ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-15199/13 от 09.08.2013 АС Волгоградской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005

http://volgograd.arbitr.ru e-mail: info@volgograd.arbitr.ru телефон: (8442)23-00-78 факс: (8442)24-04-60

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Волгоград Дело № А12-15199/2013

« 09 » августа 2013 года

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Стрельниковой Н.В. рассмотрев в порядке упрощенного производства дело №А12-15199/2013 по заявлению Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области к Управлению внутренних дел города Волжского Волгоградской области об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ с участием в деле в качестве заинтересованного лица Отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Волжскому Волгоградской области

УСТАНОВИЛ:

Комитет по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области (далее Комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Управлению внутренних дел города Волжского Волгоградской области (далее административный орган) с требованиями:

- признать незаконным и отменить постановление ОГИБДД УМВД России по г.Волжскому от 10.06.2013 № 34 АА 177982 о привлечении Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу прекратить.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Отдел государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Волжскому Волгоградской области.

Лица, участвующие в деле, о принятии искового заявления, возбуждении производства по делу и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены арбитражным судом надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда.

Отводов суду, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела по существу, не заявлено.

К установленному судом сроку административным органом представлен отзыв на заявление, а также копии материалов административного дела. Поступившие документы судом рассмотрены и приобщены к материалам дела.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.

Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством реализации основных направлений, изложенных в статье 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», одним из которых является осуществление государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Согласно пункту 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 №711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.

В соответствии с абзацем 3 подпункта «а» и подпунктом «к» пункта 11 вышеназванного Положения на Госавтоинспекцию возложен контроль за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми, в частности, устанавливаются требования к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог, и проведение в соответствии с законодательством Российской Федерации дознания по делам о преступлениях против безопасности дорожного движения.

Приказом МВД России от 08.06.1999 № 410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» утверждено Наставление по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, которое определяет порядок осуществления контроля со стороны службы дорожной инспекции и организации движения ГИБДД МВД России за соблюдением правил, нормативов и стандартов при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также за перевозкой крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов автомобильным транспортом в части обеспечения безопасности дорожного движения.

Пункт 7.3 Наставления предусматривает право службы дорожной инспекции и организации движения составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 10.2 указанных Наставлений по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, контроль за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог осуществляется посредством проведения различных проверок.

Как следует из материалов дела, Так 29.05.2013 года в 16 часов 40 минут, при обследовании внутриквартальной дороги между домами № 102, 88 по ул. Мира г. Волжского, выявлено, что покрытие проезжей части имеет многочисленные выбоины размером: 1,2-0,5-0,03 метра; 0,3-0,2-0,06 метра; 4,5-1,4- 0,04 метра; 1,6-0,8-0,07 метра; 0,9-0,7-0,08; 0,6-0,4-0,05 метра; 1,8-1,5-0,03 метра, что не отвечает требованиям п.п. 3.1.1., 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93.

В соответствии со статьей 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при невозможности составления протокола об административном правонарушении на месте выявления административного правонарушения применяются меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. К таким мерам относится осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов.

Данная мера обеспечения производится в присутствии законного представителя юридического лица и двух понятых.

03.06.2013 сотрудником ОГИБДД в присутствии двух понятых составлены протоколы осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, в которых отражено, что покрытие проезжей части внутриквартальной дороги между домами № 102, 88 по ул. Мира г. Волжского, имеет многочисленные выбоины размером: 1,2-0,5-0,03 метра; 0,3-0,2-0,06 метра; 4,5-1,4- 0,04 метра; 1,6-0,8-0,07 метра; 0,9-0,7-0,08; 0,6-0,4-0,05 метра; 1,8-1,5-0,03 метра, что не отвечает требованиям п.п. 3.1.1., 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93. При составлении акта представитель Комитета не присутствовал, извещен надлежащим образом (извещение о вызове для производства осмотра территорий принадлежащих юридическому лицу получено Комитетом 30.05.2013, что подтверждается оттиском печати на извещении).

В тот же день в отношении Комитета составлен протокол об административном правонарушении 34 АА 177982 по ст. 12.34 КоАП РФ в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (извещение о вызове на протокол получено Комитетом 30.05.2013, что подтверждается оттиском печати на извещении).

