АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005 http://volgograd.arbitr.rue-mail: info@volgograd.arbitr.ru телефон: (8442) 23-00-78; факс: (8442) 24-04-60 |
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А12-10613/2015
г. Волгоград «21» апреля 2016 г.
Резолютивная часть решения объявлена 20 апреля 2016 г.
Полный текст решения изготовлен 21 апреля 2016 г.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Луцевича С.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бурцевой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по искам общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Волгоград» (ИНН <***>, ОГРН <***>), акционерного общества «Газпром газораспределение Волгоград» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Лукойл-Волгоградэнерго» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании денежных средств, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Губернатора Волгоградской области, комитета топливно-энергетического комплекса Волгоградской области, комитета тарифного регулирования Волгоградской области, комитета жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области,
при участии
от ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград»: ФИО1, доверенность от 01.01.2016 №02/11;
от АО «Газпром газораспределение Волгоград»: ФИО2, доверенность от 02.11.2015 №1940/2015;
от ответчика: ФИО3, доверенность от 01.01.2016 № 37, ФИО4, доверенность от 01.01.2016 №37;
от комитета ТЭК ВО: ФИО5, доверенность от 18.08.2015;
от комитета ЖКХ ВО: ФИО6, доверенность от 18.08.2015;
от иных, участвующих в деле: не явились, извещены;
установил:
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29.12.2015 названные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
При новом рассмотрении дела в Арбитражном суде Волгоградской области дело №А12-10613/2015 определением суда объединено в одно производство с делами №А12-50511/2015, №А12-59590/2015, №А12-1866/2016, №А12-7110/16 по искам истца-1 к ответчику о взыскании задолженности по договору от 01.10.2012 № 09-5-36774/13Б/1026 за май 2015 года в размере 3 202 336, 34 рублей, за октябрь 2015 года – 4 909 914, 69 рублей, за ноябрь 2015 года – 4 937 659, 46 рублей, за декабрь 2015 года – 4 625 086, 17 рублей соответственно, а также с делами №А12-3297/2016 и №А12-5001/2016 по искам истца-2 к ответчику о взыскании задолженности по договору от 26.11.2014 № Вч-47-18-1688/14 за март – ноябрь 2015 года в размере 15 284 609, 89 рублей и за декабрь 2015 года – 1 227 215, 79 рублей соответственно.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Губернатор Волгоградской области, комитет тарифного регулирования Волгоградской области.
Представители истцов в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представители ответчика в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражали.
Представители комитетов ТЭК и ЖКХ Волгоградской области в судебном заседании поддержали позицию истцов.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом, что подтверждается имеющимися в деле доказательствами. Об уважительности причин неявки не сообщили. Дело рассмотрено в их отсутствие в силу положений статьи 156 АПК РФ.
Исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства и оценив их по правилам статьи 71 АПК РФ, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между истцом-1 (поставщик) и ответчиком (покупатель) 01.10.2012 заключен договор поставки газа №09-5-26774/13Б/1026 (далее – договор от 01.10.2012), в соответствии с условиями которого поставщик принял на себя обязательство поставлять природный газ в предусмотренных договором объемах, а покупатель – отбирать газ и оплачивать его стоимость в порядке и сроки, определенные договором.
Пунктом 5.1. договора от 01.10.2012 предусмотрено, что цена на газ на выходе из сетей газораспределения ГРО формируется из регулируемой оптовой цены на газ, рассчитанной по формуле цены газа, утвержденной ФСТ России, платы за снабженческо-сбытовые услуги (ПССУ), тарифа на транспортировку газа по сетям ГРО (ТТГ) и специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа по сетям ГРО, с учетом дополнительных налоговых платежей, возникающих в связи с введением специальной надбавки, определенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение условий договора в январе – мае, октябре – декабре 2015 года истец-1 поставил ответчику газ в неоспариваемых последним объемах, указанных в актах приема-передачи газа, подписанных ответчиком.
Ответчик выразил несогласие на оплату суммы специальной надбавки к тарифу по транспортировке газа по газораспределительным сетям, взыскание которой является предметом исковых требований истца-1. В остальной части стоимость поставленного газа ответчиком оплачена.
Между истцом-2 и ответчиком 26.11.2014 заключен договор транспортировки газа по газораспределительным сетям на техническую эксплуатацию участка газораспределительной сети № Вч-47-18-1688/14 (далее – договор от 26.11.2014), по условиям которого истец-2 обязался оказывать ответчику услуги по транспортировке газа в предусмотренных договором объемах, а ответчик – отбирать газ и оплачивать его транспортировку в порядке и сроки, определенные договором.
В пункте 6.1. договора от 26.11.2014 предусмотрено, что стоимость транспортировки газа определяется и применяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, исходя из объема транспортировки газа и дифференцированных тарифов, установленных приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации, и размера специальной надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа, утвержденного органами исполнительной власти Волгоградской области.
