ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-15311/11 от 26.09.2011 АС Волгоградской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005

http://volgograd.arbitr.ru телефон: (8442) 23-00-78 Факс: (8442) 24-04-60

   ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  РЕШЕНИЕ

г. Волгоград Дело № А12-15311/2011

«29» сентября 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 26.09.2011г., полный текст решения изготовлен 29.09.2011.

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Кулик И.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Першаковой Н.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации Демидовского сельского поселения Быковского района Волгоградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 удостоверение № 21 от 21.10.2009г. глава сельского поселения; ФИО2 представитель по доверенности от 01.09.2011г.

от административного органа – ФИО3 представитель по доверенности № 3 от 07.02.2011г., удостоверение № 14 от 14.01.2008г., ФИО4 доверенность № 13 от 13.05.2011г., удостоверение № 12 2 от 18.12.2009г.

УСТАНОВИЛ:

Администрация Демидовского сельского поселения Быковского района Волгоградской области (далее – заявитель) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области о признании незаконным и отмене постановления № 09-01-23/21 от 01 июля 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.1 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности, в виде штрафа, предусмотренного ч.1 ст.15.1 КоАП РФ, в размере 40 000 рублей.

Одновременно с заявленным требованием администрация ходатайствует перед судом о восстановлении срока на обжалование постановления.

Представитель заявителя, глава сельского поселения в судебном заседании настаивали на удовлетворении заявленного требования, также полагают возможным признать совершенное правонарушение малозначительным.

Представители административного органа считают оспариваемое постановление законным и обоснованным, представлен отзыв.

В судебном заседании представитель административного органа не возражал относительно признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным, поскольку сумма нецелевого использования бюджетных средств не является значительной (аудиозапись судебного заседания от 26.09.2011г.).

Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд усматривает основания для удовлетворения требований заявителя о признании незаконным оспариваемого постановления и его отмены в силу малозначительности совершенного правонарушения.

Как следует из материалов дела, в результате проведенной Межрайонным территориальным управлением КБФПиК Администрации Волгоградской области № 7 в отношении Администрации Демидовского сельского поселения Быковского района Волгоградской области внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета и соблюдение органами местного самоуправления основных условий предоставления, целевого и эффективного использования межбюджетных трансфертов в части средств субвенции на обеспечение полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, установлено, что в нарушение пункта 2 Методики распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 года № 258 «О субвенциях на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты», за счет средств субвенции произведены расходы на приобретение нефтепродуктов для нужд администрации поселения.

Так, за счет средств субвенции на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, выделенных из областного бюджета в соответствии с Законом Волгоградской области от 04.02.2010 № 1994-ОД "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", в соответствии с приказом Минфина РФ от 30.12.2009 № 150н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ" (далее - Указания) по подразделу 0203 "Мобилизационная и вневойсковая подготовка", целевой статье функциональной классификации 0013620 "Осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты", виду расходов 500 "Выполнение функций органами местного самоуправления", подстатье КОСГУ 340 "Увеличение стоимости материальных запасов", по заявкам на оплату расходов от 05.10.2010 года № 71, от 17.11.2010 года № 79, подписанным Главой Демидовского сельского поселения Быковского муниципального района ФИО1 и главным бухгалтером Администрации Демидовского сельского поселения Быковского муниципального района Гонта Н.В. Администрацией Демидовского сельского поселения перечислено 5,0 тыс. рублей и 4,9 тыс. рублей соответственно в Волгоградский филиал ОАО «Лукойл-Интер-Кард» за нефтепродукты согласно договору 05.02.2010 года № VD 220001221. Согласно ежемесячным информационным отчетам по договору от 05.02.2010 года № VD 220001221 приобретенные нефтепродукты использованы на нужды Администрации Демидовского сельского поселения.

Согласно представленных проверке путевых листов за 2010 год подпись специалиста, осуществляющего ведение первичного воинского учета в Демидовском сельском поселении ФИО5, в графе «Подпись лица, пользовавшегося автомобилем» отсутствует.

Проверкой установлено, что Демидовским сельским поселением Быковского муниципального района средства субвенции, полученные на осуществление первичного воинского учета за период с июля по декабрь 2010 года использованы на цели, не предусмотренные условиями их получения, предусмотренными Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (пункт 2 статьи 8) в сумме 9,9 тыс. рублей, что в соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием бюджетных средств.

Органы государственной власти, организации и их должностные лица исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета граждан в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (пункт 7 статьи 8) (далее - Федерального закона) и Положением о воинском учете, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719.

Согласно Федеральному закону (пункт 2 статьи 8) средства на осуществление передаваемых полномочий на осуществление первичного воинского учета предусматриваются в виде субвенций в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым расходованием бюджетным средств понимается использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

К иным правовым основаниям получения бюджетных средств, в данном случае, относится Методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 года № 258 «О субвенциях на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты».

Условия получения бюджетных средств могут быть определены, согласно статьи 289 БК РФ, бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов на соответствующий финансовый год, так как эти документы содержат коды бюджетной классификации расходов бюджетной системы РФ, а, следовательно, определяют направления, на которые могут быть израсходованы те или иные бюджетные средства.

Таким образом, проверкой установлено, что Демидовское сельское поселение, направив бюджетные средства, предназначенные для финансирование расходов на осуществление первичного воинского учета, на приобретение нефтепродуктов нарушило одно из правовых оснований получения бюджетных средств и тем самым допустило факты нецелевого использования бюджетных средств, т.е. деяние, предусмотренное статьей 12.1 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности.

