ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-1587/20 от 07.07.2020 АС Волгоградской области

 Арбитражный суд Волгоградской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Волгоград                                                                                                 14 июля 2020 г.

                                                                                                                 Дело № А12-1587/2020

Резолютивная  часть   решения объявлена 07 июля  2020 г.

Полный текст  решения изготовлен 14 июля 2020 г.

Судья Арбитражного суда Волгоградской области Машлыкин А.П.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Подшибякиной О.Ю., рассмотрев  в открытом судебном заседании арбитражное дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Волгоград" (ИНН 3455052505, ОГРН 1163443077621) о признании незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области от 29.08.2019 № КУВД-001/2018-5245808/6 в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на вновь созданный объект недвижимого имущества "Газоснабжение поселка Татьянка-3 в Красноармейском районе г.Волгограда (1 очередь строительства). Газопровод низкого давления", расположенный по адресу: Российская Федерация, Волгоградская область, г. Волгоград, п. Татьянка 3-я, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области устранить допущенные нарушения и провести постановку на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на вновь созданный объект недвижимого имущества "Газоснабжение поселка Татьянка-3 в Красноармейском районе г.Волгограда (1 очередь строительства). Газопровод низкого давления", расположенный по адресу: Российская Федерация, Волгоградская область, г. Волгоград, п. Татьянка 3-я,  с привлечением к участию в деле в качестве заинтересованных лиц управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (400001, г. Волгоград, ул. Калинина, д. 4), департамента муниципального имущества администрации Волгограда (400066, г. Волгоград, ул. Волгодонская, д.16), общества с ограниченной ответственностью "ВолгоградНИИгипрозем" (400012, г. Волгоград, ул. Витимская, д. 3),Чекмаковской Елены Николаевны (400026, г. Волгоград, ул. Пролетарская, д.21, кв.2), Ломоносовой Надежды Михайловны (400029, г. Волгоград, пер. Адлерский, д.8),

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Стрельникова Е.С., представитель по доверенности от 01.01.2020 №юр-35/20,

от заинтересованных лиц – Зеленкин А.Н., представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области по доверенности от 26.05.2020 №52,

установил:       

            Общество с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Волгоград" (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с  заявлением, в котором просит, с учетом заявления в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области от 29.08.2019 № КУВД-001/2018-5245808/6 в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на вновь созданный объект недвижимого имущества "Газоснабжение поселка Татьянка-3 в Красноармейском районе г. Волгограда (1 очередь строительства). Газопровод низкого давления", расположенный по адресу: Российская Федерация, Волгоградская область, г. Волгоград, п. Татьянка 3-я, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области устранить допущенные нарушения и провести учетно-регистрационные действия в порядке, предусмотренном статьей 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" по постановке на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на вновь созданный объект недвижимого имущества "Газоснабжение поселка Татьянка-3 в Красноармейском районе г. Волгограда (1 очередь строительства). Газопровод низкого давления", расположенный по адресу: Российская Федерация, Волгоградская область, г. Волгоград, п. Татьянка 3-я. 

           К участию в деле в качестве заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (далее – Управление), департамент муниципального имущества администрации Волгограда, общество с ограниченной ответственностью "ВолгоградНИИгипрозем",Чекмаковская Елена Николаевна, Ломоносова Надежда Михайловна.

          Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, просит удовлетворить заявленные требования.

           Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области просит отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.

         Чекмаковская Елена Николаевна, Ломоносова Надежда Михайловна направили в суд отзыв, в котором просят рассмотреть дело без их участия.

            Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.          

Как видно из материалов дела, в соответствии с распоряжением от 06.09.2017 г. № 1733р департамента муниципального имущества администрации Волгограда заявителю  выдано разрешение от 06.09.2017 г. № 331  на размещение объекта на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

На основании указанных документов заявитель произвел строительство линейного объекта недвижимого имущества - "Газоснабжение поселка Татьянка-3 в Красноармейском районе г. Волгограда (1 очередь строительства). Газопровод низкого давления" (далее также – объект).

В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Согласно статье 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 г.  № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации), государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

В силу части 1 статьи 15 Закона о государственной регистрации, при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые ими на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.

В соответствии с пунктом 10 статьи 40 Закона о государственной регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений без предоставления земельного участка или установления сервитута.

Частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлены случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется. В данной статье также указано, что иные случаи могут быть установлены законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Согласно статье 1 Закона Волгоградской области от 14.07.2015 г. № 117-ОД, статьи 35 Градостроительного кодекса Волгоградской области (действующих на дату выдачи разрешения на размещение объекта – 06.09.2017 г.), для строительства/реконструкции объектов сети газораспределения и газопотребления с давлением до 0,6 Мпа (высокое давление) получение  разрешения на строительство не требуется.

