А Р Б И Т Р А Ж Н Ы Й С У Д В О Л Г О Г Р А Д С К О Й О Б Л А С Т И
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград «22» октября 2008 г.
Дело № А12-16392/08-С19
Арбитражный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Карпенко И.Е.
при ведении протокола судебного заседания Карпенко И.Е.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Государственного учреждения «Природный парк «Донской»
к Комитету государственного контроля в сфере природопользования Администрации Волгоградской области (Госэкоконтроль Волгоградской области)
об обжаловании решения о привлечении к административной ответственности
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1, по доверенности
от административного органа – ФИО2, по доверенности
установил:
Государственное учреждение «Природный парк «Донской» обратилось в арбитражный суд с заявлением об обжаловании постановления Госэкоконтроля Волгоградской области о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и взыскании штрафа в размере 30 000 руб.
Госэкоконтроль Волгоградской области заявленные требования не признал. Представлен письменный отзыв.
Рассмотрев материалы дела и выслушав доводы сторон, суд установил основания для признания незаконным обжалуемого постановления, исходя из нижеследующего:
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, постановлением № 15\41-10-08 от 10 октября 2008 г Комитета государственного контроля в сфере природопользования Волгоградской области ГУ «Природный парк «Донской» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях.
Согласно оспариваемому постановлению, на особо охраняемой территории ГУ «Природный парк «Донской» водоохраной зоны реки Дон выявлен факт нарушения установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территории природного парка. А именно, на берегу реки «Дон» со стороны ст. Качалинской выявлены многочисленные свалки твердых бытовых отходов, бытового мусора на площади 200 кв.метров, объемом 10 куб.м., чем нарушены статья 51 ч. 2 Закона ФЗ-7 «Об охране окружающей среды», статья 2 Закона Волгоградской области «О создании природного парка «Донской» № 549-ОД от 13 июня 2001 года.
Согласно статье 14 Закона Волгоградской области «О создании природного парка «Донской» органы местного самоуправления осуществляют охрану природного парка через специально созданные для этой цели структурные подразделения дирекции Природного парка, наделенные соответствующими полномочиями, специальные инспекции.
Нарушений порядка извещения законного представителя общества о времени и месте составления протокола об административной ответственности в виде постановления о возбуждении производства об административном правонарушении прокуратуры Иловлинского района Волгоградской области и времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении не установлено.
Судом установлены основания для признания оспариваемого постановления
незаконным на основании следующего.
В нарушение требований ст. ст. 28.2, 29.10 КоАП РФ ни протокол (постановление), ни постановление об административном правонарушении не содержат подробного описания обстоятельств правонарушения в виде мотивации установленного субъекта административного правонарушения, что привело к неоднозначному толкованию со стороны лица, привлеченного к административной ответственности о факте совершенного административного правонарушения.
В качестве нормативной базы оспариваемое постановление содержит ссылку на статью 51 Закона РФ «Об охране окружающей среды» часть 2, которой запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Так же административный орган ссылается на статью 2 Закона Волгоградской области «О создании природного парка «Донской» - Правовое регулирование охраны территории Природного парка. Согласно указанной норме, Природный парк, как особо охраняемая территория регионального значения, относится к объектам общенационального достояния. Правовое регулирование в сфере его охраны осуществляется настоящим Законом, основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и федеральных законах: "Об особо охраняемых природных территориях", "Об охране окружающей природной среды", "О животном мире", "О недрах", "Об охране атмосферного воздуха", "Об экологической экспертизе", "Об основах туристской деятельности", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", "О государственном земельном кадастре", Водном кодексе Российской Федерации и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
Отношения, связанные с использованием земель, недр, лечебных ресурсов, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, возникающие при использовании и охране Природного парка, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и Волгоградской области и настоящим Законом в той мере, в какой это необходимо для охраны и рационального использования объектов Природного парка.
Следовательно, приведенные нормы устанавливают общие требования к использованию и охране окружающей среды и природного парка «Донской». Данные нормы не регламентируют специальный порядок ответственности по вывозу бытовых отходов с территории природного парка.
В то же время, статьей 14 Закона «О создании природного парка «Донской» установлены права работников Природного парка и специальной инспекции, в том числе направлять материалы о привлечении лиц, виновных в нарушении установленного режима охраны Природного парка к административной ответственности. Обязанности по уборке бытовых отходов и ответственности за неисполнение данной обязанности указанной нормой так же не установлено.
Вместе с тем, частью 3 статьи 51 Закона РФ «Об охране окружающей среды» определено, что отношения в области обращения с отходами производства и потребления регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации. Статьей 14 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» п. 18, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесено к вопросам местного значения поселения. Статьей 8 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора прямо отнесена к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
Следовательно, при вынесении оспариваемого постановления Госэконотролем не был исследован вопрос о субъекте административного правонарушения, не приведены специальные нормы права, возлагающие обязанность и ответственность по вывозу бытовых отходов с территории парка, что привело к неясности постановления и нарушению тем самым прав лица, привлеченного к ответственности.
В силу пунктов 7, 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указанные нарушения порядка привлечения к административной ответственности носят существенный характер и являются основанием для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления, так как не приведены доказательства наличия состава административного правонарушения именно действиями ГУ «Природный парк «Донской».
В соответствии с п. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, то суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При указанных обстоятельствах событие административного правонарушения не является доказанным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
Р Е Ш И Л :
Постановление Комитета государственного контроля в сфере природопользования Волгоградской области № 15\41-10-08 от 01 октября 2008 года о привлечении ГУ «Природный парк «Донской» к административной ответственности по статье 8.39 КоАП РФ признать незаконным и отменить.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Двенадцатый апелляционный суд г. Саратова в 10-дневный срок.
Судья И.Е.Карпенко