Арбитражный суд Волгоградской области
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград Дело № А12-16279/2021
Резолютивная часть решения объявлена 13 сентября 2021 года
Решение в полном объеме изготовлено 20 сентября 2021 года
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Пильника С.Г. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лабутовой Н.Ф., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Волгоград» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Нижне-Волжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным предписания
о признании недействительным предписания в части
при участии в заседании
от общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Волгоград» - ФИО1 по доверенности от 29.06.2021; ФИО2 по доверенности от 05.03.2021;
от Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору – ФИО3 по доверенности от 12.11.2020; ФИО4 по доверенности от 02.02.2021, ФИО5 по доверенности от 07.09.2021;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Волгоград» (далее – ООО «Газпром трансгаз Волгоград», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным предписания Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Нижне-Волжское управление Ростехнадзора, административный орган) от 09 апреля 2021 года №15РП-261-310-о/П(Э) в части пунктов 2, 6, 9, 13, 15, 16, 17, 20, 26, 28, 29, 34, 35, 36, 38.
Административный орган требования общества не признаёт по мотивам, изложенным в отзыве.
Изучив представленные документы, выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном разбирательстве, оценив их доводы, суд первой инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 5 ст. 200 АПК РФ с учетом ч. 1 ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
По смыслу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»" предписание выносится в случае установления при проведении проверки нарушений требований законодательства, соблюдение которых является обязательным для проверяемого юридического лица, в целях их устранения.
Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
Под предписанием следует понимать меру реагирования на нарушение закона.
Требования, включенные в предписание государственного органа, должны быть законодательно обоснованы. Предписание об устранении нарушений требований законодательства является документом, содержащим в себе обязательное для исполнения требование юридическому лицу провести мероприятия по устранению выявленных нарушений.
При рассмотрении дела о признании недействительным предписания в предмет доказывания входит рассмотрение вопросов о наличии у органа, вынесшего предписание, соответствующих полномочий, соответствие предписания требованиям законодательства и наличие (отсутствие) нарушения прав заявителя в сфере экономической деятельности.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта, который исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Исполнимость предписания следует понимать, как наличие реальной возможности у лица устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Неисполнимость оспариваемого предписания является самостоятельным основанием для признания его недействительным.
Из материалов дела следует, что в период с 15 марта 2021 года по 09 апреля 2021 года на основании распоряжения Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2021 № РП-261-ЗЮ-о проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Газпром трансгаз Волгоград». По результатам проверки 09 апреля 2021 года административным органом в отношении ООО «Газпром трансгаз Волгоград» составлен акт проверки №15РП-261-310-о/А(Э) и вынесено предписание № 15РП-261-310-о/П(Э).
Общество, не согласившись с частью требований пунктов названного предписания, обратилось с соответствующими требованиями в арбитражный суд.
По пункту 2 оспариваемого предписания административно-технический персонал в лице ответственного за электрохозяйство ООО «Газпром трансгаз Волгоград» (ФИО1) и замещающего ответственного за электрохозяйство ООО «Газпром трансгаз Волгоград» (ФИО6), организующие работы в действующих электроустановках, не проходят очередную проверку знаний 1 раз в год. В представленных протоколах проверки знаний от 15.02.2019 №173/82019, 18.05.2018 №783/2018 срок следующей проверки знаний установлен 1 раз в 3 года, что является нарушением Правил.
Приказом ООО «Газпром трансгаз Волгоград» от 10.12.2020 № 713 главный энергетик - начальник отдела главного энергетика ФИО1 назначен ответственным за электрохозяйство ООО «Газпром трансгаз Волгоград», лицом, замещающим ответственного за электрохозяйство ООО «Газпром трансгаз Волгоград», назначен заместитель начальника отдела главного энергетика ФИО6
По положению п. 1.4.20 «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденных Приказом Минэнерго России от 13.01.2003г. №6, очередная проверка должна производиться в следующие сроки: для электротехнического персонала, непосредственно организующего и проводящего работы по обслуживанию действующих электроустановок или выполняющего в них наладочные, электромонтажные, ремонтные работы или профилактические испытания, а также для персонала, имеющего право выдачи нарядов, распоряжений, ведения оперативных переговоров - 1 раз в год.
