Арбитражный суд Волгоградской области |
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Волгоград Дело № А12-15832/2017
« 24 » августа 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 21 августа 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 24 августа 2017 года.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Стрельниковой Н.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дашковой Е.И., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***> ОГРНИП <***>) к Администрации Администрация Центрального района Волгограда о признании незаконными действий/бездействий
заинтересованные лица департамент земельных ресурсов администрации Волгограда, комитет промышленности и торговли Волгоградской области, департамент экономического развития администрации Волгограда, ГКУ ВО «Дирекция автомобильных дорог», комитет по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области, Комитет государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области
В судебном заседании участвуют представители:
от заявителя: ФИО1, лично, паспорт;
от ответчика: ФИО2, доверенность от 02.02.2017 №9-Д;
от комитета промышленности и торговли Волгоградской области: ФИО3, доверенность от 21.12.2016 №33;
от Комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области: ФИО4, доверенность от 02.08.2017;
от комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области: ФИО5, доверенность от 19.01.2017 №03;
от департамента экономического развития администрации Волгограда: ФИО6, доверенность от 03.08.2017;
остальные: не явились, извещены
установил:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - ИП ФИО1, Предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Администрации Администрация Центрального района, в котором просит:
1. Признать незаконными действия должностных лиц ответчика в составе: начальника отдела градостроительства и землепользования администрации Центрального района Волгограда ФИО7, ведущего специалиста отдела муниципального земельного контроля департамента земельных ресурсов администрации Волгограда ФИО8, главного специалиста отдела государственной охраны объектов культурного наследия комитета культуры Волгоградской области ФИО9, консультанта отдела развития потребительского рынка и управления регулирования торговой деятельности комитета промышленности и торговли Волгоградской области И.Г. Богатенко, начальника отдела по учету и размещению объектов потребительского рынка департамента экономического развития администрации Волгограда ФИО10, главного специалиста отдела градостроительства и землепользования администрации Центрального района Волгограда ФИО11, начальника отдела безопасности дорожного движения ГКУ ВО «Дирекция автомобильных дорог» ФИО12, начальника отдела по вопросам обучения населения и связям со СМИ комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области ФИО13 по проведению обследования мест размещения нестационарных торговых объектов - киосков принадлежащих ИП ФИО1, расположенных в Центральном районе г. Волгограда,
- улица 7-й Гвардейской, 13, номер в Схеме размещения нестационарных торговых объектов 1.56 ,
- улица 7-й Гвардейской (вблизи дома № 13), номер места размещения объекта в схеме 1.491;
2. Признать незаконными ненормативные акты, справки о 21.09.2016 г. о результатах обследования мест размещения нестационарных торговых объектов - киосков принадлежащих ИП ФИО1, расположенных в Центральном районе г. Волгограда,
- ул. 7-й Гвардейской 13, номер в схеме размещения нестационарных торговых объектов 1.56,
- ул. 7-й Гвардейской (вблизи дома №13) номер места размещения объекта в схеме 1.491.
В судебном заседании заявитель поддержал требования.
Представитель администрации Центрального района г. Волгограда возражает против удовлетворения заявленных требований. В материалы дела представлен отзыв.
Представитель Комитета промышленности и торговли Волгоградской области просит отказать в удовлетворении заявленных требований. В материалы дела представлен отзыв.
Представитель Комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению. Представлен отзыв.
Представитель Комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области в удовлетворении заявления просит отказать.
Изучив представленные документы, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Статья 13 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Исходя из пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 «О некоторых вопросах применения части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения судом о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным является наличие одновременно двух оснований: как несоответствие такого акта закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав.
Аналогичное положение содержит пункт 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), согласно которому граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными решений заинтересованных лиц в силу вышеуказанной нормы права необходимо наличие таких условий, как несоответствие (противоречие) решений закону или иному правовому акту и нарушение этими решениями прав и законных интересов юридического лица.
При этом нарушение прав и законных интересов должно быть не вероятностным (предположительным). В контексте с частью 1 статьи 198 и частью 2 статьи 201 АПК РФ суд должен установить реальное нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, выражающееся в незаконном возложении каких-либо обязанностей, создании иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ обязанность доказывания факта нарушения прав и законных интересов лежит на истце.
Положения пункта 5 статьи 200 АПК РФ, возлагающие бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых решений на лицо или орган, его совершившее, не снимает с заявителя обязанности доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование его требований, рассматриваемых в рамках настоящего дела.
Согласно ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ).
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 названной статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, которые определяют порядок включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации), в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772, включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Постановлением от 29.06.2016 № 974 предусмотрено, что Департамент экономического развития администрации Волгограда на основании решений межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда осуществляет разработку в установленном порядке проекта постановления администрации Волгограда об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда и проектов постановлений администрации Волгограда о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда.
