ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-16209/09 от 14.10.2009 АС Волгоградской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005

http://volgograd.arbitr.ru e-mail: info@volgograd.arbitr.ru телефон: 23-00-78 Факс: 24-04-60

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград Дело № А12-16209/2009

«14» октября 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 октября 2009 года

Решение в полном объеме изготовлено 14 октября 2009 года

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Калашниковой О.И.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Калашниковой О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Комитета по управлению государственным имуществом администрации Волгоградской области к администрации Волгограда

с привлечением к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: администрации Волгоградской области, аппарата мировых судей администрации Волгоградской области, Департамента муниципального имущества администрации Волгограда, Волгоградской городской Думы,

о признании незаконным решения органа местного самоуправления

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Панчехин С.А., представитель по доверенности от 27.10.2006 года № 51,

от администрации Волгограда – Ряховская Т.А., представитель по доверенности от 17.07.2008 года № 05-ИД/49,

от ДМИ – Водопьянова Н.Н., представитель по доверенности от 24.08.2007 года № 01-1376юр,

от Волгоградской городской Думы – Денисова С.А., представитель по доверенности от 11.01.2009 года № 19-02и/8с,

от аппарата мировых судей – Антонов И.В., представитель по доверенности от 08.10.2008 года № 02/132

от администрации Волгоградской области – не явился, извещен,

установил:

Комитет по управлению государственным имуществом администрации Волгоградской области (далее – заявитель, КУГИ администрации Волгоградской области) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (л.д. 62-63 том 1) о признании незаконным решения администрации Волгограда, изложенного в письме от 17.04.2009 года №05-и/1991, в части отказа в передаче в собственность Волгоградской области нежилых помещений, занимаемых Аппаратом мировых судей администрации Волгоградской области.

Заявленные требования мотивированы несоответствием оспариваемого решения подпункту 3 пункта 8 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 11 статьи 154Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, судом привлечены: администрация Волгоградской области, аппарат мировых судей администрации Волгоградской области, Департамент муниципального имущества администрация Волгограда, Волгоградская городская Дума.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме, считает оспариваемое решение незаконным и нарушающим интересы Волгоградской области.

Представитель администрации Волгограда против удовлетворения заявленных требований возражает, поскольку отсутствует необходимое волеизъявление органа местного самоуправления для передачи имущества в собственность субъекта Российской Федерации, кроме того, разграничение полномочий аппарата мировых судей между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления не производилось.

Представитель Аппарата мировых судей администрации Волгоградской области поддерживает позицию заявителя.

Представители Департамента муниципального имущества администрация Волгограда и Волгоградской городской Думы против удовлетворения заявленных требований возражают.

Суд считает необходимым восстановить заявителю срок для обращения в суд, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в связи с его пропуском на незначительный промежуток времени и необходимостью обеспечения судебной защиты.

Изучив представленные документы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив их доводы, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В судебном заседании установлено, что помещения нежилого фонда, расположенные по адресам: г. Волгоград, ул. Удмурдская, д. 91 (площадью 344, 80 кв.м. и 213, 30 кв.м.), ул. Алексеевская, д. 50 (405, 60 кв.м.), ул. Козловская, д. 17 (132, 20 кв.м.), ул. Аракская, д. 29 (67, 40 кв.м.), ул. Колпинская, д. 1а (426, 35 кв.м.), ул. Рабоче-Крестьянская, д. 37 (460, 20 кв.м.), ул. Дегтярева, д. 23 (367, 60 кв.м.), ул. им. Рокоссовского, д.30 (53, 40 кв.м.), ул. Танеева, д. 6 (244, 70 кв.м.) являются муниципальной собственностью и используются Аппаратом мировых судей администрации Волгоградской области. Указанныепомещениявключены в реестр муниципального имущества Волгограда на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации № 3020-1 от 27.12.1991 года.

Главой администрации Волгоградской области, председателем КУГИ администрации Волгоградской области в письмах от 31.10.2006 года № 10-02/5687, от 25.11.2008 исх. № 10-02/8326, направленных в администрацию Волгограда изложены предложения о передаче в собственность Волгоградской области недвижимого имущества, занимаемого Аппаратом мировых судей.

При этом администрацией Волгоградской области учтено, что Аппарат мировых судей в соответствии с Законом Волгоградской области от 10.11.2008 года № 1756-ОД «О системе органов исполнительной власти администрации Волгоградской области» является органом исполнительной власти Волгоградской области.

Письмом от 17.04.2009 исх. № 05-и/1991 администрация Волгограда отказала в передаче указанных помещений в собственность Волгоградской области, что следует из приложения № 3 к данному письму «Перечень муниципальных объектов недвижимости, в отношении которых отказано в безвозмездной передаче в государственную собственность Волгоградской области».

Заявитель, не согласившись с данным отказом, обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления в части отказа в передаче в собственность Волгоградской области нежилых помещений, занимаемых Аппаратом мировых судей администрации Волгоградской области.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок и условия безвозмездной передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность регламентирован частью 8 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ и частью 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ.

Согласно п. 3. ч. 8 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления до 1 января 2008 года обеспечивают безвозмездную передачу в собственность субъектов Российской Федерации находящегося на день вступления в силу настоящей главы в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с разграничением полномочий, установленным с 1 января 2008 года настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

Из содержания приведенной правовой нормы следует, что при передаче функций соответствующих органов (переподчинении) для их осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с разграничением полномочий с 01.01.2008 года,за указанными органами подлежит закреплению на безвозмездной основе имущество, используемое для исполнения полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности субъектов Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации в случае если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти.

Предложения о передаче имущества направляются органами местного самоуправления уполномоченным исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия собственника имущества.

Передача в собственность субъекта Российской Федерации из муниципальной собственности имущества, не включенного в указанные предложения, не допускается.

Исходя из смысла вышеприведенных норм безвозмездная передача имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта РФ связана с разграничением полномочий между уровнями власти.

Такая позиция, в том числе, отражена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Определении от 15.05.2009 года № 5911/09 и Постановлении Президиума ВАС РФ от 18.11.2008 года № 7321/08.

В рамках настоящего дела судом не установлены обстоятельства, свидетельствующие о наделении аппарата мировых судей администрации Волгоградской области новыми полномочиями, ранее относившимися к полномочиям органов местного самоуправления, для осуществления которых необходимо использование арендуемых нежилых помещений.

Кроме этого, безвозмездная передача в собственность субъекта РФ имущества, находящегося в муниципальной собственности, предполагает необходимость волеизъявления органов местного самоуправления на такую передачу, достижение договоренностей между органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления и не допускает принудительное отчуждение имущества, находящегося в муниципальной собственности (постановление Конституционного суда Российской Федерации от 30.06.2006 г. № 8-П).

Учитывая, что предложения о передаче спорного муниципального имущества в собственность Волгоградской области от органа местного самоуправления не поступило, а передача имущества, не включенного в такое предложение, не допускается, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

отказать Комитету по управлению государственным имуществом администрации Волгоградской области в удовлетворении требования о признании незаконным решения администрации Волгограда, изложенного в письме от 17.04.2009 года №05-и/1991, в части отказа в передаче в собственность Волгоградской области нежилых помещений, занимаемых Аппаратом мировых судей администрации Волгоградской области.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья О.И. Калашникова