ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-14267/08 от 19.09.2008 АС Волгоградской области



А Р Б И Т Р А Ж Н Ы Й С У Д В О Л Г О Г Р А Д С К О Й О Б Л А С Т И

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград «19» сентября 2008 года

Дело № А12-14267/08-С19

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Карпенко И.Е.

при ведении протокола судебного заседания судьей Карпенко И.Е.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ООО «Стройматериалы-1»

к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Волгоградской области

3-е лицо - Комитет земельных ресурсов Администрации Волгограда;

о признании незаконными бездействия, решения

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1, по доверенности,

от ответчика – ФИО2 по доверенности

от третьего лица – не явился, извещен надлежащим образом;

установил:

ООО «Стройматериалы-1» (далее также – Истец, заявитель) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Волгоградской области (далее также – Ответчик), выразившегося в не проведении государственной кадастровой оценки кадастрового квартала № 34:34:040037, в котором расположен земельный участок, занятый зданием и сооружениями Истца; незаконным решения Ответчика об отказе в предоставлении сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым № 34:34:04 00 37:0010, оформленного письмом № 618 от 02.06.2008 года, и возложении на Ответчика обязанности совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.

Ответчик с заявленными требованиями не согласен, представил отзыв. Считает, что отсутствует одно из обязательных условий признания оспариваемого бездействия незаконным, поскольку таковое не повлекло нарушения прав ООО «Стройматериалы-1» на выкуп земельного участка. В отношении требований о возложении обязанности совершить определенные действия Ответчиком заявлено об их неисполнимости и противоречии установленному законодательством порядку проведения государственной кадастровой оценки земель.

В судебное заседание не явился представитель третьего лица – Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда. Отзыв в материалы дела не предоставлен. Учитывая надлежащее извещение, суд рассматривает дело в отсутствие не явившегося лица в соответствие с ч. 3 ст. 156 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

Как следует из представленных в материалы дела документов, ООО «Стройматериалы-1» на основании договора купли-продажи № 146 от 24.10.2005 года приобрело из государственной собственности объекты недвижимого имущества – диспетчерский пункт, навес, замощение, расположенные по адресу: <...>. Право собственности Истца на указанные объекты зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем выдано свидетельство от 25.11.2005 года 34 АА № 243057.

Частью 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ за юридическими лицами – собственниками зданий и сооружений, расположенных на земельных участках находящихся в муниципальной собственности закреплено исключительное право на приватизацию таких земельных участков.

В отношении земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, приобретенными юридическим лицом из государственной собственности статьей 2 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 года «О введении в действие земельного кодекса РФ» (в ред. ФЗ от 24.07.2007 года № 212-ФЗ) закреплен специальный порядок определения выкупной цены.

Согласно данному порядку, при приобретении коммерческими организациями находящихся в муниципальной собственности земельных участков, на которых расположены здания, сооружения отчужденные из государственной собственности, цена таких земельных участков устанавливается в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности (помимо городов с численностью населения свыше 3 миллионов человек).

Установление конкретной цены, в определенных ст. 2 Федерального закона № 137-ФЗ пределах, отнесено к полномочиям субъектов РФ.

Реализуя данное полномочие, Глава администрации Волгоградской области Постановлением от 13.11.2007 года № 1925 (в ред. Постановлении № 283 от 14.03.2008 года) установил цену земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и занятых зданиями, сооружениями, выкупленными коммерческими организациями из государственной собственности в максимальном значении – в размере 2,5% кадастровой стоимости.

Из анализа приведенных норм следует вывод, что в настоящий момент действующим законодательством цена выкупа земельного участка императивно поставлена в зависимость от конкретного показателя - его кадастровой стоимости и определяется в процентном отношении от такой стоимости.

В связи с этим, судом отклоняется как необоснованный довод Ответчика о возможности применения для расчета выкупной стоимости земельного участка его нормативной цены. Действительно, п. 13 т. 3 Федерального закона «О введении в действие земельного кодекса РФ» предусмотрена возможность использования нормативной цены земли, если кадастровая стоимость не определена, но только для целей, закрепленных в ст. 65 Земельного кодекса РФ. Статья 65 ЗК РФ закрепляет принцип платности использования земли и определяет формы платы за использование, не затрагивая вопрос определения цены выкупа земельных участков. Категория «использование» означает, что земельный участок уже принадлежит субъекту земельных отношений на каком-либо праве (собственность, аренда, пожизненное наследуемое владение, постоянное бессрочное пользование).

