ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-10254/2021 от 18.08.2021 АС Волгоградской области

Арбитражный суд Волгоградской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Волгоград                                                                 Дело №А12-10254/2021

18 августа 2021 года

Резолютивная часть решения оглашена 18 августа 2021 года

Арбитражный суд Волгоградской области в составе  судьи   Пантелеевой  В.В.

При ведении протокола судебного заседания помощником судьи Текутовой Д.С.,

При участии в судебном заседании:

от  истца – представитель ФИО1, доверенность № 60 от 11.01.2021г., ФИО2, доверенность № 67 от 30.07.2020г.,

от ответчика – представитель ФИО3, доверенность № 28 от 27.07.2021г.,

от третьих лиц:

ОБЛКОМЖКХ – представитель ФИО4, доверенность № 35 от 07.12.2020г.,

остальные лица, участвующие в деле – не явились, извещены,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Волгоградского областного фонда жилья и ипотеки (400001, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>) к Администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области (403791, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>) о взыскании денежных средств,

с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области (400120, <...>, кабинет 228, ОГРН: <***>, ИНН: <***>), муниципального унитарного предприятия «Жирновское городское хозяйство» администрации Жирновского муниципального района (403792, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>), конкурсного управляющего ФИО5, общества с ограниченной ответственностью «Тепло Поволжья» (410071, <...> влд 186, помещение 2, ОГРН: <***>, ИНН: <***>), конкурсного управляющего ФИО6,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в Арбитражный суд с исковым заявлением (уточненном в порядке ст.49 АПК РФ) к ответчику о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 13607722,6  руб., из которых сумма вексельного заимствования составляет 13125000 руб., сумма вексельных процентов составляет 482722,6 руб.

До рассмотрения дела по существу представитель истца в порядке ст.150 АПК РФ отказался от иска в части требований о взыскании суммы вексельных процентов в размере  482722,6 руб., просил производство по делу в этой части прекратить, в остальной части исковые требования поддержал в полном объеме.

Заявление истца об отказе от иска не противоречит закону, не нарушает права других лиц, поэтому принимается судом в соответствии со ст.49 АПК РФ. Производство по делу в этой части подлежит прекращению по п.4 ч.1 ст.150 АПК РФ.

Представитель ответчика в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, свои возражения изложил в письменном отзыве.

Представитель третьего лиц - Комитета жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Остальные третьи лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд, изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, оценив фактические обстоятельства дела, приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, Фонд заключил с МУП «Жирновское городское хозяйство» администрации Жирновского муниципального района (далее – должник, третье лицо) договоры целевого заимствования путем выдачи векселей.

В связи с этим должником были выписаны простые векселя серии ЖР №0004 от 13.07.2017 на сумму 625 000 руб., №0005 от 13.07.2017 на сумму 625 000 руб., №0006 от 13.07.2017 на сумму 625 000 руб., №0007 от 13.07.2017 на сумму 625 000 руб., №0008 от 13.07.2018 на сумму 625 000 руб., №0009 от 03.08.2017  на сумму 625 000 руб., №0010 от 03.08.2017 на сумму 625 000 руб., №0011 от 03.08.2017 на сумму 625 000 руб., №0012 от 03.08.2017 на сумму 625 000 руб., №0013 от 03.08.2017 на сумму 625 000 руб., №0014 от 03.08.2017 на сумму 625 000 руб., №0015 от 03.08.2017 на сумму 625 000 руб., №0016 от 03.08.2017 на сумму 625 000 руб., №0017 от 01.09.2017 на сумму 625 000 руб., №0018 от 01.09.2017 на сумму 625 000  руб., №0019 от 01.09.2017 на сумму 625 000 руб., №0020 от 01.09.2017 на сумму 625 000 руб., №0021 от 01.09.2017 на сумму 625 000 руб., №0022 от 01.09.2017 на сумму 625 000 руб., №0023 от 01.09.2017 на сумму 625 000 руб., №0024 от 01.09.2017 на сумму 625 000 руб., удостоверившие безусловное обязательство должника оплатить денежные суммы в указанные в них сроки.

Предоставление Фондом займов осуществляется в соответствии с региональным законодательством Волгоградской области. Приказом Комитета жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области № 104-ОД от 04.04.2017 г. был утвержден «Порядок предоставления некоммерческой организацией «Волгоградский областной фонд жилья и ипотеки» средств на возвратных условиях на реализацию мероприятий модернизации и энергосбережения систем коммунальной инфраструктуры» (далее Приказ № 104-ОД), в соответствии с пунктом 1.5 которого предоставление Фондом займов осуществляется на основании решения межведомственной комиссии по проведению отбора проектов ресурсоснабжающих организаций по реализации мероприятий модернизации и энергосбережения систем коммунальной инфраструктуры (далее - Межведомственная комиссия) по итогам отбора проектов по реализации Мероприятий.

