ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-17784/06 от 10.07.2007 АС Волгоградской области

____________ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ_________

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград

10.07.2007 Дело № А12-17784/06-С24

Арбитражный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Ильиновой О.П., судей Наумовой М.Ю., Самсонова В.А.

при ведении протокола судебного заседания Ильиновой О.П.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлениям ООО «Компания Волгокарт», прокуратуры Волгоградской области к Администрации г. Волгограда

третьи лица: MУ «Городской информационный центр», Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда, Нижневолжская территориальная инспекция государственного геодезического надзора, Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области

о признании недействующим нормативного акта

при участии в заседании:

от прокуратуры – Балычёва А.С. помощник прокурора

от ООО «Волгокарт» - Сарибеков В.Г., директор

от ответчика – Зацепина Л.А., представитель по доверенности 31.05.2007.

от третьих лиц:

МУ «ГИЦ» - Абрамов А.В., по доверенности от 31.05.06

У С Т А Н О В И Л:

20 октября 2006 года ООО «Компания Волгокарт» (далее «Общество») обратилось с иском в арбитражный суд Волгоградской области о признании недействующими отдельных положений Постановления Администрации Волгоградской области № 2164 от 05.09.2006г. «Об отраслевом городском фонде цифровых картографических материалов Волгограда», а, именно, части 1 пункта 4 названного Постановления в части наделения МУ «ГИЦ» функциями по выдаче и проверке материалов отраслевого городского фонда цифровых картографических материалов отраслевого городского фонда картографических материалов Волгограда по тарифам, утвержденным постановлением главы администрации Волгограда от 10 апреля 2006 года № 797 «О базовых тарифах на услуги, выполняемые муниципальным учреждением «Городской информационный центр».

Требования мотивированы тем, что фактически на МУ «ГИЦ» возложены функции контроля за качеством выполнения топографо-геодезических работ. За выдачу подтверждения о проверке соответствия материалов инженерных изысканий установленным требованиям МУ «ГИЦ» взимает плату. Вместе с тем, согласно ст. 13 ФЗ РФ «О геодезии и картографии» государственный геодезический и картографический контроль осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области надзора за геодезией и картографией и его территориальными органами. По мнению истца, оспариваемым постановлением администрация переложила функции, возложенные на Комитет по градостроительству и архитектуре на МУ «ГИЦ», вместо того, чтобы воспользоваться правом привлечения специалистов.

07 ноября 2006 года ООО «Компания Волгогкарт» обратилась в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействующим Положения «Об отраслевом городском фонде цифровых картографических материалов Волгограда» как неутвержденное органом исполнительной власти по согласованию с Федеральной службой геодезии и картографии России на основании Постановления Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 853 «О порядке утверждения положений о федеральном, территориальном и ведомственном картографо-геодезических фондах и перечней включаемых в них материалов и данных». В обоснование требований истец указал, что Положение «Об отраслевом городском фонде картографических материалов Волгограда» не согласовано и не утверждено соответствующим исполнительным органом в нарушение Постановления Правительства РФ от 18 июля 1996 года «О порядке утверждения положений о федеральном, территориальном и ведомственном картографо-геодезических фондах и перечней включаемых в них материалов и данных».

28 ноября 2006 года в арбитражный суд Волгоградской области обратился первый заместитель прокурора Волгоградской области с заявлением в порядке ст. 192 АПК РФ, в котором просил признать недействующим и не подлежащим применению абзац 1 пункта 4 вышеназванного постановления, п. 1.5 Положения об отраслевом городском фонде цифровых картографических материалов Волгограда, утвержденных Постановлением № 2164 от 5.09.06г., как несоответствующих ст. 13 Закона РФ «О геодезии и картографии», ст.4, п.3 ст.7 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках, п.п. 3.2, 8.5, 8.8, 8.9 Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации».

В силу п. 2 ст. 130 АПК РФ арбитражный суд объединил дела по вышеуказанным требования ООО «Волгокарт» и прокуратуры Волгоградской области в одно производство.

После объединения дел представитель Общества уточнил требования и просил признать недействующим также пункт 1 оспариваемого постановления, которым утверждено Положение об отраслевом городском фонде цифровых картографических материалов Волгограда.

В соответствии со статьей 192 АПК РФ, заинтересованные лица имеют право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, если полагают, что оспариваемый акт или его отдельные положения не соответствуют закону или иному нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как видно из материалов дела 05 сентября 2006 года администрацией города Волгограда вынесено Постановление № 2164 «Об отраслевом городском фонде цифровых картографических материалов Волгограда», п. 4 которого поручено муниципальному учреждению «Городской информационный центр» осуществлять выдачу и проверку материалов отраслевого городского фонда цифровых картографических материалов Волгограда по тарифам, утвержденным Постановлением главы администрации Волгограда от 10 апреля 2006 года № 797 «О базовых тарифах на услуги, выполняемые муниципальным учреждением «Городской информационный центр», по выдаче и приемке материалов отраслевого городского фонда цифровых картографических материалов Волгограда. Этим же постановлением утверждено оспариваемое Обществом Положение.

