Арбитражный суд Волгоградской области
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения объявлена 17 октября 2023 г.
Полный текст решения изготовлен 24 октября 2023 г.
Судья Арбитражного суда Волгоградской области Машлыкин А.П.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карсаковым А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании арбитражное дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Паритет-Агро» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) к администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области (ИНН:<***>, ОГРН: <***>) о признании незаконным решения от 16.03.2023 №120 об отказе в реализации права на выкуп земельного участка,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – Заречная А. В., представитель по доверенности от 08.02.2023 №9;
от ответчика - ФИО1, представитель по доверенности от 03.09.2021 №18;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Агрокомпания Паритет» (далее – заявитель, общество, ООО «Агрокомпания Паритет») обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области (далее также – администрация), в котором просит признать решение администрации от 16.03.2023 №120 об отказе в реализации права на выкуп земельного участка незаконным, обязать администрацию заключить с заявителем договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 34:31:110016:18 в течение 30 календарных дней после вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.
Представитель истца заявил ходатайство об объединении дела №А12-15071/2023 с делами №А12-15070/2023 и №А12-15072/2023 в одно производство для совместного рассмотрения.
Представитель администрации возражает против удовлетворения ходатайства об объединении дел в одно производство.
В соответствии с частями 2, 2.1, 4, 5, 6 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд первой инстанции вправе объединить несколько однородных дел, в которых участвуют одни и те же лица, в одно производство для совместного рассмотрения.
Арбитражный суд первой инстанции, установив, что в его производстве имеются несколько дел, связанных между собой по основаниям возникновения заявленных требований и (или) представленным доказательствам, а также в иных случаях возникновения риска принятия противоречащих друг другу судебных актов, по собственной инициативе или по ходатайству лица, участвующего в деле, объединяет эти дела в одно производство для их совместного рассмотрения.
Объединение дел в одно производство и выделение требований в отдельное производство допускаются до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в арбитражном суде первой инстанции.
Об объединении дел в одно производство, о выделении требований в отдельное производство или об отказе в этом арбитражный суд выносит определение. Копии определения направляются лицам, участвующим в деле.
Дела, находящиеся в производстве арбитражного суда первой инстанции, в случае объединения их в одно производство передаются судье, который раньше других судей принял исковое заявление к производству арбитражного суда.
Представитель администрации просит отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление.
Суд отказал в удовлетворении ходатайства об объединении дел в одно производство для совместного производства, так как раздельное рассмотрение требований будет соответствовать целям эффективного правосудия и не приведет к отложению судебного разбирательства.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Как видно из материалов дела, заявитель является собственником сооружения сельскохозяйственного производства «Орошаемый участок «Лучновский» Урюпинского муниципального районе Волгоградской области» площадью 3200 кв.м, расположенного по адресу: Волгоградская область, Урюпинский район, территория Дубовского сельского поселения, кадастровый номер: 34:31:000000:3749, что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости от 06.12.2016 №34-34/013-34/063/018/2016-537/1.
05.03.2021 администрация выдала ООО «Паритет-Агро» разрешение на строительство «Реконструкция орошаемого участка «Лучновский» Урюпинского муниципального района Волгоградской области с увеличением орошаемой площади» протяженностью 11947 м, расположенного по адресу: Волгоградская область, Урюпинский район, территория Дубовского сельского поселения, 1 км восточнее х.Лучновский, кадастровый номер: 34:31:110016:150, что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости от 17.02.2023 №34:31:110016:150-34/128/2023-1.
Заявитель указывает, что сооружение расположено, в том числе на земельном участке сельскохозяйственного назначения, который находится в муниципальной собственности: с кадастровым номером 34:31:110016:18, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 1000000 кв.м., (далее – земельный участок).
Заявитель владеет земельным участком на праве аренды на основании договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 08.05.2013 №360, зарегистрированного Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской области 04.06.2013 г., регистрационная запись №34-34-13/004/2013-530 и договора перенайма от 29.06.2015 №6, зарегистрированного Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской области 03.07.2015, регистрационная запись №34-34/013-34/013/022/2015- 479/3.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Заявитель обратился в администрацию в соответствии со статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату без торгов.
