ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-10613/15 от 09.07.2015 АС Волгоградской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград                                                                                            Дело № А12-10613/2015

«10» июля 2015 года

Резолютивная часть объявлена 09 июля 2015 года

Полный текст решения изготовлен 10 июля 2015 года

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Калашниковой О.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васюковой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковым заявлениям общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Волгоград» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Лукойл-Волгоградэнерго» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании задолженности, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: комитета топливно-энергетического комплекса Волгоградской области, акционерного общества «Газпром газораспределение Волгоград»,

по исковому заявлению акционерного общества «Газпром газораспределение Волгоград» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) о взыскании задолженности, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: комитета жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области, комитета топливно-энергетического комплекса Волгоградской области, общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Волгоград»

при участии в судебном заседании:

от ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» - ФИО1, доверенность от 01.01.2015;

от АО «Газпром газораспределение Волгоград» - ФИО2, доверенность от 01.01.2015 № юр-5/15,

от ООО «Лукойл-Волгоградэнерго» - ФИО3,  доверенность от 01.01.2015; ФИО4, доверенность от 10.06.2015 №119;

от комитета топливно-энергетического комплекса - ФИО5, доверенность от 02.03.2015 №1;

комитета жилищно-коммунального хозяйства – представитель не явился, извещен;

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Волгоград» (далее – истец, ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград») обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением кобществу с ограниченной ответственностью «Лукойл-Волгоградэнерго»(далее – ответчик, ООО «Лукойл-Волгоградэнерго»)о взыскании по договору поставки газа от 01.10.2012 года № 09-5-36774/13Б/1026 основной задолженности за январь 2015 года в размере 16876 356 рублей 47 копеек.

Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 15 марта 2015 года исковое заявление ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» принято к рассмотрению, возбуждено производство по делу  № А12-10613/2015.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены: комитет топливно-энергетического комплекса Волгоградской области, акционерное общество «Газпром газораспределение Волгоград».

Определением арбитражного суда по делу № А12-10613/2015 от 19 июня 2015 года указанное дело объединено в одно производство с делами № А12-14140/2015, № А12-19477/2015, № А12-23413/2015, с присвоением делу окончательного номера А12-10613/2015.

В рамках указанных дел ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» предъявлены требования о взыскании по договору поставки газа от 01.10.2012 года № 09-5-36774/13Б/1026 основной задолженности за февраль 2015 года в размере 12 284 188 рублей 65 копеек, март 2015 года – в размере 10 145 242 рублей 58 копеек; апрель 2015 – в размере 5 497 488 рублей 62 копеек.

Определением Арбитражного суда Волгоградской области по делу № А12-17182/2015 от 08 июля 2015 года указанное дело объединено в одно производство с делом  № А12-10613/2015, с присвоением делу окончательного номера А12-10613/2015.

В рамках указанного дела акционерное общество «Газпром газораспределение Волгоград» (далее – АО «Газпром газораспределение Волгоград», истец) предъявило иск  к ООО «ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго» о взыскании по договору транспортировки газа по газораспределительным сетям от 26.11.2014 № Вч-47-18-1688/14 основной задолженности в размере 4 626 301 рублей 28 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 46 374 рублей 73 копеек, а всего-  4 672 676 рублей 01 копейки.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, по указанному иску судом привлечены: комитет жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области, комитет топливно-энергетического комплекса Волгоградской области, общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Волгоград».

Требования истцов - ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» и АО «Газпром газораспределение Волгоград» обоснованы наличием у ответчика задолженности по оплате специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа газораспределительными организациями, утвержденной Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области от 29.01.2015 № 16-ОД.

Ответчик против удовлетворения исков ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» и АО «Газпром газораспределение Волгоград» возражает, считая приказ от 29.01.2015 № 16-ОД незаконным.

Учитывая, что указанные иски связаны между собой по основаниям возникновения заявленных требований и представленным доказательствам, арбитражный суд объединил дела в одно производство для совместного рассмотрения (пункт 2.1. статьи 130 АПК РФ).

