ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-14409/20 от 13.10.2020 АС Волгоградской области

Арбитражный суд Волгоградской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Волгоград

«13» октября 2020 года                                                                         Дело № А12-14409/2020

Резолютивная часть решения оглашена 13 октября 2020 года.

Полный текст решения изготовлен 13 октября 2020 года.

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Щетинина П.И.,

при ведении протокола помощником судьи Артюховой В.В.,

при участии:

от заявителя – представитель ФИО1 по доверенности от 09.11.2018, ФИО2 по доверенности от 23.04.2019;

от заинтересованного лица – представитель ФИО3 по доверенности от 25.06.2020;

от третьего лица – не явился, извещен;

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Российская инновационная топливно-энергетическая компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>, 443041, <...>)

о признании незаконным отказа во внесении сведений в единый государственный реестр недвижимости,

при участии в качестве заинтересованного лица:

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ИНН <***>, ОГРН <***>, 107078, <...>)

при участии третьего лица:

общества с ограниченной ответственностью «Волгоградское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие» (ИНН <***>, ОГРН <***>, 400012, <...>),

УСТАНОВИЛ

общество с ограниченной ответственностью «Российская инновационная топливноэнергетическая компания» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области со следующими требованиями:

- признать незаконным отказ Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Волгоградской области во внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости, изложенный в письме филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Волгоградской области №НБ-1161 @/2020 от 28.04.2020;

- возложить на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Волгоградской области обязанность в течение 15 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу внести сведения о зоне с особыми условиями использования территорий в отношении: «Сооружение производственно­технологический комплекс скважины № 142» расположенного по адресу: Россия, Волгоградская область, Фроловский район, в Единый государственный реестр недвижимости (требования изложены с учетом уточнений, принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Определением от 16.05.2020 заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание, суд обязал стороны:

заинтересованному лицу – представить мотивированный и обоснованный отзыв на исковое заявление с представлением доказательств направления отзыва другой стороне.

От заинтересованного лица поступил отзыв, в котором просит в удовлетворении требований отказать.

Определением от 07.07.2020 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица общество с ограниченной ответственностью «Волгоградское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие», суд обязал стороны:

заявителю – направить копию заявления в адрес третьего лица – доказательства направления представить в суд, представить административный материал;

заинтересованному лицу – направить копию отзыва в адрес третьего лица – доказательства направления представить в суд;

третьему лицу – представить письменный отзыв на иск.

Определением суда от 28.07.2020 суд обязал стороны:

третьему лицу – представить письменный отзыв на иск.

Определением суда от 18.08.2020 суд обязал стороны:

третьему лицу – представить письменный отзыв на иск.

Определением от 15.09.2020 суд обязал стороны:

третьему лицу – представить письменный отзыв на иск.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, просил заявление удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица против удовлетворения заявленных требований возражал, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Третье лицо в судебное заседание явки не обеспечило, считается извещенным в установленном законом порядке.

На основании изложенного суд считает возможным рассмотреть спор по существу в соответствии  с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив представленные в материалы дела документы, выслушав представителя заявителя, оценив доводы, изложенные в заявлении, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Как следует из заявления и установлено судом из материалов дела, ООО «РИТЭК» на праве собственности принадлежит объект «Сооружение производственно-технологический комплекс скважины № 142» Арчединского месторождения, расположенный по адресу: Россия, Волгоградская область, ФИО4 кий район, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 23.11.2019, подтверждающей проведенную регистрацию прав 22.01.2014 и присвоение кадастрового номера 34:32:000000:1654.

Между ООО «РИТЭК» и ООО «ВолгоградНИИгипрозем» заключен договор №17R0381 от 14.02.2017, одним из предметов которого является внесение сведений о зонах с особым режимом использования.

В ходе исполнения заявки по данному договору ООО «ВолгоградНИИгипрозем» был получен отказ ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области №НБ-1161 @/2020 от 28.04.2020 по внесению сведений о границах охранной зоны объекта: «Сооружение производственно-технологический комплекс скважины № 142» расположенного по адресу: Россия, Волгоградская область, Фроловский район, Арчединское месторождение.