16.10.2018 г. для постановки вновь созданного объекта капитального строительства на государственный кадастровый учет и на государственную  регистрацию  права собственности заявителем подано заявление через Бизнес-окно многофункционального центра "Мои документы" (опись MFC-0187/2018-9342-1 от 16.10.2018 г.) с приложением следующих документов: актов приемки законченного строительства объекта от 29.12.2017 г., постановления (разрешения) от 06.09.2017 г. и разрешения на размещение объекта на землях от 06.09.2017 г., технического плана здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от 28.06.2018г., доверенности  представителя от 11.02.2016 г. и платежного поручения от 12.10.2018 г. № 32068 на оплату государственной пошлины в размере  22 000 руб. 

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно пунктам 5, 7 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

По результатам рассмотрения представленных  заявителем документов осуществление государственного кадастрового учета и  государственной регистрации прав приостановлено до 15.02.2019 г., согласно уведомлению от 15.11.2018 г. № 15-3099/18 по основаниям, предусмотренным  пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации, поскольку объект капитального строительства (ОКС) не полностью входит в границы земельного участка.

18.12.2018 г.  заявителем через Бизнес-окно многофункционального центра "Мои документы" подано заявление о предоставлении дополнительных документов с приложением технического плана по описи MFC-0187/2018-19491-1, однако заявителю в соответствии с уведомлением от 14.01.2019 г. № 15-74/14 отказано в возобновлении осуществления кадастрового учета и государственной регистрации прав по основаниям, предусмотренным  подпунктами 5, 7 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации в связи с тем, что согласно представленному техническому плану от 28.06.2018 г. сооружение расположено в границах земельного участка с кадастровым номером  34:34:080145:189, собственником или пользователем которого заявитель не является.

Кадастровый инженер общества с ограниченной ответственностью "ВолгоградНИИгипрозем" Роменский Андрей Васильевич, который осуществлял по заданию  заявителя изготовление технического плана, пояснил, что земельные участки с кадастровыми номерами  34:34:080145:189 и 34:34:080145:689, указанные в уведомлениях Управления от 15.11.2018 г. и от 14.01.2019 г., фактически не пересекаются с сооружением, поэтому сведения о данных земельных участках исключены из технического плана при его корректировке. Данная техническая ошибка была связана погрешностью в точности внесения координат в технический план сооружения.

Указанная позиция изложена в письменном отзыве на исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "ВолгоградНИИгипрозем".

Привлеченные к участию в деле в  заинтересованных лиц собственники поименованных земельных участков Чекмаковская Елена Николаевна  и Ломоносова Надежда Михайловна подтвердили, что объект  заявителя не пересекает принадлежащие  им земельные участки, претензии к заявителю отсутствуют.

22.01.2019 г. по описи MFC-0187/2019-2129-1 представителем   заявителя подано заявление о предоставлении дополнительных документов с приложением технического плана, однако обществу отказано в  возобновлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав уведомлением Управления от 24.01.2019 г. № 15-283/19 на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации, пункта 43 Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 г. № 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений", согласно которому в случае подготовки технического плана линейного сооружения указываются сведения в отношении всего линейного сооружения и в отношении каждой условной части линейного сооружения (номер кадастрового округа, кадастровый номер земельного участка (земельных участков), в пределах которого (которых) расположена условная часть линейного сооружения). Указанное правило также применяется в отношении линейного сооружения, строительство которого не завершено.

08.02.2019 г. по описи MFC-0187/2019-5831-1 представителем   заявителя подано заявление о предоставлении дополнительных документов с приложением технического плана, однако обществу отказано в  возобновлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав уведомлением Управления от 13.02.2019 г. № КУВД-001/2018-5245808/4 на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Закона о государственной  регистрации, пункта 43 Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015  г. № 953.

В соответствии с частью 5 статьи 29 Закона о государственной регистрации, уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание всех причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на положения названного Федерального закона.

Заявитель считает, что в  нарушение данной нормы в уведомлениях ответчика от 24.01.2019 г. № 15-283/19 и от 13.02.2019 г. № КУВД-001/2018-5245808/4 не указаны причины, послужившие основанием для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, которые необходимо устранить заявителю для возобновления учетно-регистрационных действий, ссылка на пункт 43 Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 г. № 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" не конкретизирует причины отказа в возобновлении  осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по заявлению истца.

