АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005 http://volgograd.arbitr.rue-mail: info@volgograd.arbitr.ru телефон:(8442) 23-00-78 Факс: (8442)24-04-60 |
город Волгоград Дело № А12-16688/2015
«7» июля 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 30 июня 2015 года.
Полный текст решения изготовлен 7 июля 2015 года.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Пономаревой Елены Викторовны,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Николенко Ириной Васильевной,
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества «Каустик» – ФИО1, представитель по доверенности от 11.04.2014; ФИО2, представитель по доверенности от 12.11.2013;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Волгоградской области – ФИО3, специалист-эксперт отдела, доверенность от 12.01.2015 № 4; ФИО4, государственный инспектор, доверенность от 25.03.2015 № 18;
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению открытого акционерного общества «Каустик» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Волгоградской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании ненормативного правового акта недействительным;
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество «Каустик» обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Волгоградской области о признании недействительным предписания от 20.01.2015 №3/277/2-15-Э об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области против удовлетворения заявленных требований возражало по доводам, изложенным в представленном отзыве.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Как следует из документов, представленных в материалы дела, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области на основании приказа от 07.11.2014 № 277 в период с 17.11.2014 по 30.12.2014 проведена плановая выездная проверка в отношении открытого акционерного общества «Каустик», в ходе которой установлено, что в результате отобранных проб атмосферного воздуха (с наветренной и подвесной сторон) на границе санитарно - защитной зоны секции № 2 пруда - накопителя открытого акционерного общества «Каустик» присутствие в атмосферном воздухе с подветренной стороны данной секции - аммиака в двух из трех отобранных проб концентрацией от 0,033 до 0,039 мг/м3, однако в инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих веществ) общества не учтен выброс аммиака от промплощадки № 2 секция № 2 (источник выброса № 7008).
Факт присутствия аммиака в атмосферном воздухе с подветренной стороны секции № 2 пруда - накопителя подтверждается актами отбора проб атмосферного воздуха от 15.12.2014 № 215, а также протоколом количественного химического анализа атмосферного воздуха от 16.12.2014 № 215 филиала федерального бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу» - «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Волгоградской области».
По результатам проверки составлен акт проверки 30.12.2014 № 277-14-Э.
Государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области выдано открытому акционерному обществу «Каустик» предписание от 20.01.2015 №3/277/2-15-Э об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, согласно которому предписано в срок до 01.12.2015 разработать мероприятия по включению в инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ выброс аммиака от промплощадки № 2. Секция №2 пруда-накопителя открытого акционерного общества «Каустик» (источник выброса № 7008).
Полагая, что предписание от 20.01.2015 №3/277/2-15-Э об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований является незаконным и нарушает права и законные интересы открытого акционерного общества «Каустик», последнее обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198, статьями 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установление одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта, оспариваемого действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.
В статье 1 Федерального закона 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» приведено понятие «загрязняющее вещество», под которым понимается вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу указанной нормы Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Для получения такого разрешения согласно статье 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, перечни вредных (загрязняющих) веществ, перечни вредных физических воздействий на атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, для организаций, городских и иных поселений, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.12.2010 № 579 «О порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию» утвержден Порядок установления источников выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию (далее по тексту - Порядок). Этот Порядок применяется, в том числе, при утверждении предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух.
Государственному учету и нормированию подлежат вредные (загрязняющие) вещества, указанные в Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, приведенном в Приложении 2 к настоящему Приказу.
В силу подпункта «а» пункта 7 названного Порядка государственному учету и нормированию подлежат вредные (загрязняющие) вещества, поименованные в утвержденном приказом Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, в Приложении 2 которого указаны сероводород, диоксид азота и аммиак как подлежащие государственному учету и нормированию.
В силу пункта 1.1 Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу инвентаризация выбросов (ГОСТ 17.2.1.04-77) представляет собой систематизацию сведений о распределении источников по территории, количестве и составе выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
На основании пункта 1.2 упомянутой Инструкции основной целью инвентаризации выбросов загрязняющих веществ является получение исходных данных для установления предельно допустимых норм выбросов загрязняющих веществ в атмосферу как в целом по организации, так и по отдельным источникам загрязнения атмосферы.
Инвентаризацию проводят все производственные объединения и промышленные предприятия (государственные, кооперативные и арендные) независимо от ведомственной подчиненности, а также все учреждения и организации, в ведении которых находятся производственные подразделения, имеющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферу (пункт 1.3 названной Инструкции).
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена инвентаризация источников выбросов и инвентаризация самих выбросов, их количества и состава.
