ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-13603/08 от 15.10.2008 АС Волгоградской области

____________ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ_________

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Волгоград Дело № А12-13603\08-С24

15.10.2008

Судья Арбитражного суда Волгоградской области Ильинова О.П.,

при ведении протокола судебного заседания Ильиновой О.П.,

рассмотрев в судебном заседании заявление ООО «Волгоградгазспецстрой» к Администрации Волгограда, Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда

третье лицо – Комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда

- о признании недействительным Постановления Главы Администрации Волгограда от 08.05.2008 №863 «Об отмене постановления Администрации Волгограда от 18.05.2007 №1282 «О продлении срока действия постановления Администрации Волгограда от 28.03.2003 № 369 «О предварительном согласовании места размещения объекта ООО «Газспецстрой» и о переоформлении права предварительного согласования места размещения объекта», отказе в предоставлении змельного участка ( учётный № 5-81-6) для строительства объекта ООО «Волгоградгазспецстрой»

- признании незаконными действий Комитета Земельных ресурсов Администрации Волгограда, выразившихся в отказе в согласовании землеустроительного дела по межеванию земельного участка, учётный номер 15-81-6, площадью 482, расположенного по ул. Базисной Ворошиловского района Волгограда, изложенном в письме от 20.11.2007 № 14938

- об обязании Комитета Земельных ресурсов Администрации Волгограда согласовать землеустроительное дело по межеванию земельного участка учётный номер 15-81-6, площадью 482, расположенного по ул. Базисной Ворошиловского района Волгограда

в судебном заседании приняли участие:

от заявителя – Миклосик В.В. дов от 23.07.2008, Иванникова О.А. дов от 23.07.2008

от ответчика – Кульгускина Е.С., представитель по доверенности от 31.05.2007

от третьих лиц:

Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда – Антонов А.В. дов от 11.09.2006

Комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда – Спривуль В.М. дов от 28.11.2007

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Волгоградгазспецстрой» обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением :

- о признании недействительным Постановления Главы Администрации Волгограда от 08.05.2008 №863 «Об отмене постановления Администрации Волгограда от 18.05.2007 №1282 «О продлении срока действия постановления Администрации Волгограда от 28.03.2003 № 369 «О предварительном согласовании места размещения объекта ООО «Газспецстрой» и о переоформлении права предварительного согласования места размещения объекта», отказе в предоставлении змельного участка ( учётный № 5-81-6) для строительства объекта ООО «Волгоградгазспецстрой»

- признании незаконными действий Комитета Земельных ресурсов Администрации Волгограда, выразившихся в отказе в согласовании землеустроительного дела по межеванию земельного участка, учётный номер 15-81-6, площадью 482, расположенного по ул. Базисной Ворошиловского района Волгограда, изложенном в письме от 20.11.2007 № 14938

- об обязании Комитета Земельных ресурсов Администрации Волгограда согласовать землеустроительное дело по межеванию земельного участка учётный номер 15-81-6, площадью 482, расположенного по ул. Базисной Ворошиловского района Волгограда

- обязании Администрации Волгограда продлить на два года срок действия Постановления № 369 от 28.03.2003 «О предварительном согласовании места размещения объекта ООО «Газспецстрой»

- о понуждении Администрации заключить договор аренды земельного участка кадастровый номер 34:34:05 00 78:0054

В судебном заседании истец уточнил исковые требования, отказался от иска в части требований

- обязании Администрации Волгограда продлить на два года срок действия Постановления № 369 от 28.03.2003 «О предварительном согласовании места размещения объекта ООО «Газспецстрой»

- о понуждении Администрации заключить договор аренды земельного участка кадастровый номер 34:34:05 00 78:0054

Иск в этой части подлежит прекращению на основании ст. 150 ч 1 п 4 АПК РФ.

Администрация г.Волгограда с требованиями не согласна, просила в иске отказать.

Исследовав материалы дела, выслушав стороны и оценив сих доводы суд считает требования подлежат удовлетворению исходя из следующего.

Постановлением № 369 от 28.03.2003 ООО «Газспецстрой» было предварительно согласовано место размещения объекта. ООО «Газспецстрой» отказалось от предоставленного земельного участка в пользу ООО «Волгоградгазспецстрой». Администрация Волгограда вынесла Постановление № 1282 от 18.05.2007 «О продлении срока действия постановления Администрации Волгограда от 28.03.2003 № 369 «О предварительном согласовании места размещения объекта ООО «Газспецстрой» и о переоформлении права предварительного согласования места размещения объекта», отказе в предоставлении земельного участка ( учётный № 5-81-6) для строительства объекта ООО «Волгоградгазспецстрой».

Общество произвело действия, необходимые для формирования земельного участка и его государственного кадастрового учета, а именно: произведено межевание участка, утвержден акт согласования границ земельного участка, земельному участку присвоен кадастровый номер, произведен кадастровый учет земельного участка.

Пунктом 1 обжалуемого постановления главы Волгограда от 18 мая 2008 г. №863 было отменено вышеуказанное постановление главы Волгограда «О предварительном согласовании места размещения объекта ООО «Газспецстрой» и переоформлении права предварительного согласования места размещения объекта». Постановление было отменено якобы как противоречащие статье 1 Градостроительного Кодекса РФ, однако в чем именно состоит противоречие не указано.

