Арбитражный суд Волгоградской области |
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Волгоград
Резолютивная часть оглашена «31» июля 2017г. Полный текст изготовлен «31» июля 2017г. | Дело №А12-11954/2017 |
Судья Арбитражного суда Волгоградской области Суханова А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кравченко Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Комитета экономической политики и развития Волгоградской области (400066, Волгоград, ул. Новороссийская, д.15; ИНН <***>, ОГРН <***>) к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>), о взыскании 279 565 руб.,
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора - Управления Федерального казначейства по Волгоградской области (400131, Волгоград, ул. Коммунистическая, 28а ; ИНН <***>, ОГРН <***>)
при участии в судебном заседании:
от истца – ФИО2 по доверенности №07-04-28/18 от 29.03.2017,
от ответчика – ФИО3. представитель по доверенности № 34АА2147961, от 30.07.2017г.
от третьего лица – ФИО4, представитель по доверенности от 28.04.2016г.
УСТАНОВИЛ:
Комитет экономической политики и развития Волгоградской области (далее -Облкомэкономики, истец) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее - ИП ФИО1, ответчик) о взыскании денежных средств в сумме 279 565 руб., руб., ранее перечисленных ответчику по соглашению №1/15/Н-5 от 18.09.2015г. о предоставлении субсидии на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Волгоградской области.
В судебном заседании представитель истца на удовлетворении заявленных требований настаивал.
Представитель ответчика полагал требования необоснованными не подлежащими удовлетворению по мотивам, изложенным в отзыве.
Представитель третьего лица поддержал позицию истца, полагал требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Заслушав участников процесса, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства и оценив их по правилам статьи 71 АПК РФ, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Постановлением Правительства Волгоградской области от 09.12.2013г. №696-п утверждена государственная программа Волгоградской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2014 - 2016 годы, целями, задачами и направлениями которой определены модернизация экономики, развитие инноваций, малого и среднего бизнеса, улучшение инвестиционного климата и внешнеэкономических связей Волгоградской области, государственного и муниципального управления, контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг на территории Волгоградской области. В государственной программе предусмотрено финансовое обеспечение и механизмы реализации планируемых мероприятий, показатели их результативности.
Государственная программа сформирована исходя из принципов долгосрочных целей социально-экономического развития Волгоградской области и показателей их достижения в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года, утвержденной Законом Волгоградской области от 30 октября 2008 г. "О Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года", иными нормативными правовыми актами Волгоградской области.
Государственная программа включает шесть подпрограмм:
"Формирование благоприятной инвестиционной среды";
"Развитие внешнеэкономической деятельности Волгоградской области";
"Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области";
"Развитие инновационной деятельности";
"Внедрение контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг на территории Волгоградской области";
"Совершенствование государственного и муниципального управления".
Реализация подпрограммы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области" осуществляется, в том числе, через предоставление субсидий.
Во исполнение реализации указанной программы, Постановлением Правительства Волгоградской области от 31.10.2014г. №621-п утвержден порядок предоставления в 2014 и в 2015 годах субсидий на государственную поддержку субьектов малого и среднего предпринимательства на территории Волгоградской области ) далее по тексту Порядок №621-п).
Согласно пункту 1.2 Порядка №621-п субсидии предоставляются за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, и (или) собственных средств областного бюджета (далее именуются - средства областного бюджета).
Главным распорядителем средств областного бюджета, направляемых на выплату субсидий, является комитет экономики Волгоградской области.
1.3. Субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в частях 3 и 4 статьи 14 Федерального закона N 209-ФЗ) на основе конкурсного отбора на право получения субсидий в соответствии с требованиями настоящего Порядка в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Комитету в областном бюджете на текущий финансовый год, с учетом принятых и неисполненных обязательств на предоставление субсидий в предшествующем финансовом году в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета (далее именуются - лимиты бюджетных обязательств) на следующие мероприятия:
1) на возмещение части затрат на плату по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным субъектами предпринимательства;
2) на возмещение части затрат субъектам предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания, развития или модернизации производства товаров;
3) на возмещение части затрат субъектам предпринимательства, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях, в том числе реализующим инновационную продукцию;
4) на оказание поддержки начинающим субъектам малого предпринимательства, в том числе инновационным компаниям.
Предоставление субсидий осуществляется на основании соглашений о предоставлении субсидий , заключаемых между Комитетом и субъектами предпринимательства, в отношении которых Комитетом принято решение о предоставлении субсидий , что предусмотрено пунктом 6.22 Порядка №621-п.
Обязательным условием предоставления субсидий, включаемым в соглашения, является согласие получателей субсидий на осуществление Комитетом и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.
Из материалов дела следует, что с целью получения субсидии ответчиком в Комитет предоставлены заявка и необходимые и достаточные документы. Протоколом №1/15 от 31.08.2015г. принято решение о включении ИП ФИО1 в список победителей конкурса по мероприятию «оказание поддержки начинающим субьектам малого предпринимательства, в том числе инновационным компаниям» и предоставлении субсидии в размере 279 565 руб.
Решение о предоставлении субсидии оформлено приказом от 11.09.2015г. №301.
