Арбитражный суд Волгоградской области
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения объявлена 27 октября 2021 г.
Полный текст решения изготовлен 03 ноября 2021 г.
Судья Арбитражного суда Волгоградской области Машлыкин А.П.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Подшибякиной О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании арбитражное дело по иску управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) к департаменту муниципального имущества Администрации Волгограда (ИНН <***>, ОГРН <***>) об урегулировании разногласий при подписании Изменения от 30.12.2019 к договору аренды от 18.09.2003 № 4997,
при участии в судебном заседании:
от истца - ФИО1, представитель по доверенности от 23.08.2021 № 78, до перерыва,
от ответчика – ФИО2, представитель по доверенности от 30.07.2020 №44,
установил:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (далее также – истец, управление) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к департаменту муниципального имущества Администрации Волгограда (далее также – ответчик, департамент), в котором просит, с учетом заявления в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации урегулировать разногласия, возникшие разногласий при подписании Изменения от 30.12.2019 к договору аренды от 18.09.2003 № 4997,изложив наименование и пункты 3, 5, 7, 8, 9, а также юридические адреса и банковские реквизиты сторон в редакции Управления, а именно:
наименование: «Изменение к договору аренды земельного участка от 18 сентября 2003 г. № 4997»:
пункт 3: «Арендная плата вносится Арендатором ежемесячно равными частями до 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Арендная плата за декабрь вносится не позднее 25 декабря текущего года. Оплата арендной платы за пользование земельным участком производится в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных из федерального бюджета на соответствующий финансовый год по КОСГУ 229»,
пункт 5: «В случае невнесения или несвоевременного внесения арендной платы в установленный Договором срок Арендатор утачивает Арендодателю неустойку в размере, предусмотренном статьей 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
пункт 7: «Цена договора составляет 89 991 руб. 43 коп. без учета НДС, является твердой и не подлежит изменению в течение всего срока его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
пункт 8: «Настоящее изменение вступает в силу с момента государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости и распространяет действие на отношения сторон, возникшие с 01.01.2020 по 31.12.2023»;
пункт 9: «Договор может быть досрочно расторгнут по инициативе Арендатора в случаях, когда:
Арендодатель не предоставляет земельный участок в пользование Арендатору либо создает препятствия пользованию указанным имуществом в соответствии с условиями договора или назначением имущества,
переданный Арендатору земельный участок имеет препятствующие пользованию им недостатки, которые не были оговорены Арендодателем при заключении договора, не были заранее известны Арендатору и не должны были быть обнаружены Арендатором при заключении договора;
земельный участок в силу обстоятельств, за которые Арендатор не отвечает, окажется в состоянии, не пригодном для использования»,
юридические адреса и банковские реквизиты сторон: дополнить реквизиты Департамента, указав расчетный счет, банк получателя, БИК, корреспондентский счет, л/счет, ОКПО, ОКТМО, КБК, дату постановки на учет в налоговом органе, электронный адрес; изложить реквизиты Управления: «Юридический адрес: 40001, <...>
Почтовый адрес: 40001, <...>
ИНН <***>
КПП 344501001
УФК по Волгоградской области (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области)
р/сч. 40105810500000010142
Отделение Волгоград, г. Волгоград
БИК 041806001
л/сч.03291W00960
Тел. <***>, 94-84-96 (бух.)».
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, просит удовлетворить заявленные требования.
Представитель ответчика считает, что в удовлетворении заявленных требований надо отказать по мотивам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в части.
Как видно из материалов дела, департаментом 18.09.2003 заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 34:34:040027:0005, общей площадью 6 477,4 кв.м., расположенного по адресу <...>, со множественностью лиц на стороне арендатора (далее также - договор аренды).
Договор аренды заключен с лицами, эксплуатирующими административное здание, расположенное по тому же адресу.
09.01.2020 департамент уведомил управление о необходимости присоединиться к
договору аренды и представил для подписания управлению Изменение от 30.12.2019 к договору аренды земельного участка от 18.09.2003 № 4997 (далее также - Изменение).