К заявлению были приложены следующие документы: выписка из ЕГРЮЛ, копия доверенности, копия названных договоров аренды и перенайма, копия выписки из ЕГРН на сооружение.
21.03.2023 заявителем было получено постановление администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области от 16.03.2023 №120, которым было принято решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность заявителя без проведения торгов в связи с тем, что на земельном участке с кадастровым номером 34:31:110016:18 расположено сооружение сельскохозяйственного произодства (реконструкция орошаемого участка «Лучновский» в Урюпинском муниципальном районе Волгоградской области с увеличением орошаемой площади), что подтверждено записью в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним №34:31:110016:150-34/128/2023-1 от 17.02.2023 г., которое в соответствии с пунктом 1.1. статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации может размещаться на вышеуказанном земельном участке на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, и земельные участки не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений.
Заявитель считает оспариваемое решение незаконным и необоснованным, в связи со следующим.
Перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка указан в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в решении об отказе должны быть указаны все основания отказа.
Заявитель считает, что в тексте решения отсутствуют ссылки на какое-либо из этих оснований, так как обоснование отказа основано на пункте 1.1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 названного Кодекса.
Заявитель указывает, что принятое решение о том, что принадлежащее обществу сооружение сельскохозяйственного назначения может располагаться на земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута, а тем более в соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации необоснованно.
Публичный сервитут устанавливается законом Российской Федерации в интересах государства, местного административного аппарата или жителей.
Публичный сервитут в соответствии со статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в следующих целях: строительство, реконструкция, эксплуатация, капитальный ремонт объектов электросетевого хозяйства тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения); складирование строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта; устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги; размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях; проведение инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения, проведение инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов, а также сооружений, предусмотренных пп.1 настоящей статьи; реконструкция, капитальный ремонт участков (частей) инженерных сооружений, являющихся линейными объектами.
Согласно статье 274 Гражданского кодекса Российской Федерации сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка.
В соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации использовании земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
По мнению заявителя, сооружение сельскохозяйственного производства не может размешаться на вышеуказанном земельном участке, на основании сервитута, публичного сервитута в соответствии с пунктом 1.1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации или в соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Заявитель пояснил, что цель использования земельного участка - размещение на нем объектов недвижимого имущества, на строительство которых были получены в надлежащем порядке разрешение на строительство №34-Ru34531311-618 от 24.12.2015 и разрешение на строительство №34-Ru34531311-871-2021 от 05.03.2021 (с изм. на основании Постановления №461 от 08.09.2021), которые выданы согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерациина объекты капитального строительства.
Также, получены разрешения на ввод объекта в эксплуатацию №34-Ru34531311-134-2016 от 25.10.2016 и №34-Ru34531311-882-2022 от 26.12.2022, право собственности на объекты зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.
В выписках из Единого государственного реестра недвижимости содержатся сведения о кадастровых номерах земельных участков, в пределах которых расположен объект недвижимости, одним из которых является земельный участок с номером 34:31:000000:3599.
Общая площадь участка с кадастровым номером 34:31:110016:18 составляет 1000000 кв.м. На данном земельном участке размещены дождевальные установки кругового секторного действия, производства фирмы «Valley» №4, с радиусом действия 625 м., площадью полива 620000 кв.м., и №5 с радиусом действия 320 м., площадью полива 200000 кв.м., которые является частью сооружения «Орошаемый участок «Лучновский», представляющего собой единый оросительный комплекс, части которого неразрывно связаны между собой. Заявитель указывает, что на генплане проекта, изготовленного ЗАО «Волговодпроект» видно, что площадь орошения дождевальных машин закрывает практически всю площадь земельного участка.
