ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А115898/14 от 23.10.2014 АС Владимирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, 14

http://www.vladimir.arbitr.ru; http://www.my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владимир

30 октября 2014 года                                                                              Дело № А11‑5898/2014

Резолютивная часть решения объявлена 23.10.2014.

В полном объеме решение изготовлено 30.10.2014.

Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Давыдовой Н.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степановой И.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Владстройконтакт" (600026, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании недействительным постановления Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области (600000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) от 05.06.2014 № 182‑01/13 о привлечении к административной ответственности.

В судебном заседании приняли участие:

ООО "Владстройконтакт": ФИО1 – представитель (доверенность от 09.01.2013 сроком действия три года, паспорт);

ГЖИ администрации Владимирской области: ФИО2 – представитель (доверенность от 30.09.2013 № 18 сроком действия три года, паспорт).

Общество с ограниченной ответственностью "Владстройконтакт" (далее – ООО "Владстройконтакт") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением от 15.06.2014, в котором просит признать недействительным постановление Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области (далее – ГЖИ администрации Владимирской области) от 05.06.2014 № 182‑01/13 о привлечении ООО "Владстройконтакт" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

В обоснование заявленного требования заявитель указывает, что не является организацией, осуществляющей снабжение энергетическими ресурсами многоквартирных домов на основании публичного договора.
У ООО "Владстройконтакт" отсутствует общий договор на содержание и обслуживание общего имущества многоквартирного дома. Действующим законодательством не определен порядок доведения до собственников помещений предложений о мероприятиях по энергосбережению, с председателем совета дома проведена беседа по данному вопросу. У ООО "Владстройконтакт" отсутствует энергосервисный договор на общедомовые нужды, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354
"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".

В судебном заседании 16.10.2014, в котором в порядке части 1 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 23.10.2014, представитель ООО "Владстройконтакт" поддержал заявленное требование.

ГЖИ администрации Владимирской области представила в материалы дела отзыв от 16.10.2014 № , в котором указывает на необоснованность заявленного ООО "Владстройконтакт" требования.

В заседании суда представитель ГЖИ администрации Владимирской области поддержал изложенную в отзыве позицию.

Проанализировав доводы участвующих в судебном заседании лиц, а также представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующее.

ООО "Владстройконтакт" зарегистрировано в качестве юридического лица инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Владимира 19.06.2007.

Из представленных в материалы дела документов следует, что на основании приказа от 05.05.2014 № 1137/01‑02 ГЖИ администрации Владимирской области в период с 12.05.2014 по 26.05.2014 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "Владстройконтакт" с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений жилищного законодательства, изложенных в обращении жителей дома № 5а по ул. Тракторной г. Владимира, по вопросу увеличения объема коммунальных услуг по горячему водоснабжению и электроснабжению в местах общего пользования указанного многоквартирного дома.

В ходе проведения проверки установлено, что ООО "Владстройконтакт" не проводятся следующие мероприятия, направленные на снижение объема используемых энергетических ресурсов на общедомовые нужды:

1) информация о техническом состоянии установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных приборов учета электрической энергии, горячего и холодного водоснабжения в помещениях указанного дома в управляющей организации отсутствует (нарушение подпунктов "в", "з" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354);

2) информация о соответствии индивидуальных приборов учета, предоставляемых потребителями к расчетам их фактическим показаниям в управляющей организации отсутствует (нарушение подпунктов "в", "з" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов);

3) информация о несанкционированных вмешательствах в работу индивидуальных приборов учета и несанкционированных подключениях оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам отсутствует (нарушение подпунктов "в", "з" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов);

4) мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности не проводятся (нарушение части 4 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации");

5) предложения о проведении мероприятий по энергосбережению до сведения собственников помещений указанного дома не доводятся (нарушение части 7 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 26.05.2014 № 928‑01‑02.

