ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-1457/2018 от 19.03.2018 АС Волгоградской области

Арбитражный суд Волгоградской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Волгоград

«19» марта 2018 г.

Дело № А12-1457/2018

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Наумовой М.Ю.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, материалы дела по заявлению

Государственного историко-мемориального Музея-заповедника «Сталинградская битва» (ОРГН 1023403444613, ИНН <***>)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

заинтересованное лицо – заместитель руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области ФИО1

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

У С Т А Н О В И Л:

Государственный историко-мемориальный Музей-заповедник «Сталинградская битва» обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области ФИО1 от 28.12.2017 № 7059 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской (далее – Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области, Управление) в представленном отзыве указало, что не признает заявленные требования, полагая, что в действиях заявителя имеется состав вмененного административного правонарушения.

Рассмотрев дело в порядке упрощенного производства, изучив представленные доказательства, оценив доводы сторон, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Из представленных документов усматривается, что Управлением Роспотребнадзора по Волгоградской области по обращению потребителя (входящий № 21320 от 29.08.2017) проведено административное расследование на основании определения от 20.09.2017 серии АР № 00423 в отношении Государственного историко-мемориального Музея-заповедника «Сталинградская битва» (далее – Музей).

В ходе административного расследования установлено, что 28.08.2017 потребителем приобретены билеты в Музей, однако в посещении Музея с детской коляской, в которой находился малолетний ребенок, было отказано. Отказ мотивирован пунктом 1.1. Правил посещения объектов Музея-заповедника «Сталинградская битва», утвержденных Приказом директора ФИО2 от 28.03.2014 № 78. (далее – Правила от 28.03.2014 № 78). Текст Правил от 28.03.2014 № 78 размещен на официальном сайте www.stalingrad-battle.ru. Кроме того, с текстом Правил от 28.03.2014 № 78 можно ознакомиться в вестибюле Музея.

Согласно пункту 1.1 Правил от 28.03.2014 № 78 в экспозиционных и выставочных залах объектов Музея запрещается проходить с детскими колясками.

Приобретая билет на посещения Музея, потребитель подтверждает факт заключения договора возмездного оказания услуг и присоединения к Правилам от 28.03.2014 № 78 в силу пункта 1 статьи 428 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Согласно статье 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими на момент его заключения.

Согласно статье 1 Закона Волгоградской области от 21.11.2002 № 757-ОД «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области» (далее – Закон от 21.11.2002 № 757-ОД) граждане с малолетними детьми, в том числе использующие детские коляски отнесены к маломобильным группам населения.

Закон от 21.11.2002 № 757-ОД регулирует отношения, связанные с обеспечением условий для беспрепятственного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и к предоставляемым в них услугам. В силу статьи 3 Закона от 21.11.2002 № 757-ОД к таким объектам отнесены объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.).

В соответствии со статьей 44 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Таким образом, включение в Правила от 28.03.2014 № 78 условие о запрете посещения Музея с детскими колясками ограничивает права маломобильных групп населения на доступ к культурным ценностям.

В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

В рассматриваемом случае включение в Правила от 28.03.2014 № 78 условия о запрете посещения Музея с детскими колясками ущемляет права потребителей по сравнению с действующим законодательством.

По факту выявленного нарушения Управлением в отношении Музея составлен протокол от 02.11.2017 № 7059 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ.

Постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области ФИО1 от 28.12.2017 № 7059 Музей привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ, назначенное наказание - административный штраф в размере 10 000 рублей.

Согласно части 2 статьи 14.8 КоАП РФ включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает, что административный орган правомерно пришел к выводу о наличии в действиях Музей состава вмененного правонарушения. Вопрос о наличии вины Музей в совершении административного правонарушения административным органом исследован, при производстве по делу об административном правонарушении состав административного правонарушения в действиях Музей установлен.

Доказательства, свидетельствующие о том, что заявителем приняты все зависящие от него меры по недопущению нарушения требований законодательства о защите прав потребителей, или наличия обстоятельств непреодолимой силы, в материалы дела не представлены.

Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.

Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренном статьей 4.5 КоАП РФ. Заявителю назначено минимальное наказание, предусмотренное частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь статьями 167-170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Отказать в удовлетворении требования Государственного историко-мемориального Музея-заповедника «Сталинградская битва» о признании незаконным и отмене постановления заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области ФИО1 от 28.12.2017 № 7059 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в установленный законом срок через Арбитражный суд Волгоградской области.

Судья Наумова М.Ю.