18.09.2015г. между истцом и ответчиком заключено соглашение №1/15/Н-5 о предоставлении субсидии на государственную поддержку субьектов малого и среднего предпринимательства на территории Волгоградской области, 27.10.2015г. денежные средства в сумме 279 565 руб. перечислены ответчику платежным поручением №400924 ( ответчику были частично компенсированы затраты, связанные с приобретением оборудования для организации детских праздников – детские качалки «Скутер», «Машинка», «Грузовик», надувной батут горка).
Исходя из представленного ответчиком бизнес-планом «Организация детских праздников» последним создано агентство по организации детских праздников с выездом на место его проведения. Практическая деятельность ведется в части оказания услуг по проведению праздничных мероприятий по заранее разработанному сценарию, согласованному с родителями ребенка и утвержденному в договоре об оказании услуг, с использованием сертифицированного игрового оборудования, принадлежащему предпринимателю. Организация праздников осуществляется в выездной форме, для перевозки необходимого оборудования и других технических средств используется собственный автотранспорт, проект готов к реализации, прием заказов на проведение праздников открыт в июле 2015г.
При проведении выездной проверки соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления, УФК по Волгоградской области установлено, что ответчиком фактически арендованы нежилые помещения для размещения в них приобретенного оборудования: договор субаренды от 06.10.2015г. №15/4485/53 с ООО «Тамерлан» ( магазин «Покупочка»), договоры аренды торговой площади от 30.10.2015г. №ФЛ-30102015/тп/м, от 01.05.2016г. №4485/274 с ООО «Тамерлан» , по указанным в договорах адресам фактически предоставляются услуги проката инвентаря.
Согласно обьяснений ФИО1 от 04.08.2016г., договоры или другие документы, подтверждающие факты проведения детских выездных мероприятий ( праздников) не представляется возможным, в связи с их отсутствием, а потому суд критически относится к доказательствам ( договорам, сценариям), представленных ответчиком в ходе рассмотрения дела судом, в связи с отсутствием доказательств невозможности их представления в ходе проведения контрольных мероприятий.
С учетом фактически установленных обстоятельств, истец пришел к выводу о том, что полученные в качестве субсидии денежные средства, направленные на фактическую компенсацию части затрат на приобретение игрового оборудования, приобретенное оборудование используется не на цели, согласованные при выделении средств бюджета.
Согласно пункту 6ю30 Порядка №621-п в случае выявления нарушения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления, установленных настоящим Порядком, представления недостоверных сведений, документов, повлекших необоснованное получение субсидий, получатели субсидий уведомляются о выявленных нарушениях и о необходимости возврата полученных субсидий письмом Комитета в течение трех рабочих дней со дня обнаружения нарушений.
Получатель субсидии обязан произвести возврат полученной субсидии в областной бюджет в течение 30 дней со дня получения письменного уведомления Комитета.
Истцом в адрес ответчика направлялось уведомление о необходимости в месячный срок с даты получения уведомления возвратить полученную субсидию.
До настоящего времени ответчик не возвратил денежные средства в добровольном порядке.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для подачи в арбитражный суд настоящего иска.
Удовлетворяя исковые требования, суд руководствуется следующим:
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ , услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В пункте 3 названной статьи предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий должны определять: категории и(или) критерии отбора юридических лиц, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Как указано в письме Минфина России от 28.04.2016 302-10-06/24775, установленная Бюджетным кодексом РФ необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, направлена на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению.Данная мера обеспечивает восстановление прав и соблюдение законных интересов публично-правового образования, предоставившего бюджетные средства получателю субсидии на определенных нормативными правовыми актами и (или) соглашениями (договорами) условиях.Обязанность по восстановлению права публично-правового образования, нарушенного в результате действия (бездействия) получателя субсидии, ответственностью не является.
В данном случае предоставление субсидии оформлено Соглашением, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров, предметом которых являются бюджетные средства, Гражданским кодексом Российской Федерации не предусмотрено.
Заключая Соглашение №1/15/Н-5 от 18.09.2015г., ответчик не мог не осознавать особый характер правоотношений, в которые вступает, и должен был исходить из того, что в данном случае он не только приобретает те или иные права и преимущества, но и принимает на себя определенные обязанности, в том числе предусмотренные бюджетным законодательством.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями и требованиями закона.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и односторонне изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, оговоренных в законе (статья 310 названного Кодекса).
Материалами дела подтверждается, что ответчик при получении рассматриваемой субсидии и в дальнейшем при использовании в предпринимательской деятельности приобретенного за счет средств бюджета имущества, представил недостоверные сведения о целях использования игрового оборудования.
При таких условиях иск Комитета подлежит удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 112 АПК РФ вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
Комитет от уплаты государственной пошлины освобожден в силу закона.
В силу правил части 3 статьи 110 АПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 65, 102, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) в пользу Комитета экономической политики и развития Волгоградской области (400066, Волгоград, ул. Новороссийская, д.15; ИНН <***>, ОГРН <***>) денежных средств в сумме 279 565 руб., руб., перечисленные по соглашению №1/15/Н-5 от 18.09.2015г. о предоставлении субсидии на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Волгоградской области.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) в доход федерального бюджета 8 591 руб. государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в установленный законом срок в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Волгоградской области.
СУДЬЯ А.А.Суханова