ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-15196/14 от 17.06.2014 АС Волгоградской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005

http://volgograd.arbitr.rue-mail: info@volgograd.arbitr.ru   телефон: 23-00-78   факс: 24-04-60

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Волгоград                                                                            Дело № А12-15196/2014

17 июня 2014 года

Резолютивная часть решения оглашена 17 июня 2014 года

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Пантелеевой  В.В.,

 при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дашковой О.В.

 при участии в судебном заседании:

от истца – представитель ФИО1, удостоверение от 28.03.2013 г.

от публично-правового образования Венгеловского сельского поселения Палласовского муниципального района Волгоградской области – представитель  не явился, извещен надлежащим образом

от ответчиков – не явились, извещены надлежащим образом

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску заместителя прокурора Волгоградской области в интересах публично-правового образования Венгеловского сельского поселения Палласовского муниципального района Волгоградской области в лице администрации Венгеловского сельского поселения Палласовского муниципального района Волгоградской области к Администрации Венгеловского сельского поселения Палласовского муниципального района Волгоградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, 404255, Волгоградская область,  Палласовский район, Венгеловка, ул. Ветеранов, 11), Автономной некоммерческой организации по развитию местного самоуправления "Сотрудничество" (ОГРН <***>, ИНН <***>, 404260, <...>) о признании сделки недействительной в части,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора Волгоградской области обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с иском в интересах публично-правового образования Венгеловского сельского поселения Палласовского муниципального района Волгоградской области в лице администрации Венгеловского  сельского поселения Палласовского муниципального района Волгоградской области к Администрации Венгеловского сельского поселения Палласовского муниципального района Волгоградской области, Автономной некоммерческой организации по развитию местного самоуправления "Сотрудничество"  о признании недействительным (ничтожным) абзац 2 пункта 2.1 договора об оказании услуг от 01.01.2014 г. № 2, заключенного между администрацией Венгеловского сельского поселения Палласовского муниципального района Волгоградской области и Автономной некоммерческой организацией по развитию местного самоуправления "Сотрудничество", в части слов «проведение экспертизы проектов административных регламентов предоставления муниципальных услуг».

В ходе судебного заседания представитель истца заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель публично-правового образования Венгеловского сельского поселения Палласовского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика - Администрации Венгеловского сельского поселения Палласовского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в письменном отзыве заявленные исковые требования не признал, просит в иске отказать.

Представитель ответчика – Автономной некоммерческой организации по развитию местного самоуправления "Сотрудничество" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в письменном отзыве заявленные исковые требования не признал, просит в иске отказать.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя истца, оценив фактические обстоятельства дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, 01.01.2014 г. между администрацией Венгеловского сельского поселения Палласовского муниципального района Волгоградской области (Заказчик) и Автономной некоммерческой организацией по развитию местного самоуправления «Сотрудничество» (Исполнитель) заключен договор № 2 об оказании услуг.

В соответствии с абз. 2 п. 2.1 Договора к правам и обязанностям Исполнителя относится осуществление правовой защиты интересов Заказчика, представительство и защита интересов в суде, оказание помощи в оформлении и разработке нормативно-правовых актов, проведение экспертизы проектов административных регламентов предоставления муниципальных услуг.

На основании раздела 4 Договора срок его действия установлен с 01.01.2014 по 30.06.2014.

Абзац 2 пункта 2.1 Договора в части слов «проведение экспертизы проектов административных регламентов предоставления муниципальных услуг» не соответствует законодательству по следующим основаниям.

Согласно части 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Кодекса).

На основании ст. 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В силу п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ) муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона № 210-ФЗ предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Согласно ч.ч. 1, 6, 12 ст. 13 Закона № 210-ФЗ разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу.

Проекты административных регламентов подлежат независимой экспертизе и экспертизе, проводимой уполномоченным органом государственной власти или уполномоченным органом местного самоуправления.

Предметом экспертизы проектов административных регламентов, проводимой уполномоченными органами государственной власти или уполномоченными органами местного самоуправления, является оценка соответствия проектов административных регламентов требованиям, предъявляемым к ним настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, а также опенка учета результатов независимой экспертизы в проектах административных регламентов.

На основании ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-Ф3) органами местного самоуправления являются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В силу ч. 1 ст. 34 Закона № 131 -ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Таким образом, проведение экспертизы проектов административных регламентов муниципальных услуг на предмет соответствия требованиям закона законодательством возложено непосредственно на органы местного самоуправления и не может осуществляться иными организациями в силу закона.

При таких обстоятельствах абзац 2 пункта 2.1 Договора в части слов «проведение экспертизы проектов административных регламентов предоставления муниципальных услуг» не соответствует действующему законодательству и нарушает права муниципального образования Венгеловского сельского поселения Палласовского муниципального района Волгоградской области, поскольку противоречит установленному законом порядку реализации полномочий органов местного самоуправления по оказанию муниципальных услуг.

Согласно ст. 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Статьей 180 Гражданского кодекса РФ установлено, что недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.

Учитывая указанные выше обстоятельства, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

Доводы ответчиков о том, что поскольку договор в оспариваемой части заключен в соответствии с нормативным правовым актом администрации сельского поселения об утверждении порядка проведения экспертизы проектов административных регламентов, который не обжаловался, договор соответствует действующему законодательству, АНО «Сотрудничество» является уполномоченным органом администрации сельского поселения на проведение экспертизы, суд находит несостоятельными.

Согласно ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ) проекты административных регламентов подлежат независимой экспертизе и экспертизе, проводимой уполномоченным органом государственной власти или уполномоченным органом местного самоуправления.

Таким образом, возможность делегирования полномочий по проведению экспертизы проектов административных регламентов иным организациям законодательством не предусмотрена.

Порядок проведения экспертизы проектов административных регламентов предоставления муниципальных услуг, утвержденный постановлением администрации Венгеловского сельского поселения от 18.07.2011 г. № 28, возлагающий проведение экспертизы на юриста АНО «Сотрудничество», противоречит Закону № 210-ФЗ, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.167-170 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным (ничтожным) абзац 2 пункта 2.1 договора об оказании услуг от 01.01.2014 г. № 2, заключенного между администрацией Венгеловского сельского поселения Палласовского муниципального района Волгоградской области и Автономной некоммерческой организацией по развитию местного самоуправления "Сотрудничество", в части слов «проведение экспертизы проектов административных регламентов предоставления муниципальных услуг».

Взыскать с Автономной некоммерческой организации по развитию местного самоуправления "Сотрудничество" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок. Апелляционная жалоба подается через арбитражный суд Волгоградской области.

Судья:                                                                                 В.В. Пантелеева