АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005
http://volgograd.arbitr.ru e-mail: info@volgograd.arbitr.ru телефон: (8442)23-00-78 факс: (8442)24-04-60
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Волгоград дело № А12-15956/2011
« 07 » ноября 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 02 ноября 2011 г.
Полный текст решения изготовлен 07 ноября 2011 г.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Стрельниковой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видео-конференц-связи секретарем судебного заседания Ефимовым Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению
открытого акционерного общества «Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
об оспаривании постановленияпо делу об административном правонарушении
при участии в судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Волгоградской области представителей:
УФАС по Волгоградской области – ФИО1, доверенность №01-03/37-66 от 28.09.2011
в Арбитражном суде Свердловской области представителей:
заявителя - ФИО2, доверенность № 360 от 30.03.2010,
У С Т А Н О В И Л:
Открытое акционерное общество «Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу» (далее – Общество, ОАО «СКБ-банк», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Управление, административный орган, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 12.08.2011 № 11-03-14.3-02/389 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении.
Заседания по ходатайству заявителя проводились с использованием системы видео конференц-связи.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала требования.
Административный орган возражает против заявленных требований, представлен отзыв.
Изучив материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, антимонопольным органом в отношении ОАО «СКБ-банк» 18.04.2011 возбуждено дело № 10-03-5/28-02/220 по признакам нарушения законодательства о рекламе, а именно - в связи с несоблюдением обществом требований ч.7 ст.5 и ч.3 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).
Основанием для возбуждения дела поступило обнаруженное должностными лицами Управления по результатам мониторинга в 2010 году размещенной на рекламной конструкции стабильного территориального размещения (щите), установленной на одной из сторон проезжей части при движении по улице Рокоссовского г.Волгоградабыл установлен факт распространения рекламы следующего содержания: «СКБ-БАНК. По правде дают! Кредиты бизнесу - всего 1% в месяц, www.skbbank.ru. Тел.8-800-1000-600. Звонок бесплатный».Внизу рекламного плаката под вышеуказанным текстом мелким шрифтом белого цвета на красном фоне размещена информация об условиях предоставления кредита.
По результатам рассмотрения дела комиссией Управления вынесено решение от 19.05.2011 N 10-03-5/28-02/220, которым вышеуказанная реклама об услугах ОАО «СКБ-банк», размещенная в октябре 2010 года на рекламной конструкции стабильного территориального размещения (щите), установленной на одной из сторон проезжей части при движении по улице Рокоссовского г.Волгограда признана ненадлежащей. Пункт 3 данного решения предусматривает передачу материалов дела уполномоченному должностному лицу Управления для возбуждения дела об административном правонарушении по ч.1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления Управлением в отношении общества протокола от 05.07.2011 N 11-03-14.3-02/389 об административном правонарушении и вынесения постановления от 12.08.2011 N 11-03-14.3-02/389 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс), в виде взыскания штрафа в размере 100 000 руб.
Считая постановление Управления от 12.08.2011 N 11-03-14.3-02/389 о привлечении к административной ответственности незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно ст. 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Положения Закона о рекламе, относящиеся к изготовителю товара, распространяются также на лиц, выполняющих работы или оказывающих услуги (ч. 3 ст. 2 Закона о рекламе).
Ненадлежащей признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Закона о рекламе).
Частью 1 ст. 5 Закона о рекламе установлено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 - 4 данной статьи, ст. ст. 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения включает противоправное действие, образующее нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе.
Согласно пункту 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Отношения по распространению рассматриваемой рекламы финансовых услуг ОАО «СКБ-банк» урегулированы договором №96/28.2.-02 от 11.01.2009 г., заключенным между ООО «Медиа Мост» (Исполнитель) и ОАО «СКБ-банк» (Заказчик), а также дополнительным соглашением №79 от 01.10.2010 г., устанавливающим, что реклама ОАО «СКБ-банк» размещена на рекламных конструкциях в г.Волгограде, г.Волжский и г.Соликамск, а также адреса ее размещения.