Приобретению прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения посвящена ст. 36 ЗК РФ, связывающая определение цены выкупа с кадастровой стоимостью. Порядок определения цены выкупа муниципального земельного участка занятого зданием и сооружениями, приобретенными коммерческой организацией из государственной собственности императивно закреплен нормой ст. 2 Федерального закона «О введении в действие земельного кодекса РФ», которая является специальной и не предусматривает возможности замены кадастровой стоимости земельного участка на его нормативную цену для определения цены выкупа.

Согласно ч 1 т. 555 ГК РФ цена является существенным условием договора купли-продажи недвижимого имущества, в том числе земельных участков, в отсутствие согласованного сторонами в договоре условия о цене, договор считается незаключенным.

Таким образом, суд приходит к выводу, что для реализации ООО «Стройматериалы-1» закрепленного законом права на приватизацию земельного участка, путем заключения договора купли-продажи, должна быть определена его выкупная цена, которая поставлена в зависимость от кадастровой стоимости.

В соответствие с подп. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (вступил в силу с 01.03.2008 года) в государственном кадастре недвижимости должны содержаться сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, поставленного на кадастровый учет.

Земельный участок, занятый зданием и сооружениями Истца поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 34:34:04 00 37:0010.

Частью 1 ст. 14 названного Федерального закона установлена обязанность предоставления органом кадастрового учета общедоступных сведений государственного кадастра недвижимости заинтересованным лицам.

ООО «Стройматериалы-1» 27.05.2008 года обратилось в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости с заявлением о предоставлении сведений государственного земельного кадастра о кадастровой стоимости земельного участка 34:34:04 00 37:0010.

В ответном письме № 618 от 02.06.2008 года Ответчик сообщил о невозможности определения кадастровой стоимости земельного участка заявителя в связи с непроведением государственной кадастровой оценки кадастрового квартала № 34:34:040037, в котором расположен участок Заявителя.

Суд считает обоснованным довод Истца о незаконности бездействия Ответчика, выразившегося в непроведении государственной кадастровой оценки кадастрового квартала № 34:34:040037 по следующим основаниям.

Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ № 945 от 25.08.1999 года «О государственной кадастровой оценке земель» на государственный комитет РФ по земельной политике была возложена обязанность провести в 1999-2001 годах государственную кадастровую оценку всех категорий земель на территории Российской Федерации для целей налогооблажения и иных целей, установленных законом.

С учетом названных положений ст. 2 Федерального закона «О введении в действие земельного кодекса РФ» одной из целей кадастровой оценки является определение выкупной стоимости земельных участков, рассчитываемой в процентном отношении от кадастровой.

В результате изменений структуры федеральных органов исполнительной власти (Указы Президента РФ 17.05.2000 года № 867, № 314 от 09.03.2004 года, № 724 от 12.05.2008 года) функции государственного комитета земельной политики по проведению государственной кадастровой оценки земель переданы Федеральному агентству кадастра объектов недвижимости РФ.

Согласно подп. 5.3.1. п. 5.3 «Положения о федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости» (утв. Постановление Правительства РФ № 456 от 12.06.2008 года) Роснедвижимость в установленном Правительством РФ порядке организует проведение государственной кадастровой оценки земель.

Соответствующий порядок закреплен «Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденными Постановлением Правительства РФ № 316 от 08.04.2000 года.

Согласно п. 1 указанных «Правил…» организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.

В соответствие с требованием п. 3 «Правил…» государственная кадастровая оценка земель должна проводиться не реже 1 раза в 5 лет.

Из п. 10 «Правил…» следует, что на органы исполнительной власти субъектов РФ возложена функция утверждения результатов кадастровой оценки земель проведенной территориальным органом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости. В связи с этим, необоснованным является ссылка Ответчика в письме  № 618 от 02.06.2008 года на невозможность определения кадастровой стоимости земельного участка Заявителя ввиду бездействия администрации Волгоградской области.

Ответчиком не оспаривается то обстоятельство, что при проведении государственной кадастровой оценки земель в 2002 году оценка кадастрового квартала № 34:34:040037, в котором расположен земельный участок, занятый зданием и сооружениями ООО «Стройматериалы-1», проведена не была

Косвенно данное обстоятельство подтверждается «Обращением депутатов Волгоградской городской думы к Главе Администрации Волгоградской области ФИО3 и руководителю Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Волгоградской области ФИО4 по вопросу государственной кадастровой оценки земель территории Волгограда» (утв. Решением Волгоградской городской думы № 2/72 от 17.04.2008 года), из которого следует, что по 13 кадастровым кварталам, расположенным на территории Волгограда, государственная кадастровая оценка в 2002 году не проводилась.

В связи с этим, суд приходит к выводу, что со стороны Ответчика имеет место бездействие, выразившееся в не проведении государственной кадастровой оценки кадастрового квартала № 34:34:040037. Подобное бездействие нарушает положения п. 1 Постановления Правительства РФ от 25.08.1999 года № 945 и п. 3 «Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года № 318).