 В судебном заседании представителем ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» представлено письменное заявление об уменьшении размера иска до 41 918 537 рублей 16 копеек – общий размер задолженности за январь - апрель 2015 года; на удовлетворении указанного иска представитель истца настаивает.

Представителем АО «Газпром газораспределение Волгоград» представлено письменное заявление об увеличении размера требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами до 142 744 рублей 44 копеек, на остальных требованиях представитель истца настаивает.

Представители ответчика против исковых требований ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» и АО «Газпром газораспределение Волгоград» возражают, на основании статьи 13 АПК РФ просят установить несоответствие приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области от 29.01.2015 № 16-ОД нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем, задолженность по оплате специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа отсутствует.

Представитель комитета топливно-энергетического комплекса Волгоградской области поддерживает позицию истцов, считает, что приказ от 29.01.2015 № 16-ОД соответствует закону и принят компетентным государственным органом,  просит заявленные иски удовлетворить.

Комитетом жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области представлен отзыв, в котором указанное третье лицо полагается на усмотрение суда.

Выслушав объяснения представителей сторон и третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что между ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» (поставщик газа) и ООО «Лукойл-Волгоградэнерго» (покупатель газа) 01.10.2012 заключен договор поставки газа № 09-5-26774/13Б/1026.

В соответствии с указанным договором истец принял на себя обязательство поставлять природный газ в предусмотренных договором объемах, а ответчик – отбирать газ и оплачивать его стоимость в порядке и сроки, определенные договором.

Согласно пункту 5.1. договора № 09-5-26774/13Б/1026  цена на газ на выходе их сетей газораспределения ГРО формируется из регулируемых оптовой цены на газ, рассчитанной по формуле цены газа, утвержденной ФСТ России, платы за снабженческо-сбытовые услуги (ПССУ), тарифа на транспортировку газа по сетям ГРО (ТТГ) и специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа по сетям ГРО, с учетом дополнительных налоговых платежей, возникающих в связи с введением специальной надбавки, определенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Во исполнение условий договора в январе-апреле 2015 года истец поставил ответчику газ в объемах, указанных в актах приема-передачи газа, подписанных ответчиком. В рамках настоящего дела объемы поставки газа ответчиком не оспариваются.

Истец указал в счетах-фактурах следующую стоимость поставленного газа: в январе 2015 года – 912 218 648 рублей 27 копеек; в феврале 2015 года –804 582 391 рубль 08 копеек; в марте 2015 года – 661 470 814 рублей 52 копейки; в апреле 2015 года – 363 136 484 рубля 20 копеек.

Ответчик на полученных от истца счетах-фактурах указал свои разногласия, заявив об отказе оплачивать суммы специальной надбавки к тарифу по транспортировке газа по газораспределительным сетям: в январе 2015 года  - 16876 356 рублей 47 копеек; в феврале 2015 года - 12 284 188 рублей 65 копеек, в марте 2015 года –10 145 242 рублей 58 копеек; в апреле 2015 –5 497 488 рублей 62 копеек.

В остальной части стоимость поставленного газа ответчиком оплачена, что истцом не оспаривается.

Между АО «Газпром газораспределение Волгоград» и ООО «Лукойл-Волгоградэнерго» заключен договор транспортировки газа по газораспределительным сетям на техническую эксплуатацию участка газораспределительной сети от 26.11.2014 года № Вч-47-18-1688/14.

В соответствии с указанным договором АО «Газпром газораспределение Волгоград» обязалось оказывать ответчику услуги по транспортировке газа в предусмотренных договором объемах, а ответчик – отбирать газ и оплачивать его транспортировку в порядке и сроки, определенные договором.

Пунктом 6.1. договора транспортировки газа предусмотрено, что стоимость транспортировки газа определяется и применяется  в порядке, установленном Правительством РФ исходя из объема транспортировки газа и дифференцированных тарифов, установленных приказом Федеральной службы по тарифам РФ, и размера специальной надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа, утвержденного органами исполнительной власти Волгоградской области.

