ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-17564/13 от 23.12.2013 АС Волгоградской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005

http://volgograd.arbitr.rue-mail: info@volgograd.arbitr.ru телефон: (8442) 23-00-78 Факс: (8442) 24-04-60


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград                                                                                           30 декабря  2013 года                                                                                                                                                                                                                   Дело №А12-17564/2013

резолютивная часть решения объявлена 23 декабря 2013 года

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Пономарева А.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бурлуцкой О.А.,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Федерального государственного  бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Волгоградской области» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Министерству топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области о признании недействительным представления   

В судебном заседании участвуют представители:

от заявителя  – ФИО1, доверенность от 01.03.2012г., после перерыва не явилась, извещена;

от ответчика –  ФИО2, доверенность от 11.07.2013г. №28.

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное  бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Волгоградской области»(далее-Заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит  признать представление Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области от 28.05.2013 по делу №03-05/13-130 в отношении ФГБУ «Управление «Волгоградмелиоводхоз» недействительным.

Заявитель в судебном заседании просил удовлетворить заявленные требования.

Министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области (далее-Министерство, Ответчик) просило отказать в удовлетворении требовании.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав доводы лиц участвующих в деле,  считает требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Как следует из материалов дела, Министерством проведена проверка по заявлению НОТ «Новониколаевское» на установление тарифа на техническую воду для потребителей в ходе которой выявлено применение ФГБУ «Управление «Волгоградмелиоводхоз» неустановленного уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации, тарифа на холодную воду (техническая вода) для данного хозяйствующего субъекта. Нарушены требования Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее - Закон №210-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» (далее - Основы ценообразования), Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 № 47 (далее - Методические указания).

Постановлением Министерства от 28.05.2013 №03-05/13-130 Учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100000 рублей.

28 мая 2013года Министерством вынесено Учреждению  представление №03-05/13-130 об устранении причин и условий способствовавших совершению административного правонарушения по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ. Обязало представить заявление об установлении тарифов на холодную воду в порядке, в соответствии с требованиями Постановлений ФИО3 от 13 мая 2013года №406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения»  предусмотренном положениями Федерального законодательства.

Решением арбитражного суда от 09.09.2013г. по делу №А12-13940/2013  Постановление Министерства от 28.05.2013 №03-05/13-130 о привлечении Учреждения к административной ответственности, по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ признано незаконным и отменено.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.112013года решение суда 1-й инстанции оставлено в силе.

Не согласившись с представлением №03-05/13-130 от  28 мая 2013года Учреждение оспаривает его в настоящем деле.

Удовлетворяя требования заявителя, суд исходит из следующего.

На основании статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

До вступления в силу Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса устанавливались Законом № 210-ФЗ.

В соответствии с подпунктом 1 части 2 статьи 1 Закона №210-ФЗ подлежат регулированию тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

В силу пункта 1 статьи 2 Закона №210-ФЗ организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и(или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Согласно части 2 статьи 2 Закона №210-ФЗ система коммунальной инфраструктуры - это совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.

С 01 января 2013 года отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

На основании ст. 2 Закона №210-ФЗ организацией коммунального комплекса является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Под системами коммунальной инфраструктуры понимается совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 №520 утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.

Согласно пункту 6 Основ ценообразования к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся:

1) тарифы на холодную воду;

2) тарифы на горячую воду;

3) тарифы на водоотведение;

4) тарифы на очистку сточных вод;

5) тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.

Согласно пункту 30 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок подача технической воды относится к холодному водоснабжению.

Согласно подпункту 1 части 47 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в системах холодного водоснабжения устанавливаются тарифы на техническую воду, которые рассчитываются для организации коммунального комплекса, осуществляющей водоснабжение потребителей.

Таким образом, субъектом правоотношений в данной сфере является лицо, осуществляющее регулируемый государством вид деятельности и виновное в нарушении государственной дисциплины цен.