Во исполнение условий договора в 2015 году истец-2 оказал ответчику услуги по транспортировке газа в объемах, указанных в актах на выполненные работы (услуги), подписанных ответчиком с разногласиями относительно стоимости выполненной работы.
Стоимость услуг по транспортировке газа оспаривается ответчиком, отказывающимся оплачивать суммы специальной надбавки к тарифу по транспортировке газа в размере, соответствующем размеру взыскиваемой задолженности.
Указывая на наличие задолженности, составляющей неоплаченные ответчиком суммы специальной надбавки к тарифу, утвержденной приказами министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области от 29.01.2015 № 16-ОД, комитета ТЭК ВО 06.10.2015 №116-ОД, истцы обратились в суд с исками по настоящему делу.
Разрешая исковые требования, суд руководствуется следующими положениями.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В пункте 2 статьи 548 ГК РФ определено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединённую сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).
Оплата согласно статье 544 ГК РФ производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В пункте 1 статьи 424 ГК РФ определено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Закон № 69) в статье 25 установлена обязанность потребителей оплатить поставку газа и оказанные услуги на основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке. С
огласно статье 17 Закона № 69 для финансирования программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут быть введены специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями.
Порядок введения специальных надбавок установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2001 № 335 «О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации».
В соответствии с пунктом 1 указанного постановления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с газораспределительными организациями утверждаются специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенные для финансирования программ газификации.
Средства, привлекаемые за счет специальных надбавок, направляются на финансирование газификации жилищно-коммунального хозяйства, предусмотренной указанными программами, а также на компенсацию выпадающих доходов газораспределительной организации от оказания услуг по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям. Размер специальных надбавок определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по методике, утверждаемой Федеральной службой по тарифам.
Уставом Волгоградской области от 24.02.2012 №1-ОД определено, что исполнительную власть Волгоградской области осуществляют Губернатор Волгоградской области, администрация Волгоградской области (ранее - Правительство Волгоградской области) и органы исполнительной власти Волгоградской области, образуемые в соответствии с данным Уставом и законами Волгоградской области.
Статьями 22, 24 предусмотрено, что система органов исполнительной власти Волгоградской области устанавливается законом Волгоградской области; положения об органах исполнительной власти Волгоградской области утверждает Губернатор Волгоградской области.
В статье 11 Закона Волгоградской области от 15.03.2012 № 22-ОД «О системе органов исполнительной власти Волгоградской области» установлено, что орган исполнительной власти Волгоградской области действует на основании положения о нем.
Положение об органе исполнительной власти Волгоградской области утверждается Губернатором Волгоградской области. В случаях, установленных федеральным законодательством, положение об органе исполнительной власти Волгоградской области утверждается высшим исполнительным органом государственной власти Волгоградской области – администрацией Волгоградской области (ранее – правительством Волгоградской области).
Постановлением правительства Волгоградской области от 19.06.2012 № 125-п полномочиями в сфере газификации и полномочиями по установлению специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям было наделено министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области.
А именно, пунктом 2.5.2 положения о министерстве топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области предусматривались полномочия устанавливать по согласованию с газораспределительными организациями специальную надбавку к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенную для финансирования программ газификации.
В декабре 2013 года функции министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области были разделены между комитетом тарифного регулирования, действующим на основании положения от 19.06.2012 №125-п о министерстве топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области с изменениями, внесенными постановлением правительства Волгоградской области от 16.12.2013 № 752-п, и министерством жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области, действующим на основании положения, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 19.12.2013 №1327.
В соответствии с постановлением правительства Волгоградской области от 16.12.2013 № 752-п полномочия комитета тарифного регулирования первоначально соответствовали полномочиям министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области, в том числе и по утверждению специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенной для финансирования программ газификации.
Впоследствии в соответствии с постановлением правительства Волгоградской области от 06.02.2014 № 32-п Положение от 19.06.2012 № 125-п утратило силу в связи с утверждением нового положения о Комитете тарифного регулирования, которым в компетенцию комитета тарифного вопросы, связанные с программами газификации, включены не были.
В силу пункта 4 постановления Губернатора Волгоградской области от 31.10.2013 № 1109 (в редакции постановления Губернатора Волгоградской области от 09.01.2014 №3) с 15.01.2014 министерству ЖКХ и ТЭК Волгоградской области переданы функции комитета тарифного регулирования Волгоградской области по реализации программ газификации Волгоградской области, а также в сферах обеспечения эффективного и устойчивого функционирования организаций топливно-энергетического комплекса, энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Постановлением Губернатора Волгоградской области от 19.12.2013 № 1327 утверждено положение о Министерстве ЖКХ и ТЭК, в котором (с 15.01.2014) определено, что в полномочия министерства входит утверждать программы газификации, финансируемые за счет средств специальной надбавки, включаемой в тарифы на транспортировку газа по газораспределительным сетям (пункт 2.2); осуществлять функции по реализации программ газификации Волгоградской области в пределах своей компетенции (пункт 2.4).