14.02.2019 г. по описи MFC-0187/2019-7000-1 обществом подано заявление о приостановлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав, в соответствии с которым государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав приостановлена на шесть месяцев – до 14.08.2019 г. согласно уведомлению Управления от 15.02.2019 г.  № 15-676/19.

09.08.2019 г. обществом по описи MFC-0187/2019-32924-1  подано заявление о предоставлении дополнительных документов в целях возобновления учетно-регистрационных действий.

В соответствии со статьей 27 Закона о государственной регистрации в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26  названного Федерального закона.

На основании данной нормы Управлением отказано заявителю в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав уведомлением от 29.08.2019 № КУВД-001/2018-5245808/6, однако в адрес общества ответчик не направил данное решение и не передал его в установленном порядке в ГКУ ВО "МФЦ" для получения заявителем.

Данный факт не оспаривается Управлением, представитель Управления в судебном заседании пояснил, что оспариваемый отказ не направлен в МФЦ для передачи заявителю в связи с загруженностью, что так же подтверждается  письмом  ГКУ ВО "МФЦ" от 20.03.2020 г. № 41-06-02/4286, в котором указано, что решение об отказе от 29.08.2019 г. не было передано  Управлением в ГКУ ВО "МФЦ".

Заявитель обратился к  Управлению с запросом № ГД-10/7523 от 08.10.2019 г. о предоставлении сведений и документов по результатам оказания государственной услуги по постановке на кадастровый учет и государственной регистрации вновь построенного объекта общества по заявлению от 16.10.2018 г. № MFC-0187/2018-9342-1.

В ответе Управления от 01.11.2019 г. № исх/15-10032/19 на данный запрос общества указано, что предоставленный заявителем технический план не обеспечил считывание и контроль представленных данных, то есть не прошел проверку при загрузке в ФГИС ведения ЕГРН, в связи с чем Управлением принято  решение об отказе в осуществлении учетно-регистрационных действий по заявлению общества № MFC-0187/2018-9342-1 от 16.10.2018 г..

Представитель  заявителя пояснил, что регистрирующий орган не передал решение об отказе с подписью государственного регистратора в установленном порядке в ГКУ ВО "МФЦ", а так же в письме от 01.11.2019 г. № исх/15-10032/19  не сообщил обществу о наличии решения об  отказе от 29.08.2019 г. № КУВД-001/2018-5245808/6, поэтому первоначально исковые требования заявлены об оспаривании  отказа  Управления от 01.11.2019 г. № исх/15-10032/19.

Впоследствии истец уточнил исковые требования и просит признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области от 29.08.2019 г. № КУВД-001/2018-5245808/6 в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на вновь созданный объект недвижимого имущества "Газоснабжение поселка Татьянка-3 в Красноармейском районе г. Волгограда (1 очередь строительства). Газопровод низкого давления", расположенный по адресу: Российская Федерация, Волгоградская область, г. Волгоград, п. Татьянка 3-я, а так же восстановить процессуальный срок на оспаривание отказа Управления, поскольку представитель истца узнал о наличии решения об отказе от 29.08.2019 г. в предварительном судебном заседании 27.02.2020 г.

Представитель ответчика возражал против восстановления срока, считает причину его  пропуска неуважительной, ввиду того, что общество обращалось с заявлением в Управление о приостановлении учетно-регистрационных действий до 14.08.2019 г., а значит в период с 29.08.2019 г. по 08.10.2019  г. должно было самостоятельно обратиться  за получением  информации о рассмотрении своей заявки в  ГКУ ВО "МФЦ».

Суд отклоняет доводы ответчика и полагает причину пропуска процессуального срока на подачу искового заявления об оспаривании отказа в учетно-регистрационных действиях уважительной по следующим основаниям.

В соответствии с частью 4 статьи 198  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 г. N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а также решений, действий (бездействия) государственных органов незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту.

Несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Пропуск установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.