В пункте 8.1 «Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок», утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 декабря 2020 г. N 903н указано, что ответственный за электрохозяйство - это работник из числа административно - технического персонала (руководящих работников и специалистов), на которого возложены обязанности по организации безопасного проведения всех видов работ в электроустановках, в том числе оперативного и (или) технического обслуживания, ремонта, наладки, испытаний, в соответствии с действующими правилами и нормативно-техническими документами.
Пунктом 1.2.6 «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденных Приказом Минэнерго России от 13.01.2003г. №6 установлено, что ответственный за электрохозяйство обязан: организовать разработку и ведение необходимой документации по вопросам организации эксплуатации электроустановок; организовать обучение, инструктирование, проверку знаний и допуск к самостоятельной работе электротехнического персонала; организовать безопасное проведение всех видов работ в электроустановках, в том числе с участием командированного персонала; обеспечить своевременное и качественное выполнение технического обслуживания, планово-предупредительных ремонтов и профилактических испытаний электроустановок; контролировать наличие, своевременность проверок и испытаний средств защиты в электроустановках, средств пожаротушения и инструмента; обеспечить установленный порядок допуска в эксплуатацию и подключения новых и реконструированных электроустановок; организовать оперативное обслуживание электроустановок и ликвидацию аварийных ситуаций; обеспечить проверку соответствия схем электроснабжения фактическим эксплуатационным с отметкой на них о проверке (не реже 1 раза в 2 года); пересмотр инструкций и схем (не реже 1 раза в 3 года); контроль замеров показателей качества электрической энергии (не реже 1 раза в 2 года); повышение квалификации электротехнического персонала (не реже 1 раза в 5 лет); контролировать правильность допуска персонала строительно- монтажных и специализированных организаций к работам в действующих электроустановках и в охранной зоне линий электропередачи.
На главного энергетика - начальника отдела главного энергетика ООО «Газпром трансгаз Волгоград» ФИО1 и его заместителя ФИО6 возложена руководящая роль в энергетической службе общества для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок, что закреплено приказом ООО «Газпром трансгаз Волгоград» от 10.12.2020 № 713 «О назначении ответственного за электрохозяйство» и должностной инструкцией главного энергетика - начальника отдела главного энергетика ДИ ГТВ-021-2020-259, утвержденной главным инженером - первым заместителем генерального директора ФИО7 24.12.2020г.
В должностной инструкции (гл. 2) определены обязанности такие как - «Организовывать», «Обеспечивать выполнение», а также «Выполнять виды работ», - что говорит о непосредственном его участии, например, в пунктах: п. 2.1 - В своей деятельности начальник отдела обязан обеспечивать надежную и безопасную эксплуатацию, организацию и контроль соблюдения сроков, объемов и качества выполнения ремонтно-технического обслуживания, пуско-наладочных работ и монтажных работ; п. 2.33 - Обеспечивать и осуществлять контроль: выполнения требований производственной безопасности к объектам и оборудованию энергохозяйства; своевременного проведения испытаний (осмотров) и проверок средств защиты, соответствия схем электроснабжения фактическим эксплуатационным с отметкой на них о проверке, допуска персонала строительно-монтажных и специализированных организаций к работам на объектах и оборудовании энергохозяйства общества; п.2.68 - организовывать и обеспечивать: выполнение правил и инструкций по безопасному ведению работ и правил технической эксплуатации энергетических и вентиляционных установок и сооружений, организует их безопасную эксплуатацию, наладку и технические осмотры оборудования, своевременное выполнение ППР и профилактических испытаний; п.2.87 - Выполнять только те виды работ, которые соответствуют его квалификации, предусмотрены должностной инструкцией и указаниями своих руководителей.
Суд первой инстанции соглашается с выводами административного органа о том, что главный энергетик - начальник отдела главного энергетика ФИО1 и его заместитель ФИО6 в нарушение периодичности установленных требований п. 1.4.20 «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденных Приказом Минэнерго России от 13.01.2003г. № 6, проверку знаний проходят 1 раз в 3 года, при этом должностные лица относятся к электротехническому персоналу, непосредственно организующего и проводящего работы по обслуживанию действующих электроустановок или выполняющего в них наладочные, электромонтажные, ремонтные работы или профилактические испытания, а также для персонала, имеющего право выдачи нарядов, распоряжений, ведения оперативных переговоров, где очередная проверка знаний проводится - 1 раз в год.
