АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005
http://volgograd.arbitr.ru e-mail: info@volgograd.arbitr.ru телефон: 23-00-78 Факс: 24-04-60
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Волгоград Дело № А12-13924/2008
«27» января 2010 г.
Арбитражный суд Волгоградской области с составе председательствующего судьи Харченко Ирины Валерьевны, арбитражных заседателей Язгелдыева Д и Майданникова А.Ю. при ведении протокола судебного заседании судьей, рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Волгоградэнергосбыт» к закрытому акционерному обществу «Региональная энергетическая служба», муниципальному образованию городской округ Волгоград в лице Администрации Волгограда, Департаменту финансов Администрации Волгограда, с привлечением у качестве третьих лиц открытого акционерного общества «Межрегиональная сетевая компания Юга», Департамента муниципального имущества Администрации Волгограда, общества с ограниченной ответственностью «РЭС-Энергосбыт», Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области, МУПП «Волгоградские электрические сети», МУ «Волгоградский инженерный центр» (правопреемник МУ «Городские электрические сети») о взыскании 475 296 259 руб. 81 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца – Решетняк К.А. по доверенности от 31.12.2009 №9, Петров Д.В. по доверенности от 31.12.2009 №21,
Департамент муниципального имущества Администрации Волгограда – Спиридонова О.Ю. по доверенности от 17.07.2008 №01-1111,
ЗАО «РЭС» - Халин А.О. по доверенности от 24.08.2009, Стругова Ю.А. по доверенности от 21.01.2010,
Администрация г. Волгограда – Погребняк Д.В. по доверенности от 27.02.2008 №05-ИД/13, Чуприкова Г.А. по доверенности от 31.05.2007 №05-ИД/43
Департамент финансов Администрации Волгограда – Пикуль Д.А. по доверенности от 26.01.2009 №12-05-/385, Бобова И.А. по доверенности от 03.08.2009 №12-11/3019
Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области – Орлова В.В. по доверенности от 18.08.2009 №19,
От ОАО «МРСК Юга» - Бондаренко В.А. по доверенности от 11.01.2010, Заруцкий П.В. по доверенности от 11.01.2010, Халанский М.А. по доверенности от 11.01.2010
установил:
Открытое акционерное общество «Волгоградэнергосбыт» обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к закрытому акционерному обществу «Региональная энергетическая служба» о взыскании 475 296 259 руб. 81 коп. – стоимости потерь в электрических сетях за период с 01.01.2008г. по 01.07.2008г., со ссылкой на п.п. 50, 51 «Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют открытое акционерное общество «Межрегиональная сетевая распределительная компания Юга» в лице филиала «Волгоградэнерго» и общество с ограниченной ответственностью «РЭС-Энергосбыт».
В ходе первоначального рассмотрения дела истец увеличил размер исковых требований до 819 521 510 руб. 52 коп. за период с 01.01.2008 по 31.12.2008.
В ходе рассмотрения дела уменьшил размер требований до 381 757 471 руб. 20 коп. и уточнил основания заявленных требований. Уменьшение и уточнение требований принято судом.
Решением от 26.02.2009 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2009 решение суда первой инстанции изменено, в части взыскания стоимости потерь за период с января по август 2008 года в размере 138 242 150 руб. отказано.
Постановлением Федерального Арбитражного Суда Поволжского Округа решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанции отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
При этом суд кассационной инстанции указал, что к участию в деле не был привлечен надлежащий владелец сетей, поскольку принятыми судебными актами могут быть затронуты его права.
Определением суда от 03.08.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц по инициативе суда были привлечены Администрация г. Волгограда и Департамент муниципального имущества Администрации Волгограда.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области, МУПП «Волгоградские межрайонные электрические сети». МУ «Городские электрические сети», правопреемником которого, в настоящее время, является МУ «Волгоградский инженерный центр».
Определением от 23.11.2009 произведена процессуальная замена МУ «Городские электрические сети» на МУ «Волгоградский инженерный центр»
25.09.2009 к участию в деле в качестве ответчика по ходатайству истца, привлечено муниципальное образование городской округ Волгоград в лице Администрации Волгограда и третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора - Департамент финансов Администрации Волгограда.