           Пунктом  3 Порядка и способы направления органом регистрации прав уведомлений о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, уведомлений об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и подлежащих выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав подлинников представленных заявителем документов, уведомлений о прекращении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов, уведомлений участников общей долевой собственности о внесенных в Единый государственный реестр недвижимости изменениях в части размеров принадлежащих им земельных долей, уведомлений залогодержателя о выдаче электронной закладной, уведомлений о государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок или земельную долю, уведомлений об исправлении реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", утвержденные приказом Минэкономразвития России от 25.03.2016 г. № 173 "Об утверждении порядков и способов направления органом регистрации прав уведомлений, а также подлежащих выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав представленных заявителем документов" (далее - Порядок № 173)  установлено, что если необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав заявления и документы были представлены в орган регистрации прав в форме документов на бумажном носителе, уведомления, указанные в подпунктах 1 - 3 пункта 1 названного Порядка, а также документы, указанные в подпунктах 2, 3 пункта 1 названного Порядка (если выдача (направление) таких документов одновременно с соответствующим уведомлением предусмотрена Законом), выдаются (направляются) заявителю, а также в предусмотренных Законом случаях стороне сделки, которая не представляла заявление о государственной регистрации прав, одним из способов, указанных в заявлении: 1) лично при обращении в орган регистрации прав или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, в которые было подано заявление; 2) почтовым отправлением по адресу, указанному в заявлении.

Согласно пункту 10 Порядка № 173 при направлении предусмотренных подпунктами 1 - 4, 7 пункта 1 названного Порядка уведомлений в форме документов на бумажных носителях уведомления, указанные в подпунктах 1 - 3 пункта 1 настоящего Порядка, заверяются подписью государственного регистратора прав, уведомления, указанные в подпунктах 4, 7 пункта 1 названного Порядка, - подписью государственного регистратора прав или иного уполномоченного должностного лица органа регистрации прав.

   В соответствии с пунктом 18 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при наличии в заявлении о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав указания о выдаче документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав через многофункциональный центр орган регистрации прав обязан передать соответствующие документы в многофункциональный центр для выдачи заявителю (его представителю). Порядок и сроки передачи органом регистрации прав таких документов в многофункциональный центр определяются соглашением о взаимодействии, заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке. При этом сроки передачи органом регистрации прав документов в многофункциональный центр не должны превышать два рабочих дня.

Судом установлено, что представитель общества 16.10.2018 г. подал заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отделении многофункционального центра "Мои документы" (опись MFC-0187/2018-9342-1 от 16.10.2018 г.) с указанием о получении документов и уведомлений "лично в многофункциональном центре по месту представления документов".

Факт неоднократного обращения представителя заявителя в ГКУ ВО "МФЦ" за результатами оказанной государственной услуги подтверждается сведениями о получении обществом документов в МФЦ 16.09.2019 г., а так же письмом ГКУ ВО "МФЦ" от 08.06.2020 г. № 41-06-02/7018.

Суд отклоняет доводы представителя Управления о наличии возможности у истца  обратиться в суд с заявлением об оспаривании отказа регистрирующего органа в установленный законом срок после окончания срока приостановления учетно-регистрационных действий 14.08.2019 г.,  поскольку  до получения в установленном законом порядке документа о результатах оказанной государственной услуги невозможно установить отказано  обществу в осуществлении учетно-регистрационных действий, либо соответствующие мероприятия проведены. 

Суд считает возможным восстановить процессуальный срок на подачу искового заявления об оспаривании уведомления об отказе от 29.08.2019 г. № КУВД-001/2018-5245808/6, поскольку  указанный порядок направления решения об отказе и документов в ГКУ ВО "МФЦ" Управлением нарушен, что привело к несвоевременному получению обществом оспариваемого акта государственного органа.

Согласно уведомлению от 29.08.2019 г. № КУВД-001/2018-5245808/6 основанием для отказа  заявителю в совершении учетно-регистрационных действий послужило отсутствие в представленных документах сведений, позволяющих идентифицировать, что сооружение общества расположено в пределах земельного участка с учетным номером 8-0-411.

Пунктом 43 приказа Минэкономразвития России № 953 от 18.12.2015 г. "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" установлено, что если здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс расположены на нескольких земельных участках и при этом сведения о некоторых земельных участках отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, то в графе "3" строки "4" раздела "Характеристики объекта недвижимости" указываются через запятую кадастровые номера земельных участков, а в графе "3" строки "5" раздела "Характеристики объекта недвижимости" номера кадастровых кварталов, в границах которых расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.

В соответствии с пунктом 6 Правил размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на территории Волгоградской области, утвержденных постановлением администрации Волгоградской области от 23.10.2015 г. № 630-п к заявлению о выдаче разрешения на размещение объекта (о заключении договора о размещении объекта) прилагается, в том числе схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории - в случае, если планируется использование земель (частей земельного участка) (далее именуется - схема границ).

Схема границ является неотъемлемым приложением к разрешению о размещении объекта и позволяет идентифицировать расположение объекта с точной привязкой к местности посредством координат характерных точек границ земельного участка.