По результатам проверки составлен акт проверки от 09.06.2011г.

15.06.2011 в отношении Администрации Демидовского сельского поселения Быковского района Волгоградской области, в присутствии главы сельского поселения, был составлен протокол N 1 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.1 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности.

Главе сельского поселения были разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьями 24.2 и 25.1. Кодекса, а также имеется подтверждение вручения копии протокола об административном правонарушении вышеуказанному законному представителю, о чем свидетельствует подпись в данном протоколе.

Постановлением от 01.07.2011 N 09-01-23/21 о назначении административного наказания, вынесенного Комитетом бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, Администрация Демидовского сельского поселения Быковского района Волгоградской области привлечена к административной ответственности, предусмотренной статьей 12.1 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности и назначено наказание в виде административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 15.14. Кодекса в размере 40 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Администрация Демидовского сельского поселения Быковского района Волгоградской области обратилась в арбитражный суд с заявлением о его отмене, заявив при этом ходатайство о восстановлении срока для подачи жалобы.

Проанализировав и признав уважительными причины пропуска процессуального срока, суд восстанавливает заявителю процессуальный срок на обращение с заявлением.

При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом.

Статьей 12.1 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности, предусмотрено, что использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств, если это действие не подпадает под признаки уголовно наказуемого деяния, влечет назначение административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 15.14 Кодекса использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 2.6 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности, финансовый орган Волгоградской области рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 12.1 - 12.3 (в части правонарушений, связанных с исполнением областного бюджета) настоящего Кодекса.

В силу статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) под нецелевым расходованием бюджетным средств понимается использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Условия получения бюджетных средств могут быть определены, согласно статьи 289 БК РФ, бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов на соответствующий финансовый год, так как эти документы содержат коды бюджетной классификации расходов бюджетной системы РФ и, следовательно, определяют направления, на которые могут быть израсходованы те или иные бюджетные средства.

К иным правовым основаниям получения бюджетных средств, в данном случае, относятся нормативно-правовые акты, определяющие порядок использования указанной субвенции, а именно Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", пунктом 2 статьи 8 которого определяется целевое направление расходов средств субвенции - на осуществление передаваемых полномочий на осуществление первичного воинского учета, объем которых определяется исходя из численности граждан, состоящих на первичном воинском учете по состоянию на 31 декабря предшествующего года, и утвержденной Правительством Российской Федерации методики расчета норматива затрат, а также Методика, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 № 258, пунктом 2 которой установлено, что размер субвенции, предоставляемой субъекту Российской Федерации, определяется исходя из затрат на содержание военно-учетных работников органа местного самоуправления, при этом в состав затрат включаются, в том числе расходы на оплату транспортных услуг и командировочные расходы, а расходы на приобретение нефтепродуктов не входят.

Следовательно, средства областного бюджета, предусмотренные в соответствии с Законом Волгоградской области от 04.02.2010 № 1994-ОД "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" по подразделу 0203 "Мобилизационная и вневойсковая подготовка", целевой статье 0013600 "Осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты", виду расходов 500 "Выполнение функций органами местного самоуправления", подстатье КОСГУ 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" на сумму 9,9 тыс. рублей были направлены Администрацией на цели, не соответствующие условиям их получения, что в соответствии со статьёй 289 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.

Порядок и сроки привлечения Администрации Демидовского сельского поселения Быковского района Волгоградской области к административной ответственности соблюдены, оспариваемое постановление вынесено без нарушений требований и норм административного законодательства.

Вместе с тем, оценив характер и обстоятельства совершенного заявителем административного правонарушения, суд усмотрел основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.

Как разъяснено в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного, судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Рассматривая спор, суд приходит к выводу о возможности в данном случае квалифицировать совершенное администрацией правонарушение как малозначительное.

Как следует из материалов дела, событие совершенного администрацией правонарушения заключается в том, что администрация допустила нецелевое расходование бюджетных средств. Однако, как пояснял глава администрации в судебном заседании и на стадии проверки, денежные средства в размере 9,9 тыс. рублей были потрачены на приобретение бензина для перевозки призывников с сельского поселения на призывной пункт в г. Николаевск (аудиозапись судебного заседания от 26.09.2011г.).

Таким образом, даже допустив использование денежных средств не в соответствии с условиями их получения, но в принципе, связанных с реализацией мероприятий по призыву на военную службу, администрация своими действиями не нарушила права третьих лиц, а наоборот, оказало содействие призывникам, проживающим в сельском поселении, что свидетельствует об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

При этом судом учитывается, что нарушение прав третьих лиц материалы дела не содержат. Не установлено административным органом и наступления тяжелых последствий, в частности, в отношении содержания военно-учетных работников администрации поселения.

То обстоятельство, что администрация поселения к ответственности за аналогичное правонарушение ранее не привлекалось, а в последующем обязалась не допускать подобных нарушений, свидетельствует о том, что предупредительная цель административного производства достигнута, примененная мера административного взыскания в виде штрафа в сумме 40 000 рублей не соответствует тяжести совершенного правонарушения и носит в данном случае финансово-карательный характер.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая, отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и негативных последствий.

При таких обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить постановление Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) по делу об административном правонарушении № 09-01-23/21 от 01 июля 2011 года о привлечении Администрации Демидовского сельского поселения Быковского района Волгоградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности, предусмотренной ст.12.1 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности, в виде административного штрафа, предусмотренного ч.1ст.15.14 КоАП РФ, в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья И.В. Кулик