Впоследствии истец уточнил требования просит привлечь к участию в деле в качестве ответчика Департамент финансов Администрации Волгограда и взыскать с казны муниципального образования городской округ Волгограда в лице Администрации Волгограда 202 188 577 руб. 59 коп. за период с 01.10.2008 по 31.12.2008, что отражено в протоколе судебного заседания от 23.10.2009.
Определением от 23.10.2009 к участию в деле в качестве ответчика привлечен Департамент финансов администрации Волгограда и удовлетворено ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей.
В ходе рассмотрения дела, истец уточнил исковые требования и просит взыскать с закрытого акционерного общества «Региональная энергетическая служба» стоимость потерь за период с 01.09.2008 по 30.09.2008 в размере 41 326 743 руб. 73 коп., взыскать с муниципального образования городской округ Волгоград в лице Департамента финансов Администрации Волгограда стоимость потерь за период с 01.10.2008 по 31.12.2008 в размере 202 188 577 руб. 59 коп.
Администрация Волгограда против удовлетворения ходатайства возражает, ссылается на то, что истец в нарушение ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменил предмет и основание иска. Считает, что судом должны быть рассмотрены первоначально заявленные требования, без учета принятия судом при первом рассмотрении дела заявленных ходатайств об увеличении периода взыскания потерь, уменьшении исковых требований, в том числе путем проведения зачета.
Суд считает, что доводы Администрации подлежат отклонению по следующим основаниям.
Согласно первоначально заявленным требованиям истец просил взыскать с ЗАО «РЭС» 475 296 259 руб. 81 коп. стоимости потерь за период с 01.01.2008 по 01.07.2008.
Впоследствии истец увеличил размер требований до 547 014 343 руб. 75 коп. уточнив период взыскания с 01.01.2008 по 01.09.2008.
В письменном ходатайстве от 02.10.2008г. истец в порядке ч.1 ст.49 АПК РФ заявил об увеличении суммы иска до 576 014 343 руб. 75 коп. за период с 01.01.2008г. по 01.09.2008г.
В ходатайстве от 19.01.2009г. истец заявил об увеличении суммы иска до 737 684 808 руб. 26 коп. за период с 01.01.2008г. по 01.12.2008г., в ходатайстве от 03.02.2009г. – до 819 521 510 руб. 52 коп. за период с 01.01.2008г. по 31.12.2008г., одновременно уточнив основания заявленных требований - п.п. 50, 51 «Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг» и договор оказания услуг по передаче электрической энергии № 27-т/08 от 01.01.2008г.
В ходатайстве от 26.02.2009г. (с учетом письменных пояснений по размеру исковых требований) истец в порядке ч.1 ст.49 АПК РФ заявил об уменьшении суммы иска до 381 757 471 руб. 20 коп.
Ответчик в письменном отзыве признал требования в размере 243 507 166 руб. 77 коп. за период с сентября по декабрь 2008
При новом рассмотрении дела, истец уточнения к исковым требованиям поддержал (ходатайство от 22.09.2009 №89-10\). Просит взыскать с закрытого акционерного общества «Региональная энергетическая служба» стоимость потерь за период с 01.09.2008 по 30.09.2008 в размере 41 326 743 руб. 73 коп., взыскать с муниципального образования городской округ Волгоград в лице Департамента финансов Администрации Волгограда стоимость потерь за период с 01.10.2008 по 31.12.2008 в размере 202 188 577 руб. 59 коп. в части взыскания стоимости потерь за период с января по август 2008 года в размере 138 242 150 руб. 95 коп. отказался.
Суд принимает уточнения требований и частичный отказ от иска, так как он не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Право на отказ предусмотрено в доверенности представителя истца от 31.12.2009 №9/1
При первом рассмотрении дела уточнения и уменьшение исковых требований были приняты судом и являлись предметом рассмотрения в апелляционной и кассационной инстанции. При таких обстоятельствах суд исходит из уточненных требований, а именно о взыскании с закрытого акционерного общества «Региональная энергетическая служба» стоимость потерь за период с 01.09.2008 по 30.09.2008 в размере 41 326 743 руб. 73 коп. и взыскании с муниципального образования городской округ Волгоград в лице Департамента финансов Администрации Волгограда стоимость потерь за период с 01.10.2008 по 31.12.2008 в размере 202 188 577 руб. 59 коп.
В обоснование требований истец ссылается на то, что договор краткосрочной аренды муниципального имущества от 29.11.2005 №13 является недействительным в части его пролонгации в период с 01.10.2008 по 28.04.2009.
