ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-11805/13 от 10.09.2013 АС Волгоградской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005

http://volgograd.arbitr.ru e-mail: info@volgograd.arbitr.ru телефон: (8442) 23-00-78 Факс: (8442) 24-04-60

Именем Российской Федерации

  РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 13 сентября 2013 года Дело №А12-11805/2013

резолютивная часть решения объявлена 10 сентября 2013года

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Пономарева А.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бурлуцкой О.А.,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» в лице филиала «Волгоградэнерго» (ИНН 6164266561, ОГРН 10764009096) к ГБУ Волгоградской области «Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма»

заинтересованное лицо - Виханский Александр Борисович, Комитет охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области

о признании незаконным отказа

В судебном заседании участвуют представители:

от заявителя – Червин А.В., доверенность от 29.12.12г.

от ответчика – Литвинова И.Н., доверенность от 28.02.2013 №1607;

от комитета охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области – Зайцев В.А., доверенность от 09.01.2013г. №1;

от Виханского А.Б., лично представлен паспорт, Печенева М.А., доверенность от 28.08.2013г.

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» -Волгоградэнерго» (далее-Заявитель, ОАО «МРСК Юга») обратилось с заявлением в Арбитражный суд Волгоградской области, в котором просило признать незаконным решение ГБУ ВО «ПП «Волго-Ахтубинская пойма» содержащееся в письме №36 от 18.02.2013года, об отказе в согласовании акта выбора и предварительного согласования трассы ВЛ-6 кВ и ВЛ-0,4 кВ для проектирования и строительства объекта: «Электроснабжение стройплощадки жилого дома, расположенного по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, ДНП «Озерна», ул. Озерная,11.

В судебном заседании заявитель на требованиях настаивал и просил удовлетворить их по основаниям указанным в исковом заявлении.

ГБУ Волгоградской области «Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма» (далее-Учреждение) просило в удовлетворении требований отказать.

Определением суда для участия в деле привлечены третьи лица без самостоятельных требований на предмет спора: Виханский Александр Борисович, Комитет охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области.

Виханский Александр Борисович считает требования подлежат удовлетворению по основаниям изложенным в отзыве на заявление.

Комитет охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области считает в иске следует отказать по основаниям изложенным в отзыве на заявление.

Изучив материалы дела, выслушав стороны и оценив их доводы, суд отказывает в удовлетворении требований по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании договора купли –продажи от 14.10.2011года Виханский Александр Борисович приобрел в собственность земельный участок, кадастровый номер 34:28:110023:2277 площадью 841кв.м. по адресу : Волгоградская область, Среднеахтубинский район, ДНП «Озерна» , ул.Озерная-11 . Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – для садоводства, огородничества и дачного строительства. Указанное подтверждается Свидетельством о праве собственности №34АА 493097 от 25.10.2011года.

07.12.2011года Виханский Александр Борисович обратился с заявкой в ОАО «МРСК Юга» об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

В силу п.3, п.6 Правил технологического присоединения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. №861 (далее-Правила) сетевая организация обязана выполнить в отношении любого лица мероприятия по технологическому присоединению при наличии технической возможности, при условии заключения договора технологическому присоединению с заинтересованным лицом.

22 декабря 2011 года между Виханский А.Б. и ОАО «МРСК Юга» был заключен договор об осуществлении технологического присоединения №3470111972.

Исполняя условия договора, на основании указанных Правил, 04.02.2013года ОАО «МРСК Юга» обратилось в ГБУ Волгоградской области «Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма» с заявлением о согласовании акта выбора и предварительного согласовании трассы высоковольтных линий (далее- ВЛ) ВЛ -6 кВ и ВЛ 0.4 кВ для проектирования и строительства объекта : «Электроснабжение стройплощадки жилого дома, расположенного по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, ДНП «Озерна», ул. Озерная,11».

Письмом от 18 февраля 2013года ГБУ Волгоградской области «Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма» отказало ОАО «МРСК Юга» в согласовании трассы ВЛ.

Не согласившись с указанным решением об отказе в согласовании трассы ВЛ ОАО «МРСК Юга» обратилось в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении требований суд исходит из следующего.

Согласно 4.1 ст.34 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране ок­ружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, соору­жений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области ох­раны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по ох­ране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному исполь­зованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безо­пасности.

