестве постоянной и переменной арендной платы за объект аренды и перечислять поступившие платежи на расчётный счёт арендодателя.

В пункте 3 договора аренды стороны предусмотрели, что постоянная часть (арендная плата) оплачивается арендатором в порядке предварительной оплаты арендодателю через расчётный счёт или кассу доверительного управляющего не позднее последнего числа месяца, предшествующего оплачиваемому. Оплата переменной части арендной платы производится по счёту, выставляемому доверительным управляющим в адрес арендатора за прошедший месяц в течение трёх дней с момента получения им счёта. Размер арендной платы может быть пересмотрен арендодателем в одностороннем порядке, но не чаще одного раза в год. В этом случае арендодатель направляет арендатору через доверительного управляющего уведомление об изменении арендной платы, которое является неотъемлемой частью договора, не позднее, чем за пять дней до срока платежа.

Согласно пункту 4.2 договора аренды за нарушение срока возврата объекта аренды при прекращении настоящего договора арендатор уплачивает арендодателю неустойку в размере 1000 руб. за каждый день просрочки. За нарушение по вине арендодателя срока передачи объекта аренды арендодатель уплачивает арендатору неустойку в однократном размере арендной платы за один день за каждый день просрочки. В случае нарушения срока оплаты постоянной части арендной платы арендатор уплачивает арендодателю неустойку в размере стоимости одного дня арендной платы за каждый день просрочки через расчётный счёт или кассу доверительного управляющего. В случае нарушения срока оплаты переменной части арендной платы арендатор уплачивает арендодателю неустойку в размере пяти процентов от невыплаченной суммы за каждый день просрочки через расчётный счёт или кассу доверительного управляющего.

В соответствии с пунктом 6 договора аренды арендодатель имеет право при особых обстоятельствах (погрома, массовые волнения, события, обычно сопровождаемые увеличением криминогенности и социального напряжения, а также угроза их возникновения) изменить режим работы Торгового центра, если это необходимо для обеспечения безопасности жизни, здоровья покупателей (посетителей) Торгового центра, экономических интересов арендатора и арендодателя (Торгового центра) вплоть до закрытия Торгового центра на время подобных обстоятельств. Об изменении режима работы арендодатель обязан уведомить арендатора любым доступным способом заблаговременно с учетом характера возникшей ситуации.

Договор вступает в силу с момента подписания его сторонами; срок действия договора устанавливается 11 месяцев с момента подписания; если за месяц до истечения срока действия настоящего договора ни одна из сторон не уведомила другую сторону о намерении расторгнуть договор, он считается пролонгированным на тот же срок, то есть 11 месяцев (пункт 7 договора аренды).

Аналогичные договоры составлены и с другими арендаторами.

В обоснование налоговых вычетов за III квартал 2014 года Общество представило в налоговый орган счета-фактуры от 31.07.2014 № 2102, от 31.08.2014 № 2378, от 30.09.2014 № 2661, в которых в графе "Наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг), имущественного права" указало: "Передача имущества в доверительное управление по договору доверительного управления от 30.06.2012 № 1/АРН/061/71-12, за июль 2014 года, за август 2014 года и за сентябрь 2014 года"; книгу продаж и книгу покупок за III квартал 2014 года; акты приёма-сдачи, счета-фактуры на реализацию, выставленные в рамках указанного договора, акты к счетам-фактурам, отчёты о сборе и расходовании денежных средств на аренду.

Инспекция, исследовав и оценив переданные Обществом документы, пришла к выводу, что договор от 30.06.2012 № 1/АРН/061/71-12, заключённый ЗАО "Ополье-Владимир" с ОАО "ВЗ "Электроприбор", является именно договором доверительного управления, а фактически сложившиеся отношения сторон являются отношениями между учредителем управления и доверительным управляющим, в связи с чем отказала Обществу в праве на вычет и доначислила спорные суммы НДС, пеней по нему и привлекала ЗАО "Ополье-Владимир" к налоговой ответственности.

Вместе с тем налоговый орган не учёл следующее.

В силу статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путём сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учётом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.

В ходе рассмотрения настоящего дела арбитражный суд, исследовав и оценив все представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учётом пояснений сторон договора доверительного управления от 30.06.2012 № 1/АРН/061/71-21 и их фактически сложившихся отношений, установил, что по указанному договору на Общество возложены обязанности по выполнению организационных действий, направленных на обеспечение эксплуатации и содержания Торгового центра, а также на своевременное получение от арендаторов арендной платы и стоимости потреблённых коммунальных услуг для перечисления их в адрес ОАО "ВЗ "Электроприбор", то есть определены действия, которые ЗАО "Ополье-Владимир" правомочно совершать за ОАО "ВЗ "Электроприбор". При этом фактически имущество Обществу не передавалось, оно не было обособлено собственником и не учитывалось у Общества на отдельном балансе с открытием отдельного расчётного счёта, полномочия по распоряжению имуществом у ЗАО "Ополье-Владимир" отсутствовали; оплата постоянной и переменной частей арендной платы осуществлялась именно ОАО "ВЗ "Электроприбор", хотя и через ЗАО "Ополье-Владимир", и вся сумма арендной платы и коммунальных платежей, полученная от арендаторов, перечислялась ОАО "ВЗ "Электроприбор" с таким же назначением платежа в полном объёме за вычетом вознаграждения.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что спорный договор не является договором доверительного управления, следовательно, на сложившиеся между ОАО "ВЗ "Электроприбор" и ЗАО "Ополье-Владимир" хозяйственные отношения положения статьи 174.1 Налогового кодекса Российской Федерации не распространяются.

В соответствии с пунктом 1 статьи 156 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров.

ЗАО "Ополье-Владимир", выступая посредником (агентом), не является плательщиком НДС и не может уплачивать НДС, в том числе за тот же самый период вторично от той же суммы арендной платы и коммунальных услуг. В рассматриваемом случае обложение НДС должно осуществляться только с полученной суммы вознаграждения, что Общество и произведено.

Доводы налогового органа об обратном подлежат отклонению как противоречащие материалам дела и фактическим обстоятельствам.

Поскольку судом признаётся неправомерным доначисление Обществу НДС за III квартал 2014 года в сумме 1 995 691 руб., соответственно таковым является и начисленные пени и привлечение к налоговой ответственности в виде штрафа.

С учётом изложенного требование Общества о признании незаконным решения Инспекции от 13.07.2015 № 14015 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит удовлетворению в полном объёме.

В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине в сумме 3000 руб. относятся на Инспекцию и подлежат взысканию с неё в пользу ЗАО "Ополье-Владимир" ".

В силу статей 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, в том числе государственная пошлина, взыскиваются судом со стороны.

Положения подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации в рассматриваемом случае применению не подлежат.

То обстоятельство, что заинтересованным лицом по настоящему делу является государственный орган (Инспекция), освобождённый от уплаты государственной пошлины, не может являться основанием для отказа заявителю в возмещении его судебных расходов, так как законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

признать незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Владимира (600960, г. Владимир, 1-й Коллективный проезд, д. 2-а; ИНН 3328009708, ОГРН 1043302100555) от 13.07.2015 № 14015 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Владимира (600960, г. Владимир, 1-й Коллективный проезд, д. 2-а; ИНН 3328009708, ОГРН 1043302100555) в пользу закрытого акционерного общества "Ополье-Владимир" (600017, г. Владимир, ул. Батурина, д. 28; ИНН 3302000620, ОГРН 1103328000885) расходы по государственной пошлине в сумме 3000 руб.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд (г. Владимир) через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца со дня его принятия.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа (г. Нижний Новгород) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья

Н.Г. Тимчук