Заявитель считает, что оспариваемое решение нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку препятствует реализации производственных и экономических планов нашего общества, так как приобретенный собственность земельный участок, являясь частью земельного массива, большая часть которого находится в собственности общества, существенно увеличит капитализацию кампании. Для банков, инвесторов бизнес с высокой капитализацией более привлекателен, так как такие компании надежны, устойчивы в период кризисов, что является немаловажным во все времена, а в настоящее время это более, чем актуально.
Наличие залоговой базы в виде комплекса имущества (здания, сооружения и земельные участки под ними) находящегося в собственности общества позволит привлекать заемные средства на длительные сроки и на более выгодных условиях, что способствует полной реализации инвестиционной программы общества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Представитель ответчика указывает, что пунктом 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве одного из оснований для предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрено заключение договора аренды.
Договор аренды земельного участка может быть заключен как по результатам торгов, проводимых в форме аукциона, так и без их проведения при наличии обстоятельств, указанных в пункте 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
08.05.2013 муниципальное образование Урюпинский муниципальный район Волгоградской области по результатам торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка от 30.04.2013 года заключило с ООО «Паритет-Зернопродукт» договор аренды земельного участка на территории Дубовского сельского поселения Урюпинского района Волгоградской области из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 34:31:110016:18, общей площадью 1000000 кв.м., с видом разрешенного использования земельного участка - для сельскохозяйственного производства, сроком на 10 лет.
С учетом договора перенайма от 29.06.2015 № 6 арендатором данного земельного участка с кадастровым номером 34:31:110016:18 является ООО «Паритет-Агро».
24.12.2015 администрацией выдано ООО «Паритет-Агро» разрешение на строительство № Ru34531311-618 орошаемого участка «Лучновский» Урюпинского муниципального района Волгоградской области.
После завершения строительства орошаемого участка «Лучновский» Урюпинского муниципального района Волгоградской области администрацией 25.10.2016 выдано ООО «Паритет-Агро» разрешение на ввод в эксплуатацию данного сооружения и оно поставлено на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 34:31:000000:3749.
06.12.2016 зарегистрировано право собственности ООО «Паритет-Агро» на указанное сооружение.
05.03.2021 г. администрацией выдано ООО «Паритет-Агро» разрешение на строительство «Реконструкция орошаемого участка «Лучновский» Урюпинского муниципального района Волгоградской области с увеличение орошаемой площади».
После завершения реконструкции орошаемого участка «Лучновский» Урюпинского муниципального района Волгоградской области администрацией 26.12.2022 выдано ООО «Паритет-Агро» разрешение на ввод в эксплуатацию данного реконструированного сооружения и оно поставлено на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 34:31:110016:150.
17.02.2023 зарегистрировано право собственности ООО «Паритет-Агро» на указанное сооружение.
Под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (пункт 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).
Согласно пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к линейным объектам отнесены линии электропередачи; линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения); трубопроводы; автомобильные дороги; железнодорожные линии; другие подобные сооружения.
На испрашиваемом ООО «Паритет-Агро» земельном участке с кадастровым номером 34:31:110016:18 находятся линейные объекты - трубопроводы, имеющие свойственные для линейных объектов характеристики - протяженность в пространстве, расположение на нескольких земельных участках, производственное, транспортное или иное единое инфраструктурное значение, это подтверждается разрешением на строительство сооружения от 24.12.2015; разрешением на ввод в эксплуатацию сооружения от 25.10.2016; техническим планом сооружения орошаемого участка «Лучновский» Урюпинского муниципального района Волгоградской области от 25 октября 2016 года, выполненного МУП «АППБ»; разрешением на строительство сооружения от 05.03.2021; разрешением на ввод в эксплуатацию сооружения от 26.12.2022; техническим планом сооружения от 23 декабря 2022 года, выполненного кадастровым инженером ФИО2; выпиской из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 34:31:110016:18; данными публичной кадастровой карты; выпиской из ЕГРН на сооружение «Орошаемый участок «Лучновский» Урюпинского муниципального района Волгоградской области» с кадастровым номером 34:31:000000:3749; выпиской из ЕГРН на сооружение «Реконструкция орошаемого участка «Лучновский» Урюпинского муниципального района Волгоградской области с увеличение орошаемой площади» с кадастровым номером 34:31:110016:150.