В оспариваемом постановлении отражено, что изучив макет рекламы, представленный ОАО «СКБ-банк», на котором также мелким шрифтом размещена информация об условиях предоставления кредита ОАО «СКБ-банк» было установлено содержание данного текста: « *-ставка указана в процентах годовых в рублях по Кредиту «Набирай обороты!» за первый месяц. Ставки в процентах годовых: до 1 месяца (включительно)-!2%; со 2 по 3 месяц (включительно)- 14%; с 4 по 6 месяц (включительно)-16%; с 7 по 12 месяц (включительно)- 18% годовых; с 13 по 24 месяц (включительно)- 20%; с 25 по 60 месяц (включительно)- 22%. Срок кредитования: до 24 месяцев-на пополнение оборотных средств, до 60 месяцев-на инвестиционные цели и неотложные нужды. Сумма: от 30 000 до 8 500 000 (сумма кредита 10 000) рублей. Единовременная комиссия: 0,9 % от суммы выдаваемого кредита при полном покрытии ссуды кредита залоговым обеспечением на 120% от суммы кредита; 2,9 % от суммы выдаваемого кредита при покрытии ссуды комбинированным обеспечением - залог (не менее чем на 50% от суммы кредита) и поручительства; 4,9 % от суммы выдаваемого кредита при покрытии ссуды обеспечением в виде поручительства; 6,9 % от суммы выдаваемого кредита при предоставлении кредита без обеспечения. Возможны дополнительные расходы по страхованию залога, оценке БТИ, нотариату. Узнать более подробные условия Вы можете по телефону или на сайте Банка Условия действительны на момент выхода рекламы».
В соответствии ч. 1 ст. 819 Гражданского кодекса Российской Федерациир, по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 02.12.1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности», отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено федеральным законом. В договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушения договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора.
Таким образом, размер выдаваемого кредита, порядок выдачи кредита, срок выдачи кредита, срок возврата кредита, порядок возврата кредита, размер платы за кредит, процентная ставка являются существенными условиями кредитного договора.
В рассматриваемой рекламе мелким шрифтом размещена информация о существенных условиях предоставления кредита ОАО «СКБ-банк».
Антимонопольный орган указывает, что распространенная ОАО «СКБ-банк» реклама банковской услуги направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, при этом существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие каких-либо сведений об условиях получения кредита может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой банковской услугой.
При рассмотрении административного дела должностным лицом было учтено, что Комиссия Управления, делая вывод о невозможности прочтения существенной информации, руководствовалась совокупностью следующих обстоятельств размещения рекламы услуг ОАО «СКБ-банк»: месторасположение (около проезжей части); высота расположения автомагистральных щитов над уровнем поверхности земли; ограниченное время считывания информации из проезжающего мимо транспорта, а также пешеходами, фактический размер шрифта по сравнению со шрифтом основной привлекательной информации.
При этом, ограниченность времени считывания информации обусловлена и тем, что реклама размещена на таком типе рекламной конструкции как призма.
Дополнительным соглашением от 01.10.2010г. к договору № 96/28.2-02 от 11.01.2009г. с ООО «Медиа Мост» установлен тип рекламной конструкции: щит и призма (в зависимости от адреса размещения).
В силу части 3 статьи Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.
Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с Письмом Федеральной антимонопольной службы России, являющейся уполномоченным органом на дачу разъяснений по вопросам применения рекламного законодательства от 29.11.2010 №АК741963 «О применении Федерального закона «О рекламе» в случае выявления фактов доведения в рекламе до сведения потребителей существенной информации мелким нечитаемым шрифтом», при оценке рекламы следует учитывать то, что исходя из понятия рекламы она предназначается для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи с чем, вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств. При этом то обстоятельство, что нормами Закона о рекламе не установлен размер шрифта, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей. С учетом изложенного, в случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформирование рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределенного круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой услуги.
В соответствии со ст.38 Закона о рекламе, за нарушение требований, установленных ст.28 и ч.7 ст.5 Закона о рекламе ответственность несет рекламодатель.
Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ОАО «СКБ-банк».
В соответствии с п. п. 44, 45 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в котором должны быть указаны нормы законодательства Российской Федерации
о рекламе, которые нарушены, требования, подлежащие выполнению в целях устранения допущенного нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Обществу выдано предписание от 19.05.2011,которым возложена обязанность прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе – ч.7 ст.5 и ч.3 ст.38 Закона о рекламе и привести рекламу в соответствие с требованиями рекламного законодательства, а именно: при распространении в настоящее время, а также в дальнейшем рекламы банковских услуг различными способами (наружная реклама, реклама в печатных изданиях и т.д), размещать существенные условия предоставления данных услуг в доступной для потребителя форме.