По результатам проверки ГЖИ администрации Владимирской области составлен протокол от 26.05.2014 № 158/04‑02 об административном правонарушении, заявителю выдано предписание от 26.05.2014 № 328‑01‑02 об устранении выявленных нарушений.

ГЖИ администрации Владимирской области вынесено постановление от 05.06.2014 № 182‑01/13 о привлечении ООО "Владстройконтакт" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

ООО "Владстройконтакт" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительным указанного постановления ГЖИ администрации Владимирской области.

Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела документы, а также доводы участвующих в судебном заседании лиц, арбитражный суд считает заявление ООО "Владстройконтакт" подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 1.6 Кодекса предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 4 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.

Из материалов дела следует, что ООО "Владстройконтакт" обслуживает многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>. Данное обстоятельство подтверждается имеющимся в материалах дела договором на оказание услуг по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома от 03.07.2008 № Тр 5а-143.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

В силу подпунктов "в", "з" пункта 31 указанных Правил юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги обязано самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил; уведомлять потребителей не реже 1 раза в квартал путем указания в платежных документах о: сроках и порядке снятия потребителем показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и передачи сведений о показаниях исполнителю или уполномоченному им лицу; применении в случае непредставления потребителем сведений о показаниях приборов учета информации, указанной в пункте 59 настоящих Правил; последствиях недопуска потребителем исполнителя или уполномоченного им лица в согласованные дату и время в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение для проведения проверки состояния прибора учета и достоверности ранее предоставленных потребителем сведений о показаниях приборов учета; последствиях несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, расположенного в жилом или в нежилом помещении потребителя, повлекшего искажение показаний прибора учета или его повреждение, и несанкционированного подключения оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.

В силу пункта 1 статьи 26.1 настоящего Кодекса наличие события административного правонарушения является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении.

Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с пунктом 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В рассматриваемом случае ГЖИ администрации Владимирской области не представлены доказательства наличия нарушений ООО "Владстройконтакт" подпунктов "в", "з" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

Частью 4 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются перечни мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно.

Согласно части 4 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.

Постановлением Губернатора Владимирской области от 12.11.2010 № 1208 утвержден Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, включаемых в перечень требований к содержанию общего имущества в многоквартирном доме.

Указанный Перечень содержит наименование мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а также устанавливает регулярность из выполнения.

Вместе с тем, в оспариваемом постановлении ГЖИ администрации Владимирской области не указано какие именно мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности не проводятся ООО "Владстройконтакт", какие-либо доказательства в подтверждение необходимости их проведения административным органом в материалы дела не представлены.

Следовательно, ГЖИ администрации Владимирской области не доказан факт нарушения ООО "Владстройконтакт" части 4 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии нарушения со стороны ООО "Владстройконтакт" установленных требований действующего законодательства, указанных в оспариваемом постановлении под №№ 1 – 4.

В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события и состава административного правонарушения являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении.

Согласно части 7 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.

В соответствии с пунктом 11 статьи 2 настоящего Федерального закона лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.

Вместе с тем, вменяемое ООО "Владстройконтакт" нарушение части 7
статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации, которая устанавливает ответственность за несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах.

Таким образом, постановление ГЖИ администрации Владимирской области от 05.06.2014 № 182‑01/13 содержит неправильную квалификацию правонарушения.

Согласно пункту 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.

При изложенных обстоятельствах отсутствуют основания для привлечения ООО "Владстройконтакт" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что в силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.

На основании изложенного, требование ООО "Владстройконтакт" о признании незаконным постановления ГЖИ администрации Владимирской области от 05.06.2014 № 182‑01/13 подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявление общества с ограниченной ответственностью "Владстройконтакт" удовлетворить.

2. Признать незаконным и отменить постановление Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области от 05.06.2014 № 182‑01/13 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Владстройконтакт" к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд (г. Владимир) в течение десяти дней со дня его принятия через Арбитражный суд Владимирской области.

Судья                                                                                                    Н.Ю. Давыдова