По пункту 6 предписания потребитель не обеспечил разработку в полной мере производственной инструкции для электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования 5 разряда филиала УЭЗиС в соответствии с требованиями НТД. В «Производственной инструкции электромонтера ПИ ГТВ-046-2020- 004», утвержденной начальником управления 21.05.2020г., в разделе I «Общие положения» в п. 1.10 не установлена конкретная группа по электробезопасности для электромонтера 5 разряда (в п. 1.10 указано — не ниже III, а пунктом 1.6. электромонтеру вменяется знание правил ТБ в объеме IVzp.; и в приказе от 15.03.2021г. №125 все электромонтеры имеют IV групку до и выше 1000В).
Исходя из требований п. 1.2.2 «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», утв. Приказом Минэнерго от 13.01.2003г. № 6, потребитель обязан обеспечить: разработку должностных, производственных инструкций и инструкций по охране труда для электротехнического персонала; содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил, правил безопасности и других нормативно-технических документов (далее - НТД); охрану труда электротехнического и электротехнологического персонала.
Для выполнения данных задач в зависимости от объема и сложности работ по эксплуатации электроустановок у потребителя должна быть создана энергослужба, укомплектованная соответствующим по квалификации электротехническим (оперативным, ремонтным, оперативно-ремонтным) персоналом. Исходя из штата энергослужбы, для электротехнического персонала указанных категорий Потребителем должны быть разработаны производственные инструкции, в которых четко должно быть указано наличие группы по электробезопасности, обязанности, ответственность и права.
Согласно п. 2.3 «Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок», утвержденных приказом Минтруда России от 15 декабря 2020 г. N 903н, работники, относящиеся к электротехническому и электротехнологическому персоналу, должны пройти проверку знаний требований Правил и других требований безопасности, предъявляемых к организации и выполнению работ в электроустановках в пределах требований, предъявляемых к соответствующей должности или профессии, и иметь соответствующую группу по электробезопасности, требования к которой предусмотрены приложением N 1 к Правилам.
Приложением N1 «Группы по электробезопасности электротехнического (электротехнологического) персонала и условия их присвоения» установлены минимальные требования к знаниям действующих правил для электротехнического (электротехнологического) персонала в зависимости от присваиваемой группы по электробезопасности.
Таким образом, при определении требований к соответствующей должности, которые отражены в производственной инструкции для персонала, имеющего определенную конкретную группу по электробезопасности должны быть отражены требования к персоналу, определенные Приложением № 1 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок.
Приложением № 1 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок в требованиях к персоналу, имеющих, например, IV группу по электробезопасности, определены минимальные знания, в том числе Правил технической эксплуатации электрооборудования, правил (инструкций) пользования и испытаний средств защиты, устройства электроустановок и пожарной безопасности в объеме занимаемой должности.
Учитывая вышеизложенное, доводы заявителя по названному пункту оспариваемого предписания отклоняются судом как несостоятельные.
По пункту 9 предписания при проведении очередной проверки знаний следующим работникам: слесарь КИПиА 5 разр. ФИО8 на Шгр. дo 1000В, слесарь КИПиА 4 разр. ФИО9 на Шгр. до 1000В, слесарь КИПиА 4 разр. УЭЗиС ФИО10 на Шгр. до 1000В, электромонтер 5 разр. ФИО11 на 1Угр. до и выше 1000В, вед. инженер ОИТСО СКЗ ФИО12 на 1Угр. до 1000В, в журнале учета проверки знаний неверно указана категория персонала, определяющая форму работы с ним (указано - допущен в качестве электротехнического персонала).
Согласно п. 1.4.1 «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденных Приказом Минэнерго России от 13.01.2003г. №6, эксплуатацию электроустановок должен осуществлять подготовленный электротехнический персонал, который подразделяется на: административно - технический, оперативный, ремонтный, оперативно-ремонтный персонал.
По положению п. 1.4.39 «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденных Приказом Минэнерго России от 13.01.2003г. №6, результаты проверки знаний заносятся в журнал установленной формы и подписываются всеми членами комиссии. Персоналу, успешно прошедшему проверку знаний, выдается удостоверение установленной формы.