Данный отказ мотивирован тем, что поскольку до настоящего времени в отношении охранных зон объектов магистральных трубопроводов (включая нефтепроводы) не принято положение, не определен орган исполнительной власти, уполномоченный на принятие решений об установлении ЗОУИТ, сведения о таких ЗОУИТ внесению в ЕГРН не подлежат.

Не согласившись с названным отказом, общество было вынуждено обратиться в Арбитражный суд Волгоградской области с настоящим заявлением.

При принятии настоящего судебного акта суд полагает правомерным и обоснованным исходить из следующего.

Положениями статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, причем эта статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.

В соответствии с положениями части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По правилам части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).

В соответствии с правилами статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с положениями статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела.

По смыслу пункта 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.

Из положений указанных норм следует, что формирование предмета доказывания в ходе рассмотрения конкретного спора, а также определение источников, методов и способов собирания объективных доказательств, посредством которых устанавливаются фактические обстоятельства дела, является исключительной прерогативой суда, рассматривающего спор по существу.

В соответствии с нормами статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.

В соответствии с положениями части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.03.2012 N 12505/11 сформулирована правовая позиция, согласно которой, нежелание представить доказательства должно квалифицироваться исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументированно, со ссылкой на конкретные документы, указывает процессуальный оппонент. Участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления последствий такого своего поведения.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд исходит из следующего.

В соответствии с положениями статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, зоной с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава XIX Земельного кодекса Российской Федерации «Зоны с особыми условиями использования территорий» (ст. 104-107), определяющая цели, виды, порядок и последствия установления ЗОУИТ, была введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-Ф3 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с положениями статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации, правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия), в котором должны быть определены основные положения порядка о внесений сведений о ЗОУИТ в ЕГРН (например: порядок подготовки и принятия решений; исчерпывающий перечень объектов; срок, на который устанавливаются указанные зоны; исчерпывающий перечень документов и т.д.).

В настоящее время соответствующий нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации для трубопроводов не принят, однако, в силу части 16 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-Ф3 (ред. от 27.12.2019) "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.01.2022 установление, изменение или прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий (за исключением случаев, если до 1 декабря 2019 года Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) утверждено положение о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида) осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования настоящего Федерального закона №342.

Как указано в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 01.08.2016 N Ф06-10386/2016 по делу N А55-23321/2015, непринятие компетентным органом нормативного акта, устанавливающего механизм реализации положений Земельного кодекса Российской Федерации, не может служить основанием для отказа в рассмотрении заявления предпринимателей, поскольку отсутствие надлежащей процедуры реализации права, гарантированного законом, не может служить препятствием к реализации этого права.

Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 245-О.

До настоящего времени порядок установления охранных зон на трубопроводы регламентируется «Правилами охраны магистральных трубопроводов» (утв. Минтопэнерго РФ 29.04.1992, Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 N 9) (далее Правила).

Правилами не предусмотрена необходимость принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления специального акта об установлении соответствующих охранных зон трубопроводов, равно как и согласование установления таких зон.

В соответствии с положениями пункта 3 части 8 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-Ф3 до 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории.

В соответствии с положениями части 9 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-Ф3, в случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 настоящей статьи, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.

На основании вышеизложенного с учетом положений Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 03.08.2018 N 342-Ф3, Правил, при отсутствии в ЕГРН сведений о границах охранных зон трубопроводов, созданных до дня официального опубликования Закона N 342-ФЗ, следует руководствоваться:

частью 12 статьи 26 Закона N 342-ФЗ, в соответствии с которой правообладатель зданий, сооружений, в связи с размещением которых до дня официального опубликования указанного закона установлена ЗОУИТ, вправе направить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и представление сведений, содержащихся в ЕГРН, документы, необходимые для внесения сведений о ЗОУИТ в ЕГРН, в целях обеспечения внесения данных сведений в ЕГРН;

пунктом 11 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации, наделяющим вышеуказанного правообладателя зданий, сооружений правом на подготовку сведений о границах ЗОУИТ (графическое описание местоположения границ зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения ЕГРН).