24.08.2020в адрес департамента направлен протокол разногласий к Изменению.
Пунктом 3 Изменения урегулирован порядок оплаты арендных платежей: «Арендная плата вносится Арендатором ежемесячно равными частями до 10-го числа текущего месяца».
В соответствии с частью 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 утверждено Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Федеральная служба). В соответствии с разделом II указанного Положения Федеральная служба осуществляет в порядке и в пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федерального органа исполнительной власти, в том числе имущества переданного подведомственным организациям.
Федеральная служба осуществляет функции главного администратора доходов бюджета в порядке, установленном законом Российской Федерации, руководит деятельностью своих территориальных органов, контролирует и анализирует их деятельность и разрабатывает меры по ее совершенствованию.
Управление осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации и Росреестра, полномочия собственника в отношении федерального имущества, закрепленного за ним для обеспечения основных функций, осуществляет функции администратора доходов бюджета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с доведенным до него главным администратором доходов бюджета, в ведении которого оно находится, правовым актом, наделяющим его полномочиями администратора доходов бюджета, составляет бюджетные сметы на содержание Управления в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Росреестром на очередной (текущий) финансовый год и плановый период, обеспечивает их целевое и эффективное использование.
Таким образом, заключение всех гражданско-правовых договоров производится управлением в соответствии с доведенными до него главным администратором доходов бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Росреестром на очередной (текущий) финансовый год и плановый период.
С учетом изложенного Управлением предложена следующая редакция пункта 3 Изменения: «Арендная плата вносится Арендатором ежемесячно равными частями до 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Арендная плата за декабрь вносится не позднее 25 декабря текущего года. Оплата арендной платы за пользование земельным участком производится в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных из федерального бюджета на соответствующий финансовый год по КОСГУ 229».
Пунктом 5 Изменения установлена ответственность Арендатора в случае невнесения или несвоевременного внесения арендной платы: «В случае невнесения или несвоевременного внесения арендной платы в установленный Договором срок Арендатор уплачивает Арендодателю неустойку в размере 0,1 % за каждый день просрочки от суммы платежей, подлежащих перечислению Арендодателю».
В соответствии с Положением об Управлении Росреестра по Волгоградской области, утвержденным Приказом Росреестра от 30.05.2016 № П/0263 «Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъектам Российской Федерации» (в редакции изменений внесенных приказом Росреестра от 23.01.2017 № П/0027 «О внесении изменений в Положения о территориальных органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 30.05.2016 № П/0027) Управление является получателем средств федерального бюджета. Следовательно, контрагенты могут вступать с Управлением в договорные отношения только посредством заключения государственных контрактов в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, связанные с заключением гражданско-правового договора, предметом которого является в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества.
Истец считает, что при заключении заказчиком договоров аренды земельных участков, в том числе находящихся в государственной или муниципальной собственности, подлежит применению Закон о контрактной системе. Указанная позиция подтверждается письмом Минфина России № 24- 04-01/ВН-28711, ФАС России № РП/43555/17 от 28.06.2017 «О позиции Минфина России и ФАС России по вопросу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при заключении договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной, муниципальной собственности».
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона № 44-ФЗ установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту. Отсутствие в контракте обязательных условий является нарушением
Закона о контрактной системе.
Руководствуясь правовыми нормами Закона о контрактной системе Управлением предложена следующая редакция пункта 5 Изменения: «В случае невнесения или несвоевременного внесения арендной платы в установленный Договором срок Арендатор уплачивает Арендодателю неустойку в размере, предусмотренном статьей 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Пунктом 7 Изменения установлен годовой размер арендной платы и приведен ее расчет.
Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения.
Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и статьей 95 Закона о контрактной системе. Отсутствие в контракте обязательных условий является нарушением Закона о контрактной системе.
В отсутствие разногласий относительно суммы арендной платы и ее расчета, Управлением предложено дополнить пункт 7 Изменения предложением следующего содержания: «Цена договора составляет 89 991 руб. 43 коп. без учета НДС, является твердой и не подлежит изменению в течение всего срока его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Пунктом 8 Изменения предусмотрена государственная регистрация Изменения в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области.
