ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-12132/2022 от 04.07.2022 АС Волгоградской области

Арбитражный суд Волгоградской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград

04 июля 2022 года Дело № А12-12132/2022

Резолютивная часть решения объявлена 04.07.2022

Решение суда в полном объеме изготовлено 04.07.2022

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Л.В. Костровой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.Г. Ломакиной, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Волгоградский областной клинический наркологический диспансер» (ОГРН: 1023402463292, дата присвоения ОГРН: 11.12.2002, ИНН: 3441010174) к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области (ОГРН:1023403847235, дата присвоения ОГРН:06.11.2002, ИНН:3445926514) о признании недействительным решения,

по встречному исковому заявлению Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Волгоградский областной клинический наркологический диспансер» о взыскании задолженности по налогам в размере 259 500 руб.

при участии в заседании:

от общества – Конотопов М.А. по доверенности от 31.10.2021, Саликова Е.В. по доверенности от 30.06.2022

от пенсионного фонда – Кузьменко О.И. по доверенности от 25.10.2021, Калиничева Е.К. по доверенности от 01.10.2022

УСТАНОВИЛ:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Волгоградский областной клинический наркологический диспансер» обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области от 07.02.2022 №044S1920002477 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Определением от 13.05.2022 заявление учреждения принято, возбуждено производство по делу №А12-12132/2022.

07.06.2022 в арбитражный суд Волгоградской области поступило встречное заявление Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Волгоградский областной клинический наркологический диспансер» о взыскании задолженности по налогам в размере 259 500 руб.

Рассмотрев материалы дела, суд полагает, что заявления подлежат частичному удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) заявитель является страхователем.

На основании ст. 15 Закона № 27-ФЗ страхователь обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенных указанным законом.

Как следует из положений ст. 11 Закона № 27-ФЗ, страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско- правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии, суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, то есть сведения по форме СЗВ-СТАЖ.

Форма и Порядок заполнения, а также электронный Формат формы СЗВ-СТАЖ утверждены Постановлением Правления ПФР от 06.12.2018 № 507п.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Закон № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому стра­хователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Из материалов дела усматривается, что Отчет по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год в отношении 519 застрахованных лиц пред­ставлен страхователем в установленный законодательством срок—19.02.2020.

Однако, в представленных сведениях выявлены ошибки:

с кодировкой ошибки «50» ВС. ОДВ-1_2017-12-25.1.2 Ответчик пояснил, что ошибка связана с тем, что каждый указанный в сведениях код особыхусловий труда в сочетании с кодом позиции списка или выслуге лет должен присутствовать в разделе 5 формы ОДВ-1.

В соответствии с частью 5 статьи 17 Закон № 27-ФЗ страхователю направлено 19.02.2020 уведомление об устранении ошибок. Срок представления «дополняющей» формы по уведомлению 10.03.2020г.

Страхователь неоднократно представлял «дополняющую» форму СЗВ-СТАЖ за 2019 год на 519 застрахованных лиц с аналогичными ошибками:

- 27.02.2020г. с неверным указанием типа формы с ошибками, в том числе:

28.02.2020 представлена форма СЗВ-СТАЖ «Исходная»;

18.03.2020 представлена форма СЗВ-СТАЖ «Исходная»;

24.03.2020 представлена форма СЗВ-СТАЖ «Исходная»;

26.03.2020 представлена форма СЗВ-СТАЖ «Исходная»

В отношении 519 застрахованных лиц корректные сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год отчет страхователь представил 27.03.2020, то есть, в нарушение указанного вуведомлении срока.

Фактически матераилы дела свидетельствуют о незначительном пропуске заявителем срока для устранения выявленного нарушения.

По факту правонарушения органом ПФР составлен акт от 24.12.2021 года № 044S18210015877

Решением ГУ-ОПФР по Волгоградской области от 07.02.2022г. № 044S19220002477 заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление в срок сведений, в виде штрафа в размере 259 500,00 руб.

Страхователь оспаривает факт несвоевременного представления сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год, полагая, что отчет с ошибками законодатель разрешает подавать многократно в течение пяти рабочих дней в зависимости от количества отрицательных протоколов ПФР.

Суд полагает, что доводы заявителя в указанной части являются несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм действующего законодательства.

Согласно пункту 38 Приказа Минтруда России от 22.04.2020 № 211н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах" уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установлен-ным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

Согласно ч. 5 ст. 17 Закон № 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении имеющихся расхождений в течение пяти рабочих дней вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

В соответствии с абз. 40 Приказа Минтруда России от 22.04.2020 № 211н (ред. от 05.10.2021) "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах" за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ.

В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

В рассмотриваемом случае ошибки были исправлены заявителем по истечение установленного в уведомлении срока.

