Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ
г.Волгоград Дело№А12-11998/07-с45
«05» августа 2007 г.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Пономарева А.В. При ведении протокола судебного заседания судьей Пономаревым А.В.,
при участии в заседании
от истца – ФИО1
от ответчика- ФИО2, представитель по доверенности №1564 от 04.06.2007г.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: Волгоградская область, г.Ленинск, ул.22-го Партсъезда-51, об оспаривании постановления №14/56-07-07 от 10.07.2007г. Комитета государственного контроля в сфере природопользования Волгоградской области по Среднеахтубинскому и Ленинскому районам о привлечении к административной ответственности ПБОЮЛ ФИО3 по ст.8.41 КоАП РФ в виде штрафа в размере 4000руб.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить протокол об административном правонарушении №14/56-06-07 от 27.06.2007г. и постановление №14/56-07-07 от 10.07.2007г. Комитета государственного контроля в сфере природопользования Волгоградской области (далее –Комитет) о привлечении к административной ответственности по ст.8.41 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000руб. Свои требования заявитель обосновывает нарушением порядка привлечения к административной ответственности. ФИО1 не присутствовал и не извещался о времени дате месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении административного материала административной комиссией.
В судебном заседании ФИО1 на исковых требованиях настаивал.
Требования заявителя о признании незаконным и отмене протокола об административном правонарушении №14/56-06-07 от 27.06.2007г. не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Порядок обжалования протокола об административном правонарушении законодательно не предусмотрен. В соответствии с главой 25 АПК РФ в арбитражном суде может быть оспорено решение ( постановление) административного органа, а не протокол об административном правонарушении. При указанных обстоятельствах производство по делу в указанной части подлежит прекращению по правилам ч.1 п.1 ст.150 АПК РФ.
Изучив представленные документы, выслушав объяснения сторон, арбитражный суд считает , требования подлежат удовлетворению исходя из следующего.
Судом установлено, 27.06.2007г. Комитетом государственного контроля в сфере природопользования Волгоградской области была проведена проверка соблюдения ИП ФИО1 требований природоохранного законодательства.
В ходе проверки был выявлен факт невнесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2004- первый квартал 2007г. Подробно результаты проверки отражены в акте.
По результатам проверки Комитетом государственного контроля в сфере природопользования Волгоградской области в отношении ИП ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении от 27.06.2007г. по ст.8.41 КоАП РФ .
Постановлением №14/56-07-07 от 10.07.2007г. Комитет привлек индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по ст.8.41 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000руб.
Плата за загрязнение окружающей среды взимается с предприятий, учреждений, организаций и индивидуальных предпринимателей независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, на которой они основаны, включая совместные предприятия с участием иностранных юридических лиц и граждан, которым предоставлено право ведения производственно-хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации, согласно положениям Федерального закона от 10.01.2001 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ).
Начисление платы производится в соответствии с "Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды", утвержденными Минприроды России 26.01.93, с изменениями от 15.02.2000.
Согласно п. 4.7 приложения N 1 к Инструктивно-методическими указаниями размер оплаты за размещение отходов на не отведенной для этой цели территории (несанкционированная свалка) определяется путем умножения соответствующих ставок платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов на величину размещаемых отходов и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент и коэффициент, учитывающий место размещения отходов.
В соответствии со статьей 16 Закона N 7-ФЗ к видам негативного воздействия относится размещение отходов производства и потребления. Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
В статье 1 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Исчисление и взимание платы за загрязнение окружающей среды осуществляется на основании положений Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.92 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и Постановления Правительства от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" (далее - Постановление Правительства N 344).
В пункте 1 Постановления Правительства N 632 указано, что утвержденный порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за вредное воздействие на окружающую природную среду, в том числе за размещение отходов.
В Приложении N 1 к Постановлению Правительства N 344 определены нормативы платы за размещение отходов производства и потребления и коэффициенты, учитывающие экологические факторы по территориям экономических районов Российской Федерации.
Статьей 8.41, предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Обстоятельства правонарушения нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела и не оспариваются заявителем.
Вместе с тем, судом установлено нарушение предусмотренного ст. 28.2 , ст.25.1 КоАП РФ порядка привлечения ИП ФИО1 к административной ответственности.
Пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях",предусмотрено, что положения ст. 28.2 КоАП РФ , регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении , предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдения положений ст.28.2 КоАП РФ , направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Так, в соответствии со ст.28.2 КоАП РФ., физическому лицу привлекаемому к административной ответственности, законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом, разъясняются его права , предоставляется возможность для представления объяснений.
Как установлено судом , ИП ФИО1 не присутствовал при составлении протокола об административном правонарушении. Доказательств обратного административный орган не представил.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Данных о надлежащем извещении правонарушителя о месте и времени рассмотрения дела материалы дела не содержат.
Таким образом, при привлечении предпринимателя к административной ответственности, Комитетом государственного контроля в сфере природопользования Волгоградской области были нарушены требования КоАП РФ ст. 28.2 , ст.25.1, что недопустимо.
При указанных обстоятельствах требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного , руководствуясь ст. ст. 167-170, 211 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным и отменить постановление №14/56-07-07 от 10.07.2007г. Комитета государственного контроля в сфере природопользования Волгоградской области о привлечении к административной ответственности ИП ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: Волгоградская область, г.Ленинск, ул.22-го Партсъезда-51 по ст.8.41 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000руб. В остальной части производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Волгоградской области в десятидневный срок.
СУДЬЯ А. В. Пономарев