АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005
http://volgograd.arbitr.ru e-mail: info@volgograd.arbitr.ru телефон: (8442) 23-00-78 Факс: (8442) 24-04-60
_________________________________________________________________________________
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград Дело № А12-12949/2011
«27» октября 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 25.10.2011
Полный текст решения изготовлен 27.10.2011
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Пятерниной Е.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поповой А.И. (с использованием средств аудиозаписи), рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Новоград» (ИНН: <***>; ОГРН: <***>) к Департаменту по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Волгограда (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) об оспаривании решения, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора – Администрации Волгограда (ИНН: <***>, ОГРН: <***>), МУ «Горэколес» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>), Комитета по градостроительству и архитектуре Администрации Волгограда (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
в судебном заседании участвуют:
от заявителя – представители ФИО1 по доверенности от 15.08.2011г., ФИО2, генеральный директор, решение от 25.04.2011г., представитель ФИО3 по доверенности от 24.10.2011;
от ответчика – представитель ФИО4 по доверенности № 27 от 27.12.2010г.;
от МУ «Горэколес» - представитель ФИО5 по доверенности от 03.11.2011г. № 583/01;
от Администрации Волгограда – представитель ФИО6 по доверенности от 28.06.2011г. № 05-ид/90;
от Комитета по градостроительству и архитектуре Администрации Волгограда – представитель ФИО7 по доверенности от 29.04.2011 №АРГ 64-11;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Новоград» (далее – ООО «Новоград», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о признании незаконным и отмене, как противоречащего статье 2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», решения Департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Волгограда (далее – Департамент) от 12.07.2011 об отмене заключения от 27.01.2009 № 91Д о возможности прокладки трассы канализации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Администрация Волгограда, Муниципальное учреждение «Горэколес», Комитет по градостроительству и архитектуре Администрации Волгограда.
В судебном заседании представители заявителя настаивали на удовлетворении заявленных требований.
Представитель Департамента заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представители Администрации Волгограда, Муниципального учреждения «Горэколес», Комитета по градостроительству и архитектуре Администрации Волгограда возражают против заявленных требований.
В судебном заседании 20.10.2011, в порядке статьи 163 АПК РФ, объявлен перерыв до 14 часов 15 минут 25.10.2011. После окончания перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив представленные документы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив их доводы, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, 01 июля 2011г. ООО «Новоград» обратилось в Департамент с письмом о даче разрешения на прохождение трассы наружных сетей канализации «Квартал малоэтажной застройки «Новоград» в поселке Царицын Городищенского района Волгоградской области» проходящей через земли Ворошиловского участкового лесничества города Волгограда.
Решением, оформленное письмом №2413/Д от 12.07.2011, Департамент сообщил о невозможности предоставления земельных участков, занятых городскими лесами, для строительства линейных сооружений с учетом требований статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции от 29.12.2010 № 442-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации). В письменном ответе так же указано на то, что с целью соблюдения требований лесного законодательства, Департамент вынужден отменить ранее выданное ООО «Новоград» заключение от 27.01.2009 № 91/Д и предлагает провести корректировку прокладки трассы, исключив прохождение трассы по территории земельный участков, занятых городскими лесами.
Считая вышеназванное решениенесоответствующим законодательству и нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
К полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся владение, пользование, распоряжение такими лесными участками (часть 1 статьи 84 Лесного кодекса РФ).
Согласно частям 1 и 2 статьи 8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности; формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии со статьей 23 Лесного кодекса РФ на территории населенных пунктов, в том числе городского округа город-герой Волгоград, располагаются городские леса, в отношении которых, в соответствии с вышеуказанными нормами лесного законодательства, администрацией Волгограда, являющейся исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, устанавливается порядок распоряжения ими.
Постановлением главы Волгограда от 04.03.2009г. №445 утвержден административный регламент исполнения муниципальной функции «Организация и проведение процедуры в предоставления лесных участков и лесных насаждений для использования» (в редакции от 12.04.2011 № 848). Указанный административный регламент определяет сроки и последовательность действий (административные процедуры) при предоставлении городских лесов для использования в целях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации (пункт 1.1). Муниципальная функция исполняется администрацией Волгограда и осуществляется через ее структурные подразделения: департамент по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда, комитет земельных ресурсов администрации Волгограда, комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, департамент муниципального имущества. При этом предоставление лесных участков городских лесов осуществляется в порядке, установленном статьей 71 Лесного кодекса РФ.
Основанием для исполнения муниципальной функции является поступление в департамент по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда заявления заинтересованного в предоставлении лесного участка лица с приложением необходимых документов, перечень которых определен вышеуказанным постановлением администрации Волгограда №445. Департамент рассматривает заявление на предмет намечаемого вида деятельности разрешенным видам использования городских лесов, установленным лесохозяйственным регламентом. В случае их несоответствия Департамент готовит и направляет письменный отказ заявителю.