В соответствии сч.1 ст.35 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об ох­ране окружающей среды» при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окру­жающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета со­хранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рацио­нального использования и воспроизводства иных ресурсов.

В силу ст.37 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружаю­щей среды» строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требо­ваний технических регламентов в области охраны окружающей среды. Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны ок­ружающей среды. При осуществлении строительства и реконструкции зданий, строе­ний, сооружений и иных объектов принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству террито­рий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.1. и ч.2 ст.58 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим,* в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Согласно ч.ч.1 и 3 ст.18 Федерального закона от 14.03.1995г. №33-Ф3 «Об осо­бо охраняемых природных территориях», природные парки являются природоохран­ными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Россий­ской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные ком­плексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреа­ционных целях. На природные парки возлагаются следующие задачи: а) сохранение природной среды, природных ландшафтов; б) создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов; в) разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в ус­ловиях рекреационного использования территорий природных парков.

В соответствии с ч.1 ст.19 Федерального закона от 14.03.1995г. №33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях» решение об образовании природных парков принимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

На основании Постановлений Главы Администрации Волгоградской области от 05.06.2000г. №404 «О создании государственного учреждения «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» и от 26.04.2002г. №339 «Об утверждении границ госу­дарственного учреждения «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» создано государственное учреждение «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» и ут­верждены его границы, в связи с чем, в Управление Федеральной службы государст­венной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области направлено землеустроительное дело и в государственный кадастр недвижимости внесены сведе­ния о зоне с особыми условиями использования территории - природном парке.

Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 17.06.2010г. №917 утверждено Положение о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма», кото­рым установлены особенности зонирования и режима использования природного парка. Согласно пункта 1.3 Положения, территория природного парка является особо охраняемой природной территорией регионального значения и находится в ведении Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волго­градской области.

Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 04.07.2006г. №805 «Об утверждении перечней особо охраняемых природных терри­торий Волгоградской области» утвержден Перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения, в который вошла и территория Государственного учреждения «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» площадью 63 212,43 га (пункт 20 названного перечня).

Согласно ч.ч.1,3,4,5,6 ст.21 Федерального закона от 14.03.1995г. №33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях природных парков уста­навливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков.

На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или унич­тожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры.

В границах природных парков могут быть запрещены или ограничены виды дея­тельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий.

С природными парками согласовываются вопросы социально-экономической деятельности юридических лиц, расположенных на территориях природных парков и их охранных зон, а также проекты развития населенных пунктов.

Конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка оп­ределяются положением об этом природном парке, утверждаемым органами государ­ственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласова­нию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующими органами местного самоуправления.

Частью 4 статьи 18 Закона Волгоградской области от 07.12.2001г. № 641-ОД «Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области» особенности режима охраны и использования конкретного природного парка определяются положением о нем, утверждаемым Главой Администрации Волгоградской области по согласованию со специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и с соответствующими органами местного самоуправления.

Режим особой охраны территории природного парка (далее - режим особой охраны) включает систему правил и мероприятий, необходимых для выполнения стоящих перед ним задач, и устанавливается исходя из целей создания природного парка и требований природоохранного законодательства.

Согласно п.З подпункта 3.4. Положения о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма», утвержденного Постановлением Главы Администрации Волго­градской области от 17.06.2010г. № 917 «Об утверждении Положения о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма», границы и особенности правового режима ис­пользования земель природного парка учитываются при разработке планов и пер­спектив экономического и социального развития, лесохозяйственных регламентов и проектов освоения лесов, подготовке документов территориального планирования, проведении лесоустройства и инвентаризации земель. С природным парком согласо­вываются вопросы социально-экономической деятельности юридических лиц, распо­ложенных на территории природного парка, и проекты развития населенных пунктов в границах природного парка. Вышеуказанное постановление «Об утверждении По­ложения о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма» официально опубликовано в издании «Волгоградская правда» №116 от 30.06.2010г.

В силу пункта 5, подпункта 5.2( абз.1) Положения о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма» на всей территории природного парка запрещается в том числе строительст­во, реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства, не предусмотренных документами территориального планирования, в том числе линей­ных сооружений, не связанных с выполнением задач, возложенных на природный парк, и с обеспечением функционирования населенных пунктов, расположенных в границах природного парка.