Согласно ст. 13 ФЗ РФ «О геодезии и картографии», государственный геодезический надзор за геодезической и картографической деятельностью осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области надзора за геодезией и картографией и его территориальными органами. Основными задачами государственного геодезического надзора за геодезической и картографической деятельностью являются:

надзор за соблюдением всеми субъектами геодезической и картографической деятельности требований нормативно-технических документов в области геодезической и картографической деятельности;

надзор за правильным отображением Государственной границы Российской Федерации и территории Российской Федерации;

регистрация геодезических и картографических работ;

учет геодезических пунктов;

ведение дежурной справочной карты с отображением на ней изменений границ между субъектами Российской Федерации, границ между муниципальными образованиями, а также изменений местности и наименований географических объектов.

В соответствии с Положением о государственном геодезическом надзоре в Российской Федерации ( утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.92г. № 742), Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации ( утв. Роскатографией 15 октября 1993 года), осуществление государственного геодезического надзора и контроля за соблюдением требований при проведении на территории Российской Федерации топографо-геодезических и картографических работ возложено на органы государственного геодезического надзора Российской Федерации, входящие в состав Роскартографии.

Надзор за геодезической деятельностью на территории Волгоградской области осуществляется Нижневолжской ТИГГН.

Пунктом 3.2 Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора установлена возможность делегирования инспекциями госгеонадзора права регистрации и выдачи разрешений на выполнение субъектами геодезической деятельности геодезических работ органам архитектуры и градостроительства. При этом, соответствующие органы архитектуры и градостроительства осуществляют рассмотрение и регистрацию технических проектов или программ предприятий на производство ими топографо-геодезических работ на указанных площадях и при линейных изысканиях.

Разделом 8 Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора установлен порядок приемки материалов завершенных топографо-геодезических и картографических работ. При этом указано, что приемка работ осуществляется техническими комиссиями, назначенными руководством органов архитектуры и градостроительства. Для работы в комиссиях могут быть привлечены представители специализированных предприятий.

Постановлением от 17.04.2007 Федерального арбитражного суда Поволжского округа по настоящему делу установлено, что из оспариваемого пункта 4 Постановления не следует, что МУ «ГИЦ» поручается производить приёмку топографо-геодезических работ. Какими-либо правомочиями контролирующего органа МУ «ГИЦ» не наделено, иного материалами дела не установлено. Органы госгеонадзора для работы в комиссиях вправе привлекать представителей специализированных предприятий. Поэтому поручение МУ «ГИЦ» проведение проверки цифровых картографических материалов, т.е. проведение экспертизы этих материалов не противоречат нормам права, о несоответствии которым указывается истцом.

Согласно ст. 69 ч 2 АПК РФ Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

На дату нового рассмотрения дела в суде 1 инстанции также не представлены доказательства наличия у МУ «ГИЦ» контролирующих функций.

Основания исковых требований Прокуратурой изменены. Указывается о несоответствии оспариваемых нормативных актов п.3 ст 15 ФЗ «О защите конкуренции». Согласно данной нормы права Запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных   федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации  , а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.

ООО «Компания Волгокарт» исковые требования уточнило (т.4 л.д.21) и просит признать недействующим абзац 1 пункта 4 Постановления Администрации Волгограда №2164 от 05.09.2006 «Об отраслевом городском фонде цифровых картографических материалов», пункт 1.5, п. 1.6 в части слов»проверенных «ГИЦ», абзац 2 пункта 5.2 , п.5.3, 5.4 Положения об отраслевом городском фонде цифровых картографических материалов Волгограда, утвержденных Постановлением № 2164 от 5.09.06г., как несоответствующих ст. 13 Закона РФ «О геодезии и картографии», ст 4, ст 7 Закона «О конкуренции…», п.п. 3.2, 8.5, 8.8, 8.9 Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации».

Согласно «Положению о государственном геодезическом надзоре за геодезической и картографической деятельностью» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.03.2005 N 134, от 14.12.2006 N 767) пункт 12 п.п. 6) Главный государственный инспектор Российской Федерации по геодезическому надзору за геодезической и картографической деятельностью и его заместитель, главные государственные инспекторы по геодезическому надзору за геодезической и картографической деятельностью на соответствующей территории и их заместители, кроме прав, предусмотренных пунктом 11 настоящего Положения, имеют также право:

привлекать в установленном порядке специалистов других организаций (по согласованию с их руководителями) для приемки геодезических и картографических работ и проведения проверок, связанных с осуществлением государственного геодезического надзора;

Приказом Федеральной службы геодезии и картографии России от 5 августа 2002 г. N 114-пр утверждена инструкция «О порядке предоставления в пользование и использования материалов и данных федерального картографо-геодезического фонда», согласно которой :

2.17. Плата за пользование материалами и данными фонда, включающая в себя затраты на их создание и хранение, а также плата за услуги взимается в размере, устанавливаемом Федеральной службой геодезии и картографии России по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, на хранении в которых находятся материалы и данные фонда.