Вместе с тем в рассматриваемом случае Учреждение не является субъектом спорных правоотношений.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (Гражданским кодексом, Водным кодексом, Налоговым кодексом, Федеральным законом от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Законом о мелиорации, Федеральным законом от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях») и утвержденным Уставом учреждения мелиорации, данные государственные бюджетные учреждения квалифицируются как некоммерческие организации, созданные Российской Федерацией для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти в различных сферах деятельности учреждения, в том числе и мелиоративно-водохозяйственной сфере, финансируемые из федерального бюджета и имеющие право заниматься внебюджетной деятельностью путем оказания услуг, либо выполнения работ для граждан и юридических лиц за плату, а также осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными при условии, что данные виды деятельности указаны в их учредительных документах.

Согласно действующему законодательству, бюджетные учреждения вправе сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания, выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренные его учредительным документом, в сфере своей деятельности для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Законодательство и правоприменительная практика расценивает такие доходы как целевые средства для содержания бюджетных учреждений, если услуги, работы, которые намеревается оказывать и выполнять учреждение, относятся к основным видам его деятельности и уставами учреждений предусмотрено финансирование затрат по выполнению возложенных на них функций как из бюджетных, так и внебюджетных источников.

Как установлено судом, ФГБУ «Управление «Волгоградмелиоводхоз» создано в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 14.03.1997 №54 «О специально уполномоченном государственном органе в области мелиорации земель в Волгоградской области» как Управление по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению Волгоградской области путем преобразования государственного предприятия по эксплуатации водохозяйственных  мелиоративных систем и водоснабжению ГСП «Волгоградсельмелиоводхоз»; реорганизовано приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11.04.2002 №387 путем присоединения к нему Быковского районного государственного учреждения по эксплуатации оросительных систем, Городищенского районного государственного учреждения по эксплуатации оросительных систем, Дубовского районного государственного учреждения по эксплуатации оросительных систем, Иловлинского районного государственного учреждения по эксплуатации оросительных систем, Калачевского межрайонного государственного учреждения по эксплуатации оросительных систем, Котельниковского районного государственного учреждения по эксплуатации оросительных систем, Ленинского районного государственного учреждения по эксплуатации оросительных систем, Михайловского межрайонного государственного учреждения по эксплуатации оросительных систем, Николаевского районного государственного учреждения по эксплуатации оросительных систем, Палласовского районного государственного учреждения по эксплуатации оросительных систем, Светлоярского районного государственного учреждения по эксплуатации оросительных систем, Среднеахтубинского районного государственного учреждения по эксплуатации оросительных систем, Старополтавского районного государственного учреждения по эксплуатации оросительных систем, передвижного специализированного государственного учреждения подводно-технических работ, Волгоградского государственного учреждения – гидрогеолого-мелиоративной партии (п. 1.1 Устава).

Из пункта 1.3 Устава усматривается, что функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Министерство сельского хозяйства РФ.

Согласно пункту 2.3 Устава, заявитель является некоммерческой организацией (бюджетным учреждением) и не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Целью деятельности учреждения является создание необходимых условий для увеличения объемов производства высококачественной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса агрохимических, гидромелиоративных, культуртехнических, агролесомелиоративных, водохозяйственных и организационных мероприятий, эксплуатации мелиоративных систем, переданных учреждению в оперативное управление, реализации федеральных целевых программ на территории Волгоградской области (пункт 3.1 Устава).

Одним из основных видов деятельности Учреждения являются распределение водных ресурсов, забираемых из водных объектов для нужд мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения;оказание услуг по подаче воды с государственных мелиоративных систем водопотребителям, сельхозтоваропроизводителям; эксплуатация мелиоративных систем, обеспечение безопасности гидротехнических сооружений (пункт 3.2 Устава).

Согласно п.2.3 Устава учреждение является некоммерческой организацией. Пункты 3.2  и 3.3 Устава закрепляют основные и приносящие доход виды деятельности, среди которых, в том числе, оказание услуг по подаче воды с государственных мелиоративных систем водопотребителям, сельхозтоваропроизводителям, эксплуатация мелиоративных систем.