Согласно подпунктам 3.16, 5.1, 6.2.1 «СП 100.13330.2016. Свод правил. Мелиоративные системы и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.06.03-85», утвержденными Приказом Минстроя России от 16.12.2016 № 953/пр, орошаемые земли - земли сельскохозяйственного назначения, на которых имеется временная или постоянная оросительная сеть, связанная с источником орошения, водные ресурсы которого обеспечивают полив этих земель. Оросительная система должна включать комплекс взаимосвязанных сооружений, зданий и устройств, обеспечивающий в условиях недостаточного естественного увлажнения поддержание в корнеобитаемом слое почвы орошаемого массива оптимального водно-солевого режима для получения высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур. В состав оросительной системы могут входить: водохранилища, водозаборные и рыбозащитные сооружения на естественных или искусственных водоисточниках, отстойники, насосные станции, оросительная, водосборно- сбросная и дренажная сети, нагорные каналы, сооружения на сети, поливные и дождевальные машины, установки и устройства, средства управления и автоматизации, контроля за мелиоративным состоянием земель, объекты электроснабжения и связи, противоэрозионные сооружения, производственные и жилые здания эксплуатационной службы, дороги, лесозащитные насаждения, дамбы. Оросительная сеть состоит из магистрального канала (трубопровода, лотка), его ветвей, распределителей различных порядков и оросителей.
Согласно технического плана сооружения орошаемого участка «Лучновский» Урюпинского муниципального района Волгоградской области от 25.10.2016, выполненного МУП «АППБ», орошаемый участок «Лучновский» расположен на восьми земельных участках, в том числе на спорном земельном участке с кадастровым номером 34:31:110016:18, имеет протяженность 21235 м. Сооружение представляет собой оросительную сеть закрытую трубчатую подземной укладки, материал труб - полиэтилен, глубина укладки труб - 1,5 м.; водозаборную насосную станцию; электрофицированные дождевальные машины кругового действия. Протяженность водоводов из полиэтиленовых труб 11140 м., протяженность подземного кабеля КЛ-0,4 кВ к дождевальным машинам и насосной станции 10095 м., глубина укладки кабеля 1,2 м. Общая протяженность сооружения составляет 21235 м. (листы 7, 8 техплана).
Аналогичные данные содержатся в техническом плане сооружения «Реконструкция орошаемого участка «Лучновский» Урюпинского муниципального района Волгоградской области с увеличение орошаемой площади» от 23.12.2022, выполненного кадастровым инженером ФИО2 (листы 30, 68 техплана). Так, орошаемый участок «Лучновский» расположен на двадцати трех земельных участках, в том числе на спорном земельном участке с кадастровым номером 34:31:110016:18, имеет протяженность 11947 м. Объект представляет собой комплекс подземных, наземных и надземных сооружений, а именно: трубопровод подземный -11947 м. материал - полиэтилен, (контур 2, 3, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14); резервуар-1 шт., площадь застройки 32643.9 кв.м. (контур 1); подкачивающая насосная станция-1 шт., площадь застройки 200.6 кв.м. (контур 4); трансформаторная подстанция, КТП(1600кВа)-1 шт., площадь застройки -14.0 кв.м. (контур 5); трансформаторная подстанция, СТП(63кВа)-3 шт., расположены на столбах (контур 22-т. 182, контур 23-т. 191, контур 25-175); дождевальные машины -10 шт., площадь застройки (3.8*3.8*10)-144.4 кв.м.; кабель оптико-волоконный -2492 м. (контур 7); линия ВЛ Юкв (воздушная линия)-2862 м. (контур 6, 15, 17, 19, 21); кабельная линия (подземная) 10кВ-710.6м (контур-16, 18, 20, 25); кабельная линия 0.4 кВ (подземная)-7147.9 м. (контур-22,23,24,25,27) ПАРН-1шт. на столбе (контур 26-Т.214).