Ответчик представил суду пояснения, в соовтетствии с которыми 19.02.2020 ГБУЗ «ВОКНД» представил отчет по форме СЗВ-СТАЖ «исходная» за 2019 год в отношении 519 застрахованных лиц с нарушением Порядка заполнения формы, а именно:

— не заполнен Раздел 5 "Основание для отражения данных о периодах работы застрахованного лица в условиях, дающих право на досрочное назначение пенсии в соответствии с частью 1 статьи 30 и статьей 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ";

— в индивидуальных сведениях форма СЗВ-СТАЖ по конкретному застрахованному лицу указаны особые условия труда код 27-1 (Список № 1 Постановление Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (ред. от 02.10.1991) "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", да-лее — Список № 1) соответственно, необходимо указывать в «условиях досрочного назначе-ния пенсии» в качестве основания - код позиции из Списка № 1, который соответствует профессии и должности застрахованного лица. Однако, в индивидуальных сведениях страхова-тель указал основание — код 27-ГД или оставил «условия досрочного назначения пенсии» не за-полненными, что в соответствии с Порядком заполнения является ошибкой.

26.02.2020 ГБУЗ «ВОКНД» представил отчет по форме СЗВ-СТАЖ с типом «допол-няющая» за 2019 год в отношении 1 застрахованного лица с ошибкой в дате стажа, а именно:

— указан стаж работы с 2003 года.

27.02.2020 ГБУЗ «ВОКНД» представил отчет по форме СЗВ-СТАЖ с типом «до-полняющая» за 2019 год в отношении 519 застрахованных лиц, повтор ошибки от 19.02.2020г.: в индивидуальных сведениях форма СЗВ-СТАЖ по конкретному застрахованно¬му лицу указаны особые условия труда код 27-1 (Список № 1) соответственно, необходимо указывать в «условиях досрочного назначения пенсии» в качестве основания - код позиции из Списка № 1, который соответствует профессии и должности застрахованного лица. Одна¬ко, в индивидуальных сведениях страхователь указал основание — код 27-ГД или оставил «усло¬вия досрочного назначения пенсии» не заполненными, что в соответствии с Порядком заполне¬ния является ошибкой.

28.02.2020 ГБУЗ «ВОКНД» представил отчет по форме СЗВ-СТАЖ с типом «ис-ходная» за 2019 год в отношении 519 застрахованных лиц с неверным указанием типа формы, а также повтор ошибки от 19.02.2020г.: в индивидуальных сведениях форма СЗВ-СТАЖ по кон-кретному застрахованному лицу указаны особые условия труда код 27-1 (Список № 1) соответ-ственно, необходимо указывать в «условиях досрочного назначения пенсии» в качестве основания - код позиции из Списка № 1, который соответствует профессии и должности застрахованного лица. Однако, в индивидуальных сведениях страхователь указан основание код 27-ГД или оставил «условия досрочного назначения пенсии» не заполненными, что в соот-ветствии с Порядком заполнения является ошибкой.

04.03.2020 ГБУЗ «ВОКНД» представил отчет по форме СЗВ-СТАЖ с полняющая» за 2019 год в отношении 6 застрахованных лиц с ошибкой в дате стажа хованного лица.

06.03.2020 ГБУЗ «ВОКНД» представил отчет по форме СЗВ-СТАЖ с типом полняющая» за 2019 год в отношении 6 застрахованных лиц с ошибкой в дате стажа застрахованного лица: конец периода работы 16.08.2019 г., дата увольнения 31.12.2019г.

12.03.2020 ГБУЗ «ВОКНД» представил отчет по форме СЗВ-СТАЖ с типом «до-полняющая» за 2019 год в отношении 1 застрахованного лица, что не повлияло на исправление вышеуказанных ошибок.

18.03.2020 ГБУЗ «ВОКНД» представил отчет по форме СЗВ-СТАЖ «дополняющая» за 2019 год в отношении 519 застрахованных лиц, повтор ошибки от 19.02.2020: в индивидуальных сведениях форма СЗВ-СТАЖ по конкретному застрахованному лицу указаны особые условия труда код 27-1 (Список № 1) соответственно, необходимо указывать в «условиях досрочного назначения пенсии» в качестве основания - код позиции из Списка № 1, который соответствует профессии и должности застрахованного лица. Однако, в индивидуальных сведениях страхователь указал основание — код 27-ГД или оставил «условия досрочного назначения пенсии» не заполненными, что в соответствии с Порядком заполнения является ошибкой.

24.03.2020 ГБУЗ «ВОКНД» представил отчет по форме СЗВ-СТАЖ с типом «до-полняющая» за 2019 год в отношении 519 застрахованных лиц, повтор ошибки от 19.02.2020: в индивидуальных сведениях форма СЗВ-СТАЖ по конкретному застрахованному лицу указаны особые условия труда код 27-1 (Список № 1) соответственно, необходимо указывать в «условиях досрочного назначения пенсии» в качестве основания - код позиции из Списка № 1, который соответствует профессии и должности застрахованного лица. Однако, в индивидуальных сведениях страхователь указал основание — код 27-ГД или оставил «условия досрочного назначения пенсии» не заполненными, что в соответствии с Порядком заполне¬ния является ошибкой.

26.03.2020 ГБУЗ «ВОКНД» представил отчет по форме СЗВ-СТАЖ с типом «до-полняющая» за 2019 год в отношении 519 застрахованных лиц. Страхователь скорректировал индивидуальные сведения: по конкретному застрахованному лицу, где указанны особые условия труда код 27-1 (Список № 1) исключили основание — кодировку 27-ГД, но код позиции из Списка № 1, который соответствует профессии и должности застрахованного лица, не указан.