Суд не находит в Постановлении Администрации № 1282 от 18.05.2007 противоречий статье 1 Градостроительного Кодекса РФ («Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе»).

Пунктом 2 обжалуемого постановления главы Волгограда от 08.05.2008 г. №863 истцу было отказано в предоставлении земельного участка (учетный №5-81-6) для строительства объекта - мойки легковых автомобилей по ул. Базисной в Ворошиловском районе. Данный пункт также считаем незаконным и противоречащим действующему законодательству РФ по следующим основаниям:

Акт №АР-6181\13985 от 25.12.2002г. о выборе участка для размещения мойки легковых автомобилей составлен на основании решения комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации города от 14.11.2002. и был согласован в том числе Председателем Горкомархитектуры, Главным архитектором г.Волгограда, то значит никаких препятствий для предоставления испрашиваемого земельного участка под строительство автомойки не имелось. Кроме того комиссия по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда положительно решила вопрос переоформления права предварительного согласования, и вопрос продлении срока действия постановления администрации Волгограда «О предварительном согласовании места размещения объекта...».

На основании вынесенного администрацией г. Волгограда Постановления №369, между департаментом муниципального имущества администрации Волгограда и ООО «Газспецстрой» был подписан предварительный договор №782 от 11.04.2004г. на последующее предоставление земельного участка для строительства. Согласно п. 1.4.3 указанного договора, ООО «Газспецстрой» в числе иных обязательств должен был сформировать земельный участок. Учитывая, что право предварительного согласования места размещения автомойки было переоформлено Постановлением администрации г.Волгограда N91282 от 18.05.2007г. на ООО «Волгоградгазспецстрой», то формированием земельного участка должен был заниматься новый землепользователь.

В соответствии с выпиской из земельного кадастра от 27.08.2007г. №2-34-03\07-2131, с учетом всех требований действующего законодательства РФ, ООО «Волгоземкадастр» было проведено межевание участка, расположенного по ул. Базисной в Ворошиловском районе г.Волгограда и сформировано землеустроительное дело на межевание земельного участка, которое было направлено на согласование в Администрацию г.Волгограда. Письмом № 14938 от 20.11.2007г. комитет земельных ресурсов при администрации Волгограда уведомил директора ООО «Волгоземкадастр» об отказе в согласовании землеустроительного дела по межеванию земельного участка по причине расположения формируемого земельного участка на землях общего пользования. В указанном письме сообщается, что: «... Кроме того, п.3.5. Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998г. № 18-30, указывает, что осуществление проектирования зданий и сооружений и строительство на территориях поселений, не имеющих утвержденных в установленном порядке красных линий не допускается. Учитывая указанные обстоятельства, необходима разработка документации по планировке соответствующей территории в установленном порядке. При отсутствии указанной документации согласование межевых дел для отвода земельных участков под строительство невозможно».

Согласно ст. 45 Градостроительного Кодекса РФ Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования Российской Федерации, если такими документами предусмотрено размещение объектов капитального строительства федерального значения. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, если такими документами предусмотрено размещение объектов капитального строительства регионального значения. Органы местного самоуправления муниципального района обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования муниципального района, если такими документами предусмотрено размещение объектов капитального строительства местного значения или объектов капитального строительства на межселенных территориях, а также на основании правил землепользования и застройки межселенных территорий.

Из изложенного следует, что обязанность по установлению красных линий возложена на органы местного самоуправления. При оформлении акта о выборе земельного участка для размещения объектов и при принятии постановления "О предварительном согласовании места размещения объекта" по делу, администрацией Волгограда учитывались месторасположение земельных участков, состояние градостроительной документации, как не препятствующие принятию решения, связанного с предварительным согласованием места размещения объектов.

В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской федерации красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений.

Красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей, в проектах инженерно-транспортных коммуникаций, в земельном и градостроительном кадастрах.

Надлежащие документы в подтверждение нахождения земельного участка за красными линиями или в пределах красных линий, в материалах дела отсутствуют.

Само по себе строительство капитального объекта непосредственного в красных линиях действующее градостроительное и земельное законодательство не запрещает.

В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, расположенные на землях общего пользования, не подлежат приватизации, при этом не исключена возможность приобретения земельного участка в аренду.

Процедура предоставления земельного участка под строительство объекта регулируется Земельным кодексом Российской Федерации статями 29, 30, 31, 32, Федеральным законом от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием места размещения объекта, либо без предварительного согласования места размещения объекта. В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) проведение работ по формированию земельного участка;

3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации;

4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка, в котором должно быть указано назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера участка, а также испрашиваемое право на земельный участок.

Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе сведений государственного земельного кадастра с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующих территорий, а также проведения процедур согласования с соответствующими органами в случаях, предусмотренных законом. При этом должны приниматься во внимание обеспеченность таких земельных участков объектами инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и техническими условиями подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

Согласно части 1 статьи 7 Устава города-героя Волгограда постановления и распоряжения главы Волгограда, а также постановления администрации Волгограда являются муниципальными правовыми актами, к числу которых относится и постановления о предварительном согласовании места размещения объекта.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. Пункт 9 статьи 31 Земельного кодекса также предусматривает, что решения о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано в судебном порядке.