По смыслу пункта 1 статьи 164 ГК РФ в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.
Сделка, предусматривающая изменение условий зарегистрированной сделки, подлежит государственной регистрации (пункт 2 статьи 164 ГК РФ).
Исходя из положений пункта 2 статьи 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. Учитывая, что соглашение об изменении договора аренды, подлежащего государственной регистрации, является его неотъемлемой частью, на него распространяется требование об обязательной государственной регистрации.
По смыслу пункта 3 статьи 433 ГК РФ в отношении третьих лиц договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом. В отсутствие государственной регистрации такой договор не влечет юридических последствий для третьих лиц, которые не знали и не должны были знать о его заключении. Момент заключения такого договора в отношении его сторон определяется по правилам пунктов 1 и 2 статьи 433 ГК РФ: договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества.
Учитывая указанные правовые нормы, управлением предложена новая редакция пункта 8 Изменения: «Настоящее изменение вступает в силу с момента государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости и распространяет действие на отношения сторон, возникшие с 01.01.2020 по 31.12.2023».
Пунктом 1.1 Регламента организации работы Росреестра по осуществлению полномочий учредителя (прав собственника) в отношении федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Росреестру, по согласованию распоряжения недвижимым имуществом (утвержден руководителем Росреестра 22.03.2016) (далее - Регламент) предусмотрено обязательное согласование Росреестром заключения договоров аренды его территориальными органами.
Согласно пункту 1.4 Регламента, территориальные органы Росреестра в срок не позднее чем за 40 дней до предполагаемой даты совершения сделки направляют обращение с пакетом документов для согласования. Росреестр по итогам рассмотрения обращения и пакета документов принимает решение о согласовании или об отказе в совершении сделки и направляет его в адрес территориального органа (пункт 4.1 Регламента).
В соответствии с положениями Регламента управлением направлено обращение о получении согласования Росреестра на заключение Изменения.
Согласно ответу Росреестра № 03-4477-МБ/20 от 20.05.2020, управлению согласовано заключение с Департаментом изменения к договору аренды земельного участка общей площадью 6577,4 кв.м., в размере 726,36 кв.м, в праве общей собственности соразмерно доли управления на здание, расположенное на указанном земельном участке с арендной платой, указанной в проекте изменений к договору аренды земельного участка сроком по 31.12.2023.
При этом договор аренды должен содержать обязательное условие о возможности досрочного расторжения договора по инициативе арендатора и условие о вступлении в силу договора аренды с момента государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Оплату арендных и иных платежей, связанных с содержанием недвижимого имущества, следует осуществлять в пределах доведенных лимитов на соответствующий финансовый год.
С учетом указанных предписаний Росреестра, обязательных для управления, Изменение предложено дополнить пунктом 9 следующего содержания: «Договор может быть досрочно расторгнут по инициативе Арендатора в случаях, когда:
-Арендодатель не предоставляет земельный участок в пользование Арендатору либо создает препятствия пользованию указанным имуществом в соответствии с условиями договора или назначением имущества;
-переданный Арендатору земельный участок имеет препятствующие пользованию им недостатки, которые не были оговорены Арендодателем при заключении договора, не были заранее известны Арендатору и не должны были быть обнаружены Арендатором при заключении договора;
-земельный участок в силу обстоятельств, за которые Арендатор не отвечает, окажется в состоянии, не пригодном для использования».
Кроме того, предписания Росреестра, указанные в письме № 03-4477- МБ/20 от 20.05.2020, учтены управлением в пунктах 3 и 8 Изменения в редакции, предложенной управлением в протоколе разногласий.
Изменения также дополнены в части юридических адресов и реквизитов Сторон. В целях надлежащего оформления Изменений и своевременной оплаты по указанному договору, управлением предложено дополнить реквизиты департамента, указав расчетный счет, банк получателя, БИК, корреспондентский счет, л/счет, ОКНО, ОКТМО, КБК, дату постановки на учет в налоговом органе, электронный адрес, а также изложить реквизиты управления.