Пунктом 2.9 «Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок», утверждённых Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.12.2020 N 903н предусмотрено, что удостоверение о проверке знаний правил работы в электроустановках, рекомендуемый образец, которого предусмотрен приложением N 2 к Правилам, является документом, удостоверяющим право предъявителя на самостоятельную работу в указанной должности. Удостоверение выдается работнику при его оформлении на работу и действительно только после соответствующих записей о результатах проверки знаний правил работы в электроустановках, присвоения группы по электробезопасности. Согласно этого же пункта в графе "Допущен в качестве" рекомендуется указывать категорию персонала: административно-технический, диспетчерский, оперативный, оперативно-ремонтный, ремонтный персонал.
При этом в удостоверении на третьей странице результаты проверки знаний нормативных документов подтверждаются подписью председателя комиссии по проверке знаний. По результатам проверки знаний комиссия, определяет в качестве какой категории персонала допускается работник к работам в электроустановках, делается запись в журнале проверки знаний и далее дублируется в удостоверении.
Принимая во внимание вышеприведенное, суд считает обоснованными выводы административного органа о том, что в журнале учета проверки знаний правил работы в электроустановках членами комиссии по проверке знаний предприятия неправомерно делается запись в разделе «общая оценка знаний, группа по электробезопасности и заключение комиссии по проверке знаний» о допуске к работам электротехнического персонала.
Доводы заявителя по названному пункту оспариваемого предписания не нашли своего подтверждения и не принимаются судом.
По пункту 13 предписания на расширительном баке силовых трансформаторов Т-1 и Т-2 ТП-1522 рядом с маслоуказательным стеклом отсутствует разметка уровня масла по температуре.
В соответствии с п.2.1.2. Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 при эксплуатации силовых трансформаторов (автотрансформаторов) и шунтирующих масляных реакторов должна обеспечиваться их надежная работа. Нагрузки, уровень напряжения, температура, характеристики масла и параметры изоляции должны находиться в пределах установленных норм; устройства охлаждения, регулирования напряжения, защиты, маслохозяйство и другие элементы должны содержаться в исправном состоянии.
На основании п. 2.1.4. Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6, уровень масла в расширителе неработающего трансформатора (реактора) должен находиться на отметке, соответствующей температуре масла трансформатора (реактора) в данный момент.
Обслуживающий персонал должен вести наблюдение за температурой верхних слоев масла по термосигнализаторам и термометрам, которыми оснащаются трансформаторы с расширителем, а также за показаниями мановакуумметров у герметичных трансформаторов, для которых при повышении давления в баке выше 50 кПа (0,5 кгс/см2) нагрузка должна быть снижена.
Обществом представлен фотоматериал, из которого усматривается, что на трансформаторе имеется указатель уровня масла заводского исполнения, с отметками о соответствующей температуре масла.
Приведенные административным органом в ходе судебного разбирательства пояснения о том, что при проверки визуально разметка уровня масла по температуре рядом с маслоуказательным стеклом не была видна, документально управлением не подтверждены. Вменяемые административным органом нарушения обществу Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей не доказаны.
При таких обстоятельствах суд считает недействительным предписание Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09 апреля 2021 года №15РП-261-310-о/П(Э) в части требований пункта 13.
По пункту 15 предписания ЗРУ-10кВ в распределительном устройстве, имеющим два выхода, освещение выполнено с односторонним управлением, что является нарушением требований п.2.12.10 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. Приказом Минэнерго от 13.01.2003г. № 6.
Обществом ссылается на то, что здание ЗРУ-10кВ с электрооборудованием системы освещения выполнено по проекту 1973 года и второй выключатель 2 выхода ЗРУ-10 кВ не предусмотрен.
Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденные Приказом Минэнерго России от 13.01.2003г. №6, согласно п. 1.1.1 имеют целью обеспечить надежную, безопасную и рациональную эксплуатацию электроустановок и содержание их в исправном состоянии. Правила распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, а также граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В (далее - Потребители). Они включают в себя требования к Потребителям, эксплуатирующим действующие электроустановки напряжением до 220 кВ включительно (п. 1.1.2 Правил).
Суд первой инстанции исходит из того, что названные распространяются на электроустановки, введенные в эксплуатацию до даты вступления их в силу.
По положению п. 1.2.2 Правил потребитель обязан обеспечить: содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил, правил безопасности и других нормативно-технических документов (далее - НТД); своевременное и качественное проведение технического обслуживания, планово-предупредительного ремонта, испытаний, модернизации и реконструкции электроустановок и электрооборудования.