Бездействие ответчика привело к отказу в предоставлении Истцу сведений из государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, поставленного на учет.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ, ст. 198, 201 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 01.07.96 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» ненормативные акты государственного органа, его действия (бездействие) могут быть признаны судом недействительными (незаконными) при одновременно наличии двух условий - не соответствия закону или иным правовым актам и нарушения права и законных интересов заявителя.

Бездействие Ответчика и его решение об отказе в предоставлении сведений о кадастровой стоимости не соответствует указанным Постановлениям Правительства РФ и нарушает права и законные интересы ООО «Стройматериалы-1» в сфере экономической деятельности, поскольку препятствует Заявителю в реализации предоставленного ст. 36 Земельного кодекса РФ права на заключение договора купли-продажи (приватизации) земельного участка с кадастровым № 34:34:04 00 37:0010, расположенного в кадастровом квартале № 34:34:040037, не прошедшем государственную кадастровую оценку.

В силу п. 3 ч. 4 и п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ на арбитражный суд возложена обязанность, в случае удовлетворения требований о признании незаконным действий (бездействия), решений государственных органов, указать в резолютивной части решения на обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

При этом арбитражный суд не связан требованиями заявителя и самостоятельно определяет те действия и решения которые должны быть совершены и приняты государственным органом с целью устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.

ООО «Стройматериалы-1» заинтересовано в выкупе из муниципальной собственности конкретного земельного участка.

Земельный участок - часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом. Земельный участок, занятый зданием и сооружениями ООО «Стройматериалы-1», поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера.

Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.

Таким образом, земельный участок на котором расположены здание и сооружения истца является индивидуально-определенным.

Частью 5 ст. 65, ч. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ предусмотрена возможность установления кадастровой стоимости отдельного земельного участка.

Согласно п. 4 «Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» (утв. Постановлением Правительства РФ № 316 от 08.04.2000 года) государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Как следует из кадастрового плана земельного участка от 18.11.2005 года № 6-с-4-6130/2005 разрешенное использование – площадка для стоянки автобусов и диспетчерский пункт.

Согласно п. 1.2 раздела 1 «Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов» (ут. Приказом Минэкономразвития и торговли РФ № 39 от 15.02.2007 года) кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется в разрезе видов разрешенного использования.

Разделом 3 «Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов» (утв. Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости № П/0152 от 29.06.2007 года) закреплено, что вид разрешенного использования земель определяет выбор одного из 5 методических подходов к определению кадастровой стоимости земельного участка.

Для устранения нарушения прав заявителя на ответчика должна быть возложена обязанность по установлению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым № 34:34:04 00 37:0010, занятого зданием и сооружениями, принадлежащими ООО «Стройматериалы-1» с учетом видов разрешенного использования с применением соответствующего методического подхода.

Как следует из ч. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельного участка проводиться государственная кадастровая оценка в порядке, установленном Правительством РФ.

Возложение на Ответчика обязанности организовать проведение государственной кадастровой оценки кадастрового квартала № 34:34:040037 будет несоразмерно нарушению прав ООО «Стройматериалы-1», поскольку земельный участок, занятый зданием и сооружениями заявителя входит в данный кадастровый квартал, но не равен ему. В отношении иных земельных участков, входящих в кадастровый квартал № 34:34:040037 у ООО «Стройматериалы-1» какие-либо права отсутствуют. Кроме того, возложение на Ответчика обязанности организовать проведение государственной кадастровой оценки квартала не соответствует названным положениям п. 4 «Правил проведения государственной кадастровой оценки», п. 1.2 «Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов».

После установления кадастровая стоимость земельного участка должна быть доведена до сведения ООО «Стройматериалы-1».

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление ООО «Стройматериалы-1» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Волгоградской области, выразившееся в не проведении (не организации проведения) государственной кадастровой оценки кадастрового квартала № 34:34:040037, расположенного на территории г.Волгограда;

Признать незаконным решение Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Волгоградской области об отказе в предоставлении ООО «Стройматериалы-1» сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым № 34:34:04 00 37:0010, оформленное письмом № 618 от 02.06.2008 года;

Обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Волгоградской области в двухмесячный срок с момента вступления судебного акта в законную силу установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым № 34:34:04 00 37:0010 и направить ООО «Стройматериалы-1» кадастровую выписку, содержащую сведения о кадастровой стоимости земельного участка.

Взыскать с Управления Федерального агентств кадастра объектов недвижимости по Волгоградской области в пользу ООО «Стройматериалы-1» понесенные судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный округ в месячный срок со дня принятия.

Судья И.Е. Карпенко