ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-153/06 от 24.01.2007 АС Волгоградской области

____________ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ_________

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград «24» января 2007 г.

Дело № А12-153/06-С19

Арбитражный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Карпенко И.Е.

при ведении протокола судебного заседания Карпенко И.Е.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску МУП «Тепловые сети Ворошиловского района г. Волгограда»

к Комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, Министерству финансов Российской Федерации

третьи лица: Департамент ЖКХ и ТЭК Администрации г. Волгограда, Департамент финансов Администрации г. Волгограда, Администрация г. Волгограда, Областной комитет государственной статистики, Комитет ЖКХ Администрации Волгоградской области, Управление соц.защиты Администрации Волгоградской области, Управление соц.защиты Администрации Ворошиловского района, Министерство обороны Российской Федерации, ОАО ИВЦ ЖКХ и ТЭК

о взыскании убытков, возникших в связи с предоставлением гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг

при участии в заседании:

от истцаФИО1, по доверенности от 05.12.05 г, ФИО2, по доверенности от 21.12.06 г

от ответчиков:

КБФПиК – ФИО3, по доверенности № 13 от 01.03.06 г

Минфин – ФИО4, по доверенности № 03-06\05 от 10.01.07 г

от третьих лиц:

Управление соцзащиты области – ФИО5, по доверенности № 01\12-23 от 10.01.07

ОАО ИВЦ – ФИО6, по доверенности № 4449\л от 29.12.06 г

установил:

МУП «Тепловые сети» обратилось с иском о взыскании с казны Волгоградской области в лице Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации области убытков в сумме 9407700 рублей, возникших в результате предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг за период 2003 г и 1 квартал 2004 года.

В процессе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования и просит взыскать солидарно с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет федеральной казны и с Волгоградской области в лице Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области за счет казны Волгоградской области сумму убытков в размере 11280013,35 рублей.

Ответчики иск не признали.

Как следует из представленных в материалы дела доказательств, истец оказывает услуги по отоплению и горячему водоснабжению населению Ворошиловского. За период 2003 г, 2004 г. истец понес расходы, подлежащие компенсации за счет средств областного и местного бюджетов в следующем размере и на основании нормативных актов:

- сумма убытков в связи с недофинансированием расходов на предоставление льгот в соответствии с ФЗ «О ветеранах» от 12.01.05 г № 5-ФЗ (с изменениям и дополнениями) – 10799068,67 рублей.

- сумма убытков в связи с недофинансированием расходов на предоставление льгот в соответствии с Постановлением Волгоградского Горсовета народных депутатов от 15.02.2000 года № 9\77 «об учреждении звания Ветеран труда города-героя Волгограда» - 249516,66 рублей.

- сумма убытков в связи с недофинансированием расходов на предоставление льгот в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих от 25.05.88 г № 76-ФЗ – 0 рублей

- сумма убытков в связи с недофинансированием расходов на предоставление льгот в соответствии с ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий» № 1761-1 от 18.10.91 г – 220237,3 рублей

- сумма убытков в связи с недофинансированием расходов на предоставление льгот в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.95 г № 181-ФЗ – 0 рублей

- Постановление Администрации Волгоградской области № 192 от 26.06.1992 года «О правовой и социальной защите военнослужащих срочной службы, погибших в армии в мирное время» - 11990,72 рублей.

Всего 11280813, 35 рублей истец просит взыскать солидарно с ответчиков.

Статьей 1063 Гражданского кодекса Российской Федерации определен источник возмещения убытков: вред, причиненный незаконными действиями (бездействиями) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, возмещается соответственно за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, находит заявленные исковые требования достаточными для удовлетворения иска в части возмещения расходов при реализации Закона РФ «О ветеранах», исходя из следующего.

Федеральный закон «О ветеранах» устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации. Согласно ст. 14, 15. 21-23 Федерального закона «О ветеранах» ветеранам предоставляются льготы по оплате в размере 50% коммунальных услуг (в том числе отопления и горячего водоснабжения) в пределах нормативов потребления указанных услуг. Подпунктом «б» пункта 2 части 1 статьи 10 названного Закона, действовавшего на момент рассматриваемого правоотношения, установлено, что расходы на оплату коммунальных услуг, независимо от вида жилого фонда, возмещаются за счет средств бюджетов Российской Федерации.