С учетом изложенного, то обстоятельство, что вышеуказанное здание построено до введения в действие указанных Правил, не освобождает заявителя от обязанности соблюдать действующие требования Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей. В связи с чем, доводы заявителя по названному пункту оспариваемого предписания отклоняются судом как несостоятельные.
По пунктам 16 и 17 предписания потребитель не обеспечил разработку в полной мере должностной инструкции начальника службы энерговодоснабжения филиала Устъ- Бузулукского ЛПУМГ в соответствии с требованиями НТД. В «Должностной инструкции начальника службы энерговодоснабжения ДИ ГТВ-036-2019-428», утвержденной начальником управления 27.12.2019г., в разделе I «Общие положения» в п. 1.8 «Начальник службы должен знать», не указаны конкретные требования к основной нормативно-технической документации, знание которой обязательно: Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей; Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок» утверждённые Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.12.2020 N 903н; Правила устройства электроустановок» издание 6,7; Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 261
Потребитель не обеспечил разработку в полной мере должностной инструкции начальника службы защиты от коррозии Усть-Бузулукского ЛПУМГ в соответствии с требованиями НТД. В «Должностной инструкции начальника службы защиты от коррозии ДИ ГТВ-036-2017-340», утвержденной начальником управления 31.10.2017г., в разделе 1 «Общие положения» в п. 1.8 «Начальник службы должен знать», не указаны конкретные требования к основной нормативнотехнической документации, знание которой обязательно: Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей; Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок»; Правила устройства электроустановок» издание 6,7; Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках.
В «Должностной инструкции начальника службы энерговодоснабжения ДИ ГТВ-036-2019-428», утвержденной начальником управления 27.12.2019г., в разделе I «Общие положения» в п.1.8 «Начальник службы должен знать», не указаны конкретные требования к основной нормативно-технической документации, знание которой обязательно: Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей,; Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок»; Правила устройства электроустановок» издание 6,7; Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках.
В «Должностной инструкции начальника службы защиты от коррозии ДИ ГТВ-036-2017-340», утвержденной начальником управления 31.10.2017г., в разделе I «Общие положения» в п. 1.8 «Начальник службы должен знать», не указаны конкретные требования к основной нормативно-технической документации, знание которой обязательно: Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей; Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок»; Правила устройства электроустановок» издание 6,7; Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках.
Согласно п. 1.2.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей потребитель обязан обеспечить: разработку должностных, производственных инструкций и инструкций по охране труда для электротехнического персонала; содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил, правил безопасности и других нормативно-технических документов (далее - НТД); охрану труда электротехнического и электротехнологического персонала.
Для выполнения данных задач в зависимости от объема и сложности работ по эксплуатации электроустановок у потребителя должна быть создана энергослужба, укомплектованная соответствующим по квалификации электротехническим (административно - техническим) персоналом. Исходя из штата энергослужбы, для каждой должности потребителем должны быть разработаны должностные инструкции, в которых четко должно быть указано наличие группы по электробезопасности, обязанности, ответственность и права.
Пунктом 2.3 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок установлено, что работники, относящиеся к электротехническому и электротехнологическому персоналу, а также должностные лица, осуществляющие контроль и надзор за соблюдением требований безопасности при эксплуатации электроустановок, специалисты по охране труда, контролирующие электроустановки, должны пройти проверку знаний требований Правил и других требований безопасности, предъявляемых к организации и выполнению работ в электроустановках в пределах требований, предъявляемых к соответствующей должности или профессии, и иметь соответствующую группу по электробезопасности, требования к которой предусмотрены приложением N 1 к Правилам.
Приложением N 1 «Группы по электробезопасности электротехнического (электротехнологического) персонала и условия их присвоения» установлены минимальные требования к знаниям действующих правил для электротехнического (электротехнологического) персонала в зависимости от присваиваемой группы по электробезопасности.
Таким образом, при определении требований к соответствующей должности, которые отражены в должностной инструкции для персонала, имеющего определенную конкретную группу по электробезопасности должны быть отражены требования к персоналу, определенные Приложением № 1 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок.
Согласно Приложения № 1 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок в требованиях к персоналу, имеющих V группу по электробезопасности, определены минимальные знания, в том числе знание Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, правил (инструкций) пользования и испытаний средств защиты, знание правил технической эксплуатации, правил устройства электроустановок и пожарной безопасности в объеме занимаемой должности.