Предоставление Фондом займа оформляется договором займа, заключаемым между Фондом и ресурсоснабжающей организацией на реализацию Мероприятий (п. 1.6 Приказа №104-ОД), заем является целевым и не может быть использован ресурсоснабжающими организациям на другие цели (пункт 1.9).

Приказом №104-ОД предусмотрены сроки предоставления займа – от 36 до 60 месяцев в зависимости от характера Мероприятий, определен процент за пользование займом - 3 (три) процента годовых. В целом, размер предоставляемого займа по результатам каждого отбора проектов по реализации Мероприятий не может превышать для каждого заемщика 20 млн. рублей.

В соответствии с пунктом 3.6 Приказа №104-ОД в случаях, предусмотренных законодательством РФ, ресурсоснабжающая организация получает заем на реализацию Мероприятий путем выдачи векселей. Основные условия такого заимствования: сумма выпущенных векселей в течение календарного года не должна превышать 20 млн. рублей, вексель подлежит выдаче сроком по предъявлении, но не ранее даты, указанной в каждом конкретном векселе, на вексельную сумму начисляются проценты по ставке 3 (три) процента годовых, обеспечение обязательства по векселю осуществляется путем вексельного поручительства (аваля) или вневексельных соглашений о залоге, неустойке, поручительстве и иных видов обеспечения.

Протоколом заседания Межведомственной комиссии от 08 июня 2017 года №2-2017 Муниципальное унитарное предприятие «Жирновское городское хозяйство» администрации Жирновского муниципального района было признано соответствующим условиям отбора проектов, Фонду было рекомендовано принять участие в конкурсных процедурах на привлечение финансовых средств для нужд указанного предприятия в соответствии с положениями Закона №44-ФЗ.

Таким образом, в соответствии с федеральным и региональным законодательством Фондом должнику были выданы займы на основании заключенных договоров целевого заимствования путем выдачи векселей.

Всего сумма выданных должником векселей составила 15000000 рублей. Указанная сумма была перечислена в адрес должника платежными поручениями, копии которых приобщены к материалам дела.

Из материалов дела также следует, что платежи МУП «Жирновское городское хозяйство» администрации Жирновского муниципального района  по векселям были обеспечены авалем ООО «Тепло Поволжья» путем проставления подписи и печати на лицевой стороне векселя.

Несколько векселей были оплачены должником, однако впоследствии МУП «Жирновское городское хозяйство» администрации Жирновского муниципального района решением Арбитражного суда Волгоградской области по делу от 08.11.2018 по делу №А12-31837/2018 было признано несостоятельным (банкротом) с применением положений ликвидируемого должника, в отношении него была открыта процедура конкурсного производства сроком на шесть месяцев.

Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 30.01.2019 г. в рамках дела № А12-31837/2018 требования Волгоградского областного фонда жилья и ипотеки в размере 13611158 руб.  включены в реестр требований кредиторов Муниципального унитарного предприятия «Жирновское городское хозяйство» администрации Жирновского муниципального района, с очередностью удовлетворения:

 - 13607722,60 руб. (основной долг, проценты) – требования кредиторов третьей очереди;

- 3436,22 руб. (неустойка, штраф) – требования кредиторов третьей очереди, учитываемые в реестре отдельно и подлежащие удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10.06.2019 г. в рамках дела № А12-3016/2019 удовлетворены исковые требования  Волгоградского фонда жилья и ипотеки  и с общества с ограниченной ответственностью «Тепло Поволжья» в пользу Волгоградского фонда жилья и ипотеки  взыскана вексельная сумма в размере 13125000 руб., вексельные проценты за период с 12.10.2018 по 28.01.2019 в размере 738252 руб. 26 коп. и далее, начиная с 29.01.2019 и по день фактического погашения долга в размере 13125000 руб., исходя из 1/300 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от непогашенной суммы за каждый день просрочки, пени за период с 12.10.2018 по 28.01.2019 в размере 255529 руб. 66 коп. и далее, начиная с 29.01.2019 и по день фактического погашения долга в размере 13125000 руб., исходя из 1/300 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от непогашенной суммы за каждый день просрочки, издержки вексельного обращения в размере 16517 руб. 12 коп., а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 93676 руб.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 23.03.2020 г. в рамках дела № А57-24205/2019 ООО «Тепло Поволжья» признано несостоятельным (банкротом) как ликвидируемый должник.

Определением Арбитражного суда Саратовской области от 24.07.2020 г. в рамках дела № А57-24205/2019 установлен размер требований Волгоградского областного фонда жилья и ипотеки в сумме: 13125000 руб. – вексельная сумма, 738252,26 – вексельные проценты на 28.01.2019 г., 255529,66 руб. – пени на 28.01.2019 г., 16517,12 руб. – издержки вексельного обращения, 93676 руб. – судебные расходы, 42218,75 руб. – пени с 29.01.2019 г. по 18.03.2020 г.  Сумма задолженности включена в 3 очередь реестра требований кредиторов ООО «Тепло Поволжья».