Как обоснованно указывает истец, внесение сведений в ЕГРН об охранной зоне линейного объекта является фиксацией границ такой зоны, а не фактом ее установления. Охранная зона считается установленной в силу нормы права и независимо от наличия сведений о такой зоне в ЕГРН.

С целью соблюдения положений части 12 статьи 26 Закона N 342-Ф3 и обеспечения возможности правообладателей зданий, сооружений, в связи с размещением которых до дня официального опубликования Закона N 342-Ф3 установлены ЗОУИТ, для обращения в орган регистрации прав с заявлением установленной формы для внесения в ЕГРН сведений о границах указанных зон возможно использовать форму заявления, предусмотренную приложением N 2 к приказу Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 920, в котором указывать:

в графе "иные предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения:” реквизита 3.1.1 слова "сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории";

в реквизите 9 слова: "На основании части 12 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-Ф3 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

К указанному заявлению должны быть приложены подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ соответствующей ЗОУИТ, перечень координат характерных точек границ такой зоны, а также документы, подтверждающие право заявителя на здание, сооружение, в связи с размещением которого данная зона установлена.

Аналогичная позиция о возможности и порядке установления охранных зон (при отсутствии принятого Положения) на примере линий и сооружений связи, изложена в Письме Минэкономразвития России от 30.01.2019 N Д23и-2508, от 28 марта 2019 г. N Д23и-10099, от 27 ноября 2019 г. N Д23и-41112.

При этом ранее в Письме Минэкономразвития России от 24 января 2019 г. N Д23и- 1814 указывалось на невозможность внесения в ЕГРН сведений об охранных зонах трубопроводов, линий и сооружений связи, по причине отсутствия по данным объектам положений, устанавливающих требования по принятию органами государственной власти, органами местного самоуправления соответствующих актов об установлении, изменении или о прекращении существования ЗОУИТ, отсутствию требований по направлению в орган регистрации прав сведений об установленной ЗОУИТ, а также отсутствию ответственных субъектов (органы, лица) за подготовку и направление в орган регистрации прав сведений об установленной ЗОУИТ.

Указание в ответе ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области на наличие судебной практики, подтверждающей невозможность внесения сведений в ЕГРН (постановление АС Московского округа от 19.12.2019), является некорректным, поскольку данный спор был рассмотрен до внесения изменений в ФЗ от 03.08.2018 N 342-Ф3 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенных Федеральным законом от 27.12.2019 N 455-ФЗ, вступившим в силу с 31 декабря 2019 года, согласно которому часть 16 статьи 26 была изложена в действующей редакции - «до 01.01.2022г. установление, изменение или прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий (за исключением случаев, если до 1 декабря 2019 года Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) утверждено положение о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида) осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования Федерального закона №342».

До внесения вышеуказанных изменений данная статья была изложена в следующей редакции: «До утверждения Правительством Российской Федерации положения о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) решение об установлении такой зоны принимается или ее установление путем согласования границ осуществляется в соответствии с требованиями статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в порядке, установленном до дня официального опубликования настоящего Федерального закона Правительством Российской Федерации для зоны с особыми условиями использования территории соответствующего вида».

Согласно части 5.2 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации (в ранее действовавшей редакции), подготовка текстового и графического описаний местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации указанных в пункте 3 настоящей статьи объектов, перечня координат характерных точек границ такой зоны обеспечивается правообладателями указанных объектов или иными лицами на основании договора с такими правообладателями.

Таким образом, сведения о ЗОУИТ трубопроводов, которые ограничивают права на землю, должны быть внесены в ЕГРН.

Отсутствие на законодательном уровне ясности в вопросе относительно необходимости издания отдельного акта по каждой зоне, конкретного органа, уполномоченного на установление ЗОУИТ, порядка направления им сведений о ЗОУИТ в регистрирующий орган и т.п., не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя, поскольку, исходя из основополагающих принципов ведения ЕГРН - достоверности и доступности его сведений, основная цель внесения таких сведений - обеспечение стабильности гражданского оборота путем уведомления всех третьих лиц о наличии определенных ограничений в отношении земельных участков, включенных в такие зоны.