Отсутствие кадастровых номеров  у земельного участка с учетным номером 8-0-411 обусловлено отнесением к неразграниченным землям данного земельного участка, который не стоит на государственном кадастровом учете и не имеет границ, учтенных в ЕГРН.

Судом установлено, что месторасположение объекта можно идентифицировать по кадастровым  кварталам  и  координатам характерных точек границ земельного участка, которые указаны в схеме границ, являющейся неотъемлемым приложением к разрешению о размещении объекта.

В материалы дела истцом предоставлен технический план сооружения от 28.06.2018 г., в котором указаны номера кадастровых кварталов, в пределах которых расположен линейный объект общества  - 34:34:080151, 34:34:080:145, 34:34:080:134.

 Факт нахождения сооружения в пределах кадастровых кварталов 34:34:080151, 34:34:080:145, 34:34:080:134 не оспаривается Управлением и подтверждается уведомлением об отказе от 29.08.2019 г. № КУВД-001/2018-5245808/6.

Согласно приложенной к разрешению схеме границ, многоконтурный земельный участок с учетным номером 8-0-411 находится в кадастровых кварталах 34:34:080151, 34:34:080:145, 34:34:080:134.

На странице 5 технического плана сооружения  приведено описание местоположения объекта недвижимости с указанием сведений о характерных точках контура объекта недвижимости, которые свидетельствуют о фактическом местоположении спорного объекта и совпадают с  координатами характерных точек границ земельного участка, указанными в схеме границ предполагаемых к использованию земель на кадастровом плане территории, являющейся неотъемлемым приложением к разрешению № 331 от 06.09.2017 г. на размещение объекта на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Вышеуказанные сведения подтверждаются позицией  департамента муниципального имущества администрации Волгограда, изложенной в письме № 104-ОС30 от 10.01.2020 г.

Суд приходит к выводу, что в представленных обществом в регистрирующий орган документах содержатся исчерпывающие сведения, позволяющие определить, что сооружение общества расположено в пределах земельного участка с учетным номером 8-0-411 и находится в кадастровых кварталах 34:34:080151, 34:34:080:145, 34:34:080:134.

Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с частью 12 статьи 29 Закона о государственной регистрации приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

В силу части 1 статьи 198  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии у Управления законных оснований, предусмотренных пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации для отказа в возобновлении учетно-регистрационный действий. Обществом в регистрирующий орган предоставлены документы в целях кадастрового учета и государственной регистрации прав в полном объеме и в соответствии с требованиями Закона о государственной регистрации.

Суд считает, что оспариваемое решение от 29.08.2019 г.  № КУВД-001/2018-5245808/6 об отказе в осуществлении учетно-регистрационных действий  регистрирующего органа не соответствует статье 27 Закона о государственной  регистрации и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку объект создан обществом с целью осуществления основного вида деятельности – транспортировки природного газа, а отказ Управления Росреестра препятствует исполнению обязательных требований действующего законодательства по постановке на кадастровый учет и государственной регистрации недвижимого имущества, включения в реестр опасных производственных объектов, страхования опасных производственных объектов, включения в тариф общества для осуществления основного вида деятельности – транспортировки газа.

           Согласно пункту 5 статьи 2 Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ  руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

         При таких обстоятельствах,  заявленные требования подлежат удовлетворению.

         Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.              

         На основании изложенного, руководствуясь статьями 65, 102, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд Волгоградской области 

решил:                      

        Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области от 29.08.2019 № КУВД-001/2018-5245808/6 в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на вновь созданный объект недвижимого имущества "Газоснабжение поселка Татьянка-3 в Красноармейском районе г.Волгограда (1 очередь строительства). Газопровод низкого давления", расположенный по адресу: Российская Федерация, Волгоградская область, г. Волгоград, п. Татьянка 3-я.

         Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области устранить допущенные нарушения и провести учетно-регистрационные действия в порядке, предусмотренном статьей 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" по постановке на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на вновь созданный объект недвижимого имущества "Газоснабжение поселка Татьянка-3 в Красноармейском районе г. Волгограда (1 очередь строительства). Газопровод низкого давления", расположенный по адресу: Российская Федерация, Волгоградская область, г. Волгоград, п. Татьянка 3-я. 

          Взыскать с  Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Волгоград" (ИНН 3455052505, ОГРН 1163443077621)  расходы государственной пошлине в размере  3 000 руб.

          Решение  может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Волгоградской области.    

      Судья                                                                                               А.П. Машлыкин