Во исполнение условий договора в январе-феврале 2015 года истец оказал ответчику услуги по транспортировке газа в объемах, указанных в актах на выполненные работы (услуги), подписанных ответчиком с разногласиями.

В рамках настоящего дела объемы транспортировки газа ответчиком не оспариваются.

В соответствии актами на выполненные работы (услуги) АО «Газпром газораспределение Волгоград» указывает следующую стоимость услуг по транспортировке газа: акт от 31.01.2015 года № 1073 на сумму 3 587 880 рублей 08 копеек, № 1074 на сумму 8 577 634 рублей 50 копеек, № 1075 на сумму 946 288 рублей 14 копеек; акт от 28.02.2015 года № 2156 на сумму 4 399 087 рублей 64 копейки, № 2157 на сумму       6 986 563 рублей 39 копеек, № 2158 на сумму 490 521 рублей 24 копейки.

Стоимость услуг по транспортировке газа оспаривается ответчиком в связи с отказом оплачивать суммы специальной надбавки к тарифу по транспортировке газа в общем размере в январе и феврале 2015 года  - 4 626 301 рублей 28 копеек, что соответствует размеру взыскиваемой задолженности.

В остальной части стоимость поставленного газа ответчиком оплачена.

Таким образом, рассматриваемые в рамках настоящего дела требования касаются взыскания с ответчика задолженности, составляющей суммы специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа, утвержденной приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области от 29.01.2015 № 16-ОД.  

Отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражный суд исходит из следующего.

В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Согласно части 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединительную сеть газом, применяются правила о договоре энергоснабжения, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не втекает из существа обязательства.

В соответствии со статьей 544 ГК РФ, оплата производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Пунктом 1 статьи 424 ГК РФ определено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Статья 25 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»  устанавливает обязанность потребителей оплатить поставку газа и оказанные услуги на основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке.

Согласно статье 17 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», для финансирования программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут быть введены специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями.

Порядок введения специальных надбавок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2001 № 335 «О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации».

В соответствии с пунктом 1 указанного Постановления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с газораспределительными организациями утверждаются специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенные для финансирования программ газификации. Средства, привлекаемые за счет специальных надбавок, направляются на финансирование газификации жилищно-коммунального хозяйства, предусмотренной указанными программами, а также на компенсацию выпадающих доходов газораспределительной организации от оказания услуг по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям. Размер специальных надбавок определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по методике, утверждаемой Федеральной службой по тарифам.

Статьями 22, 24 Устава Волгоградской области от 24.02.2012 N 1-ОД предусмотрено, что исполнительную власть Волгоградской области осуществляют Губернатор Волгоградской области, Администрация Волгоградской области (ранее – Правительство Волгоградской области) и органы исполнительной власти Волгоградской области, образуемые в соответствии с настоящим Уставом и законами Волгоградской области. Система органов исполнительной власти Волгоградской области устанавливается законом Волгоградской области. Положения об органах исполнительной власти Волгоградской области утверждает Губернатор Волгоградской области.

В соответствии со статьей 11 Закона Волгоградской области от 15.03.2012 N 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области", орган исполнительной власти Волгоградской области действует на основании положения о нем. Положение об органе исполнительной власти Волгоградской области утверждается Губернатором Волгоградской области. В случаях, установленных федеральным законодательством, положение об органе исполнительной власти Волгоградской области утверждается высшим исполнительным органом государственной власти Волгоградской области - Администрацией Волгоградской области (ранее – Правительством Волгоградской области).

Постановлением Правительства Волгоградской области  от 19.06.2012 № 125-п полномочиями в сфере газификации, в том числе по установлению специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, было наделено министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области.

Так, пунктом 2.5.2 Положения о министерстве топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области было прямо уполномочено устанавливать по согласованию с газораспределительными организациями специальную надбавку к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенную для финансирования программ газификации.