Страхователь факт несвоевременного представления корректных сведений не оспаривает, равно как и не оспаривает, что неоднократно в целях исправления выявленного нарушения представлял сведения с теми же ошибками, что о своевременном устранении допаущеных нарушений не свидетельствует.

В соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Вина страхователя в совершении правонарушения подтверждается материалами дела.

Вместе стем, суд полагает, что размер начисленного штрафа подлежит снижению с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения.

По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Размер штрафного взыскания, поскольку такое взыскание связано с ограничением конституционного права собственности, во всяком случае, должен отвечать критерию соразмерности, вытекающему из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15.07.1999 N 11-П и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 08.12.2009 N 11019/09, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причинённого ущерба.

В преамбуле Закона № 27-ФЗ указано, что данный Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. В соответствии со статьей 2 того же Закона правовую основу индивидуального (персонифицированного) учета составляют Конституция Российской Федерации, данный Федеральный закон, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, регулирующие правоотношения в данной сфере.

Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «б обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 № 213-Ф3, от 03.12.2012 № 243-Ф3) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулировались до 01.01.2017 года Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», если иное не предусматривалось настоящим Федеральным законом.

С 01.01.2017 правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (часть третья в ред. Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ).

Информационным письмом от 11.08.2004 № 79 Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации разъяснил, что к правоотношениям, связанным с контролем за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, применимы, в частности положения главы 15 НК РФ «Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений».

Следовательно, при решении вопроса о снижении размера штрафных санкций в данной ситуации арбитражный суд вправе применить нормы Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе положения ст.ст.112 и 114 НК РФ.

В силу п.1 ст.112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, могут быть любые обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность. При этом положения указанной статьи не содержат исчерпывающего перечня таких обстоятельств. Отнесение тех или иных обстоятельств к смягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения обстоятельствам с учетом общественной опасности совершенного налогового правонарушения, наступивших последствий, входит в правомочия суда.

В соответствии с п.1 ст. 114 НК РФ налоговая санкция является мерой ответственности правонарушителя, но не мерой государственного принуждения, не карой за совершенное нарушение закона и не наказанием (в отличие от уголовного законодательства – глава 9 УК РФ), не преследует цели перевоспитания виновного.

Согласно п.3 ст.114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 настоящего Кодекса за совершение налогового правонарушения. При этом кратность снижения санкций не поставлена законодателем в зависимость от количества выявленных смягчающих обстоятельств по делу.

В соответствии с п.4 ст.112 Налогового кодекса РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.

В силу положений ст. 114 НК РФ орган, принимающий решение о привлечении налогоплательщиков к налоговой ответственности, не органичен в праве на применение положений ст. 112 НК РФ и без заявления об этом со стороны налогоплательщика.

Суд отмечает, что заявитель предпринимал неоднократно меры к устранению допущенного нарушения, просрока представления корректных сведений составляет небольшой срок, заявитель находится в тяжелом финансовом состоянии, веден социально значимую деятельность.

При таких обстоятельствах суд полагает, что назначенный штраф в размере 259500 руб. несоразмерен характеру и тяжести совершенного правонарушения, не отвечает требованиям вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов соразмерности и справедливости наказания и мог бы быть снижен, учитывая, что учреждение ранее в аналогичной ответственности не привлекалось, правонарушение совершило впервые, выявленное нарушение было учреждением исправлено, пусть и с нарушением установленных сроков, срок представления сведений в Центр пропущен незначительно.

Учитывая указанные обстоятельства, а также отсутствие негативных последствий совершенного правонарушения, суд полагает, что назначенный штраф в размере 259500 рублей не отвечает вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, подлежит снижению до 1500 руб.

Таким образом, оспариваемое решение подлежит признанию недействительным в части назначения размера штрафа в размере 258000 руб.

Встречное заявление подлежит удовлетворению на сумму 1500 руб.

В связи с частичным удовлетворением требований о признании незаконным решения Отделения ПФР с ответчика в силу ст. 110 АПК РФ в пользу заявителя подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2982,66 руб.

В связи с частичным удовлетворением требований Отделения ПФР заявителю надлежит уплате государственная пошлина в размере 47,35 руб.

Руководствуясь статьями 167-170, 201,110 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявления удовлетворить в части.

Признать недействительным решение Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области от 07.02.2022 №044S1920002477 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в части назначения финансовых санкций в размере 258000 руб.

Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Волгоградский областной клинический наркологический диспансер» в пользу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области финансовые санкции в размере 1500 руб.

В удовлетворении заявлений в остальной части отказать.

Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Волгоградский областной клинический наркологический диспансер» в доход федерального учреждения государственную пошлину в размере 47,35 руб.

Взыскать с Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области в пользу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Волгоградский областной клинический наркологический диспансер» государственную пошлину в размере 2982,66 руб.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в апелляционном порядке в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в установленный законом срок.

Решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству указанных лиц копии решений (определений) на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья Кострова Л.В.