АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005
http://volgograd.arbitr.ru e-mail: info@volgograd.arbitr.ru телефон: 23-00-78 факс: 24-04-60
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Волгоград дело № А12-13118/2010
« 24 » сентября 2010 года
Судья Арбитражного суда Волгоградской области Стрельникова Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Стрельниковой Н.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества «Производственный комплекс «Ахтуба»
к Государственному учреждению – Волгоградскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации
об оспаривании в части решения
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1, по доверенности от 22.09.2010 № 48;
от ГУ-ВРОФСС – ФИО2, по доверенности от 10.06.2010 № 01-21/08/7302; ФИО3, по доверенности от 23.09.2010 № 01-21/05/12649
установил:
Открытое акционерное общество «Производственный комплекс «Ахтуба» (далее – заявитель, ООО «ПК «Ахтуба», Общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области к Государственному учреждению – Волгоградскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд), с заявлением о признании недействительным решения № 59 от 03.06.2010 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем – плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования, в части расходов по выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком в сумме 210 983 (двести десять тысяч девятьсот восемьдесят три) рубля 10 копеек.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала заявленные требования.
Представители Фонда с заявленными требованиями не согласны, по мотивам, изложенным в отзыве и пояснениях, просят в удовлетворении заявления отказать. Считают решение Фонда законным и обоснованным.
Изучив представленные документы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив их доводы, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению в части.
Из материалов дела усматривается, что открытое акционерное общество «Производственный комплекс «Ахтуба» согласно свидетельству о государственной регистрации зарегистрировано в качестве юридического лица 26.06.1991 (ОГРН <***>).
17.07.2001 ОАО «ПК «Ахтуба» поставлено на учет в качестве страхователя в филиале №2 Фонда.
Из материалов дела следует, что с 29.03.2010 по 13.04.2010 Фондом проведена документальная выездная проверка ОАО «ПК «Ахтуба» за период с 01.01.2007 по 31.12.2009 на предмет правомерности произведенных расходов на цели обязательного социального страхования.
По результатам проверки главным консультантом-ревизором Фонда составлен акт от 26 апреля 2010 года N 59 с/с. В этот же день акт проверки получен генеральным директором Общества.
Согласно данному акту в ОАО «ПК «Ахтуба» в проверяемый период пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в сумме 258464,19 руб. начислены и выплачены работникам ФИО4 (47481,09 руб.), ФИО5 (115196,44 руб.), ФИО6 (95786,66 руб.) с нарушением п.п. «е» п.50 Постановления Правительства РФ от 30.12.2006 № 865 «Об утверждении Положения о назначении и выплате пособий гражданам, имеющим детей» (без справок второго родителя).
17.05.2010 от страхователя поступил протокол разногласий на и копии дополнительных документов.
В последующем по результатам рассмотрения названного акта и поступившего протокола разногласий страхователя по акту принято решение от 03.06.2010 № 59 решение о не принятии к зачету расходов, произведенных страхователем – плательщиком единого социального налога с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденные документами в установленном порядке, в сумме 245083,95 рублей.
Несогласие с решением Фонда в части непринятия к зачету расходов, связанных с выплатой пособия ФИО5 (115196,44 руб.) и ФИО6 (95786,66 руб.) в сумме 210983,10 руб. явилось основанием для подачи в арбитражный суд настоящего заявления.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дел, вытекающих из публичных (административных) правоотношений арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта (решения) и устанавливает: соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту; наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт; нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» предусмотрено, что обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе, по не зависящим от них обстоятельствам.
В силу пункта 4 части 2 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» Фонд социального страхования Российской Федерации обеспечивает контроль за расходами на обязательное социальное страхование.
Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.04.2008 N 81 утверждены Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам.
В соответствии с указанными Методическими рекомендациями контроль за правильностью расходования страхователями средств на обязательное социальное страхование осуществляется отделением (филиалом отделения) Фонда посредством проведения документальных выездных проверок страхователей, истребования у страхователей документов, получения от них объяснений, проверки данных учета и отчетности.
Проверка назначается на основании решения руководителя отделения (филиала отделения) Фонда и проводится работниками контрольно-ревизионных отделов, иными работниками отделения (филиала отделения) Фонда, уполномоченными на проведение проверок решением руководителя отделения (филиала отделения) Фонда.
По результатам проверки составляется акт документальной выездной проверки по обязательному социальному страхованию, на который страхователь имеет право представить свои возражения.