Учитывая вышеизложенное, доводы заявителя по названным пунктам оспариваемого предписания отклоняются судом как несостоятельные.
По пункту 20 предписания потребитель не обеспечил разработку в полной мере производственных инструкций электромонтеров по ремонту и обслуживанию электрооборудования 4-го, 5-го, 6-го разрядов службы защиты от коррозии Усть-Бузулукского ЛПУМГ в соответствии с требованиями НТД.
В «Производственной инструкции» для электромонтеров по ремонту и обслуживанию электрооборудования, в разделе I «Общие положения» в п. 1.6 не указаны конкретные требования к основной нормативно-технической документации, знание которой обязательно: Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей; Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок»; Правила устройства электроустановок» издание 6,7; Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках.
Согласно п. 1.2.2 «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» потребитель обязан обеспечить: разработку должностных, производственных инструкций и инструкций по охране труда для электротехнического персонала; содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил, правил безопасности и других нормативно-технических документов (далее - НТД); охрану труда электротехнического и электротехнологического персонала.
Требованиями пункта 2.3 «Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок» установлено, что работники, относящиеся к электротехническому и электротехнологическому персоналу, должны пройти проверку знаний требований Правил и других требований безопасности, предъявляемых к организации и выполнению работ в электроустановках в пределах требований, предъявляемых к соответствующей должности или профессии, и иметь соответствующую группу по электробезопасности, требования к которой предусмотрены приложением N 1 к Правилам.
Приложением N 1 «Группы по электробезопасности электротехнического (электротехнологического) персонала и условия их присвоения» установлены минимальные требования к знаниям действующих правил для электротехнического (электротехнологического) персонала в зависимости от присваиваемой группы по электробезопасности.
При определении требований к соответствующей должности, которые отражены в производственной инструкции для персонала, имеющего определенную конкретную группу по электробезопасности должны быть отражены требования к персоналу, определенные Приложением № 1 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок.
Нарушения такого характера об отсутствии в производственных инструкциях конкретных требований к основной нормативно-технической документации, знание которой обязательно для электротехнического персонала, в ходе проверки отражены также в оспариваемых обществом пунктах 26, 28, 29, 35 и 36.
Приведенные доводы заявителя по названным пунктам идентичны и основаны на ошибочном толковании требований закона, регулирующим спорные отношения, в связи с чем не принимаются судом во внимание.
По пункту 34 предписания при проведении 05.03.2021 очередной проверки знаний электромонтеру СЗК ФИО13 присвоена IV группа до и выше 1000 В по электробезопасности в журнале неверно указана категория персонала, определяющая форму работы с ним (указано - в качестве электротехнического персонала).
Требованиями пункта 1.4.1 «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» предусмотрено, что эксплуатацию электроустановок должен осуществлять подготовленный электротехнический персонал, который подразделяется на административно-технический, оперативный, ремонтный, оперативно-ремонтный персонал.
Согласно п. 1.4.39 «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» результаты проверки знаний заносятся в журнал установленной формы и подписываются всеми членами комиссии. Персоналу, успешно прошедшему проверку знаний, выдается удостоверение установленной формы.
Таким образом, по результатам проверки знаний комиссия определяет в качестве какой категории персонала допускается работник к работам в электроустановках, о чем делается запись в журнале проверки знаний, а далее данная запись дублируется в удостоверении.
Пунктом 2.9 «Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок» установлено, что удостоверение о проверке знаний правил работы в электроустановках, рекомендуемый образец которого предусмотрен приложением N 2 к Правилам, является документом, удостоверяющим право предъявителя на самостоятельную работу в указанной должности. Удостоверение выдается работнику при его оформлении на работу и действительно только после соответствующих записей о результатах проверки знаний правил работы в электроустановках, присвоения группы по электробезопасности. Согласно этого же пункта в графе «Допущен в качестве» рекомендуется указывать категорию персонала: административно-технический, диспетчерский, оперативный, оперативно-ремонтный, ремонтный персонал. При этом в удостоверении на третьей странице результаты проверки знаний нормативных документов подтверждаются подписью председателя комиссии по проверке знаний.