Согласно ст. 10 Закона РФ «О ветеранах» в редакции, действующей до 1 января 2005 года, на момент предоставления льгот, финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг производится за счет средств бюджета субъекта РФ. Указанным законом установлены разграничения по обязательствам Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ № 23 от 22.06.2006 г, если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативно-правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Истцом представлены доказательства в виде первичной документации оказания льгот в соответствии с Законом «О ветеранах».

Сумма убытков с учетом частичного погашения сторонами не обжалуется и подтверждена заключением независимой экспертизы.

В материалы дела доказательства того, что КБФПиК Администрации Волгоградской области (правопреемник ГФКУ) выполнило свои обязательства, передав полученные финансовые средства в соответствующие бюджеты других уровней в полном объеме от полученных из федерального бюджета.

Министерством финансов, в свою очередь, не представлены доказательства, подтверждающие факт выделения в полном объеме средств на реализацию законов, устанавливающих льготы. Указанное обстоятельство, свидетельствует о причинной связи между бездействием ответчика и убытками.

Противоправность поведения ответчика заключается в уклонении (бездействии) от исполнения обязательства по компенсации затрат, которые понес истец в связи с реализацией Федеральных Законов, устанавливающих льготы для отдельных категорий граждан.

Согласно ст.ст. 1069 и 1071 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или муниципального образования.

При указанных обстоятельствах суд считает, что истец доказал в совокупности три элемента состава гражданско-правовой ответственности необходимых для возмещения вреда, а именно, наличие противоправного деяния (действия, бездействия, незаконного решения), вреда (убытков) и причинно-следственной связи между деянием и наступившими последствиями (убытками).

Условия для применения к ответчику ст. 1069 ГК РФ (наличие вреда, вина, наступившие последствия и причинно-следственная связь) суд считает установленными. По общему правилу, вина причинителя вреда предполагается, то есть отсутствие вины доказывается лицом, обязанным совершить определенные действия, предусмотренные законом или иными основаниями. Надлежащие доказательства, подтверждающие отсутствие вины ответчика не представлены.

Изложенное выше свидетельствует об обоснованности исковых требований в части взыскания выпадающих доходов из федерального бюджета при реализации Закона РФ «О ветеранах».

В остальной части иск удовлетворению не подлежит на основании следующего:

Требование о взыскании убытков согласно Закону РФ «О статусе военнослужащих» и Закону РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» заявлены в сумме 0 рублей.

Наличие убытков в сумме 220237, рублей, возникших при реализации Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» не подтверждено первичной документацией.

Согласно Постановлениям Волгоградского Городского совета народных депутатов от 15.02.2000 г № 9\77 «об учреждении звания Ветеран труда города-героя Волгограда» и Администрации Волгоградской области № 192 от 26.06.1992 г «О правовой и социальной защите военнослужащих срочной службы, погибших в мирное время» меры социальной поддержки должны финансироваться соответственно из бюджета Волгоградской области. Кроме того, истец не подтвердил первичной документацией право на возмещение указанных льгот. Представитель КБФПиК представил доказательства того, что обязательства Волгоградской области по финансированию расходов на реализацию указанных постановлений выполнены.

При принятии искового заявления истцу была предоставлена отсрочка уплаты госпошлины. В соответствии со ст. 110 АПК РФ суд распределяет судебные расходы исходя из удовлетворенных требований. От уплаты государственной пошлины ответчики освобождены. Исходя из размера исковых требований, не подлежащих удовлетворению, государственная пошлина, подлежащая взысканию с истца составляет 11134 рубля 89 коп.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.167-170 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Российской Федерации от казны которой выступает Министерство финансов Российской Федерации в пользу Муниципальное унитарное предприятие «Тепловые сети» Ворошиловского района г. Волгограда задолженность по выпадающим доходам, образовавшуюся от предоставления льгот населению при реализации Закона РФ «О ветеранах» за 2003 год – 1 квартал 2004 года в размере 10799068 рублей 67 копеек.

В иске к Волгоградской области, от имени казны которой выступает Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области о взыскании 481744 рубля 68 коп. отказать.

Взыскать с МУП «Тепловые сети» Ворошиловского района в доход бюджета госпошлину в сумме 11134 рубля 89 коп.

Решение может быть обжаловано в установленном законном порядке в апелляционную инстанцию арбитражного суда Волгоградской области.

Судья И.Е.Карпенко