В декабре 2013 года функции министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области были разделены между комитетом тарифного регулирования, действующим на основании Положения от 19.06.2012 № 125-п о министерстве топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Волгоградской области от 16.12.2013 №752-п, и министерством жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области (далее - министерство ЖКХ и ТЭК), которое начало действовать на основании нового Положения, утвержденного Постановлением Губернатора Волгоградской области от 19.12.2013 № 1327.

В соответствии с Постановлением Правительства Волгоградской области от 16.12.2013 №752-п полномочия комитета тарифного регулирования первоначально соответствовали полномочиям министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области, в том числе, по утверждению специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенной для финансирования программ газификации.

На основании Постановления Правительства Волгоградской области от 06.02.2014 № 32-п, Положение от 19.06.2012 № 125-п утратило силу в связи с утверждением нового Положения о комитете тарифного регулирования, в соответствии с которым из компетенции  комитета тарифного регулирования исключены вопросы, связанные с программами газификации.

Постановлением Губернатора Волгоградской области от 09.01.2014 № 3 пункт 4 Постановления Губернатора Волгоградской области от 31.10.2013 № 1109 изложен в новой редакции, в соответствии с которой с 15.01.2014 министерству ЖКХ и ТЭК Волгоградской области переданы функции комитета тарифного регулирования Волгоградской области по реализации программ газификации Волгоградской области, а также в сферах обеспечения эффективного и устойчивого функционирования организаций топливно-энергетического комплекса, энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Положение о министерстве ЖКХ и ТЭК, утвержденное Постановлением Губернатора Волгоградской области от 19.12.2013 № 1327 в редакции с 15.01.2014 предусматривало, в том числе, следующие полномочия:

- утверждать программы газификации, финансируемые за счет средств специальной надбавки, включаемой в тарифы на транспортировку газа по газораспределительным сетям (пункт 2.2 Положения);

- осуществлять функции по реализации программ газификации Волгоградской области в пределах своей компетенции (пункт 2.4 Положения).

При этом ранее имевшиеся у комитета тарифного регулирования Волгоградской области полномочия по утверждению специальной надбавки тарифам на транспортировку газа Положением о министерстве ЖКХ и ТЭК не предусмотрены.

Постановлением Губернатора Волгоградской области от 24.11.2014 N 158  признано утратившим силу постановление Губернатора Волгоградской области от 19.12.2013 N 1327 "Об утверждении Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области" и утверждено Положение о комитете жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области.

Постановлением Губернатора Волгоградской области  от 24.11.2014 N 160 утверждено Положение о комитете топливно-энергетического комплекса Волгоградской области и установлено, что указанный комитет является правопреемником министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области в части полномочий по обеспечению функционирования организаций топливно-энергетического комплекса, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также осуществлению функций по реализации программ газификации Волгоградской области.

Таким образом, применительно к рассматриваемому спору правопреемником министерства ЖКХ и ТЭК, как органа, осуществляющего функции по реализации программ газификации Волгоградской области, является комитет топливно-энергетического комплекса Волгоградской области, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица.

Газораспределительной организацией, осуществляющей транспортировку газа по газораспределительным сетям на территории Волгоградской области, является ОАО «Газпром газораспределение Волгоград» - фактический получатель денежных средств от специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа.

Приказом министерства ЖКХ и ТЭК от 29.01.2015 № 16-ОД (опубликован в газете "Волгоградская правда", N 24, 11.02.2015) установлены специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа ОАО «Газпром газораспределение Волгоград» на 2015 год, в следующих размерах: с 01.01.2015 по 30.06.2015-70 рублей за 1 тыс. куб. метров газа; с 01.07.2015 по 31.12.2015-34,14 рубля за 1 тыс. куб. метров газа.

Пунктом 5 Приказа № 16-ОД от 29.01.2015 установлено, что приказ вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2015.

Статьей 12 ГК РФ предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

Частью 2 статьи 13 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 N 15837/11 по делу N А47-7623/2010, применительно к статье 12 ГК РФ и статье 13 АПК РФ арбитражный суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований при рассмотрении гражданско-правовых споров о взыскании задолженности по договорам.