В соответствии с п. 2.1 Постановления Администрации г.Волгограда № 790 от 11.06.04г., гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства или реконструкции объекта, обращаются с заявлением в комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда на имя заместителя главы Волгограда, курирующего вопросы градостроительства и землепользования. Заявление имеет форму анкеты- заявки, содержащей основные характеристики объекта, испрашиваемого земельного участка, вид испрашиваемого на него права. При этом Горкомархитектура в семидневный срок со дня поступления заявления рассматривает вопрос о возможности размещения на испрашиваемом земельном участке указанного в анкете-заявке объекта и либо готовит заключение о возможности размещения и условия предоставления испрашиваемого земельного, участка, либо, если находит невозможным строительство объекта, указанного в анкете-заявке на испрашиваемом земельном участке, готовит в адрес заявителя мотивированный отказ за подписью заместителя главы Волгограда, курирующего вопросы градостроительства и землепользования.

Согласно Положению о комиссии по строительству и земельным отношениям администрации г.Волгограда, утвержденного Постановлением администрации г.Волгограда от 11.06.2004 г. № 791, комиссия по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда является постоянно действующим органом, подотчетна в своей деятельности главе администрации Волгограда и осуществляет ее в соответствии с законами Российской Федерации, Волгоградской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Волгограда, настоящим Положением. Комиссия является рекомендательным органом, на заседаниях которой принимаются коллегиальные решения, связанные с регулированием застройки и землепользования в Волгограде и его пригородной зоне. При принятии решений комиссии по вопросам градостроительства и землепользования учитываются градостроительное планирование развития территории Волгограда и его пригородной зоны, требования градостроительной документации о застройке территории Волгограда, правила землепользования и застройки его территорий, сведения государственного земельного кадастра, экологических и иных условий использования территории Волгограда и его пригородной зоны, мнение граждан, их объединений и организаций, юридических лиц о градостроительной деятельности. Решения комиссии являются основанием формирования земельных участков для их предоставления гражданам, юридическим лицам (в том числе с проведением конкурсов, аукционов), для подготовки проектов постановлений администрации Волгограда о предварительном согласовании мест размещения объектов, о проведении конкурсов, аукционов, об оформлении прав на земельные участки и связанные с ними объекты, по резервированию и изъятию земельных участков для муниципальных нужд.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих доводов либо возражений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 и пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение.

Ответчиками не представлено доказательств соблюдения требований закона и иных нормативных правовых актов при принятии Постановления Главы Администрации Волгограда от 08.05.2008 №863 «Об отмене постановления Администрации Волгограда от 18.05.2007 №1282 «О продлении срока действия постановления Администрации Волгограда от 28.03.2003 № 369 «О предварительном согласовании места размещения объекта ООО «Газспецстрой» и о переоформлении права предварительного согласования места размещения объекта», отказе в предоставлении змельного участка ( учётный № 5-81-6) для строительства объекта ООО «Волгоградгазспецстрой» и отказа в согласовании землеустроительного дела по межеванию земельного участка, учётный номер 15-81-6, площадью 482, расположенного по ул. Базисной Ворошиловского района Волгограда, изложенном в письме от 20.11.2007 № 14938

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 150 ч 1 п 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным Постановление Главы Администрации Волгограда от 08.05.2008 №863 «Об отмене постановления Администрации Волгограда от 18.05.2007 №1282 «О продлении срока действия постановления Администрации Волгограда от 28.03.2003 № 369 «О предварительном согласовании места размещения объекта ООО «Газспецстрой» и о переоформлении права предварительного согласования места размещения объекта», отказе в предоставлении змельного участка ( учётный № 5-81-6) для строительства объекта ООО «Волгоградгазспецстрой».

Признать незаконными действия Комитета Земельных ресурсов Администрации Волгограда, выразившихся в отказе в согласовании землеустроительного дела по межеванию земельного участка, учётный номер 15-81-6, площадью 482, расположенного по ул. Базисной Ворошиловского района Волгограда, кадастровый номер 34:34:05 00 78:0054, изложенном в письме от 20.11.2007 № 14938.

Обязать Комитет Земельных ресурсов Администрации Волгограда согласовать землеустроительное дело по межеванию земельного участка учётный номер 15-81-6, площадью 482, расположенного по ул. Базисной Ворошиловского района Волгограда

Прекратить производство по делу в части требований об обязании Администрации Волгограда продлить на два года срок действия Постановления № 369 от 28.03.2003 «О предварительном согласовании места размещения объекта ООО «Газспецстрой», о понуждении Администрации заключить договор аренды земельного участка кадастровый номер 34:34:05 00 78:0054

Возвратить ООО «Волгоградгазспецстрой» 2.000= рублей уплаченной госпошлины

Решение может быть обжаловано в Двенадцатый апелляционный арбитражный суд а в месячный срок.

Судья Ильинова О.П.