Заявляя уточненные исковые требования истец ссылается на то, что ответчик является благоприобретателем в результате реализации мероприятий по модернизации коммунальной инфраструктуры, профинансированных за счет средств истца, полученных из субсидии регионального бюджета в силу следующего.

Объекты системы водоснабжения Жирновского муниципального района, в число которых входят насосная станция 2-го подъема и участок коллектора водоснабжения (участок водопровода) от насосной станции 2-го подъема до насосной станции 3-го подъема системы водоснабжения г. Жирновск, модернизация которых осуществлялась за счет средств заимствования, принадлежат Жирновскому муниципальному району, и были исключены из конкурсной массы МУП «Горхоз» в составе всей системы водоснабжения района.

В настоящее время объекты системы водоснабжения, принадлежащие на праве собственности Жирновскому муниципальному району и возвращенные из конкурсной массы МУП «Горхоз», продолжают эксплуатироваться в соответствии с целевым назначением, используются Жирновским муниципальным районом для обеспечения водоснабжения населения города Жирновска. Модернизация объектов водоснабжения, произведенная на средства вексельного заимствования, предоставленного Облфондом, привела к неотделимым улучшениям объектов. Администрация Жирновского муниципального района, в чьей собственности находятся объекты, таким образом, сберегла за счет истца денежные средства, которые могло или должно было бы направить на модернизацию пришедшего в негодность оборудования системы водоснабжения.

С учетом указанных выше обстоятельств, истец считает, что на стороне истца возникло неосновательное обогащение на сумму 13125000 руб., что явилось основанием для обращения с настоящим иском в суд.

Согласно ст.1102 ГК РФ Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Между тем, суд считает, что требования истца не могут быть удовлетворены в силу следующего.

Согласно статье 131 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) объекты коммунальной инфраструктуры, принадлежащие должнику, включаются в конкурсную массу. Отчуждение этих объектов происходит в особом порядке с возложением на покупателей обязанности надлежащим образом содержать и использовать объекты в соответствии с их целевым назначением, а также исполнять иные устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательства (пункт 4 статьи 132 Закона о банкротстве).

Подобное ограничение по использованию имущества обусловлено в первую очередь публичным интересом, связанным с необходимостью сохранения статуса объектов для удовлетворения общественных потребностей.

В силу пунктов 4.1 и 4.2 статьи 132 Закона о банкротстве гарантией последующего сохранения такого статуса служит обязанность участников торгов заключить с органами местного самоуправления соглашение об исполнении условий, указанных в пункте 4 этой статьи. В связи с этим права и обязанности по договору купли-продажи названных объектов, заключенному по итогам торгов, возникают после подписания данного соглашения.

Нарушение условий соглашения со стороны покупателя влечет расторжение договора купли-продажи и связанного с ним соглашения с возвратом объектов в собственность муниципального образования (абзац второй пункта 4.2 статьи 132 Закона о банкротстве).

Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" отчуждение в частную собственность объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.

Закон является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения.

При этом возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов. Заинтересованные лица, в частности арбитражный управляющий, вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве должника, с требованием к собственнику имущества о компенсации уменьшения конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения с учетом того, что социальное предназначение данных объектов является таким обременением, которое снижает их рыночную стоимость (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 N 8-П) (позиция Верховного Суда Российской Федерации, приведенная в ответе на вопрос N 2 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике" Обзора N 3(2019)).

Суд учитывает, что невозможность включения спорного имущества (объектов водоотведения) в конкурсную массу должника не лишает его права на получение разумной компенсации их стоимости в целях пополнения конкурсной массы и удовлетворения требований кредиторов (в том числе истца в рамках настоящего спора).

С учетом указанных выше обстоятельств, суд не усматривает неосновательное обогащение ответчика за счет средств истца, так как в силу норм действующего законодательства ответчик должен в рамках  дела № А12-31837/2018 выплатить компенсацию стоимости всего имущества (холодное водоснабжение), исключенного из конкурсной массы должника МУП «Жирновское городское хозяйство» администрации Жирновского муниципального района.

При таких обстоятельствах заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.150, 167-170 АПК РФ, суд

Р  Е  Ш  И  Л:    

В удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

Выдать Волгоградскому областному фонду жилья и ипотеки справку на возврат государственной пошлины на сумму 2414 руб.

Решение может быть обжаловано в Двенадцатый Арбитражный апелляционный суд в месячный срок через Арбитражный суд Волгоградской области.

Судья                                                                                                В.В. Пантелеева