Для принятия решения о предоставлении лесного участка, в случае соответствия намечаемого вида деятельности видам разрешенного использования, Департамент подготавливает и направляет в Комитет по градостроительству и архитектуре Администрации Волгограда и в Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда соответствующие запросы о возможности предоставления испрашиваемого лесного участка городских лесов на предмет обременении лесного участка правами третьих лиц, наличия ограничений, препятствующих передаче лесного участка, градостроительных условий. С учетом заключений комитета по градостроительству и архитектуре и комитета земельных ресурсов администрации Волгограда, Департамент готовит решение о предоставлении лесного участка в аренду и, в соответствии с требованиями лесного законодательства, указывает процедуру предоставления (в порядке аукциона или без такового). В случае наличия ограничений, препятствующих передаче лесного участка из состава городских лесов в аренду, или невозможности соблюдения градостроительных требований, документы возвращаются заявителю с мотивированным отказом.
В случае принятия положительного решения о предоставлении лесного участка на основании результатов аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, Департамент готовит и направляет проект постановления администрации Волгограда о проведении аукциона о продаже права на заключение договора аренды лесного участка. Проводится работа по формированию лесного участка, постановке его на кадастровый учет. После получения протокола о результатах аукциона осуществляется подготовка и подписание договора аренды лесного участка. Указанный договор подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997г № 122-ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В случае принятия администрацией Волгограда постановления о предоставлении лесного участка без проведения аукциона по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 74 Лесного кодекса РФ, Департамент готовит и направляет на согласование в структурные подразделения администрации Волгограда проект постановления о предоставлении лесного участка в аренду. После принятия администрацией Волгограда постановления о предоставлении лесного участка в аренду, что возможно при отсутствии замечаний согласующих структур и соответствии проекта требованиям законодательства и подзаконных актов, заявителем за счет собственных средств обеспечивается государственный кадастровый учет испрашиваемого лесного участка, после получения кадастрового паспорта комитетом земельных ресурсов администрации Волгограда осуществляется подготовка и подписание договора аренды лесного участка.
Оспариваемое решение, оформленное письмом от 12.07.2011 № 2413/Д, является ненормативным правовым актом, которое принято уполномоченным органом в пределах своей компетенции.
Обращаясь в суд, заявитель указывает на то, что оспариваемое решение об отмене ранее выданного ООО «Новоград» заключения о возможности прокладки трассы канализации, оформленное письмом от 27.01.2009 № 91Д, принято в нарушение статье 2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», так как правоотношения между обществом и Департаментом возникли до принятия Федерального закона от 29.12.2010 № 442-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ».
В рассматриваемом случае, письмо Департамента от 27.01.2009 №91/Д о возможности прокладки трассы канализации (для квартала малоэтажной застройки «Новоград») по территории городских лесов в Дзержинском районе города Волгограда является мнением уполномоченного структурного подразделения администрации Волгограда о допустимости, в соответствии со статьей 21 Лесного кодекса РФ, прокладки трассы линейного объекта по территории городских лесов при соблюдении установленных условий. При этом суд принимает во внимание, что по состоянию на 27.01.2009 административный регламент исполнения муниципальной функции «Организация и проведение процедуры в предоставления лесных участков и лесных насаждений для использования» не был принят (утвержден постановлением администрации Волгограда от 04.03.2009 №445), соответственно, рассмотрение Департаментом схемы прохождения трассы канализации осуществлялось в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства.
Статьей 2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что Лесной кодекс Российской Федерации применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.
Лесной кодекс Российской Федерации введен в действие с 1 января 2007 года. Соответственно, все предусмотренные им положения могут применяться, быть основой тех или иных решений (в том числе судебных) и действий с этой даты. К «длящимся» лесным отношениям (договорным и другим), возникшим до и продолжающимся после 1 января 2007 года, Лесной кодекс РФ также применяется, а в случае противоречия возникших ранее правоотношений предусмотренным Лесным кодексом РФ правилам и норм они подлежат соответствующему изменению либо, при невозможности изменения, прекращению.
Суд не может согласиться с утверждением заявителя о том, чтозаключение Департамента о возможности прокладки трассы канализации, оформленное письмом от 27.01.2009 № 91Д, продолжает действовать, несмотря на внесенные изменения в Лесной кодекс РФ, поскольку в данном случае нарушается баланс публичных и частных интересов.
Пунктом 31 статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 2010 года №442-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» в статью 105 Лесного кодекса РФ были внесены изменения, запрещающие на лесных участках осуществлять строительство и реконструкцию капитальных объектов, в том числе линейных сооружений.
Суд считает, что в настоящее время не могут возникнуть правоотношения на прежних условиях в силу императивного ограничения, установленного Лесным кодексомРоссийской Федерации.
Принимая во внимание все вышеуказанные обстоятельства в совокупности, суд считает, что заявление ООО «Новоград» удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 167-170, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации , арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «Новоград» о признании незаконным и отмене, как противоречащего статье 2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», решения Департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Волгограда от 12.07.2011 об отмене заключения от 27.01.2009 № 91Д о возможности прокладки трассы канализации отказать.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Судья Пятернина Е.С.
Информацию о движении дела можно получить по телефону <***>, а также на сайте Арбитражного суда Волгоградской области: http://volgograd.arbitr.ru