При этом истец считает, что в указанный период ЗАО «РЭС» не являлся законным владельцем имущества коммунальной инфраструктуры муниципальной казны Волгограда и не мог совершать сделки, основанные на использовании этого имущества, в частности выступать в качестве сетевой организации по договору на оказание услуг по передаче электрической энергией от 01.01.2008 №27-т/08 заключенному с истцом.
В связи с указанными обстоятельствами истец считает, что Администрация Волгограда, являясь собственником муниципального электросетевого хозяйства, обязана в силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и норм, регламентирующих порядок оплаты гарантирующему поставщику потерь электрической энергии, оплатить их стоимость за период с 01.10.2008 по 31.12.2008 в размере 202 188 руб. 59 коп.
Ответчик ЗАО «РЭС» ссылается на введение в отношении него конкурсного производства, считает, что заявленные к нему требования подлежат оставлению без рассмотрения, и могут быть предъявлены только в рамках дела о несостоятельности (банкротстве).
Администрация города и Департамент финансов Администрации Волгограда просят в удовлетворении иска отказать, считают себя ненадлежащими ответчиками, доводы изложены в отзывах.
Мнения третьих лиц изложены в представленных в материалы дела отзывах и пояснениях.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает, что требования к ЗАО «РЭС» подлежат оставлению без рассмотрения, в части требований к муниципальному образованию городской округ Волгоград в лице Департамента финансов Администрации Волгограда стоимость потерь за период с 01.10.2008 по 31.12.2008 в размере 202 188 577 руб. 59 коп. следует отказать.
Как усматривается из материалов дела, истец в соответствии с «Правилами функционирования розничных рынков в переходный период формирования электроэнергетики», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №530 от 31.08.2006 является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Волгоградской области. В этом качестве истец осуществляет поставку электрической энергии покупателям электрической энергии на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии).
ЗАО «РЭС» с 01.01.2006 являлось организацией эксплуатирующей объекты электросетевого хозяйства Волгограда по договору краткосрочной аренды муниципального имущества от 29.11.2005 №13 и договору присоединения от 01.12.2007 №48-08 к договору краткосрочной аренды муниципального имущества от 29.11.2005 №13 и оказывало на территории Волгограда услуги по передаче электрической энергии.
Перечень имущества, передаваемого во временное владение и пользование по договору краткосрочной аренды, указан в Приложении к указанному договору, факт передачи сторонами не оспаривается.
По условиям договора на оказание услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2008 №27-т/08, заключенного между истцом и ЗАО «РЭС», последний (исполнитель) взял на себя обязательства по осуществлению комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технологические устройства электрических сетей, от точек приема электрической энергии в сеть исполнителя до точек отпуска потребителей, а также урегулировать отношения со смежными сетевыми организациями (п. 121 ПРР), а истец (заказчик) – по оплате оказанных услуг (п. 2.1 договора). Исполнитель также принял на себя обязательство по оплате стоимости электрической энергии, приобретаемой у заказчика в целях компенсации потерь в принадлежащих исполнителю сетях (раздел 5 договора).
На основании пункта 3.2.13 договора фактические потери электрической энергии в сетях ЗАО «РЭС» определяются как разница между фактическим объемом электрической энергии, поступившей в сеть исполнителя и фактическим объемом электрической энергии, отпущенной потребителям из сетей исполнителя.
Действие договора от 01.01.2008 №27-т/08 распространено сторонами на период с 01.01.2008 по 31.12.2008.
Порядок определения потерь в электрических сетях и оплата этих потерь установлен в разделе 6 «Правил недискриминационного допуска к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861.
В соответствии с пунктом 50 указанных Правил размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.
Пунктом 51 Правил недискриминационного доступа предусмотрено, что сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке.
В силу указанной нормы, являясь сетевой организацией ЗАО «РЭС» обязано компенсировать истцу стоимость фактических потерь электрической энергии в сетях при оказании услуг по ее передаче (за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах (тарифах) на оптовом рынке).
Из материалов дела следует, что определением от 27.01.2009 заявление о признании ЗАО «РЭС» банкротом принято к производству, определением от 20.03.2009 введена процедура наблюдения, решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21.08.2009 закрытое акционерное общество «Региональная энергетическая служба» признано несостоятельным банкротом.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и п. 2 Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 г. N 63 « О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве», а также с учетом п. 1 ст. 126 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)» согласно которому с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
В соответствии абз. 4 п.1 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если установит, что заявлено требование, которое в соответствии с федеральным законно должно быть рассмотрено в деле о банкротстве.