2.18. Средства, полученные за пользование материалами и данными федерального картографо-геодезического фонда, направляются на формирование и ведение федерального картографо-геодезического фонда.

Приказом Федеральной службы геодезии и картографии России от 6 июня 2003 г. N 97-пр утверждено положение «О порядке передачи гражданами и юридическими лицами в федеральный картографо-геодезический фонд копий геодезических и картографических материалов и данных», согласно которому:

2.1. В федеральный картографо-геодезический фонд (далее - ФКГФ) безвозмездно передается один экземпляр копий созданных геодезических и картографических материалов и данных, отнесенных в установленном порядке к материалам ФКГФ.

Руководителем Федеральной службы геодезии и картографии России Н.Д.Ждановым 15 октября 1993 года утверждена «инструкция о порядке осуществления государственного геодезического надзора в российской федерации» № ГКИНП-17-002-93 , согласно которой :

10.7 Сведения об исполненных топографо - геодезических, картографических и аэросъемочных работах выдаются предприятиям по действующим расценкам инспекциями госгеонадзора и ЦКГФ только в объеме их действительной потребности.

Указанные данные выдаются предприятиям на основе письменных запросов, в которых должно быть точно указано, какие сведения и данные необходимы и для каких целей, номер и дата заявления - разрешения на производство топографо - геодезических работ, оформленного в установленном порядке в инспекции госгеонадзора или органе архитектуры и градостроительства, а также гарантии оплаты услуг.

Приказом федеральной службы геодезии и картографии России от 16 июня 1993 г. № 108п «О ценах на топографо-геодезическую и картографическую продукцию» установлено:

Экспертиза проектно-сметной документации топографо-геодезических работ, их регистрация, приемка материалов этих работ на концентрацию в Федеральный и региональные топографо-геодезические фонды при сметной стоимости работ:

21. До 1 млн. включительно - 3% от сметной стоимости (в текущих ценах)

22. 30,0 тыс. рублей + 0,1% от стоимости работ на объектах, превышающих 1,0 млн. рублей (в текущих ценах)

Примечания:

В цены включены затраты на все операции и процессы при выполнении работ и оказании услуг (получение и регистрация заявок, работы с посетителями, выписка счетов для оплаты и другие подготовительные и вспомогательные работы). Цены определены франко-склад поставщика. В них не включены и определяются дополнительно по действующим тарифам расходы на отправку материалов и специальную упаковочную тару (коробки, ящики для посылок или другие виды жесткой упаковки). Цены рассчитаны для условий средней полосы Европейской части Российской Федерации первой поясной зоны по оплате труда. При выполнении работ в районах, для которых в соответствии с действующим законодательством установлены районные коэффициенты к заработной плате, эти коэффициенты применяются к приведенным ценам. В случаях, когда приемка работ, предусмотренных в п. п. 21 и 22, инспекциями госгеонадзора не производится, к ценам применяется коэффициент - 0,5. При повторном выполнении инспекциями госгеонадзора работ, предусмотренных в п. п. 21 и 22, к ценам применяется коэффициент - 0,7.

Ст 15 Закона РФ «О геодезии и картографии» не установлено, что выдача материалов и экспертиза качества работ при их приёмке производится бесплатно. Также это не предусмотрено п. 3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», п.3.2, 8.5, 8.8, 8.9 Инструкции «О порядке осуществления государственного геодезического надзора в РФ».

Статья 7 Закона «О защите конкуренции» утратила силу. Ст. 4 названного Закона содержит расшифровку понятий, используемых в Законе.

При таких обстоятельствах иск ООО «Компания Волгокарт» и Прокуратуры Волгоградской области удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Отказать в иске ООО «Компания Волгокарт». Признать абзац 1 пункта 4 Постановления Администрации Волгограда №2164 от 05.09.2006 «Об отраслевом городском фонде цифровых картографических материалов», пункт 1.5, п. 1.6 в части слов «проверенных «ГИЦ», абзац 2 пункта 5.2 , п. 5.3, 5.4 Положения «Об отраслевом городском фонде цифровых картографических материалов Волгограда», утвержденных Постановлением № 2164 от 5.09.06г. - соответствующими ст. 13 Закона РФ «О геодезии и картографии», ст. 4, ст. 7 ФЗ «О защите конкуренции» п.п. 3.2, 8.5, 8.8, 8.9 Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации».

Отказать в иске Прокуратуре Волгоградской области. Признать абзац 1 пункта 4 Постановления Администрации Волгограда №2164 от 05.09.2006 «Об отраслевом городском фонде цифровых картографических материалов», п. 1.5 Положения «Об отраслевом городском фонде цифровых картографических материалов Волгограда», утвержденных Постановлением № 2164 от 5.09.06г. - соответствующими ст. 13 Закона РФ «О геодезии и картографии», п.3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», п.п. 3.2, 8.5, 8.8, 8.9 Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Поволжского округа.

Судьи Ильинова О.П.

Наумова М.Ю.

Самсонов В.А.