В результате рассмотрения материалов проверки в случае выявления в ходе проверки расходов, произведенных страхователем с нарушением требований законодательных или иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденных документами в установленном порядке, руководитель отделения (филиала отделения) Фонда принимает решение о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования.
При несогласии страхователя с решением отделения (филиала отделения) Фонда спор подлежит разрешению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Проверив порядок проведения выездной документальной проверки заявителя, судом установлено, что нарушений данного порядка Фондом не допущено. Оспариваемое решение принято уполномоченным должностным лицом.
В пункте 2 статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» указано, что субъектами обязательного социального страхования (участниками отношений по обязательному социальному страхованию) являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Из содержания статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что работником является физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем; работодателем - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
Согласно статье 12 Закона № 165-ФЗ страхователь обязан выплачивать страховое обеспечение застрахованным работникам при наступлении страхового случая.
В силу пункта 1 статьи 22 Закона № 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Статьей 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» установлено, что отношения по обязательному социальному страхованию возникают по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Статьей 68 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что прием на работу оформляется приказом работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора.
Как следует из материалов дела, ФИО6 была принята на работу в Общество на должность юрисконсульта приказом от 28.11.2007. Переведена на должность старшего юрисконсульта приказом от 29.12.2007 и работает по настоящее время (т.1 л.д. 36).
ФИО5 принята на работу в Общество 13.11.2007 на должность помощника генерального директора по юридическим вопросам, приказом от 30.11.2007 переведена на должность помощника генерального директора по юридическим вопросам – секретарь общества, приказом от 29.12.2007 переведена на должность старшего юрисконсульта (т.1 л.д. 41).
02.09.2008 Обществом издан приказ № 1010-к о предоставлении ФИО6 отпуска по уходу за ребенком с 10.09.2008 по 06.12.2009 (т.1 л.д. 20).
Из положений пункта 4 части 2 статьи 1.3 и пункта 5 части 1 статьи 1.4 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закона N 255-ФЗ) следует, что уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет признается страховым случаем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а ежемесячное пособие по уходу за ребенком - выплатой, являющейся одним из видов страхового обеспечения такого страхового случая.
Согласно части 1 статьи 11.1 Закона N 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 865, работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет – ФИО5 и ФИО6, Общество выплачивало ежемесячное пособие при отсутствии справок о неполучении такого пособия по месту работы другого родителя.
На основании статьи 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее - Закон N 81-ФЗ) выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7, подпунктом 8 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» материнство признается одним из видов социального страхования, страховым обеспечением которого является ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
При этом подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 вышеуказанного Федерального закона от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» предусмотрено, что страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, в том числе, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
В силу статьи 13 Закона N 81-ФЗ право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют, в том числе, матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.
Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, установлены в Положении о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 865 (далее - Положение N 865).
В силу пункта 2 Положения № 865, назначается и выплачивается, в том числе ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
В подп. "е" пункта 35 Положения о назначении и выплате пособий обозначен перечень лиц, имеющих право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Исходя из положений пункта 36 Положения о назначении и выплате пособий лица, имеющие право на получение пособия по уходу за ребенком, вправе его получать при условии неполучения ими пособия по безработице.
Согласно ч. 1 ст. 19 Закона N 81-ФЗ органы, осуществляющие назначение и выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, имеют право на выборочную проверку правильности сообщенных заявителем сведений о доходах семьи, в процессе которой указанные органы вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию у всех органов и организаций независимо от форм собственности, владеющих такой информацией.
Пунктом 41 Положения Положение N 865 предусмотрено, пособие по уходу за ребенком выплачивается по месту работы.
Основанием для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком является, в частности, для матерей, либо отцов, либо других родственников, опекунов, фактически осуществляющих уход за ребенком, подлежащих обязательному социальному страхованию и находящихся в отпуске по уходу за ребенком, - решение организации о предоставлении отпуска по уходу за ребенком (пункт 51 Положения N 865).
В пункте 50 Положения N 865 определен перечень документов, которые представляются для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком. К ним, в частности, относится справка с места работы (учебы, службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует указанный отпуск и не получает пособия (подпункт "е").
В рассматриваемом случае основанием для отказа в принятии к зачету расходов в спорной сумме явилось отсутствие у страхователя справок о неполучении другим родителем по месту работы пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Вместе с тем суд установил и материалами дела подтверждается, что указанную справку Территориального управления по Серафимовичскому району Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области от 06.04.2009 № 03/440 в отношении отца ребенка - ФИО7 Общество представило в Фонд и до принятия решения от 03.06.2010 N 59. Данный факт Фонд не оспаривает (т.1 л.д. 19).