Истец обращает внимание на то, что согласно части 1 статьи 433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. При этом акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным (часть 1 статьи 438). Поскольку Изменение подписано управлением с протоколом разногласий, оно не может быть датировано 30.12.2019, в связи с чем управление предложило изложить наименование в следующей редакции: «Изменение к договору аренды земельного участка от 18 сентября 2003 г. № 4997».
30.12.2019управлением получен протокол согласования разногласий к Изменению, из содержания которого следует несогласие департамента с редакцией Изменения, предложенной управлением. Как указано в сопроводительном письме к протоколу согласования разногласий, предлагаемые департаментом условия аренды являются едиными для всех арендаторов, применяются длительное время. Договор аренды заключен с множественностью лиц на стороне арендатора, действует на предложенных арендодателем условиях, подписан и исполняется иными арендаторами договора. Изменение подготовлено исключительно в связи с изменением состава арендаторов, и не предполагает изменения иных пунктов заключенного договора. По мнению департамента в случае внесения изменений в предложенную департаментом форму нарушаются права иных арендаторов, подписавших договор на предложенных арендодателем условиях.
Указанные доводы департамента управление полагает несостоятельными ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления либо на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, такой земельный участок может быть предоставлен этим лицам в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
В течение тридцати дней со дня получения указанного заявления от одного из правообладателей здания, сооружения или помещений в них уполномоченный орган направляет иным правообладателям здания, сооружения или помещений в них, имеющим право на заключение договора аренды земельного участка, подписанный проект договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора.
В течение тридцати дней со дня направления проекта договора аренды земельного участка правообладатели здания, сооружения или помещений в них обязаны подписать этот договор аренды и представить его в уполномоченный орган. Договор аренды земельного участка заключается с лицами, которые подписали этот договор аренды и представили его в уполномоченный орган в указанный срок (пункт 6 статьи 39.20 ЗК РФ).
Наличие множественности лиц на стороне арендатора не препятствует разрешению настоящего спора по существу. Редакция Изменения, предложенная управлением, не влияет на правовой статус остальных арендаторов, не изменяет из объем прав и обязанностей в отношении спорного земельного участка и Департамента. Условия договора с иными арендаторами могут быть согласованы во внесудебном или судебном порядке в рамках рассмотрения иных споров.
25.01.2021в адрес департамента направлен протокол урегулирования разногласий к Изменению. Согласно ответу департамента от 25.02.2021, основания для урегулирования разногласий отсутствуют, в связи с чем протокол урегулирования разногласий к Изменению подлежит возврату без рассмотрения.
В силу положений пункта 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с указанным кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 445 ГК РФ сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда (абзац 2 пункт 2 статьи 445 ГК РФ).
Исходя из разъяснений, приведенных в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора», на рассмотрение суда могут быть переданы разногласия, возникшие в ходе заключения договора, при наличии обязанности заключить договор или соглашения сторон о передаче разногласий на рассмотрение суда. Такой спор подлежит рассмотрению в том же порядке, что и спор о понуждении к заключению договора (пункт 1 статьи 446 ГК РФ).
В статье 446 ГК РФ закреплено, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В силу статьи 446 ГК РФ, статьи 173 АПК РФ при рассмотрении разногласий судом такой договор для сторон считается заключенным с момента вступления судебного акта в законную силу, с учетом выводов суда по каждому спорному условию, отраженному в резолютивной части решения.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 указанного кодекса, на праве оперативного управления.
Истец считает, что управление как правообладатель части помещений в здании, расположенном на земельном участке с кадастровым номером 34:34:040027:0005 по адресу <...>, вправе требовать предоставления данного участка в аренду без проведения торгов, а департамент, в свою очередь, обязан заключить такой договор.