Как предусмотрено Порядком размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда и типовой формы договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории Волгограда, утвержденным решением Волгоградской городской Думы от 23.12.2016 № 52/1513, размещение нестационарных торговых объектов должно отвечать требованиям земельного законодательства, нормативных правовых актов в сфере градостроительной деятельности, сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, охраны окружающей среды, благоустройства, розничной торговли, в том числе регулирования оборота табачных изделий, алкогольной продукции (включая пиво и напитки, изготавливаемые на его основе), и иных нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к размещению нестационарных торговых объектов, и правил осуществления торговой деятельности.
Соответственно, в случае размещения нестационарных торговых объектов с нарушением требований, установленных вышеназванным Порядком, размещение нестационарных торговых объектов недопустимо.
Данная правовая позиция подтверждена апелляционным определением Верховного Суда РФ от 28.12.2016 по делу № 4-АПГ16-43.
Решение об исключении или об отказе в исключении места размещения нестационарного торгового объекта из Схемы принимается в соответствии с порядком, определенным Приказом комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 04.02.2016 № 14-ОД.
Согласно пункту 2.2 указанного Порядка схема разрабатывается с учетом требований земельного законодательства, нормативных правовых актов в сфере градостроительной деятельности, сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия; санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, охраны окружающей среды, благоустройства, розничной торговли, в том числе регулирования оборота табачных изделий, алкогольной продукции (включая пиво и напитки, изготавливаемые на его основе) и иными нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные требования к размещению нестационарных торговых объектов и правил осуществления торговой деятельности.
Пунктом 2.4 Порядка определено, что разработка схемы осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления или его структурным подразделением с учетом предложений органов государственной власти, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и граждан.
Для организации работы по разработке схемы или внесению в нее изменений уполномоченный орган местного самоуправления создает межведомственную комиссию. Состав и порядок деятельности которой, устанавливается нормативным правовым актом органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
Рабочая группа по вопросам формирования целостного архитектурно-художественного облика Волгограда по сути является одним из механизмов, обеспечивающих функционирование деятельности данной межведомственной комиссии, образованным в целях осуществления координации взаимодействия органов местного самоуправления Волгограда, исполнительной власти Волгоградской области и заинтересованных организаций, осуществляющих строительство на территории Волгограда.
Решения Рабочей группы по вопросам формирования целостного архитектурно-художественного облика Волгограда, согласно Положению «О рабочей группе по вопросам формирования целостного архитектурно-художественного облика Волгограда», утвержденного постановлением Администрации Волгограда от 23.12.2015 №1800, носят рекомендательный характер.
В соответствии с п. 2.1.4.1. Решения Волгоградской городской Думы от 24.12.2010 №40/1252 «Об утверждении Положений об администрациях районов Волгограда» администрация участвует в осмотрах и обследованиях использования земель юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также физическими лицами на территории района в пределах муниципальными правовыми актами Волгограда полномочий.
Согласно п. 2.3.32 Решения Волгоградской городской Думы от 24.12.2010 № 40/1252 «Об утверждении Положений об администрациях районов Волгограда» администрация осуществляет разработку и согласование проекта схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории района.
Как усматривается из материалов дела, 15.08.2016г. между ИП ФИО1 и администрацией Центрального района Волгограда был заключен договор № 04/201-16 на право размещения нестационарного торгового объекта - киоска по реализации продовольственных товаров площадью 6,12 кв.м на земельном участке по ул. 7-й Гвардейской, 13 номер места размещения объекта в схеме 1.53.
27.09.2016г. между ИП ФИО1 и администрацией Центрального района Волгограда был заключен договор № 04/294-16 на право размещения нестационарного торгового объекта - киоска по реализации продовольственных и непродовольственных товаров площадью 15,0 кв.м, по ул. 7-й Гвардейской (вблизи дома № 13), номер места размещения объекта в схеме 1.491.
Период действия указанных договоров определен в пределах действия Схемы размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2012-2016гг., утвержденной Постановлением администрации Волгограда от 01.10.2012 № 2811.
В соответствии с параграфом 4 указанных договоров период размещения объекта устанавливается по 31.12.2016г., то есть до конца срока действия Схемы размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2012-2016гг., утвержденной Постановлением Администрации Волгограда от 01.10.2012 г. № 2811.
Размещение торговых киосков истцом было выполнено в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», постановлением Администрации Волгоградской области от 30.09.2010г. № 1552 «Об утверждении Порядка разработки схемы размещения нестационарных объектов на территории Волгоградской области» и Постановлением Администрации Волгограда от 01.10.2012 г. № 2811 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2012-2016гг.».
08.12.2016 истец получил уведомления Администрации Центрального района Волгограда об исключении из Схемы мест размещения:
- киоска по проспекту имени В.И. Ленина (у пересечения с улицей 7-й Гвардейской ,нечетная сторона) номер в графической схеме 1.53,
- киоска по реализации продовольственных и непродовольственных товаров площадью 15.0 кв.м. на земельном участке по адресу <...> (вблизи дома № 13), номер места размещения объекта в схеме 1.491.
В уведомлении указано, что в соответствии с постановлением администрации Волгограда от 23.12.2015г. №1800 «О рабочей группе по вопросам формирования целостного архитектурно-художественного облика Волгограда, было проведено обследование торгового объекта, включенного в Схему размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2012-2016 годы, по результатам которого выявлено, что размещение объекта не соответствует нормативам СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» п. 12.35 (в части нормируемых расстояний до инженерных коммуникаций).