Порядок инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников установлен письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 № 14-01-333, которым введено в действие Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - Методическое пособие).
Подпунктом 2 пункта 1.1 части 1 Методического пособия установлено, что при инвентаризации должны быть выявлены и учтены все возможные источники выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу, которые постоянно или временно эксплуатируются или хранятся на производственной территории предприятия (в том числе и передвижные), а также вредные вещества, которые могут выделиться или образоваться при осуществлении всех процессов, предусмотренных технологическим регламентом производства.
Стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством.
Стационарные источники выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух подразделяются на два типа: источники с организованным выбросом; источники с неорганизованным выбросом.
Под организованным выбросом понимается выброс, поступающий в атмосферу через специально сооруженные газоходы, воздуховоды и трубы; под неорганизованным выбросом понимается выброс, поступающий в атмосферу в виде ненаправленных потоков газа в результате нарушения герметичности оборудования, отсутствия или неудовлетворительной работы вентиляционных систем, местных отсосов в местах загрузки, выгрузки или хранения сырья, топлива, полупродуктов и продуктов и т.д.
В представленном в материалы дела акте проверки от 30.12.2014 № 277-14-Э указано, что 15.12.2014 при эксплуатации пруда-накопителя (секция №2) в ходе отбора проб атмосферного воздуха (с наветренной и подветренной сторон) на границе санитарно-защитной зоны секции № 2 пруда-накопителя открытого акционерного общества «Каустик» (акты отбора проб атмосферного воздуха от 15.12.2014 № 289, 290, протокол количественного химического анализа атмосферного воздуха от 1б.12.2014 № 215) установлено присутствие в атмосферном воздухе с подветренной стороны данной секции пруда-накопителя аммиака в двух из трех отобранных проб концентрацией от 0,033 до 0,039 мг/м3, на основании чего административным органом сделан вывод, что в инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ не учтен выброс аммиака от промплощадки № 2, секция №2 (источник выброса № 7008).
Судом установлено и следует из материалов дела, открытым акционерным обществом «Каустик» проведена инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработан Проект нормативов предельно-допустимых выбросов, на основе которых получено разрешение на выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, выданное Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области от 04.03.2014 № 1.186. со сроком действия с 04 марта 2014 года по 27 января 2019 года.
В соответствии с пунктом 1 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по контролю и надзору за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.10.2008 № 300, указанный документ разработан в целях повышения качества и эффективности проверок, проводимых государственными инспекторами по охране природы, защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля и надзора за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха и определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по государственному контролю за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
Государственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха осуществляется в целях обеспечения соблюдения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также обеспечения экологической безопасности.
Государственная функция по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха (далее - государственная функция) исполняется Росприроднадзором и его территориальными органами на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (список территориальных органов Росприроднадзора приведен в приложении 1 к настоящему административному регламенту) (пункт 2 Административного регламента).
Разделом «Порядок проведения проверки и оформления ее результатов» Административного регламента установлено, что проверка осуществляется должностным лицом Росприроднадзора или его территориального органа, указанным в распоряжении или приказе, с соблюдением при проведении проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Пунктом 61 Административного регламента установлено, что по результатам проведенной проверки составляется акт проверки соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем законодательства в области охраны атмосферного воздуха в двух экземплярах. В Акте проверки также указываются сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения. К акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.
Проводимые в ходе проверки аналитические (инструментальные) измерения выбросов загрязняющих веществ от источников объекта проверки, состава атмосферного воздуха, содержания в атмосферном воздухе загрязняющих веществ включают отбор проб и выполнение анализов и осуществляются с целью проверки результатов инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников и соответствия количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ их значениям, указанным в нормативах предельно допустимых выбросов (временно согласованных выбросов) и в разрешении на выброс загрязняющих веществ, а также состояния атмосферного воздуха. В акте проверки делается запись о наличии или отсутствии нарушений законодательства в области охраны атмосферного воздуха юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Однако вышеперечисленные требования в данном случае управлением Росприроднадзора по Волгоградской области нарушены.
Так, в материалы дела представлено постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области от 03.03.2015 № 3/3-15-Э о прекращении производства по делу об административном правонарушении по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по признакам события административного правонарушения в части неосуществления инвентаризации аммиака в выбросах от источника выброса от промплощадки № 2, секция №2 (источник выброса № 7008) в связи с недоказанности факта выброса в атмосферу вредных веществ открытым акционерным обществом «Каустик».