В протоколе также указано время и место рассмотрения дела об административном правонарушении.

Постановлением ОГИБДД № 34 АА 177982 от 10.06.2013г. Комитет по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области привлечен к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей. Представитель Комитета на рассмотрение дела не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Копия протокола с отметкой о рассмотрении дела 10.06.2013 года в 09 часов 45 минут получена Комитетом 07.06.2013г, что подтверждается оттиском штампа на сопроводительном письме.

Не согласившись с указанным постановлением, Комитет по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, полагая, что административным органом не доказана его вина во вмененном правонарушении.

Полномочия государственного инспектора дорожного надзора на составление протокола об административном правонарушении и на рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса закреплены пунктом 4.8 Приказа МВД РФ от 02.06.2005 N 444 «О полномочиях должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию» (в редакции от 07.07.2010г), а также пунктом 8 части 2 статьи 23.3 Кодекса.

Статьей 12.34 КоАП РФ установлено, что нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений в безопасном для дорожного движения состоянии либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона от 15.11.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Субъектом указанного правонарушения являются как должностные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, так и юридические лица независимо от форм собственности, уполномоченные осуществлять содержание и ремонт данных объектов.

Объектом данного правонарушения выступает безопасность дорожного движения, под которой в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Содержание и ремонт автомобильных дорог должны соответствовать установленным правилам, нормативам и стандартам, обеспечивающим безопасность дорожного движения.

Приказом Министерства внутренних дел России от 08.06.1999 № 410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» определен порядок осуществления контроля со стороны службы дорожной инспекции и организации движения ГИБДД МВД России за соблюдением правил, нормативов и стандартов при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также за перевозкой крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов автомобильным транспортом в части обеспечения безопасности дорожного движения.

На основании пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, а также принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденным постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 № 221.

Все требования ГОСТ Р50597-93 являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

В соответствии с пунктом 3.1.2. ГОСТ Р50597-93 предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

Согласно пункту 3.1.1 ГОСТа Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 № 221, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельно допустимые повреждения покрытия, а также сроки их ликвидации приведены в таблице № 1. Сроки ликвидации повреждений указаны для строительного сезона, определяемого погодно-климатическими условиями, приведенными в СНиП 3.06.03 по конкретным видам работ. Положения данного нормативного правового акта устанавливают сроки устранения повреждений покрытия дорог, образующихся на каждую 1000 квадратных метров дорожного покрытия, и затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной скоростью, но не превышающих предельные размеры повреждений, установленные пунктом 3.1.2 указанного ГОСТа.

Пункт 3.1.2 ГОСТа Р50597-93 устанавливает предельно допустимые размеры повреждений дорожного покрытия, подлежащих устранению немедленно после их появления, поскольку такие повреждения не только затрудняют движение транспортных средств, но и угрожают его безопасности.

Актом выявленных недостатков в содержании дорог установлено нарушение требований пунктов 3.1.1, 3.1.2 ГОСТа Р50597-93.

Несоблюдение указанных требований и правил является объективной стороной правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статьей 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерацию» предусмотрена классификация автомобильных дорог, согласно которой автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего
 пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

Статьей 6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии с постановлением главы городского округа город Волжский от 16.02.2012 № 976 комитет по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа город Волжский Волгоградской области несет ответственность за сохранность, содержание и ремонт внутриквартальных дорог и объектов внешнего содержания.

При таких обстоятельствах инспекцией дорожного надзора правомерно установлено наличие в действиях комитета состава правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина комитета в совершении административного правонарушения состоит в бездействии по ликвидации выбоин, принятию мер по восстановлению целостности дорожного покрытия.

Порядок привлечения комитета к административной ответственности соблюден, размер штрафа соответствует санкции статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административным правонарушениях, постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.

С учетом изложенного суд признает законность оспариваемого постановления о привлечении комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа город Волжский Волгоградской области к административной ответственности, предусмотренной статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Отказать комитету по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа город Волжский Волгоградской области в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления ОГИБДД УМВД России по г.Волжскому от 10.06.2013 № 34 АА 177982 о привлечении Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Волгоградской области.

Судья Стрельникова Н.В.