Постановление Губернатора Волгоградской области от 19.12.2013 № 1327 признано утратившим силу Постановлением Губернатора Волгоградской области от 24.11.2014 № 158, которым утверждено положение о комитете жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области с указанием о вступлении в силу 30.01.2015.
Одновременно, постановлением Губернатора Волгоградской области от 24.11.2014 №160 утверждено положение о комитете ТЭК ВО, в котором определено, что комитет является правопреемником министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области в части полномочий по обеспечению функционирования организаций топливно-энергетического комплекса, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также осуществлению функций по реализации программ газификации Волгоградской области.
Приказом Министерства ЖКХ и ТЭК от 29.01.2015 № 16-ОД, опубликованным 11.02.2015 в газете «Волгоградская правда» №24, утверждена программа газификации Волгоградской области, финансируемая из средств, полученных от применения специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа истцом-2, на 2015 год, а также установлены специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа истцом-2 на 2015 год в следующих размерах: с 01.01.2015 по 30.06.2015 - 70 рублей за 1 тыс. куб. метров газа (пункт 2 приказа); с 01.07.2015 по 31.12.2015 - 34,14 рубля за 1 тыс. куб. метров газа (пункт 3 приказа).
Пунктом 1 приказа комитета ТЭК ВО от 06.10.2015 №116-ОД определено, что положения пункта 3 приказа министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса от 29.01.2015 №16-ОД сохраняют свое действие до 05 октября 2015 г.
Пунктом 2 приказа комитета ТЭК ВО от 06.10.2015 №116-ОД утвердждена на период с 06.10.2015 по 31.12.2015 специальная надбавка к тарифам на транспортировку газа истцом-2 для конечных потребителей (кроме населения) для финансирования программы газификации Волгоградской области в размере 36 рублей 36 копеек за 1 тыс. куб. метров газа (без учета НДС, включая дополнительные налоговые платежи, возникающие от ее введения, в размере 7 рублей 27 копеек за 1 тыс. куб. метров).
Сроки действия указанных актов лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
В силу содержания вышеприведенных нормативно-правовых актов, а также пункта 3 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021, реализация программ газификации возможна лишь при утверждении специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, которые являются обязательной составляющей цены на газ.
Утверждение надбавок производится непосредственно с целью обеспечения финансирования программ газификации и в рамках соответствующих полномочий по утверждению, реализации и финансированию программы, которыми ранее было наделено Министерство ЖКХ и ТЭК, а впоследствии комитет ТЭК ВО согласно утвержденным положениям.
Суд отмечает, что само по себе невнесение в положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации ранее отдельно отраженных полномочий на установление специальной надбавки не свидетельствует о лишении органа соответствующих полномочий, тем более в отсутствие спора о соответствующей компетенции между самими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
На основании части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Вступившим в законную силу решением Волгоградского областного суда от 01.12.2015 по делу №3а-680/2015 со ссылкой на постановление Губернатора Волгоградской области от 02.10.2015 №888 «Об определении органа исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченного на утверждение специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации» установлено, что органом уполномоченным на утверждение специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями в 2015 году являлись:
- в период с 01.01.2015 по 29.01.2015 министерство ЖКХ и ТЭК Волгоградской области;
- в период с 30.01.2015 по дату вынесения указанного решения – комитет ТЭК ВО.
Кроме того, исходя из системного толкования положений приказа министерства ЖКХ и ТЭК Волгоградской области от 29.01.2015 №15-ОД «Об утверждении порядка разработки, утверждения и реализации программы газификации Волгоградской области, финансируемой из средств, полученных от применения специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа газораспределительными организациями» во взаимосвязи с вышеуказанными нормативными правовыми актами Волгоградской области, регулирующими общественные отношения в рассматриваемой сфере, функции по реализации и функций по установлению специальной надбавки в 2015 году были одновременно отнесены к компетенции одного и того же органа исполнительной власти Волгоградской области.
Судебные расход распределяются в соответствии со статьями 101-112 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 112, 167-170 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-Волгоградэнерго» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Волгоград» (ИНН <***>, ОГРН <***>) основной долг в размере 58 179 138 руб. 79 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 206 000 руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-Волгоградэнерго» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу акционерного общества «Газпром газораспределение Волгоград» (ИНН <***>, ОГРН <***>) основной долг в размере 21 138 126 руб. 96 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 1 400 733 руб. 49 коп., всего: 22 538 860 руб. 45 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 141 694 руб.
Возвратить плательщику – обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Волгоград» (ИНН <***>, ОГРН <***>) – из федерального бюджета государственную пошлину в размере 199 778 руб. 93 коп.
Возвратить плательщику – акционерному обществу «Газпром газораспределение Волгоград» (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 38 900 руб. 76 коп.
Возвратить комитету топливно-энергетического комплекса Волгоградской области из федерального бюджета государственную пошлину в размере 6 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца после его принятия через Арбитражный суд Волгоградской области.
Судья С.С. Луцевич