Суд первой инстанции соглашается с выводами административного органа о том, что в журнале учета проверки знаний правил работы в электроустановках членами комиссии по проверке знаний предприятия неправомерно делается запись в разделе «общая оценка знаний, группа по электробезопасности и заключение комиссии по проверке знаний» о допуске к работам электротехнического персонала.
Доводы заявителя по названному пункту оспариваемого предписания не нашли своего подтверждения и не принимаются судом.
По пункту 38 предписания не проведен капитальный ремонт ВЛ-10 кВ линия КНС (дата ввода в эксплуатацию 1996 г.).
Согласно пункту 2.3.7 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей при эксплуатации BЛ и токопроводов должны проводиться техническое обслуживание и ремонт, направленные на обеспечение их надежной работы.
Капитальный ремонт BЛ на железобетонных и металлических опорах должен выполняться не реже 1 раза в 10 лет, BЛ на опорах с деревянными деталями - не реже 1 раза в 5 лет.
Пункт 1.2.6 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей устанавливает обязанности ответственного за электрохозяйство, в том числе: обеспечить своевременное и качественное выполнение технического обслуживания, планово-предупредительных ремонтов и профилактических испытаний электроустановок; организовать оперативное обслуживание электроустановок и ликвидацию аварийных ситуаций.
Из представленного обществом акта ввода в эксплуатацию BЛI 10 кВ линии КНС КС-07 Волгоградская б/н от 24.11.2013 проведен ремонт воздушной линии хозяйственным способом, также приложены акт и ведомость дефектов от 05.04.2012.
Административный орган, ссылаясь на положения п. 1.6.14 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, по которому все работы, выполненные при капитальном ремонте основного электрооборудования, принимаются по акту, к которому должна быть приложена техническая документация по ремонту.
В представленном в ходе проверки паспорте на ВЛ-10 кВ линия КНС (дата ввода в эксплуатацию 1996г.) не внесены сведения о проводимых капитальных ремонтах, техническая документация по ремонту не приложена. Содержание представленного акта не соответствует его названию, в акте отсутствуют сведения о конкретных выполненных работах, примененных при капитальном ремонте материалах, не приложены сертификаты на материалы.
Суд первой инстанции исходит из того, что представленные документы и доводы о проведенном ремонте воздушной линии хозяйственным способом не опровергнут административным органом, заявлений о фальсификации доказательств не заявлено.
При таких обстоятельствах суд считает недействительным предписание Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09 апреля 2021 года №15РП-261-310-о/П(Э) в части требований пункта 38.
Суд первой инстанции приходит к выводу о том, что Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора в нарушение требований части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств законности и обоснованности вынесенного предписания в части требований пунктов 13 и 38.
В тоже время судом первой инстанции не усмотрено оснований для удовлетворения требований общества о признании недействительным предписания Нижне-Волжского управления Ростехнадзора от 09 апреля 2021 года №15РП-261-310-о/П(Э) в части пунктов 2, 6, 9, 15, 16, 17, 20, 26, 28, 29, 34, 35, 36. В названной части у административного органа имелись правовые основания для выдачи заявителю оспариваемого предписания.
Суд первой инстанции считает, что совокупность условий, предусмотренных частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для удовлетворения требований заявителя в части пунктов 2, 6, 9, 15, 16, 17, 20, 26, 28, 29, 34, 35, 36 отсутствует.
Учитывая вышеизложенное суд первой инстанции считает, что оспариваемое предписание от 09 апреля 2021 года №15РП-261-310-о/П(Э) в части пунктов 2, 6, 9, 15, 16, 17, 20, 26, 28, 29, 34, 35, 36 является законным, обоснованным и исполнимым.
При подаче заявления ООО «Газпром трансгаз Волгоград» по платежному поручению от 08.06.2021 N 18662 уплачена государственная пошлина в сумме 3 000 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные обществом, подлежат взысканию с Нижне-Волжского управления Ростехнадзора.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Заявление общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Волгоград» удовлетворить частично.
Признать недействительным предписание Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09 апреля 2021 года №15РП-261-310-о/П(Э) в части требований пунктов 13 и 38.
В оставшейся части заявление общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Волгоград» оставить без удовлетворения.
Взыскать с Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в пользу общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Волгоград» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в апелляционном порядке в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты его принятия.
В соответствии с ч. 2 ст. 257 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба подается через арбитражный суд Волгоградской области.
Решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
По ходатайству указанных лиц копии решений на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья С.Г. Пильник