В соответствии с частью 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004г. № 190-ФЗ к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубо­проводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные соору­жения.

Линейные объекты в зависимости от необходимости оформления земельного участка условно разделяют на две группы.

Линейные объекты, требующие оформление земельного участка в пределах, ут­вержденных документацией по планировке территории с последующим оформлением разрешения на строительство в соответствии со ст. 51 ГрК РФ, относятся в том числе надземные и подземные линии электропередач напряжением 0,4 кВ, 10 кВ и более.

Акт о выборе места размещения объектов (акт выбора трассы), указанных в пункте 3.1.1. настоящего раздела (далее АКТ), является документом, подтверждаю­щим соответствие предлагаемого варианта размещения объекта градостроительному и земельному законодательству, документам технического нормирования, докумен­там территориального планирования, Правилам землепользования и застройки, доку­ментации по планировке территории, региональным нормам градостроительного про­ектирования, перспективе развития инженерной и транспортной инфраструктуры.

Акт выбора трассы линейного объекта является частным случаем Акта выбора зе­мельного участка.

Согласно Приказа Минэнерго РФ от 30.06.2003г. №284 «Об утверждении Реко­мендаций по технологическому проектированию воздушных линий электропередачи напряжением 35 кВ и выше» выбор трассы BЛ, в том числе новых участков трассы BJI, под­лежащей техническому перевооружению (реконструкции), производится на основа­нии сравнения конкурирующих вариантов. При этом учитываются: природные осо­бенности территории; состояние природной среды (загрязнение атмосферы, агрессив­ность грунта, подземных вод и т.д.); современное хозяйственное использование тер­ритории; ценность территории (природоохранная, культурная, национальная, особо охраняемые природные объекты и пр.); возможный ущерб, причиняемый природной и социальной среде, а также возможные изменения в окружающей природной среде в результате сооружения BЛ и последствия этих изменений для природной среды, жиз­ни и здоровья населения; условия строительства и эксплуатации (п.2.1).

Выбор трассы новой BJI производится на основании утвержденной схемы разви­тия электрических сетей, наиболее рационального размещения подстанций и возмож­ности выхода всех отходящих от них BJI (п.2.2).

При выборе трассы BJI обходятся, как правило, населенные пункты, промыш­ленные предприятия, массивы орошаемых, осушенных и других мелиорированных земель, многолетние плодовые насаждения и виноградники, участки с высоким есте­ственным плодородием почв и другие приравненные к ним земельные угодья, зоны санитарной охраны курортов, заповедники, памятники истории и культуры (п.2.5.).

Отвод и использование земель для ВЛ выполняется с соблюдением Земельного, Водного и Лесного кодексов, Федерального закона «Об охране окружающей среды», Закона Российской Федерации «О недрах»(п.2.12.).

ДНП «Озерна» не является населенным пунктом. Гражданин Виханский А.Б. в 2012 и 2013 г.г. в Комитет охраны окружающей среды и природопользования волго­градской области с заявлением на разрешение на строительство не обращался. Доказательств, свидетельствующих о наличии объекта недвижимости на садовом участке Виханского А.Б. материал дела не содержат. Доку­менты территориального планирования отсутствуют. Планируемое строительство трассы ВЛ-6 кВ и ВЛ-0,4 кВ ОАО «МРСК Юга» на территории природного парка не связанно с выполнением задач, возложенных на природный парк, и с обеспечением функционирования населенных пунктов.

Таким образом, ГБУ Волгоградской области «Природный парк «Волго- Ахтубинская пойма» обоснованно отказало в согласовании акта выбора и предварительного согласования трассы ВЛ-6 кВ и ВЛ-0,4 кВ для проектирования и строительства объекта: «Электроснабжение стройплощадки жилого дома, расположенного по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, ДНП «Озерная», ул. Озерная, 11 .

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения требований не имеется.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» о признании незаконным решения ГБУ ВО «ПП «Волго-Ахтубинская пойма» содержащегося в письме №36 от 18.02.2013года, в согласовании акта выбора и предварительного согласования трассы ВЛ-6 кВ и ВЛ-0,4 кВ для проектирования и строительства объекта: «Электроснабжение стройплощадки жилого дома, расположенного по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, ДНП «Озерна», ул. Озерная,11, отказать.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Судья А.В. Пономарев