Требование в части взыскания стоимости электрических потерь с муниципального образования городской округ Волгоград в лице Департамента финансов Администрации Волгограда стоимость потерь за период с 01.10.2008 по 31.12.2008 в размере 202 188 577 руб. 59 коп. суд считает не подлежащим удовлетворению.
Доводы о том, что администрация Волгограда как собственник электрических сетей, обязана компенсировать гарантирующему поставщику стоимость потерь, образовавшихся в принадлежащих ей сетях, суд считает несостоятельными.
В соответствии с абз. 3 ч. 4 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, обязана оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в ее собственности объектах электросетевого хозяйства.
В силу п. 120 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходной период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 №530 потери электрической энергии в электрических сетях, не учтенные в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке оплачиваются сетевыми организациями путем приобретения электрической энергии на розничном рынке у гарантирующего поставщика или энергосбытовой организации по регулируемым ценам (тарифам), определяемым в соответствии с утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов методическими указаниями, и свободным (нерегулируемым) ценам, определяемым в соответствии с разделом 7 настоящих Правил.
Из пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 признаются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) сеть.
Муниципальное образование - это территориальное объединение граждан, коллективно реализующих на основании Конституции Российской Федерации право на местное самоуправление.
В соответствии со ст. 22 Устава города-героя Волгограда администрация Волгограда – исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Волгограда и ее полномочия определены в ст. 39 Устава, которая не предполагает оказание услуг по передаче электрической энергией.
В соответствии с Положением о департаменте финансов администрации Волгограда он является структурным подразделением администрации города, которое обеспечивает осуществление полномочий органов местного самоуправления Волгограда по вопросам формирования и исполнения бюджета Волгограда и также не предполагает возможность оказания им каких либо видов услуг.
Анализируя указанные нормы, суд приходит к выводу что ни Департамент финансов Администрации Волгограда ни Администрация Волгограда не подпадают под понятие сетевой организации.
Исследуя доводы истца о том, что Администрация Волгограда является собственником объектов электросетевого хозяйства суд приходит к следующему.
В течение спорного периода вплоть до 28.04.2009 ЗАО «РЭС» пользовалось муниципальным имуществом электросетевого хозяйства, оказывало услуги и осуществляла передачу электроэнергии, о чем свидетельствуют договор на передачу электрической энергией от 01.01.2008 между истцом и ЗАО «РЭС», акты разграничения балансовой принадлежности электросетей и Постановление Управления по региональным тарифам администрации Волгограда от 21.05.2008 №16/5.
Счета-фактуры на компенсацию потерь за весь спорный период составлены в отношении ЗАО «РЭС».
Передача муниципального имущества подтверждается соглашением о возврате имущества относящегося к электросетевому хозяйству от 12.03.2009, актом приема передачи от 28.04.2009 подписанного между ЗАО «РЭС» и МУПП «Волгоградские межрайонные электрические сети».
При подаче иска истец уплатил в доход федерального бюджета госпошлину в размере 100 000 руб., которая с учетом частичного отказа от исковых требований и оставления иска без рассмотрения подлежит возврату в размере 47 037 руб. 42 коп.
Руководствуясь ст.ст. 148, 150, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Производство по делу в части требований в размере 138 242 150 руб. 95 коп. прекратить.
Требования открытого акционерного общества «Волгоградэнергосбыт» о взыскании с закрытого акционерного общества «Региональная энергетическая служба» стоимости потерь за период с 01.09.2008 по 30.09.2008 в размере 41 326 743 руб. 73 коп. оставить без рассмотрения.
В удовлетворении требования открытого акционерного общества «Волгоградэнергосбыт» о взыскании с муниципального образования городской округ Волгоград в лице Департамента финансов Администрации Волгограда стоимость потерь за период с 01.10.2008 по 31.12.2008 в размере 202 188 577 руб. 59 коп. отказать.
Выдать открытому акционерному обществу «Волгоградэнергосбыт» справку на возврат госпошлины в размере 47 037 руб. 42 коп.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд.
Председательствующий судья И.В. Харченко
Арбитражные заседатели: Д. Язгелдыев
А.Ю. Майданников