Решение комиссии Управления от 19.05.2011 по делу N 10-03-5/28-02/220 обществом не оспорено.
Комиссия Управления по рассмотрению дела № 10-03-5/28-02/220 пришла к выводу, что информация об услугах ОАО «СКБ-банк», размещенная мелким шрифтом на рекламной конструкции стабильного территориального размещения (щите), установленной на одной из сторон проезжей части при движении по ул. Коммунистическая г. Волгограда, является недоступной для потребителей ввиду мелкого размера шрифта и ограниченного времени считывания указанной информации, в связи с чем, потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемых услуг.
Форма представления существенных условий такова (мелким нечитаемым шрифтом), что потребители фактически не получают предусмотренную законом информацию и вводятся в заблуждение относительно предлагаемой услуги. При этом статья 1 Закона о рекламе в числе целей данного Федерального закона устанавливает в том числе, реализацию права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Суд соглашается с доводами Управления и считает, что, реклама должна оцениваться по тому воздействию, которое она может оказать. В рассматриваемом случае особенности размещения рекламы (месторасположение над проезжей частью дороги, ограниченное время считывания информации, размер шрифта, которым написаны существенные условия предоставления кредита) лишают возможности потребителю получить полный текст рекламы, делая доступным только основной текст: «СКБ-БАНК. По правде дают! Кредиты бизнесу - всего 1% в месяц, www.skbbank.ru. Тел.8-800-1000-600. Звонок бесплатный», а иные существенные условия предоставления кредита являются недоступными для потребителя. Информация, указанная в рекламе мелким шрифтом, не была доведена до потребителя надлежащим образом, в связи с чем, потребитель вводился в заблуждение в отношении условий предлагаемой услуги (банковского кредита) и возможностей его получения. Формальное присутствие в рекламе обозначения условий, напечатанных мелким, нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, не может рассматриваться как их наличие, поскольку может ввести потребителей рекламы заблуждение относительно ряда условий.
В соответствии с п. 1 ст. 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно п. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что заявителем сделано не было.
Суд пришел к выводу о том, что вина ОАО «СКБ-банк» в совершении вменяемого правонарушения установлена, поскольку последнее имело возможность выполнить предоставить информацию о продукте банка с соблюдением требований правовых норм.
Установленные факты свидетельствуют о том, что заявителем не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований Закона о рекламе.
Доказательства, подтверждающие отсутствие у общества реальной возможности соблюдать требования действующего законодательства о рекламе с целью предотвращения совершения административного правонарушения, в материалах дела отсутствуют.
Следовательно, Управление правомерно установило, что в действиях ОАО «СКБ-банк» содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса.
На основании пункта 1 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольные органы в пределах своей компетенции осуществляют государственный контроль за соблюдением законодательства о рекламе, предупреждают, выявляют и пресекают нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждает и рассматривают дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Пунктом 3.1 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе от 28.12.2007 N 453 предусмотрено, что антимонопольный орган осуществляет рассмотрение дел по собственной инициативе или на основании обращений, путем осуществления процедур, предусмотренных нормативными актами, устанавливающими правила и порядок рассмотрения дел.
Согласно пункту 3.24 Регламента основанием для совершения административных действий по возбуждению дела является выявление антимонопольным органом самостоятельно или при изучении заявления, поступившего в антимонопольный орган, обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, если при этом не установлено обстоятельств, указанных в пунктах 3.18, 3.19, 3.20 настоящего Регламента.
В силу пункта 12 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, дело может быть возбуждено Федеральной антимонопольной службой или ее территориальными органами по собственной инициативе при выявлении фактов, указывающих на признаки нарушения законодательства о рекламе.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом при рассмотрении спора по существу не установлено.
Постановление принято Управлением в пределах его полномочий. Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности. К заявителю применена ответственность в пределах санкции, предусмотренной ч.1 ст. 14.3 Кодекса, в минимальном размере.
Обстоятельств, позволяющих признать совершенное заявителем правонарушение малозначительным, судом не установлено.
При изложенных обстоятельствах, оснований для отмены постановления от 12.08.2011 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №11-03-14.3-02/389, вынесенного Управлением, не имеется, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Отказать открытому акционерному обществу «Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу», ОГРН <***>, в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 12.08.2011 № 11-03-14.3-02/389 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Судья Стрельникова Н.В.