Согласно Положению о департаменте муниципального имущества администрации Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 22.03.2017 N 55/1585 " О даче согласие администрации Волгограда на реорганизацию департамента муниципального имущества администрации Волгограда и департамента земельных ресурсов администрации Волгограда в форме присоединения департамента земельных ресурсов администрации Волгограда к департаменту муниципального имущества администрации Волгограда" к полномочиям Департамента муниципального имущества относится осуществление полномочий собственника по управлению, владению, пользованию и распоряжению земельными участками, в том числе полномочия продавца, арендодателя.
Ответчик указывает, что все спорные пункты договора предусмотрены распоряжением департамента от 22.03.2018 № 1020р «Об утверждении примерной формы договора аренды земельного участка» утверждены типовые формы договоров аренды земельных участков.
Предлагаемые департаментом условия аренды являются едиными для всех арендаторов, заключить договор на других условиях департамент не имеет возможности, иное свидетельствовало бы о неправомерности установления льготного положения одних арендаторов перед другими, что недопустимо в силу требований статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЭ «О защите конкуренции».
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 1 и пункта 1 статьи ЗК РФ пользование землей в Российской Федерации является платным.
По смыслу ЗК РФ стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к регулируемым ценам. При этом устанавливаемый органами местного самоуправления порядок определения арендной платы не должен противоречить федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации. В связи с принятием уполномоченными органами нормативно-правовых актов устанавливающих или изменяющих ставки арендной платы на очередной период на земельные участки, у арендатора возникает обязанность вносить арендную плату в установленном нормативным актом порядке.
Действующее гражданское законодательство регламентирует определенный порядок заключения договора либо внесения в договор изменений, согласно которому протокол согласования разногласий является окончательным документом при согласовании спорных вопросов, соответственно, направление протокола разногласий либо иных документов к протоколу согласования разногласий противоречит законодательству и создает волокиту при рассмотрении вопросов, влекущих юридические последствия для сторон договора.
Ответчик указывает, что управлением протокол согласования разногласий к изменению от 30.12.2019 к договору аренды от 18.09.2003 № 4997 подписан без замечаний, которым договор принят в редакции арендодателя, поэтому у департамента отсутствовали основания для согласования протокола урегулирования к протоколу согласования разногласий к изменению от 30.12.2019 к договору аренды от 18.09.2003 № 4997.
Представитель управления пояснил, что письмом от 26.11.2020 № 02-1076-ОЧ/20 истец направил в адрес департамента Изменение от 30.12.2019 к договору аренды земельного участка от 18.09.2003 № 4997 с протоколом разногласий.
По результатам рассмотрения протокола разногласий департаментом подготовлен ответ от 25.12.2020 № 27707-офзо об отказе подписания подготовленного управлением протокола разногласий и направлении двух экземпляров протокола согласования разногласий.
Управлением рассмотрен протокол согласования разногласий и принят в редакции протокола урегулирования разногласий, о чем на одном из экземпляров протокола согласования разногласий сделана соответствующая отметка. Письмом от 25.01.2021 № 02-3427-ОЧ/21 управление направило в адрес департамента: Изменение от 30.12.2019 на 3 л. В 2 экз.; протокол разногласий к Изменению на 2 л. В 1 экз.; протокол согласования разногласий к Изменению на 1 л. В 2 экз.; протокол урегулирования разногласий к Изменению на 2 л. В 3 экз.
Департамент, получив два экземпляра протокола согласования разногласий к Изменению от 30.12.2019 к договору аренды земельного участка от 18.09.2003 № 4997, несмотря на наличие отметки «с протоколом урегулирования разногласий» и направление трех экземпляров протокола урегулирования разногласий вернул без рассмотрения направленные документы и указал, что протокол согласования разногласий к Изменению от 30.12.2019 к договору аренды земельного участка от 18.09.2003 № 4997 подписан управлением без замечаний, что следует из письма от 25.02.2021 № 4273-офзо.
При таких обстоятельствах, при наличии действий, подтверждающих наличие у сторон каких-либо разногласий и неопределенности в отношении условий договора, договор считаться заключенным не может.