Согласно данному постановлению от 03.03.2015 № 3/3-15-Э административным органом установлено, что договорами аренды от 01.07.2014 и от 01.12.2014, заключенными открытым акционерным обществом «Каустик» и обществом с ограниченной ответственностью «РосПромЭко», последнее приняло во временное пользование часть земельного участка площадью 2,0 га изземельного участка с кадастровым номером 34:26:061102:0002 и часть секции № 2 пруда-накопителя для обезвреживания и размещения отходов согласно выданной лицензии от 07.02.2014.
В соответствии с методикой расчета количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от полигонов твердых бытовых и промышленных отходов,утвержденной 01.01.2014 Академией коммунального хозяйства им. Панфилова, в составе биогаза, выделяемого полигонами твердых бытовых отходов, имеется аммиак.
Отбор проб атмосферного воздуха 15.12.2014 с учетом сложившейся метеорологической обстановки (главным образом направление ветра) произведен таким образом, что поток воздуха южного направления, пересекая сначала точку К1 (с южной стороны пруда-накопителя, подветренная сторона) достигал точки К5 (с северной стороны пруда-накопителя, наветренная сторона), при этом одновременно фактически пересекая и часть секции № 2 пруда-накопителя, которая используется открытым акционерным обществом «Каустик», и часть секции № 2 пруда-накопителя, которую арендует общество с ограниченной ответственностью «РосПромЭко» для целей размещения, в том числе бытовых отходов, содержащих органические примеси.
По сведениям отчета за 2014 общества с ограниченной ответственностью «РосПромЭко» об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов, представленного в управление согласно приказу Минприроды от 16.02.2010 № 30, общество с ограниченной ответственностью «РосПромЭко» в 2014 году принято к размещению (захоронению) на части грязной секции № 2 пруда-накопителя 4827 тонн коммунальных отходов, отходов от очистки овощного сырья - 126 тонн, что свидетельствует о наличии органических веществ в отходах, принимаемых к размещению обществом с ограниченной ответственностью «РосПромЭко».
Кроме того, в ходе административного производства открытое акционерное общество «Каустик» представило справки Волгоградского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 16.02.2015 № 53/10-61 и от 23.06.2010 № № 300/л, согласно которым значения фоновой концентрации аммиака в атмосферном воздухе в районе расположения объектов открытого акционерного общества «Каустик» при южном направлении ветра при скорости ветра (0 - 2) м/с и (3 - 13) м/с составляют 0,04 мг м3/ и 0,05 мг/м3 соответственно. Таким образом, установленные в ходе спорной проверки филиалом федерального бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу» - «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Волгоградской области» значения концентрации аммиака в точке контроля на секции № 2 пруда-накопителя открытого акционерного общества «Каустик» (0,033 ± 0,005) мг/м3 и (0,039 ± 0,006.) мг/м3 ниже фоновых концентраций аммиака, определенных для данного района и включающих выбросы аммиака от других источников выброса, в том числе природного и антропогенного происхождения.
При исследовании обстоятельств дела судом установлено, что управлением не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии выброса аммиака от промплощадки № 2 секции № 2 пруда-накопителя, используемой открытым акционерным обществом «Каустик», а также фактов, указывающих на то, что при осуществлении деятельности общества произошло существенное изменение производственного (технологического) процесса.
Кроме того, следует признать, что обществом проведена инвентаризация стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, на основании чего выдано разрешение на выброс загрязняющих веществ от 03.03.2015 № 1502, а поскольку неучтенных данных о результатах инвентаризации выбросов источников выбросов и/или загрязняющих веществ, подлежащих государственному учету и нормированию не установлено, основания для включения в инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ выброс аммиака от промплощадки №2, секция №2 пруда-накопителя у общества отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении требований заявителя, поскольку обжалуемое предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Волгоградской области вынесено без учета установленных по делу обстоятельств, противоречит действующему законодательству и нарушает законные интересы открытого акционерного общества «Каустик» в экономической сфере, поэтому подлежит признанию недействительным.
На основании части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного требование заявителя подлежит удовлетворению.
Принимая во внимание положения статей 101, 106, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей, уплаченные заявителем, подлежат взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
признать недействительным предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Волгоградской области от 20.01.2015 №3/277/2-15-Э об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выданное открытому акционерному обществу «Каустик».
Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Волгоградской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу открытого акционерного общества «Каустик» (ИНН <***>, ОГРН <***>) 3 000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение месяца со дня его принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Поволжского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции (через Арбитражный суд Волгоградской области).
СУДЬЯ Е.В. Пономарева