Законодательство Российской Федерации в области мелиорации земель регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления мелиоративных мероприятий на землях сельскохозяйственного назначения или на землях, предназначенных для осуществления производства сельскохозяйственной продукции (ст.4 Федерального закона от 10.01.1996 N4-ФЗ «О мелиорации земель»).

Под мелиорацией земель, согласно статье 2 Федерального закона N 4-ФЗ, понимается коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий.

В соответствии со статьей 6 указанного закона, гидромелиорация земель состоит в совершении определенных действий с водным обеспечением мелиорируемых земель. К этому типу мелиорации земель относятся оросительная, осушительная, противопаводковая, противоселевая, противоэрозионная, противооползневая и другие виды гидромелиорации земель.

Согласно абзацу 5 статьи 2 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ «О мелиорации земель», мелиоративные системы это комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях.

В соответствии с абзацем 6 статьи 2 вышеназванного закона, государственные мелиоративные системы - мелиоративные системы, находящиеся в государственной собственности и обеспечивающие межрегиональное и (или) межхозяйственное водораспределение и противопаводковую защиту, а также противоэрозионные и пастбищезащитные лесные насаждения, которые необходимы для обеспечения государственных нужд.

В решении о предоставлении водного объекта в пользование от 18.01.2012, выданным Нижне-Волжским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов, указано, что ФГБУ «Управление «Волгоградмелиоводхоз» предоставляется использование участка Волгоградского водохранилища для забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, следует, что ФГБУ «Управление «Волгоградмелиоводхоз» является бюджетным учреждением, которое использует мелиоративные системы для оказания услуг по сельскохозяйственному водоснабжению сельхозпроизводителям для осуществления полива овощей и т.п. (орошения), то есть, учреждение осуществляет деятельность по оказанию услуг по подаче воды для сельскохозяйственных производителей исключительно в рамках осуществления мелиоративных мероприятий, в целях создания необходимых условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции.

Следовательно, ФГБУ «Управление «Волгоградмелиоводхоз» не является организацией коммунального комплекса и не обладает системой коммунальной инфраструктуры в тех значениях, которые придаются указанным понятиям Законом              №210-ФЗ.

Согласно Закону о мелиорации и Уставу учреждение является организацией, эксплуатирующей мелиоративные системы, которые являются собственностью Российской Федерации, обеспечивающие создание оптимального водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях.

В силу пункта 3 приказа от 31.08.2010 №300 Министерства сельского хозяйства РФ, Федерального закона от 08.05.2010 №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», учреждение самостоятельно определяет возможность и объем оказания платных услуг (работ) и устанавливает размер платы за услуги (работы) по основным видам деятельности.

В связи с чем, ФГБУ «Управление «Волгоградмелиоводхоз» само определяет стоимость оказанных услуг по подаче воды и другим видам деятельности.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что учреждение не является организацией коммунального комплекса; осуществляет оказание платных услуг по подаче воды сельскохозяйственным производителям для в осуществления мелиоративных мероприятий в рамках полномочий, закрепленных за ФГБУ «Управление «Волгоградмелиоводхоз» как бюджетным учреждением, осуществляющим свою деятельность в целях создания необходимых условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции.

Следовательно, деятельность учреждения, связанная с оказанием платных услуг по водоснабжению сельхозпроизводителей в рамках осуществления мелиоративных мероприятий, не подпадает под действие Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и не подлежит тарифному регулированию в порядке, установленном Законом №210-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».

С учетом указанного, а так же установленных обстоятельств  решением Арбитражного суда Волгоградской области от 09.09.2013 по делу № А12-13940/2013 не требующих доказывания в настоящем деле ( ст.69 АПК РФ) суд считает оспариваемое представление не может быть признано законным.

Требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным представление Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области от 28.05.2013 по делу №03-05/13-130 в отношении ФГБУ «Управление «Волгоградмелиоводхоз».

Взыскать с Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области в пользу Федерального государственного  бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Волгоградской области» государственную пошлину в размере 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке. 

Судья                                                                                                              А.В. Пономарев