Заявитель полагает, что при осуществлении муниципального контроля в сфере размещения нестационарных торговых объектов ответчиком допущены нарушения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Между тем, обследование Центрального района, по результатам которого составлены Справки от 21.09.2016, проводилось не в рамках осуществления положения государственного или муниципального контроля. В рассматриваемом случае Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», на который ссылается заявитель, не подлежат применению.
Необходимо отметить, что лица указанные в исковом заявлении - ведущий специалист отдела муниципального земельного контроля департамента земельных ресурсов администрации Волгограда ФИО8, главный специалист отдела государственной охраны объектов культурного наследия комитета культуры Волгоградской области ФИО14, консультант отдела развития потребительского рынка и управления регулирования торговой деятельности комитета промышленности и торговли Волгоградской области И.Г.Богатенко, начальник отдела по учету и размещению объектов потребительского рынка департамента экономического развития администрации Волгограда ФИО10, начальник безопасности дорожного движения ГКУ ВО «Дирекция автомобильных дорог» ФИО12, начальник отдела по вопросам обучения населения и связям со СМИ комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области ФИО13, не являются сотрудниками администрации Центрального района Волгограда. Соответственно выступать ответчиком по обстоятельствам, связанным с действиями данных лиц, администрация Центрального района Волгограда не уполномочена.
Оспариваемые действия ответчика по обследованию земельных участков, на котором размещены нестационарные торговые объекты заявителя, не повлекли за собой правовых последствий, устанавливающих или изменяющих права и обязанности предпринимателя, которые создают ему препятствия при осуществлении предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, администрация Центрального района Волгограда, действовала в соответствии с требованиями действующего законодательства, в пределах предоставленных полномочий и ее действия не нарушила права заявителя в сфере предпринимательской и иной эконмической деятельности.
Оспариваемые заявителем Справки от 21.09.2016г. не отвечают критериям ненормативного правового акта, который может быть обжалован в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Сама по себе справка от 21.09.2016 г. о результатах обследования места размещения нестационарного торгового объекта не является обязательным для исполнения заявителем предписанием, распоряжением; не носит властно-распорядительный характер; не создает заявителю какие-либо препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности; не устанавливает, не изменяет и не прекращает права и обязанности заявителя.
Справки 21.09.2016 г. о результатах обследования мест размещения нестационарных торговых объектов – киосков принадлежащих ИП ФИО1, расположенных в <...> вблизи дома №13) номер места размещения объекта в схеме 1.491 составлены Рабочей подгруппой по вопросам формирования целостного архитектурно-художественного облика Волгограда, созданной во исполнение поручения Губернатора Волгоградской области от 17.12.2015 № 11-15/18630 на основании Постановления Администрации Волгограда от 23.12.2015 №1800.
Производство по делу в части требования о признании недействительными актов, справок о 21.09.2016 г. о результатах обследования мест размещения нестационарных торговых объектов – киосков принадлежащих ИП ФИО1, расположенных в <...> номер в схеме размещения нестационарных торговых объектов 1.56, ул. 7-й Гвардейской (вблизи дома №13) номер места размещения объекта в схеме 1.491, подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодека Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 150, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
отказать в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании незаконными действий должностных лиц ответчика в составе: начальника отдела градостроительства и землепользования администрации Центрального района Волгограда ФИО7, ведущего специалиста отдела муниципального земельного контроля департамента земельных ресурсов администрации Волгограда ФИО8, главного специалиста отдела государственной охраны объектов культурного наследия комитета культуры Волгоградской области ФИО9, консультанта отдела развития потребительского рынка и управления регулирования торговой деятельности комитета промышленности и торговли Волгоградской области И.Г.Богатенко, начальника отдела по учету и размещению объектов потребительского рынка департамента экономического развития администрации Волгограда ФИО10, главного специалиста отдела градостроительства и землепользования администрации Центрального района Волгограда ФИО11, начальника отдела безопасности дорожного движения ГКУ ВО «Дирекция автомобильных дорог» ФИО12, начальника отдела по вопросам обучения населения и связям со СМИ комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области ФИО13 по проведению обследования мест размещения нестационарных торговых объектов - киосков принадлежащих ИП ФИО1, расположенных в <...>, номер в Схеме размещения нестационарных торговых объектов 1.56 , улица 7-й Гвардейской (вблизи дома № 13), номер места размещения объекта в схеме 1.491.
Производство по делу в части требования индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании недействительными актов, справок от 21.09.2016 г. о результатах обследования мест размещения нестационарных торговых объектов – киосков принадлежащих ИП ФИО1, расположенных в <...> номер в схеме размещения нестационарных торговых объектов 1.56, ул. 7-й Гвардейской (вблизи дома №13) номер места размещения объекта в схеме 1.491, прекратить.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение месяца со дня его принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд (через Арбитражный суд Волгоградской области).
Судья Стрельникова Н.В.