Суд обращает внимание, что три экземпляра протокола урегулирования разногласий к Изменению от 30.12.2019 к договору аренды земельного участка от 18.09.2003 № 4997 подписаны представителем ответчика ФИО3
Заместитель руководителя департамента ФИО3 пояснила, что в соответствии с ответом от 25.02.2021 у департамента отсутствовали намерения подписания протокола урегулирования разногласий, в связи, с чем подпись поставлена ошибочно, считает, отсутствие печати свидетельствует о том, что документ не имеет юридической силы.
Представитель ответчика указал, что протокол урегулирования разногласий к Изменениям от 30.12.2019 к договору аренды земельного участка от 18.09.2003 №4997 в соответствии с письмом департамента от 25.02.2021 №4273-офзо был возвращен в истцу без рассмотрения, в протоколе урегулирования разногласии отсутствует печать Департамента.
В соответствии с пунктом 3.7 решения Волгоградской городской Думы от 22.03.2017 № 55/1585 "О даче согласия администрации Волгограда на реорганизацию департамента муниципального имущества администрации Волгограда и департамента земельных ресурсов администрации Волгограда в форме присоединения департамента земельных ресурсов администрации Волгограда к департаменту муниципального имущества администрации Волгограда и утверждении Положения о департаменте муниципального имущества администрации Волгограда" Департамент является юридическим лицом, имеет печать с изображением герба города-героя Волгограда и своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, лицевые счета, открываемые в соответствии с положениями бюджетного законодательства Российской Федерации, муниципальное имущество Волгограда на праве оперативного управления.
Согласно пункту 5.24 ГОСТ Р 7.0.97-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов" (утв. Приказом Госстандарта от 08.12.2016 N 2004-ст) печать заверяет подлинность подписи должностного лица на документах, удостоверяющих права лиц,
фиксирующих факты, связанные с финансовыми средствами, а также на иных документах, предусматривающих заверение подписи печатью в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Приложением №2 к Распоряжению департамента от 20.12.2019 №595 8р «Об утверждении образцов печатей департамента, назначении
ответственных лиц по обеспечению ответственного хранения печатей, введении в
действие новой печати» печать №5, ответственным за использование которой является заместитель руководителя ФИО3 проставляется на договоры аренды земельных участков, соглашения о расторжении, изменения к договорам аренды, извещения о размере арендной платы, дубликаты (копии) документов с подписью руководителя, акты сверки расчетов.
Суд считает, что Изменения от 30.12.2019 к договору аренды земельного участка от 18.09.2003 № 4997 урегулированы в редакции протокола урегулирования разногласий к Изменению от 30.12.2019 к договору аренды земельного участка от 18.09.2003 № 4997, так как три экземпляра протокола урегулирования разногласий к Изменению от 30.12.2019 к договору аренды земельного участка от 18.09.2003 № 4997 подписаны представителем ответчика ФИО3, которая на момент подписания имела соответствующие полномочия действовать от имени юридического лица по вопросам своей компетенции.
Вместе с тем, в целях правовой определенности пункт 7 Изменений к договору аренды земельного участка от 18.09.2003 № 4997 необходимо изложить в следующей редакции: «Цена договора составляет 89 991 руб. 43 коп. без учета НДС».
По смыслу статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к регулируемым ценам. При этом устанавливаемый органами местного самоуправления порядок определения арендной платы не должен противоречить федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации. В связи с принятием уполномоченными органами нормативно-правовых актов, устанавливающих или изменяющих ставки арендной платы на очередной период на земельные участки, у арендатора возникает обязанность вносить арендную плату в установленном нормативным актом размере.
Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется (пункт 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 г. № 13 "О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 г. № 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды".
При таких обстоятельствах, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в названной части.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Суд учитывает, что истец при обращении в суд с данным иском оплатил государственную пошлину в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 65, 102, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд Волгоградской области
решил:
Иск удовлетворить в части. Пункт 7 Изменений к договору аренды земельного участка от 18.09.2003 № 4997 изложить в следующей редакции: «Цена договора составляет 89 991 руб. 43 коп. без учета НДС». В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Волгоградской области.
Судья А.П. Машлыкин