Арбитражный суд считает, что приказ министерства ЖКХ и ТЭК от 29.01.2015 № 16-ОД принят с превышением полномочий указанного органа и не соответствует статье 17 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.05.2001 № 335 «О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации» и Постановлению Губернатора Волгоградской области от 19.12.2013 № 1327 об утверждении Положения о министерстве ЖКХ и ТЭК, поскольку указанный орган не был наделен полномочиями по установлению специальных надбавок к тарифу на транспортировку газа в Положении о нем Губернатором Волгоградской области.

При этом полномочия указанного органа по утверждению и реализации программ газификации не включают в себя право устанавливать специальную надбавку к тарифу на транспортировку газа.

Указанный вывод суда также подтверждается тем обстоятельством, что ранее действовавшие в указанной сфере органы исполнительной власти (министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области, затем - комитет тарифного регулирования) пунктом 2.5.2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Волгоградской области  от 19.06.2012 № 125-п, были прямо уполномочены устанавливать по согласованию с газораспределительными организациями специальную надбавку к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям.

Кроме того, не соответствует закону распространение приказа министерства ЖКХ и ТЭК от 29.01.2015 № 16-ОД на правоотношения, возникшие до его официального опубликования.

Статьями 37, 38 Устава Волгоградской области от 24.02.2012 N 1-ОД определено, что Законы Волгоградской области подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы Волгоградской области не применяются. Закон Волгоградской области вступает в силу на всей территории Волгоградской области после его официального опубликования, если в самом законе не установлен иной порядок его вступления в силу.

В соответствии с частью 1 статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Из анализа указанной нормы следует, что исключение, установленное законодателем, позволяющее придавать обратную силу актам гражданского законодательства, действует только в отношении законов и не распространяется на иные нормативные правовые акты. При этом под законом в силу пункта 2 статьи 3 ГК РФ понимаются только Федеральные законы. 

Между тем, возможность придания обратной силы нормативным актам, регулирующим размер специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа, Федеральными законами не предусмотрена.

Согласно части 2 статьи 4 ГК РФ, по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.

Доводы представителя комитета топливно-энергетического комплекса Волгоградской области о том, что приказ министерства ЖКХ и ТЭК от 29.01.2015 № 16-ОД не относится к актам гражданского законодательства, противоречат правовой природе указанного нормативного акта. Ссылка представителя указанного третьего лица на определение ВС РФ от 12.10.2011 № 51-Г11-28 применительно к рассматриваемому спору судом не принимается, поскольку указанный судебный акт принят по делу с другими фактическими обстоятельствами.

На основании изложенного, распространение приказа Министерства ЖКХ и ТЭК от 29.01.2015 № 16-ОД на правоотношения, возникшие до его принятия и официального опубликования, не может быть признано законным.

Тем более, что установленная приказом специальная надбавка на период с 01.01.2015 по 30.06.2015 в размере 70 рублей за 1 тыс. куб. метров газа, существенно выше, чем ранее установленная с 01.01.2014 по 31.12.2014 специальная надбавка к тарифам на транспортировку газа в размере 34,14 рубля за 1 тыс. куб. метров газа (Постановление Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской обл. от 30.10.2013 N 52/3).

Таким образом, с учетом применения истцами специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа, утвержденной приказом Министерства ЖКХ и ТЭК от 29.01.2015 № 16-ОД, принятым с превышением полномочий, а также незаконно распространившим действие надбавки на прошедшее время, требования ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» и АО «Газпром газораспределение Волгоград удовлетворению не подлежат.

В связи с отказом в удовлетворении исков, расходы по уплате государственной пошлине относятся на истцов.

Руководствуясь статьями 167-170 АПК РФ, Арбитражный суд Волгоградской области

решил:

отказать в удовлетворении исков общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Волгоград» и акционерного общества «Газпром газораспределение Волгоград».

Решение может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Волгоградский области в течение месяца после его принятия.

          Судья                                                                                       О.И. Калашникова