При этом отсутствие информации о существующих ЗОУИТ в государственном реестре недвижимости влечет не только нарушение имущественных прав заявителя, но и нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе правообладателей земельных участков, включенных в границы ЗОУИТ, которые в соответствии с пунктом 5.3 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации должны быть уведомлены об ограничениях использования земельных участков в границах такой зоны в течение пятнадцати дней с даты внесения в государственный реестр, а также создает угрозу нарушения нормальной и безопасной эксплуатации нефтяных скважин и иных объектов системы нефтеснабжения, создает риск наступления аварий и катастроф.

Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации, зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в следующих целях: защита жизни и здоровья граждан, безопасной эксплуатации объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства, обеспечения сохранности объектов культурного наследия, охраны окружающей среды, в том числе защита и сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В соответствии с положениями статьи 52 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды) установление, изменение, прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий, создаваемых в целях охраны окружающей среды, осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

В связи с чем, исходя из положений статьи 75 ФЗ «Об охране окружающей среды», не установление зоны с особыми условиями использования территорий может повлечь для ООО «РИТЭК» и его должностных лиц наступление гражданской и административной ответственность.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В силу указанных норм, присутствует наличие двух условий:

несоответствие отказа филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области закону, ввиду того, что Правительством Российской Федерации не приняты решения ни по одному из видов ЗОУИТ, ввиду чего, стоит руководствоваться «Правилами охраны магистральных трубопроводов» (утв. Минтопэнерго РФ от 29.04.1992),

нарушены права и законные интересы общества, выразившиеся в отсутствие информации о существующих ЗОУИТ в государственном реестре недвижимости,

нарушены права неопределенного круга лиц, в том числе правообладателей земельных участков, включенных в границы ЗОУИТ, которые в соответствии с пунктом 5.3 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации должны быть уведомлены об ограничениях использования земельных участков в границах такой зоны в течение пятнадцати дней с даты внесения в государственный реестр,

- создается угроза нарушения нормальной и безопасной эксплуатации нефтяных скважин и иных объектов системы нефтеснабжения, риск наступления аварий и катастроф.

Как указано в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 01.08.2016 N Ф06-10386/2016 по делу N А55-23321/2015, непринятие компетентным органом нормативного акта, устанавливающего механизм реализации положений Земельного кодекса Российской Федерации, не может служить основанием для отказа в рассмотрении заявления предпринимателей, поскольку отсутствие надлежащей процедуры реализации права, гарантированного законом, не может служить препятствием к реализации этого права.

Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 245-О.

В рассматриваемом случае следует руководствоваться «Правилами охраны магистральных трубопроводов» (утв. Минтопэнерго РФ от 29.04.1992) с учетом ранее изложенных разъяснений.

Указанная правовая позиция также соответствует позиции, изложенной в:

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2020 N 11АП-10853/2020 по делу N А55-23199/2019;

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2020 N 11АП-3723/2020 по делу N А55-19728/2019;

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2020 N 11АП-5377/2020 по делу N А55-23167/2019.

В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

На основании изложенного, руководствуясь положениями статей  65, 102, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить:

- признать незаконным отказ Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Волгоградской области во внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости, изложенный в письме филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Волгоградской области №НБ-1161 @/2020 от 28.04.2020;

- возложить на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Волгоградской области обязанность в течение 15 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу внести сведения о зоне с особыми условиями использования территорий в отношении: «Сооружение производственно­технологический комплекс скважины № 142» расположенного по адресу: Россия, Волгоградская область, Фроловский район, в Единый государственный реестр недвижимости.

Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Российская инновационная топливно-энергетическая компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>) 3 000 рублей расходов по оплате государственной пошлины.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Двенадцатый  арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, через Арбитражный суд Волгоградской области.

Судья                                                                                                                        П.И. Щетинин