16.03.2023 администрация, рассмотрев заявление ООО «Паритет-Агро» о предоставлении спорного земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, учитывая нахождение на испрашиваемом земельном участке линейных объектов, отказала в предоставлении в собственность данного земельного участка со ссылкой на пункт 1.1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», статьи 10 Закона Волгоградской области от 17.07.2003 № 855-ОД «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области», подпункта 5 пункта 2.10.3 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Продажа земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Урюпинского муниципального района, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Урюпинского муниципального района Волгоградской области, без проведения торгов», утвержденного постановлением администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской обл. от 22.11.2019 № 634, Устав Урюпинского муниципального района, а также учитывая, что спорный земельный участок предоставлен за плату во временное пользование арендатору ООО «Паритет-Агро» для сельскохозяйственного производства.
Администрация считает, что отсутствуют основания для предоставления спорного земельного участка в собственность ООО «Паритет-Агро» за плату без проведения торгов, поскольку принадлежащий обществу линейный объект может размещаться на испрашиваемом земельном участке на основании сервитута в соответствии со статьей 274 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 названного Кодекса.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
При этом, согласно пункту 1.1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей
39.36названного Кодекса.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьями 39.14, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов поименованы в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, среди которых соответствующий отказ допускается в том случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1); на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута (пункт 4); предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (пункт 19).
Оспариваемое решение об отказе в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка мотивировано, в том числе положениями пункта 1.1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку принадлежащий обществу линейный объект подлежит размещению на спорном земельном участке на основании сервитута.
На основании пункта 1.1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей
39.36названного Кодекса.
В соответствии со статьей 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного. участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (пункт 1); обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком (пункт 2).
Согласно статье 39.23 Земельного кодекса Российской Федерации соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в случаях размещения линейных объектов.
Из материалов дела видно, что спорный земельный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет с видом разрешенного использования земельного участка - для сельскохозяйственного производства, а не для размещения, эксплуатации и обслуживания объекта недвижимости (линейного объекта), предоставлен обществу в долгосрочную аренду на 10 лет по результатам аукциона.
Пунктом 17 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что внесение изменений в заключенный по результатам аукциона или в случае признания аукциона несостоявшимся договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в части изменения видов разрешенного использования такого земельного участка не допускается.
Следовательно, учитывая пункт 17 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации, разрешенное использование спорного земельного участка не может изменено на размещение сооружения «Орошаемый участок «Лучновский» Урюпинского муниципального района Волгоградской области».
Ответчик считает, что конфигурация испрашиваемого обществом земельного участка, а также фактическое назначение и использование находящегося на нем линейного объекта позволяют использовать спорный земельный участок иными лицами, поскольку из анализа проектной документации на сооружение «Орошаемый участок «Лучновский» Урюпинского муниципального района Волгоградской области» следует, что линейные объекты - трубопроводы находятся под землей.
Действующим законодательством наложен мораторий на приватизацию земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, что также послужило основанием для отказа в предоставлении в собственность спорного земельного участка.
Так, согласно пункту 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.
Порядок приватизации земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности регулируется Законом Волгоградской области от 17.07.2003 № 855-ОД «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области».
Согласно статье 10 названного закона приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Волгоградской области, осуществляется с 23.07.2052.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 статьи 201 АПК РФ установлено, что основанием для признания ненормативного правового акта государственного (или иного) органа недействительным, а решения, действий - незаконными является совокупность двух условий: 1) несоответствие оспариваемого акта, решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, выражающееся в незаконном возложении каких-либо обязанностей и (или) создающее препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.
Суд считает, что заявителем не представлено подтверждающих доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав (как юридического лица) в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не указаны нормы закона, которым, по мнению заявителя, не соответствует оспариваемый ненормативный правовой акт.
В связи с чем, отсутствуют два обязательных условия для признания решения незаконным: нарушения законодательства и ущемления прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
На основании вышеизложенного, решение является законным и обоснованным, основания для признания его недействительным отсутствуют.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 65, 102, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд Волгоградской области
решил:
В удовлетворении ходатайства об объединении дел отказать.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Волгоградской области.
Судья А.П. Машлыкин