Кроме того, согласно письму Территориального управления по Серафимовичскому району Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области от 20.08.2010 № 03/2164 пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, назначаемого в соответствии Законом № 81-ФЗ на ребенка ФИО8 от ФИО7 не поступало, пособие не назначалось, не выплачивалось (т.2 л.д. 124).
Согласно справки ООО «СВ-Гарант» ФИО7 за время работы пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет не получал (т.2 л.д. 94).
Исследовав и оценив имеющиеся в деле документы, суд пришел к выводу о подтверждении Обществом расходов на цели обязательного социального страхования в размере 115196,44 руб. выплаченных ФИО5
Учитывая изложенное, суд считает незаконным решение Фонда о не принятии к зачету расходов, произведенных страхователем в части суммы 115196,44 руб. (выплаченной работнику ФИО5).
Вместе с тем, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) представленные суду доказательства, суд признает законным и обоснованным оспариваемое заявителем решение о непринятии к зачету расходов в сумме 95786,66 руб., произведенных Обществом работнику ФИО6
В обоснование требований заявитель указал на то обстоятельство, что ФИО6 не имеет возможности представить справку в виду отсутствия связи со вторым родителем.
Помимо этого, заявитель отметил, что ФИО6 является одинокой матерью.
Истец указывает на то, что в ходе проверки было дополнительно представлено заявление ФИО6, в котором она сообщила о невозможности представить справку второго родителя, поскольку не имеет сведений о его местонахождении и месте работы (т.1 л.д.23).
Статус одинокой матери женщина приобретает, когда отцовство ребенка юридически не установлено. В этом случае сведения об отце ребенка в справке о рождении ребенка по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 N 1274 «Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния» (форма N 25), вносятся на основании заявления матери либо в графе «отец» ставится прочерк.
Аналогичная норма предусмотрена в пункте 8 Положения о порядке назначения и выплаты пособий беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 12.08.1970 N 659, согласно которому государственные пособия назначаются и выплачиваются одиноким матерям на содержание и воспитание детей, если в свидетельствах о рождении отсутствует запись об отце ребенка или запись об отце ребенка произведена в установленном порядке по указанию матери.
Согласно письму Минфина РФ от 03.12.2009 N 03-04-05-01/852 понятие «единственный родитель» может включать случаи, когда отцовство ребенка юридически не установлено. В частности:
- если сведения об отце ребенка в справке о рождении ребенка по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.1998 N 1274 «Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния» (форма N 25), вносятся на основании заявления матери;
- если по желанию матери ребенка сведения об отце ребенка в запись акта о рождении ребенка не внесены (статья 17 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»).
В рассматриваемом случае согласно письму отдела ЗАГС администрации Дзержинского района Волгограда от 21.08.2010 № 2179 в актовую запись о рождении на ФИО9 внесены сведения об отце на основании актовой записи об установлении отцовства. Справка формы № 25 выдается в случае регистрации ребенка одинокой матерью (т.2 л.д.127).
Доказательств того что отец ребенка умер, лишен родительских прав, пропал без вести и т.д., заявителем не представлено.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований заявителя о признании недействительным Фонда в части непринятия к зачету расходов произведенных страхователем в сумме 95786,66 руб. (выплаченных работнику ФИО6), следует отказать.
При обращении в арбитражный суд заявителем была уплачена государственная пошлина в размере 2 000 рублей, что подтверждается платежным поручением № 1521 от 23.06.2010 года.
В соответствии с нормой части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Поскольку главой 24 АПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом по правилам главы 9 АПК РФ в отношении сторон по делам искового производства.
Вместе с тем, исходя из неимущественного характера требований, к данной категории дел не могут применяться положения пункта 1 статьи 110 АПК РФ, регламентирующие распределение судебных расходов при частичном удовлетворении заявленных требований.
В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.11.2008 N 7559/08).
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействительным решение Государственного учреждения – Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации № 59 от 03.06.2010 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем – плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования, в части не принятия к зачету расходов по выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком в сумме 115196,44 руб., как несоответствующее положениям Постановления Правительства РФ от 30.12.2006 № 865 «Об утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей».
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с Государственного учреждения – Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества «Производственный комплекс «Ахтуба» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд (и)или в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Судья Стрельникова Н.В.